Сделай Сам Свою Работу на 5

Российская этика. Основные тенденции развития (90е годы)





Функции менеджмента

Функции менеджмента — это виды управленческой деятельности, которые обеспечивают формирование способов влияния на деятельность организации.

Управленческие процессы на предприятии происходят на основе функционального распределения. Суть управленческой деятельности на всех уровнях управления обеспечивают функции менеджмента.

На сегодняшний день к функциям менеджмента относится :

· планирование,

· организация,

· мотивация,

· контроль,

· регулирование.

Эти функции управления связаны процессами принятия решений и коммуникацией.

Функция планирования является номером один в менеджменте. Реализуя ее, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится фирма, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы. Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки организации и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов. Кроме того, планирование обеспечивает более четкую координацию усилий структурных подразделений и таким образом укрепляет взаимодействие руководителей разных служб организации. А это значит, что планирование — это непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Следовательно, планы не должны носить директивного характера, а меняться в соответствии с конкретной ситуацией.



По своей сути, функция планирования отвечает на три основных вопроса:

1. Где мы находимся на данное время? Руководители должны оценить сильные и слабые стороны организации в таких важных отраслях, как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. Все это осуществляется с целью определения, чего может реально добиться организация.

2. Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей среде, такие, как конкуренция, клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные изменения, руководство определяет, что может помешать организации достижению этих целей.



3. Как мы собираемся это сделать? Руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.

Планирование — это одно из средств, с помощью которого руководство обеспечивает единственное направление усилий всех членов организации для достижения ее общей цели.

Функция организации — это формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами. В любом плане, составляемом в организации есть создание реальных условий для достижения запланированных целей, часто это требует перестройки структуры производства и управления с тем, чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к требованиям рыночной экономики. Функция мотивации — это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование, обогащается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. Функция контроля — это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Существуют три аспекта управленческого контроля. Первый аспект — установление стандартов — это точное определение цели, которая должна быть достигнута в определенное время. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект — это измерение того, которое было в действительности достигнуто в определенный период, и сравнения достигнутого с ожидаемыми результатами. Если эти обе фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, ему известен и источник этой проблемы. Третий аспект — стадии, на которой выполняются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от начального плана.



Функция координация — это центральная функция менеджмента. Она обеспечивает достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Наиболее часто используются отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, средства радио и телевещания, документы. С помощью этих и других форм связей устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирование, организация, мотивации и контроля), а также действие руководителей.

 

Этикет разных стран (Япония, Англия, Франция)

Англия

Соблюдение формальностей - это стиль жизни англичан. Британцы в первую очередь обращают внимание на детали. Даже когда будете писать письма, строго соблюдайте все тонкости. Ни в коем случае не обращайтесь к кому-либо по имени, если вы не получили от него специального на то разрешения. Разбираться в титулах и званиях весьма важно, но никогда не награждайте почетным титулом самого себя.

При входе в здание перчатки принято снимать. Говорить с англичанином о делах после окончания рабочего дня считается дурным тоном. Для него все разговоры о работе прекращаются с окончанием рабочего дня. Это правило действует и во время ужина с вашим деловым партнером.

Для английского бизнеса характерна кастовость, поэтому молодые люди, входящие в мир бизнеса, происходят чаще всего из семей, которые занимаются предпринимательством многие десятилетия.

Бизнесмены Великобритании считаются одними из самых квалифицированных в деловом мире Запада. Англичане очень тщательно анализируют ситуацию, складывающуюся на рынке. Они любят составлять краткосрочные и среднесрочные прогнозы. Английские предприниматели предпочитают заключать контракты, которые принесут прибыль в ближайшем будущем, и, напротив, очень неохотно идут на расходы, которые окупятся только через несколько лет.

 

Франция

Каким вы представляете себе типичного француза? Этаким героем-любовником, в перерывах между поединками и романами поедающим в большом количестве лягушек. Должны вас разочаровать, французы не совсем такие, а точнее - совсем не такие.

Французам свойствен крайний национализм. Они болезненно реагируют на использование английского или немецкого языка во время деловых встреч и сами с неохотой учат какой-либо иностранный язык.

Французы приветливы, разговорчивы, расчетливы и бережливы. Они легко закипают, обижаются и никогда не прощают пренебрежительного отношения, даже в мелочах. Отличительной чертой французов является то, что, несмотря на общительность, они предпочитают работать в одиночку.

Французы часто любят поспорить, очень эмоциональны, их темперамент отражается не только в разговоре, но и в мимике и жестах. Любят судить других, но в то же время критику в свой адрес воспринимают болезненно. Если вы находитесь во Франции, то никогда не забывайте об этом.

Общепринятое обращение к мужчинам - "мсье", к незамужним женщинам - "мадемуазель", к замужним женщинам - "мадам". На работе ко всем женщинам без исключения принято обращаться "мадам".


Закончив еду, попросите счет. В случае несогласия с суммой выражайте его тихо. Во многих ресторанах в меню обозначено: "Цены с включением чаевых". Если такого указания нет - нужно прибавить к счету 10 процентов. Если вам понравилось обслуживание, вы можете дать чаевые и в том случае, когда они включены в цены.

 

 

Японский этикет

Японцы приветствуют друг друга поклонами. Это может быть простой кивок головой или глубокий поклон до 90? - все зависит от социального статуса человека.

Бизнес переговорам обязательно предшествует обмен визитными карточками. Принимать их необходимо обеими руками, а прежде чем спрятать, нужно внимательно их изучить.

Так же как и англичан, не стоит трогать японцев руками или обниматься с ними. А если при разговоре попытаться поймать взгляд японца, он смущается и проявляет желание быстрее закончить разговор.

В отличие от Англии в Японии принято дарить подарки, как на официальной встрече, так и в обычной обстановке. Обычно подарки преподносятся в конце встречи.

Японцы предпочитают не произносить слово «нет». Если им задали вопрос, они вполне могут ответить «да», но означать это может и отказ.

 

Этикет в офисе

не берите вещи с чужих рабочих столов без спроса;

* всегда мойте за собой чашку из-под кофе или чая (если не хотите, чтобы в ней развились новые формы жизни — никто не обязан мыть посуду за вами);

* не спите на рабочем месте (это нечестно по отношению к другим сотрудником — они-то работают, да и храп ваш может им мешать);

* будьте вежливы и придерживайте дверь, если с вами в офис входит менеджер, нагруженный массой папок, или системный администратор, тащащий на себе монитор и системный блок


* Не раздражайте коллег по отделу, не отвечая на звонки на ваш мобильный. Если вы так уж заняты и не можете говорить, включите автоответчик. Или хотя бы установите на телефоне беззвучный режим или режим виброзвонка. Если ваш чудо-рингтон придется прослушивать всем сотрудникам по сто раз в день, даже самая классная песня начнет выводить их из себя.

* Не стоит открыто хвастаться своими успехами на рабочем фронте — давайте понять коллегам о собственных достижениях косвенно, иначе прослывете хвастуном и самовлюбленным хамом.

* Не нужно слишком «выделываться» с обедом, если вы едите в офисе, а не выходите на ленч. Бутерброды будут как нельзя кстати, а вот марципаны с антрекотами — это уже слишком.

* Если готовите чай или кофе себе, предлагайте и коллегам, вы же не хотите создать впечатление индивидуалиста.

* Не ввязывайтесь в интимные отношения с симпатичным сотрудником или сотрудницей «просто так», ради приключения — в качестве последствий вы можете получить слухи о ваших «талантах» в постели, гуляющие по всему офису.


Свою речь контролировать также необходимо, как бы вам не претила формальная форма общения. Панибратство на рабочем месте также не приветствуется, и палку перегибать не советую.


* Разговаривая с коллегами или клиентами, не используйте сленг — иначе будете казаться им не серьезным менеджером, а заблудившимся курьером. А вам же хочется, чтобы к вам относились с уважением!

* Запоминайте имена сотрудников и клиентов — так вы сможете начать беседу и избежать неловкого молчания, а также расположить к себе собеседника.

* От своих вредных привычек тоже придется отказаться (хотя бы в стенах офиса). То есть, не создавайте о себе нелицеприятного впечатления, сквернословя или постоянно жуя жвачку.

* Если уж заводите беседу с кем-то из коллег, или с вами разговаривает босс, слушайте, что вам говорит собеседник. Если станет видно, что вы витаете в облаках, будете выглядеть некомпетентным и непрофессиональным сотрудником.

* Наладив отношения с коллегами, можно чуть расслабиться и отбросить формальности, но что касается первой встречи с будущим начальником или сотрудниками, стоит постараться произвести впечатление серьезного и воспитанного человека.

* Крепкое и дружелюбное рукопожатие — лучший способ завершить встречу. Также поблагодарите собеседников за уделенное вам время и обменяйтесь визитками, если в этом есть необходимость.


Не стоит думать, что офисный этикет ограничивается стенами компании. Все, что связано с работой — даже вне офиса — также должно оставаться под контролем — никаких крайностей в поведении! На деловой ленч приходите вовремя и, организовывая встречу, оговаривайте оплату обеда заранее (если вы этого не сделали, расплачиваться придется вам — вы же созвали встречу в ресторане). Неплохо при встрече пару минут просто поболтать о том, о сем — о погоде или результатах футбольного матча, шедшего вчера по телевизору — так вы расположите к себе собеседников. Еще один вид рабочего общения вне офиса — конференции. Там следует также заводить новые полезные знакомства — так что уметь правильно общаться просто необходимо. Первое впечатление крайне важно, то есть, одеваться и вести беседу нужно формально. Если вы слушаете выступающих на конференции, это поможет вам по ее окончании познакомиться с ними и обсудить тему выступления — так завяжется знакомство. Также, можно поставить перед собой цель — скажем, познакомиться с тремя представителями других компаний, работающих в вашей сфере — такие знакомства наверняка пригодятся в будущем.

 

 

История деловой этики

Этикет (etuquette) - французское слово, означающее манеру, способ вести себя в обществе.

Современные исследователи жизни общества и историки утверждают, что родиной этикета является Италия XIV в., которая не только отличалась от варварской Англии, Германии и даже Франции уважением к силе, богатству и родовитости, но также полагала обязательным наличие у богатых и знатных людей приятных манер, любезного обхождения, умения вести себя в обще-стве. Более того, весьма желательным считалась также образованность - и это тогда, когда, например, Франция не уважала представителей наук, презирала ученых, считала их занятия бессмысленными. Исторически этикет возник, прежде всего, во дворцах, поэтому и был назван дворцовым или государственным.

Естественным образом нормы поведения государей при встречах, развиваясь, дали жизнь дипломатическому этикету, поскольку дипломаты при переговорах выражали государственную точку зрения.

Одновременно развивался воинский этикет, поддерживающий стройность и строгость правил поведения в армии, без которого порядок просто был бы невозможен.

Появились и другие виды этикета - светский, иногда сейчас называемый общегражданским.

Самый "молодой" из них - деловой этикет.

Требования этикета, в том числе и делового, не носят абсолютного характера, они меняются с течением времени, под влиянием факторов, о которых упоминалось ранее.

Можно сказать, что деловой этикет - это внешнее выражение внутренней моральности и культуры человека.
Деловой этикет базируется на следующих принципах:

1. Здравый смысл: нормы делового этикета не должны противоречить здравому смыслу, а здравый смысл подсказывает, что деловой этикет в целом направлен на поддержание порядка, организованности, экономию времени и другие разумные цели.
Нормы этикета, нарушающие деловые взаимоотношения, устоявшиеся правила общения, здравым смыслом поддерживаемы быть не могут.

2. Свобода: имеется в виду то, что правила и нормы делового этикета, хотя и существуют и весьма ревностно исполняются, тем не менее не должны препятствовать свободному волеизъявлению каждого делового партнера, свободе выбора партнеров по бизнесу, свободе подбора методов и способов исполнения договоренностей между сторонами.

Свобода предполагает также терпимое отношение к проявлению национальных особенностей, культурных национальных традиций, лояльность к свободно проявляемой точке зрения, к различным деловым позициям. Однако такой принцип делового эти-кета, как свобода, ограничен:
• здравым смыслом;
• климатическими условиями;
• традициями;
• национальными особенностями;
• политическим режимом и др.
3. Этичность: весь комплекс норм, стандартов, требований,
рекомендаций, составляющий деловой этикет, самой своей сутью
и содержанием просто обязан быть этичным, моральным, т.е. де
ловой этикет целиком и полностью ориентирован на добро. Но
как трактовать эту главную категорию морали, другими слова
ми, что считать добром и что считать злом, в сфере бизнеса - вопрос сложный и неоднозначный. Все содержание данной области знаний, а также учебной дисциплины "Деловой этикет" имеет своей главной целью "окружить" бизнес множеством "этических фильтров", оставляющих аморальное поведение и поступки людей за рамками сферы деловых отношений.

4. Удобство: нормы делового этикета - не путы, не оковы, не кандалы на руках и ногах партнеров по бизнесу, они не должны сковывать деловых людей, мешая тем самым деловым отношениям и тормозя развитие экономики.

Удобным для делового человека должно быть все - от планировки служебного помещения до размещения оборудования в нем, от деловой одежды до правил проведения презентации и требова-ний, предъявляемых к деловым переговорам, причем эти удобства должны быть обеспечены в равной степени для всех участников деловых отношений.

5. Целесообразность: суть этого принципа в том, что каждое предписание делового этикета должно служить определенным целям. Виды деловых отношений - презентация, деловая беседа, ведение переговоров и т.п. - имеют разнообразные цели, и каждый аспект делового этикета должен им соответствовать.


 

Профессиональная этика

Профессиональная этика — термин, используемый для обозначения:

· системы профессиональных моральных норм (например «профессиональная этика юриста»)

· направления этических исследований относительно оснований профессиональной деятельности

В настоящее время значение термина, как правило, определяется из контекста, либо оговаривается особо.

Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.

Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают:
а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность);
б) особое понимание долга и чести;
в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.

Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах — требованиях по отношению к специалистам.

Профессиональные этики, как правило, касаются лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, то есть последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика).

Профессионализм и отношение к труду являются важными качественными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной оценке индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классово-дифференцированном обществе они определяются социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий, зависят от степени классового самосознания профессиональных групп, источников их пополнения, уровня общей культуры индивида и так далее.

Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Но к некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Есть такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда основывается на высокой согласованности действий его участников, обостряя потребность в солидарном поведении. Уделяется особое внимание моральным качествам работников тех профессий, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, значительными материальными ценностями, некоторых профессий из сфер услуг, транспорта, управления,здравоохранения, воспитания и так далее. Здесь речь идет не о фактическом уровне моральности, а о долженствовании, которое, оставшись нереализованным, может каким-либо образом воспрепятствовать исполнению профессиональных функций.

Профессия – определенный вид трудовой деятельности, требующий необходимых знаний и навыков, приобретаемых в результате обучения и длительной трудовой практики.

Профессиональные виды этики — это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе.

Профессиональные моральные нормы — это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Активную роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение.

 

Деловая этика: дресс-код

Эти результаты полностью подтверждают мнение о том, что дресс-код — понятие в нашей стране новое, и отношение сотрудников к нему пока неоднозначно. Одни считают, что даже если в компании существует строгий дресс-код, понятие «свободной пятницы» (день, когда сотрудник может придти на работу в более вольной одежде) допустимо. Проявление индивидуальности в одежде не отразится на качестве работы. Также среди сотрудников распространено мнение о том, что строгий дресс-код и особое внимание своему внешнему виду должны уделять работники, которым по долгу службы приходится ежедневно общаться с клиентами и партнерами. А те, кто не находятся постоянно на виду, могут позволить себе приходить в более вольной одежде и на качестве их работы это никак не отразится. В настоящее время в большинстве российских компаний существуют негласные правила делового стиля. Это аккуратность и скромность в одежде. Такая форма более предпочтительней для сотрудников, чем введение строгого дресс-кода. Таким образом, реальность сегодняшнего дня показывает, что деловой стиль — это не униформа. Он не исключает индивидуальности в одежде и не препятствует творческому отношению к своей внешности, а лишь показывает уважение к окружающим людям. Во многих крупных компаниях требования начинаются еще на собеседовании, когда отсеиваются любители коротких юбок, джинсов и спортивной одежды. И это не случайно: внешний вид соискателя говорит о его отношении к работе и к той должности, на которую он претендует. Американский дизайнер деловой одежды Адриана Коулей считает, что внешний вид сотрудников может рассказать о фирме больше, чем они сами, и дает полезные советы, которые помогут не ошибиться с выбором наряда для работы в офисе.

Мужской дресс-код, как правило, более консервативен, чем женский. Однако мужчины тоже могут найти простор для фантазии и способ подчеркнуть свою индивидуальность. Это может быть оригинальный галстук, часы или хорошо сидящий костюм, но именно такие мелочи и делают человека стильным.

 

Костюм

Главная составляющая наряда бизнесмена — костюм. Мужчинам необходимо иметь не менее трех костюмов спокойных цветов (черный, серый, темно-синий, бежевый), которые можно разнообразить ежедневной сменой галстука и рубашки. Хороший деловой костюм должен отвечать ряду непременных условий. Пиджаки могут быть двубортные или однобортные. Количество пуговиц также может варьироваться, но если их больше одной, то последняя не застегивается — это правило распространяется и на жилет. Шлицы пиджака не должны расходиться, а его длина определяется пропорциями фигуры, но, как правило, прикрывает ягодицы. Брюки должны, опускаясь на ботинки, образовывать небольшую складку, сзади — доходить до начала или середины каблука, а при ходьбе не открывать носков.

 

Рубашка

Идеальные рубашки для делового стиля — белые и пастельные. Такие рубашки хорошо сочетаются с любым костюмом и галстуком. Что точно не годится — шелковые, блестящие, прозрачные рубашки. Существует правило: между воротником и шеей должен помещаться указательный палец. Манжет рубашки должен быть чуть ниже запястья и высовываться из-под рукава пиджака примерно на сантиметр, плотно прилегать к руке, но давать возможность смотреть на наручные часы.

 

Галстук

Один из немногих предметов мужского костюма, с помощью которого можно выразить свою индивидуальность — это галстук. Существует золотое правило цветовой формулы одежды: чередование однотонности и рисунка. Например: если вы носите однотонный костюм, галстук к нему можно подобрать с рисунком. Считается, что по длине галстук должен доставать до пряжки ремня. Дурной тон носить галстук светлее рубашки.

 

Ремень

Ремень всегда сочетается с цветом обуви. Поэтому ремень нужно подбирать под имеющуюся обувь. Пряжка ремня должна быть небольшой и металлической.

 

Обувь

Идеальным вариантом к деловому костюму считаются туфли на низком и среднем каблуке, лучше кожаные, матовые, без вычурных украшений. Классика — это полуботинки на шнурках, которые будут отлично смотреться с любыми брюками. При подборе цвета предпочтение следует отдать практичному черному. В большинстве случаев допустима коричневая обувь. Однако, не стоит носить ее с синим или черным костюмом. Светлые туфли уместны к светлым брюкам, но лучше отдавать предпочтение темной обуви. Носки мужчина должен подбирать под цвет костюма или обуви. Недопустимо надевать черные носки под светлые брюки или наоборот.

 

 

Российская этика. Основные тенденции развития (90е годы)

Становление российской этики в значительной степени было инициировано процессом перестройки конца 80-х годов. При отсутствии позитивных и содержательных проектов и программ преобразования советского общества, этика оказалась востребованной в качестве мировоззренческого ориентира и общей морально-ценностной проекции общественного развития. Оценивая нравственное содержание перестройки, исследователи отмечали, что "в ее концепции самая общая историческая перспектива формулируется в ценностных понятиях, терминах этики" (А.А. Гусейнов). Результатом этого стала смена парадигмы общекультурного понимания морали, что получило свое выражение в приоритете общечеловеческих нравственных ценностей и в "оправдании" абстрактно-гуманистического канона морали, призванного восполнить "конкретный гуманизм" социалистической практики. Однако поворот к общечеловеческим ценностям в этике приобрел в значительной степени идеологический и общекультурный резонанс и не стал предметом философско-теоретического осмысления. Отдельные собственно этические работы на эту тему затерялись в потоке социально-публицистической периодики, издаваемой миллионными тиражами. В результате исходный импульс становления российской этики не получил своего теоретического развития и не оказал заметного влияния на основной круг ее проблем. Существенным фактором формирования новой этической парадигмы стало "возвращение" в Россию религиозно-философского наследия этиков русского зарубежья: основных этических трудов И.О. Лосского (1991), С.Л. Франка (1992), Н.А. Бердяева (1993), Б.П. Вышеславцева (1994) и др., впервые изданных на родине в серии "Библиотека этической мысли". Это определило многообразие различных этических жанров и сближение традиций в рамках российской этики (религиозно-философской, научно-позитивистской, марксистской) [1], что привело к своеобразному пересечению и взаимопроникновению метафизического и эмпирического дискурсов в этике. Результатом этого явилась тенденция реформирования эмпиризма в этике. Эта тенденция выразилась в попытке синтеза "базовых, нормативно-этических программ" - этики гедонизма, утилитаризма, перфекционизма и альтруизма (Р.Г Апресян, 1995), а также эмпирических подходов к обоснованию природы моральных абсолютов, в частности, путем интроспективных эмпирических обобщений в духе "внутреннего опыта" Д. Локка (Л.В. Максимов, 1996). В отличие от "метафизического реформизма" конца XIX - начала XX вв., предусматривавшего материальную конкретизацию этического формализма Канта, "эмпирический реформизм", следы которого можно обнаружить в этических учениях Е.Н. Трубецкого и Б.П. Вышеславцева, предполагает своего рода "метафизическое" обобщение эмпирических данных нравственности. Восстановление разорванных связей и традиций в этике привело к появлению своеобразного "этического классицизма", связанного с актуализацией классических моральных учений. "Классицизм" в этике вылился в форму моралистического проекта "гармонизации добродетели и счастья" (А.А. Гусейнов, 1995). "Великие моралисты" продолжают традицию "конкретно-идеальной" этики, намеченной Д.И. Чижевским в работе "О формализме в этике (Заметки о современном кризисе этической теории)" (1928). Наряду с религиозно-нравственной агиографией и морализирующей биографией в духе Плутарха, предлагаемых Чижевским в качестве конкретных форм построения идеальных этических типов, здесь представлены образцы "этизирующей биографии", или точнее, "биографизирующей этики", обнаруживающей органическую взаимосвязь между этическим учением и жизнью философа-моралиста.

1 Характерным примером такого рода "сближения" можно считать сборники научно-публицистических чтений "Этическая мысль" / Сост. и общее ред. А.А. Гусейнова (1988, 1990, 1991), сыгравшие важную роль в формировании парадигмы российской этики. Ослабление идеологического диктата в области этики 90-х годов привело, с одной стороны, к ее "эмансипации" от практической жизни и переходу к имманентной моральной рефлексии, а с другой - к "моралеведческому" практицизму, вызвавшему интенсивный рост прикладных видов этического знания: биоэтики, политической этики и этики ненасилия, хозяйственной этики и этики предпринимательства, этики права и этики науки и т.д. Развитие прикладной этики сопровождается процессом "постэтической дифференциации" моральных знаний, связанной с их отрывом от философской этики и становлением в качестве самостоятельных "моральных наук", институционально закрепленных за соответствующими "комитетами" и "комиссиями" по этике. К концу 90-х годов в российской этике нарастает потребность в энциклопедической систематизации моральных знаний, намечающей контуры новой этической парадигмы как "этики цельного знания". Реальным выражением этой тенденции стал выход в 2001 г. энциклопедического словаря "Этика", в котором впервые в истории отечественной мысли была предпринята попытка систематизации этических знаний на основе синтеза мировых культурно-исторических типов этики (индийской, китайской, античной, арабо-мусульманской, западно-европейской и российской). Энциклопедический словарь во многом явился осуществлением и академической легитимизацией интегративной этической идеи отечественной культуры, получившей свое наиболее яркое воплощение в моралистическом религиозно-философском синтезе Л.Н. Толстого (как собрания "мудрых мыслей" всех времен и народов). В этом смысле Словарь можно рассматривать не только в качестве нарождающейся парадигмы новой российской этики, но и в качестве реального противовеса постмодернистской тенденции дифференциации и "деконструкции" этического знания, ведущей к размежеванию и разрыву между философией морали и прикладными видами этики. Залогом этого является духовный и культурный универсализм русской этической мысли как главный импульс ее творческого развития.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.