Бюджет и бюджетное устройство РФ
1.Понятие бюджета и его экономическое значение
2.Бюджетное устройство и бюджетная система
3.Бюджетный федерализм
Согласно бюджетному кодексу РФ бюджет – это форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
По материально вещественной форме бюджет – это централизованный фонд денежных средств.
По форме функционирования бюджет – это плановый финансовый документ, включающий доходы и расходы.
Как экономическая категория бюджет выражает систему денежных отношений между государством, хозяйствующими субъектами и населением по поводу перераспределения в части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования централизованных фондов денежных средств.
Специфика бюджетных отношений как в части финансовых состоит в следующем:
1.Они возникают в распределительных отношениях (процессе), непременным участником которого является государство;
2.Они связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей;
3.Они являются основным инструментом проверки сбалансированности прихода и расхода экономических ресурсов, а также основным инструментом государственного управления экономикой;
Цели и задачи государственного бюджета:
1.Финансовое обеспечение бюджетной сферы;
2.Перераспределение ВВП;
3.Государственное регулирование и стимулирование экономики;
4.Контроль за образованием и использованием централизованных денежных средств
Нормативно-правовой базой бюджетных отношений являются:
- бюджетный кодекс РФ;
-закон РФ «О федеральном бюджете»;
-закон «Субъектов РФ о бюджете субъектов РФ»;
-нормативно-правовые акты органов местного самоуправления о местных бюджетах;
-указы Президента РФ, регулирующие бюджетные правоотношения;
Поступления бюджета складываются из совокупности различных платежей экономических субъектов.
Расходы бюджета – это инвестиции денежных средств в различные государственные мероприятия.
Соотношение доходов и расходов может принимать одну из трех форм:
-баланса (доходы = расходам)
-профицита (доходы превышают расходов)
-дефицита(доходы меньше расходов)
Длительность бюджетного периода – это время в течение, которого реализуется конкретный бюджет. Обычно это год (до кризиса), но сейчас планируется 3-х летний бюджет
Функции бюджета:
1.Фискальная функция – она связана с аккумулированием денежных средств в централизованном фонде;
2.Распределительно-перераспределительная функция - обеспечивает перераспределение централизованных денежных средств между различными сферами материального и нематериального производства, обеспечивая их гармоничное развитие;
3.Контрольная функция – заключается в обеспечении контроля за формированием и расходованием государственных средств
Бюджетное устройство и бюджетная система
Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов действующих на территории РФ
Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру и взаимосвязь объединенных в ней бюджетов.
Бюджетное устройство определяется государственным устройством, в унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два звена это государственный бюджет и местные бюджеты (Франция, Великобритания, Швеция)
В федеративных государствах, в таких как Германия, Россия, Канада, США, трехуровневая бюджетная система (региональный, федеральный, местный)
При этом согласно Конституции РФ в состав бюджета субъектов РФ входят 83 субъекта (21 республиканских бюджетов в составе РФ, 55 областных и краевых бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, Еврейская автономная область, 4 окружных бюджетов автономных округов, в составе местных бюджетов около 29000 местных бюджетов (городских, районных, поселковых, местных))
Свод бюджетов бюджетной системы РФ на определенной территории образует понятие консолидированных бюджетов РФ
Консолидированный бюджет РФ включает в себя:
1.Федеральный бюджет;
2.Консолидированные бюджеты субъектов РФ:
1)Бюджеты субъектов РФ
2)Консолидированные местные бюджеты:
-городские, районные, сельские и поселковые бюджеты
Консолидированные бюджеты ежегодно составляются, но не утверждаются в законодательном порядке, информация о параметрах консолидированного бюджета является очень важной для аналитических и прогнозных расчетов.
Федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона, бюджеты субъектов РФ разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты РФ разрабатываются и утверждаются правовыми актами органов местного самоуправления.
Бюджетная система РФ базируется на определенных принципах
Принципы бюджетной системы:
1.Принцип единства бюджетной системы РФ – единая правовая база, единая денежная система, использование единой бюджетной классификации, единство бюджетного процесса, единые санкции за нарушение бюджетного законодательства.
Бюджетный процесс – это порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета;
2.Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. Реализуется через закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти соответствующего уровня;
3.Принцип самостоятельности означает, что органы власти соответствующего уровня имеют право:
-формировать свой бюджет, т.е. самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
-определять направления расходов и доходов исходя из наличия собственных источников доходов каждого уровня бюджета;
4.Принцип равенства бюджетных прав субъектов федерации и муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти, субъектов федерации и органов местного самоуправления в области установления и исполнения расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов;
5.Принцип полноты отражения всех доходов и расходов и источника финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы и расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме должны отражаться в бюджете;
6.Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать предусмотренному объему доходов.
7.Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов должны достигаться заданные результаты с использованием наименьшего объема средств
8.Принцип совокупного общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджетов должны покрываться общей суммой доходов бюджетов и поступлений из источников финансирования его дефицита
9.Принцип прозрачности (открытости) бюджета означает обязательное опубликование в печати, утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении
10.Принцип достоверности бюджетов означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета
11.Принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей и направляются на финансирование конкретных задач
12.Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования только от главного распорядителя бюджетных средств в ведении, которого они находятся
13.Принцип единства кассы означает, что зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат должно осуществляться с единого счета (чем занимается казначейство)
Лекция 23.10.12
Бюджетный федерализм
Федеративное устройство России является предпосылкой возникновения финансово-бюджетного федерализма.
Бюджетный федерализм является наиболее сложной проблемой в бюджетном устройстве.
Бюджетный федерализм – это способ построения бюджетных отношений между уровнями бюджетной системы обеспечивающей ведущую роль федерального бюджета при высокой степени самостоятельности территориальных бюджетов (территориальный бюджет это совокупность регионального и местного бюджета).
Иными словами бюджетный федерализм – это разграничение прав и полномочий между уровнями бюджетной системы.
Бюджетный федерализм базируется на следующих принципах:
1.Законодательное разграничение полномочий по расходам между органами власти всех уровней
2. Обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций
3. Принцип самостоятельности и равноправия каждого бюджета входящего в бюджетную систему, которые выражаются в самостоятельном определении направлений использования бюджетных средств
4. Обеспечение выравнивания минимальной бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов. Основными способами выравнивания являются горизонтальное и вертикальное бюджетное выравнивание
Горизонтальное бюджетное выравнивание представляет собой систему оказания финансовой помощи регионам и муниципальным образованиям. Основным методом горизонтального выравнивания являются межбюджетные трансферты.
Трансферты – это средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету на безвозмездной и безвозвратной основе в порядке оказания финансовой помощи и предоставлении компенсации
Основные формы межбюджетных трансфертов:
1.Дотации – это средства предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов
2. Субвенции - это средства предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозвратной и безвозмездной основе для осуществления целевых расходов
3. Субсидии – это средства, предоставляемые другому уровню бюджета бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов
4. Кредитные ресурсы – это бюджетные средства предоставляемые бюджету другого уровня на возвратной и безвозмездной (беспроцентной) или возмездной (под определенный процент) основе на срок не более 6-ти месяцев в пределах финансового года
Вертикальное выравнивание – это процесс достижения сбалансированности между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с потенциалом его доходных ресурсов (речь идет о налоговых поступлениях). Основными инструментами вертикального выравнивания служат:
1. Закрепление налогов за определенным уровнем бюджета
2. Распределение налоговых доходов по нормативам
3. Субвенции из вышестоящего бюджета
4. Субвенции из вышестоящего бюджета на выполнение расходных операций
Модели бюджетного федерализма
Существуют 2 основные модели:
1.Кооперативная (европейская модель бюджетного федерализма) ориентирована в большей степени на партнерство и активную политику федерального центра по вертикальному и горизонтальному выравниванию бюджетной обеспеченности территорий и характеризуется высокой степенью перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы и ограничением самостоятельности региональных и местных органов власти в области налогообложения. Пример модели Германия
Основные характеристики данной модели:
-наличие системы общих налогов;
-доходы бюджетов в основном зависят от нормативов распределения, которые устанавливаются вышестоящими органами; -дает возможность дополнительного перераспределения средств между уровнями бюджетной системы;
2.Децентрализованная модель бюджетного федерализма характеризуется тем, что каждый уровень власти имеет свои непересекающиеся налоги по принципу один налог - один бюджет. Приоритет отдается автономии и самостоятельности регионально-территориальных образований, конкуренции между ними и объем перераспределяемых средств между уровнями бюджетной системы очень не велик. Пример децентрализованной служит США
Основные характеристики данной модели:
-закрепление определенного вида дохода за определенным уровнем бюджета;
-взаимоотношение между уровнями бюджета организуется на основе ссуд;
-модель не дает возможности балансировать региональные и местные бюджеты
Российский бюджетный федерализм можно отнести к кооперативной модели бюджетного федерализма с элементами децентрализованной модели. Суть российской модели состоит в том, что она предполагает партнерские отношения между федеральным центром и субъектами РФ по бюджетно-налоговым вопросам наряду с тем, что федеральное законодательство имеет приоритет над законодательством субъектов федерации, т.к. оно отражает их общие интересы и прежде всего заинтересованность в обеспечении целостности и единства федеративного государства.
Лекция 30.10.12
Финансовый рынок
Рынок финансовых ресурсов – это общее название тех рынков, где проявляются спрос и предложение.
Финансовый рынок состоит из трех основных элементов:
1.Кредитный рынок:
-денежный рынок рынок ценных бумаг
-рынок займов
2.Рынок инструментов собственности
3.Валютный рынок
Кредитный рынок – это механизм, с помощью которого устанавливаются взаимоотношения между предприятиями и гражданами, нуждающимися в финансовых средствах и организациями и гражданами которые их могут предоставить.
Главными функциями этого рынка являются:
1. Объединения мелких разрозненных сбережений населения, государственных подразделений частного бизнеса, зарубежных инвесторов и создание крупных денежных фондов.
2. Трансформация денежных средств в судный капитал, обеспечивающий внешние источники финансирования материального производства национальной экономики.
3.Предоставление займов государственных органов и населению для решения таких важных задач как покрытие бюджетного дефицита к финансированию части жилищного строительства
Таким образом, кредитный рынок позволяет осуществлять накопление, движение, распределение и перераспределение заемного капитала между сферами экономики.
В то же время кредитный рынок – это синтез рынков различных платежных средств в странах с развитой рыночной экономикой кредитные сделки опосредуются:
1.Кредитными институтами
2.Инвеституционными или различными организациями, которые обеспечивают выпуск и движение различных долговых обязательств
Таким образом, кредитный рынок делится на рынок денежных ресурсов и рынок долговых обязательств
Валютный рынок – это механизм, с помощью которого устанавливаются правовые и экономические взаимоотношения между потребителями и продавцами валюты. Спрос на иностранную валюту связан с зависимостью национальной экономики от импорта и обусловлен конвертируемостью этой валюты.
Конвертируемость – это гарантированная возможность денежной единицы свободно обмениваться на другие валюты при полной конвертируемости национальной валюты любое юридическое и физическое лицо может свободно участвовать в любой внешнеэкономической деятельности.Чем ниже уровень конвертируемости национальной валюты, тем в большей мере валютный рынок подвергается государственному урегулированию в частности установлению национальной валюты по отношению к другим валютам.
Рынок ценных бумаг объединяет часть кредитного рынка и рынок инструментов собственности, другими словами этот рынок охватывает операции по выпуску и обращению инструментов займа, инструментов собственности, а также их гибридов и производных. К инструментам займа относятся облигации, сертификаты, опционы, фьючерсы и другие аналогичные бумаги.
Следовательно, рынок инструментов займа как элемент кредитного рынка имеет дело заемным капиталом, в то время как рынок инструментов собственности собственным капиталом, т.е. с долями (паями) собственником капитала собственного капитала.
Рынок ценных бумаг делится на первичный и вторичный рынок.
Первичный рынок – это рынок первых и повторных эмиссий ценных бумаг, на котором осуществляется их начальное размещение среди инвесторов
Вторичный рынок – это рынок где обращаются реализованные на первичном рынке ценные бумаги
Биржевой рынок связывают с понятием фондовый рынок, как особо организованного, как привило, вторичного рынка ценных бумаг способствующего повышению мобильности капитала и выявлению реальных рыночных цен активов
Внебиржевой рынок охватывает рынок операций с ценными бумагами вне биржи (первичное размещение, а также перепродажи ценных бумаг тех эмитентов, которые не желают или не могут попасть на биржу).
Кроме указанной классификации рынок ценных бумаг можно разделить на следующие сегменты:
-по категории эмитентов (рынок ценных бумаг предприятий, государственных ценных бумаг и т.д.)
-по срокам выпуска (рынок бессрочных ценных бумаг, срочных ценных бумаг с установленным сроком , ценных бумаг с неустановленным сроком обращения)
-по территории распространения (национальный рынок, интернациональный рынок)
-по видам категории ценных бумаг ( рынок акций, в том числе по их видам, облигаций)
Лекция 06.11.12
1980 система финансовых рынков стала функционировать на глобальном уровне. Возникла мировая финансовая сеть соединяющая ведущие финансовые центры разных стран. Она связала Нью-Йорк и другие ведущие финансовые центры, включая Лондон, Токио. Укрепление связей между этими центрами произвело финансовую революцию,имеющую три основных аспекта:
-Глобальное присутствие международных финансовых институтов;
-международная финансовая интеграция;
-быстрое развитие инноваций
Возрастающие потоки мирового капитала усиливают финансовую конкуренцию между странами. Эта тенденция оказывает давление на правительство отдельных стран, содействуя сокращению объема вмешательств
Процветающий растущий рынок ценных бумаг в США в 80-е годы был привлекателен для иностранных банков и брокеров.
В 1980 г. Япония начала либерализацию валютного и финансового рынков
Значительно выросли Японский рынок облигаций и денежные рынки.
Международная финансовая интеграция второй аспект финансовой революции, связана с устранением барьеров между внутренними и международными финансовыми рынками и развитием множественных связей между этими секторами рынка. Финансовый капитал может свободно перемещаться с внутреннего рынка на мировой финансовый рынок и наоборот, т.к. идет процесс финансовой интеграции.
Финансовые институты в ведущих финансовых центрах для выполнения функций заимствования, кредитования и инвестирования и оказания других финансовых услуг.
Международная финансовая интеграция приносит в равной степени выгоду и заемщикам и кредиторам, однако заемщики и кредиторы подвержены риску в разной степени включая рыночный риск, процентный риск, валютный риск, политический риск.
Международная финансовая интеграция ставит очень много проблем перед финансовыми институтами и другими участниками рынка:
- инвесторам может быть сложно, получить данные относительно деятельности на международном рынке капитала;
-интеграция рынков капитала привела к упрощению начала процедуры перелива капитала руководящим денежно-кредитным учреждениям очень трудно своевременно спрогнозировать или обнаружить дестабилизирующие потоки средств для того, чтобы сформировать корректирующую стратегию;
Рыночная интеграция может усилить уязвимость финансового рынка и усложнить проблему контроля за его деятельностью.
Используя секьюртизацию заемщик может снизить зависимость от прямого банковского кредитования и вместо этого выпустить краткосрочные векселя или краткосрочные облигации размещение которых гарантируется коммерческими или инвестиционными банками.
Финансовые риски:
1.Процентный риск:
-кредитный риск
2.Валютный риск:
-бизнес риск
3.Инвестиционный риск
Лекция 13.11.12
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|