Сделай Сам Свою Работу на 5

Факторный анализ прибыли от продаж продукции, работ и услуг





В специальной литературе представлены и на практике используются 5 вариантов методики факторного анализа прибыли от продаж.

1ый вариант: Упрощенный факторный анализ прибыли от продаж на базе данных отчета о прибылях и убытках. При этом варианте используется следующая факторная модель:

Ппр = Выручка – С – КР – УР

С – КР – Ур = полная себестоимость

Расчет влияния факторов слагаемых на изменение прибыли от продаж осуществляется по формуле:

∆Ппр = ∆В - ∆С - ∆КР - ∆УР

Этот вариант методики не позволяет установить истинные причины изменения прибыли от продаж, так как включенные в расчет показатели за разные периоды являются несопоставимыми, а их сравнение – некорректным.

табл. 5.23

 

2ой вариант: Углубленный факторный анализ прибыли от продаж на базе данных отчета о прибылях и убытках. Используется следующая комбинированная факторная модель:

Ппр = В* (Ппр / В) = В* (1- СП /В)

СП – полная себестоимость

СП/В – удельная полная себестоимость на 1 рубль выручки (УС)

(1 – СП/В) – прибыль от продаж на рубль выручки, т.е. рентабельность продаж

 

На основе этой модели производится расчет влияния на изменение прибыли от продаж двух факторов:



- количественного – изменения объема выручки от продаж;

- качественного – изменения удельной полной себестоимости проданной продукции.

 

Качественный фактор отражает влияние следующих факторов более низкого порядка:

а. эффективность использования производственных ресурсов;

б. цены на потребляемые материальные ресурсы и тарифы на энергоносители и грузоперевозки;

в. структура продаж с позиции затратоемкости отдельных видов продукции;

г. цены на проданную продукцию.

 

Расчет влияния факторов осуществляется способом абсолютных разниц по формулам:

∆Ппр(∆В) = (В1 – В0) * (1 – СП00)

∆Ппр(∆УС) = В1 * (СП11 – СП00) - с обратным знаком

 

Баланс факторов:

∆Ппр = Ппр1 – Ппр0 = ∆Ппр(∆В) + ∆Ппр(∆УС)

 

В ходе дальнейшего анализа влияние удельной полной себестоимости можно детализировать по составляющим ее элементам:

СП/В = С/В + КР/В + УР/В

С/В – удельная неполная себестоимость

КР/В – коммерческие расходы на 1 рубль выручки



УР/В – управленческие расходы на 1 рубль выручки

 

После преобразования комбинированная модель принимает вид:

Ппр = В*((1- (С/В + КР/ + УР/В))

Этот расчет представлен в таблицах 5.24 и 5.25.

 

3ий вариант: Факторный анализ прибыли от продаж на базе данных отчета и прибылях и убытках и пояснений к балансу. (действующей отчетности форма №5)

При этом варианте используется следующая комбинированная факторная модель.

 

Ппр = В*(1- СП/В) = В*(1-(МЗ/В + (ЗОТ+ОСН)/В + А/В + ПЗ/В)

МЗ – материальные затраты

ЗОТ – затраты на оплату труда

ОСН – отчисления на социальные нужды

А – амортизация

ПЗ – прочие затраты

МЗ/В – материалоемкость продукции

(ЗОТ + ОСН)/В – зарплатоемкость

А/В – амортизациеёмкость

ПЗ/В – удельные прочие затраты (УПЗ)

 

В этой модели полная себестоимость проданной продукции представлена в разрезе элементов, в связи с чем определяется влияние на изменение прибыли от продаж эффективности использования отдельных видов производственных ресурсов, что находит отражение в показателях удельных затрат.

Расчет влияния факторов по этой модели осуществляется способом абсолютных разниц.

Детализация влияния удельной полной себестоимости проданной продукции осуществляется на основе данных пояснений (форма №5) и требует предварительных расчетов:

1. структуры общей суммы расходов по обычным видам деятельности, т.е определение удельных весов каждого элемента расходов в их общей сумме;

2. размера каждого элемента расходов в полной себестоимости проданной продукции, исходя из предположения, что структура себестоимости идентична структуре общих расходов;



4ый вариант:Факторный анализ прибыли от продаж на базе данных отчета о прибылях и убытках и информации об индексе цен.

Необходимым условием использования этого варианта является наличие и информации об индексе продажных цен на продукцию, работы. услуги. При внешнем анализе информацию об индексах цен можно получить из статистических и аналитических обзоров, интернет источников, прайс-листов и т.д.

При внутреннем анализе расчет индекса цен осуществляется по формуле:

Уцен = ∑nOi1 * Цi1/ ∑nОi1*Цi0,

где ∑Oi1 * Цi1 – выручка отчетного периода;

nОi1*Цi0 – объем продаж отчетного периода в базисных ценах;

Oi1 – объем проданной продукции i-ого вида в натуральном выражении в отчетном периоде;

Цi1,0 – продажная цена единицы продукции i-ого вида соответственно в отчетном и базисных периодах;

i – вид продукции;

n – количество видов продукции.

 

Факторный анализ прибыли от продаж при этом варианте осуществляется на основе использования приема элиминирования, а расчет влияния факторов производится способом цепной подстановки. Использование этого варианта позволит определить влияние 3х факторов:

1) Изменение объема продаж;

2) Изменение объема полной себестоимости проданной продукции (с учетом сдвигов в структуре ассортимента с позиции затратоёмкости её отдельных видов);

3) Изменение цен продаж

 

При анализе кроме данных отчета о прибылях и убытках используются дополнительные показатели, которые являются подстановками.

Расчет этих показателей осуществляется в несколько этапов:

I Этап. Расчет выручки от продаж отчетного периода в базисных ценах осуществляется по формуле:

Вусловная = В1 / Yцен = ΣOi1 * Цi1 : (ΣOi1i1/ΣOi1*Цi0) = ΣOi1*Цi0 (числитель и знаменатель сокращаются)

Выручка, которая была бы, если бы цены не поменялись.

 

II Этап. Расчет индекса объема продаж продукции:

Yобъема продаж = Вусл / Вазис (0) = ΣOi1*Цi0 / ΣOi0*Цi0

 

III Этап. Расчет полной себестоимости проданной продукции отчетного периода в базисных затратах на единицу продукции:

СПусловн = СПо * Yобъема продаж (объемы отчетные, затраты базисные)

та себестоимость, которая была бы, если бы затраты на единицу продукции не изменились

 

IV Этап. Расчет базисной прибыли от продаж, рассчитанной исходя из фактического объема продаж:

Ппрусловн = Вусловн – СПусловн

Ппр, которая была бы, если бы затраты и цены не поменялись.

 

Расчет влияния факторов осуществляется по формулам:

1. Влияние фактора объема продаж:

∆Ппр(∆ объема продаж) = Ппрусловн – Ппр0

 

2. Влияние фактора себестоимости продаж (с учетом структурных сдвигов)

∆Ппр (∆ СП) = -(СП1 – СПусловн)

 

3. Влияние факторво цен:

∆Ппр (∆ цен) = В1 – Вусловн

 

Алгебраическая сумма влияния всех факторов должна соответствовать размеру отклонения отчетного значения от базисного. Баланс факторов рассчитан по формуле:

∆Ппр = Ппр1 – Ппр0 = ∆Ппр(∆ объема продаж) + ∆Ппр (∆СП) + ∆Ппр (∆ цен)

 

5ый вариант: Факторный анализ прибыли от продаж на базе отчета о прибылях и убытках и расчетной информации о фактическом объеме продаж в ценах и затратах базисного периода.

Этот вариант используется в организациях, где осуществляется калькулирование себестоимости единицы продукции. При этом варианте производится расчет влияния 4х факторов:

· Объем продаж;

· Структура продаж;

· Полная себестоимость продаж;

· Цены продаж.

При любом варианте методики дальнейший анализ должен быть направлен на изучение влияния каждого фактора с целью определения возможностей роста прибыли от продаж. При этом в обязательном порядке производится факторный анализ себестоимости объема продаж и ассортимента проданной продукции.

 

Вопрос №5

Факторный анализ ЧП

Вопрос будет прочитан в марте.

 

 

Модуль 5

Тема №7

Рентабельность деятельности организации:

Система показателей и методика их факторного анализа.

Вопросы:

1. Система показателей рентабельности и анализ их динамики;

2. Факторный анализ рентабельности продукции (Р,У);

2.1 Факторный анализ рентабельности единицы продукции (Р,У);

2.2 Факторный анализ рентабельности затрат на проданную продукцию и рентабельности продаж;

3. Факторный анализ рентабельности активов;

3.1 Факторный анализ рентабельности совокупных активов (капитала, авансированного в совокупные активы);

3.2 Факторный анализ рентабельности производственных фондов;

3.3 Факторный анализ рентабельности чистых активов;

4. Факторный анализ рентабельности собственного капитала;

5. Факторный анализ рентабельности акционерного капитала;

6. Факторный анализ доходности акционерного капитала;

7. Факторный анализ устойчивости экономического роста.

 

Вопрос №1

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.