Сделай Сам Свою Работу на 5

Бюджет и бюджетное устройство РФ





1.Понятие бюджета и его экономическое значение

2.Бюджетное устройство и бюджетная система

3.Бюджетный федерализм

Согласно бюджетному кодексу РФ бюджет – это форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

По материально вещественной форме бюджет – это централизованный фонд денежных средств.

По форме функционирования бюджет – это плановый финансовый документ, включающий доходы и расходы.

Как экономическая категория бюджет выражает систему денежных отношений между государством, хозяйствующими субъектами и населением по поводу перераспределения в части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования централизованных фондов денежных средств.

Специфика бюджетных отношений как в части финансовых состоит в следующем:

1.Они возникают в распределительных отношениях (процессе), непременным участником которого является государство;

2.Они связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей;



3.Они являются основным инструментом проверки сбалансированности прихода и расхода экономических ресурсов, а также основным инструментом государственного управления экономикой;

 

Цели и задачи государственного бюджета:

1.Финансовое обеспечение бюджетной сферы;

2.Перераспределение ВВП;

3.Государственное регулирование и стимулирование экономики;

4.Контроль за образованием и использованием централизованных денежных средств

Нормативно-правовой базой бюджетных отношений являются:

- бюджетный кодекс РФ;

-закон РФ «О федеральном бюджете»;

-закон «Субъектов РФ о бюджете субъектов РФ»;

-нормативно-правовые акты органов местного самоуправления о местных бюджетах;

-указы Президента РФ, регулирующие бюджетные правоотношения;

Поступления бюджета складываются из совокупности различных платежей экономических субъектов.

Расходы бюджета – это инвестиции денежных средств в различные государственные мероприятия.

Соотношение доходов и расходов может принимать одну из трех форм:



-баланса (доходы = расходам)

-профицита (доходы превышают расходов)

-дефицита(доходы меньше расходов)

Длительность бюджетного периода – это время в течение, которого реализуется конкретный бюджет. Обычно это год (до кризиса), но сейчас планируется 3-х летний бюджет

Функции бюджета:

1.Фискальная функция – она связана с аккумулированием денежных средств в централизованном фонде;

2.Распределительно-перераспределительная функция - обеспечивает перераспределение централизованных денежных средств между различными сферами материального и нематериального производства, обеспечивая их гармоничное развитие;

3.Контрольная функция – заключается в обеспечении контроля за формированием и расходованием государственных средств

Бюджетное устройство и бюджетная система

Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов действующих на территории РФ

Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру и взаимосвязь объединенных в ней бюджетов.

Бюджетное устройство определяется государственным устройством, в унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два звена это государственный бюджет и местные бюджеты (Франция, Великобритания, Швеция)

В федеративных государствах, в таких как Германия, Россия, Канада, США, трехуровневая бюджетная система (региональный, федеральный, местный)

При этом согласно Конституции РФ в состав бюджета субъектов РФ входят 83 субъекта (21 республиканских бюджетов в составе РФ, 55 областных и краевых бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, Еврейская автономная область, 4 окружных бюджетов автономных округов, в составе местных бюджетов около 29000 местных бюджетов (городских, районных, поселковых, местных))



Свод бюджетов бюджетной системы РФ на определенной территории образует понятие консолидированных бюджетов РФ

Консолидированный бюджет РФ включает в себя:

1.Федеральный бюджет;

2.Консолидированные бюджеты субъектов РФ:

1)Бюджеты субъектов РФ

2)Консолидированные местные бюджеты:

-городские, районные, сельские и поселковые бюджеты

Консолидированные бюджеты ежегодно составляются, но не утверждаются в законодательном порядке, информация о параметрах консолидированного бюджета является очень важной для аналитических и прогнозных расчетов.

Федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона, бюджеты субъектов РФ разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты РФ разрабатываются и утверждаются правовыми актами органов местного самоуправления.

Бюджетная система РФ базируется на определенных принципах

Принципы бюджетной системы:

1.Принцип единства бюджетной системы РФ – единая правовая база, единая денежная система, использование единой бюджетной классификации, единство бюджетного процесса, единые санкции за нарушение бюджетного законодательства.

Бюджетный процесс – это порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета;

2.Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. Реализуется через закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти соответствующего уровня;

3.Принцип самостоятельности означает, что органы власти соответствующего уровня имеют право:

-формировать свой бюджет, т.е. самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

-определять направления расходов и доходов исходя из наличия собственных источников доходов каждого уровня бюджета;

4.Принцип равенства бюджетных прав субъектов федерации и муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти, субъектов федерации и органов местного самоуправления в области установления и исполнения расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов;

5.Принцип полноты отражения всех доходов и расходов и источника финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы и расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме должны отражаться в бюджете;

6.Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать предусмотренному объему доходов.

7.Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов должны достигаться заданные результаты с использованием наименьшего объема средств

8.Принцип совокупного общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджетов должны покрываться общей суммой доходов бюджетов и поступлений из источников финансирования его дефицита

9.Принцип прозрачности (открытости) бюджета означает обязательное опубликование в печати, утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении

10.Принцип достоверности бюджетов означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета

11.Принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей и направляются на финансирование конкретных задач

12.Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования только от главного распорядителя бюджетных средств в ведении, которого они находятся

13.Принцип единства кассы означает, что зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат должно осуществляться с единого счета (чем занимается казначейство)

 

Лекция 23.10.12

Бюджетный федерализм

Федеративное устройство России является предпосылкой возникновения финансово-бюджетного федерализма.

Бюджетный федерализм является наиболее сложной проблемой в бюджетном устройстве.

Бюджетный федерализм – это способ построения бюджетных отношений между уровнями бюджетной системы обеспечивающей ведущую роль федерального бюджета при высокой степени самостоятельности территориальных бюджетов (территориальный бюджет это совокупность регионального и местного бюджета).

Иными словами бюджетный федерализм – это разграничение прав и полномочий между уровнями бюджетной системы.

Бюджетный федерализм базируется на следующих принципах:

1.Законодательное разграничение полномочий по расходам между органами власти всех уровней

2. Обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций

3. Принцип самостоятельности и равноправия каждого бюджета входящего в бюджетную систему, которые выражаются в самостоятельном определении направлений использования бюджетных средств

4. Обеспечение выравнивания минимальной бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов. Основными способами выравнивания являются горизонтальное и вертикальное бюджетное выравнивание

Горизонтальное бюджетное выравнивание представляет собой систему оказания финансовой помощи регионам и муниципальным образованиям. Основным методом горизонтального выравнивания являются межбюджетные трансферты.

Трансферты – это средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету на безвозмездной и безвозвратной основе в порядке оказания финансовой помощи и предоставлении компенсации

Основные формы межбюджетных трансфертов:

1.Дотации – это средства предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов

2. Субвенции - это средства предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозвратной и безвозмездной основе для осуществления целевых расходов

3. Субсидии – это средства, предоставляемые другому уровню бюджета бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов

4. Кредитные ресурсы – это бюджетные средства предоставляемые бюджету другого уровня на возвратной и безвозмездной (беспроцентной) или возмездной (под определенный процент) основе на срок не более 6-ти месяцев в пределах финансового года

Вертикальное выравнивание – это процесс достижения сбалансированности между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с потенциалом его доходных ресурсов (речь идет о налоговых поступлениях). Основными инструментами вертикального выравнивания служат:

1. Закрепление налогов за определенным уровнем бюджета

2. Распределение налоговых доходов по нормативам

3. Субвенции из вышестоящего бюджета

4. Субвенции из вышестоящего бюджета на выполнение расходных операций

Модели бюджетного федерализма

Существуют 2 основные модели:

1.Кооперативная (европейская модель бюджетного федерализма) ориентирована в большей степени на партнерство и активную политику федерального центра по вертикальному и горизонтальному выравниванию бюджетной обеспеченности территорий и характеризуется высокой степенью перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы и ограничением самостоятельности региональных и местных органов власти в области налогообложения. Пример модели Германия

Основные характеристики данной модели:

-наличие системы общих налогов;

-доходы бюджетов в основном зависят от нормативов распределения, которые устанавливаются вышестоящими органами;
-дает возможность дополнительного перераспределения средств между уровнями бюджетной системы;

2.Децентрализованная модель бюджетного федерализма характеризуется тем, что каждый уровень власти имеет свои непересекающиеся налоги по принципу один налог - один бюджет. Приоритет отдается автономии и самостоятельности регионально-территориальных образований, конкуренции между ними и объем перераспределяемых средств между уровнями бюджетной системы очень не велик. Пример децентрализованной служит США

Основные характеристики данной модели:

-закрепление определенного вида дохода за определенным уровнем бюджета;

-взаимоотношение между уровнями бюджета организуется на основе ссуд;

-модель не дает возможности балансировать региональные и местные бюджеты

Российский бюджетный федерализм можно отнести к кооперативной модели бюджетного федерализма с элементами децентрализованной модели. Суть российской модели состоит в том, что она предполагает партнерские отношения между федеральным центром и субъектами РФ по бюджетно-налоговым вопросам наряду с тем, что федеральное законодательство имеет приоритет над законодательством субъектов федерации, т.к. оно отражает их общие интересы и прежде всего заинтересованность в обеспечении целостности и единства федеративного государства.

Лекция 30.10.12

Финансовый рынок

Рынок финансовых ресурсов – это общее название тех рынков, где проявляются спрос и предложение.

Финансовый рынок состоит из трех основных элементов:

1.Кредитный рынок:

-денежный рынок рынок ценных бумаг

-рынок займов

2.Рынок инструментов собственности

3.Валютный рынок

Кредитный рынок – это механизм, с помощью которого устанавливаются взаимоотношения между предприятиями и гражданами, нуждающимися в финансовых средствах и организациями и гражданами которые их могут предоставить.

Главными функциями этого рынка являются:

1. Объединения мелких разрозненных сбережений населения, государственных подразделений частного бизнеса, зарубежных инвесторов и создание крупных денежных фондов.

2. Трансформация денежных средств в судный капитал, обеспечивающий внешние источники финансирования материального производства национальной экономики.

3.Предоставление займов государственных органов и населению для решения таких важных задач как покрытие бюджетного дефицита к финансированию части жилищного строительства

Таким образом, кредитный рынок позволяет осуществлять накопление, движение, распределение и перераспределение заемного капитала между сферами экономики.

В то же время кредитный рынок – это синтез рынков различных платежных средств в странах с развитой рыночной экономикой кредитные сделки опосредуются:

1.Кредитными институтами

2.Инвеституционными или различными организациями, которые обеспечивают выпуск и движение различных долговых обязательств

Таким образом, кредитный рынок делится на рынок денежных ресурсов и рынок долговых обязательств

Валютный рынок – это механизм, с помощью которого устанавливаются правовые и экономические взаимоотношения между потребителями и продавцами валюты. Спрос на иностранную валюту связан с зависимостью национальной экономики от импорта и обусловлен конвертируемостью этой валюты.

Конвертируемость – это гарантированная возможность денежной единицы свободно обмениваться на другие валюты при полной конвертируемости национальной валюты любое юридическое и физическое лицо может свободно участвовать в любой внешнеэкономической деятельности.Чем ниже уровень конвертируемости национальной валюты, тем в большей мере валютный рынок подвергается государственному урегулированию в частности установлению национальной валюты по отношению к другим валютам.

Рынок ценных бумаг объединяет часть кредитного рынка и рынок инструментов собственности, другими словами этот рынок охватывает операции по выпуску и обращению инструментов займа, инструментов собственности, а также их гибридов и производных. К инструментам займа относятся облигации, сертификаты, опционы, фьючерсы и другие аналогичные бумаги.

Следовательно, рынок инструментов займа как элемент кредитного рынка имеет дело заемным капиталом, в то время как рынок инструментов собственности собственным капиталом, т.е. с долями (паями) собственником капитала собственного капитала.

Рынок ценных бумаг делится на первичный и вторичный рынок.

Первичный рынок – это рынок первых и повторных эмиссий ценных бумаг, на котором осуществляется их начальное размещение среди инвесторов

Вторичный рынок – это рынок где обращаются реализованные на первичном рынке ценные бумаги

Биржевой рынок связывают с понятием фондовый рынок, как особо организованного, как привило, вторичного рынка ценных бумаг способствующего повышению мобильности капитала и выявлению реальных рыночных цен активов

Внебиржевой рынок охватывает рынок операций с ценными бумагами вне биржи (первичное размещение, а также перепродажи ценных бумаг тех эмитентов, которые не желают или не могут попасть на биржу).

Кроме указанной классификации рынок ценных бумаг можно разделить на следующие сегменты:

-по категории эмитентов (рынок ценных бумаг предприятий, государственных ценных бумаг и т.д.)

-по срокам выпуска (рынок бессрочных ценных бумаг, срочных ценных бумаг с установленным сроком , ценных бумаг с неустановленным сроком обращения)

-по территории распространения (национальный рынок, интернациональный рынок)

-по видам категории ценных бумаг ( рынок акций, в том числе по их видам, облигаций)

Лекция 06.11.12

1980 система финансовых рынков стала функционировать на глобальном уровне. Возникла мировая финансовая сеть соединяющая ведущие финансовые центры разных стран. Она связала Нью-Йорк и другие ведущие финансовые центры, включая Лондон, Токио. Укрепление связей между этими центрами произвело финансовую революцию,имеющую три основных аспекта:

-Глобальное присутствие международных финансовых институтов;

-международная финансовая интеграция;

-быстрое развитие инноваций

Возрастающие потоки мирового капитала усиливают финансовую конкуренцию между странами. Эта тенденция оказывает давление на правительство отдельных стран, содействуя сокращению объема вмешательств

Процветающий растущий рынок ценных бумаг в США в 80-е годы был привлекателен для иностранных банков и брокеров.

В 1980 г. Япония начала либерализацию валютного и финансового рынков

Значительно выросли Японский рынок облигаций и денежные рынки.

 

Международная финансовая интеграция второй аспект финансовой революции, связана с устранением барьеров между внутренними и международными финансовыми рынками и развитием множественных связей между этими секторами рынка. Финансовый капитал может свободно перемещаться с внутреннего рынка на мировой финансовый рынок и наоборот, т.к. идет процесс финансовой интеграции.

Финансовые институты в ведущих финансовых центрах для выполнения функций заимствования, кредитования и инвестирования и оказания других финансовых услуг.

Международная финансовая интеграция приносит в равной степени выгоду и заемщикам и кредиторам, однако заемщики и кредиторы подвержены риску в разной степени включая рыночный риск, процентный риск, валютный риск, политический риск.

Международная финансовая интеграция ставит очень много проблем перед финансовыми институтами и другими участниками рынка:

- инвесторам может быть сложно, получить данные относительно деятельности на международном рынке капитала;

-интеграция рынков капитала привела к упрощению начала процедуры перелива капитала руководящим денежно-кредитным учреждениям очень трудно своевременно спрогнозировать или обнаружить дестабилизирующие потоки средств для того, чтобы сформировать корректирующую стратегию;

Рыночная интеграция может усилить уязвимость финансового рынка и усложнить проблему контроля за его деятельностью.

Используя секьюртизацию заемщик может снизить зависимость от прямого банковского кредитования и вместо этого выпустить краткосрочные векселя или краткосрочные облигации размещение которых гарантируется коммерческими или инвестиционными банками.

Финансовые риски:

1.Процентный риск:

-кредитный риск

2.Валютный риск:

-бизнес риск

3.Инвестиционный риск

Лекция 13.11.12

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.