Сделай Сам Свою Работу на 5

Роль государства в рыночной экономике. Прямые и косвенные методы экономического регулирования.





Преимущества рыночной экономики:

1) спо­собствует эффективному распределению ресурсов в максималь­ном приближении их к общественным потребностям;

2) дик­тует применение наиболее эффективных методов использова­ния ресурсов и создает условия для разработки и внедрения новых, более эффективных технологий;

3) усиливает ответственность за своевременное и качественное принятие хозяйственных решений и за результаты хозяйствования.

Недостатки рыночной экономики:

1) неспособность рыночной экономики самостоятельно обеспечить оптимальное функционирование экономики с об­щественной точки зрения;

2) тенденция к угасанию конкуренции - главного конт­рольного и двигательного механизма рыночной экономики. Конкуренция безжалостна к субъектам рыночной экономики, и прежде всего к представителям малого и среднего бизнеса, поэтому они постоянно стремятся высвободиться из ограничи­тельных пут конкуренции: прибегают к слиянию фирм, всту­пают в сговоры и другие объединения, что ослабляет конку­ренцию. 3) неравномерное распределение денежных доходов;

4) неспособность учета всех выгод и издержек, связан­ных с производством и потреблением определенных товаров и услуг; речь идет о таких товарах, которые приносят выгоду не индивидуальным потребителям, а обществу в целом: на­родное образование, наука и культура, автомагистралестроение и т.д.;



5) несовершенный механизм обеспечения занятости на­селения, удержания уровня цен: проблемы безработицы, и ин­фляции постоянно сопутствуют функционированию и разви­тию рыночной системы;

6) полное равнодушие рыночной системы к проблемам малоимущих и слабозащищенных слоев населения;

7) неспособность обеспечить стратегические направле­ния развития в области науки, техники, технологии; стимули­руя эффективное коммерческое освоение уже имеющихся на­учных достижений, рыночная система не в состоянии обеспе­чить их развитие;

8) неспособность к глубоким структурным преобразова­ниям экономики;

9) рынок не обеспечивает рациональных под­ходов к природопользованию, охране окружающей среды.

Решение перечисленных проблем в условиях рыночной экономики требует активного государственного вмешательства. Государство заботится о функционировании рыночного хо­зяйства, создает равные условия всем субъектам хозяйство­вания, определяет правила их экономического поведения, за­щищает их интересы, реализует возможность проявления наиболее эффективных сторон рыночного механизма и уст­раняет его негативные последствия.



Государственное регулирование экономики - это целе­направленная деятельность государства в лице соответ­ствующих законодательных, исполнительных и контро­лирующих органов, которые посредством системы раз личных форм и методов обеспечивают достижение постав­ленной цели и решение важнейших экономических и соци­альных задач соответствующего этапа развития эконо­мики, регламентируют хозяйственные отношения в об­ществе.

Цель государственного регулирования экономики - государство в рыночной экономике обеспечивает благо­получие нации в целом, охрану ее интересов, стабильность и укрепление экономического строя внутри страны и за рубе­жом.

В условиях рыночных отношений и переходного к рынку периода в системе государственного регулирования экономи­ки используются самые разнообразные формы и методы.

Все меры государственного регулирования экономики направлены на то, чтобы ориентировать макроэкономическое развитие и поведение, в микроэкономике в направлении выбранного варианта движения, обеспечиваю­щего достижение поставленных целей и задач.

По форме участия государства в регулировании экономи­ки и методам его влияния на хозяйственную деятельность выделяют административно-распорядительные и экономичес­кие методы, а также прямые и косвенные.



Административно-распорядительные методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры зап­рета, разрешения и предупреждения. Они носят обязательный характер и оформляются в виде законодатель­ных актов, распоряжений, постановлений и т.д. К ним можно отнести распределение централизованных инвестиций или иных контролируемых государством ресурсов, лицензирование от­дельных видов деятельности, квотирование экспорта, импорта и т.д.

Административно-распорядительные методы государствен­ного регулирования эффективны в сфере контроля над мо­нопольными рынками, в области экологии, в разработке на­циональной системы стандартизации и сертификации, в оп­ределении и поддержании необходимых параметров жизни населения. В развитых странах с рыночной экономикой при­менение административно-распорядительных методов ограни­чено, но в критических ситуациях (военные действия, кри­зисные явления в экономике, стихийные бедствия) их роль возрастает.

Экономические методы регулирования воздействуют на интересы объектов регулирования косвенно: через хозяйствен­ное законодательство, финансовую, денежную, кредитную сис­тему. При этом прямое принуждение или поощрение отсут­ствует. Объект регулирования свободен в выборе вариантов дей­ствия, но подчиняется и не противоречит действующему зако­нодательству.

С помощью экономических методов государство влияет на соотношение спроса и предложения на денежном и финансо­вом рынках, воздействует в желаемом направлении на дея­тельность хозяйствующих субъектов, обеспечивает социальную и макроэкономическую стабилизацию в целом, влияет на струк­туру платежного баланса страны, стимулирует экспорт товаров, услуг, капитала, регулирует валютный курс и пр. Экономи­ческие методы регулирования реализуются в основном через финансово-кредитную систему (инвестиции, субсидии, дотации, кредиты, налоги, амортизация, цены и т.д.).

Прямые методы воздействуют на субъект непосредственно, например, через приказ, распоряжение или прямое финансиро­вание (централизованные инвестиции), финансовую поддерж­ку (дотации) и т.д.; косвенные — опосредованно, например, че­рез налоги, кредитование.

Прямые и администра­тивно-распорядительные чаще используются в управлении предприятиями государственной и коммунальной форм соб­ственности. К предприятиям же негосударственных форм соб­ственности применяются в основном косвенные и экономичес­кие методы регулирования. Все перечисленные методы тесно взаимосвязаны между собой и взаимодополняют друг друга.

Особая роль как инструменту государственного регулиро­вания экономики принадлежит амортизации и ускоренной амортизации.

Через амортизацию переносится стоимость средств тру­да (по мере их физического и морального износа) на произво­димый продукт, в последующем эта часть стоимости, исполь­зуется для возмещения изношенных средств труда. Через нор­му амортизации государство активно влияет на структуру основных фондов, стимулирует внедрение новой техники на предприятиях, что ведет к улучшению качества продукции, уменьшению ее цены, повышению конкурентоспособности.

Ускорение обновления основного капитала обеспечивает ускоренная амортизация, суть которой заключается в отрыве физического процесса изнашивания машин, оборудования, зда­ний и сооружений от калькулируемого в издержках производ­ства переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регу­лирующие органы определяют часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в из­держки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капита­ловложений.

Ускоренное амортизационное списание основного капита­ла в современных условиях является главным средством сти­мулирования накопления, структурных изменений в экономи­ке и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР. их результатов, а также для финансиро­вания природоохранных мероприятий. В Республике Беларусь также применяется ускоренная амортизация как средство ус­корения обновления основного капитала предприятий, с 1993 г. введен «Порядок применения ускоренной амортизации актив­ной части основных фондов».

Важнейшим инструментом государственного регулиро­вания экономики является государственный заказ, позво­ляющий активно влиять на экономику, воздействовать на спрос, оживлять и расширять производство. На основе госза­каза осуществляются закупки продукции для жизнеобеспе­чения страны, ее безопасности, реализации региональных, рес­публиканских и межгосударственных целевых программ, развития регионов.

Поставки и закупки товаров проводятся в целях:

- выполнения обязательств по поставкам товаров в соот­ветствии с заключенными Республикой Беларусь договорами;

- выполнения целевых программ, в которых участвует республика;

- создания и поддержания государственных материаль­ных резервов;

- поддержания необходимого уровня обороноспособнос­ти и государственной безопасности;

- ликвидации последствий на ЧАЭС;

- государственной поддержки устойчивого функциониро­вания топливно-энергетического, жилищно-коммунального и агропромышленного комплексов, транспорта, связи, образова­ния, здравоохранения, культуры и социального обеспечения;

- проведения геологоразведочных работ и природоохран­ных мероприятий;

- удовлетворения нужд государственного управления.

Заказы на поставку товаров для государственных нужд размещаются на конкурсной основе.

В качестве мер стимулирования поставщиков товаров для государственных нужд могут использоваться:

- кредиты на льготных условиях;

- льготы по налогам и другим платежам в бюджет;

- целевые дотации и субсидии;

- приоритетное обеспечение централизованно регулируе­мыми материальными ресурсами;

- другие льготы.

Важное место в системе государственного регулирования занимает стандартизация: она устанавливает нормы, правила и характеристики в целях защиты интересов потребителей и государства. Тем самым обеспечиваются безопасность про­дукции, работ, услуг, их качество в соответствии с доступным уровнем развития науки и техники, а также единство измере­ний и экономия ресурсов.

Для подтверждения соответствия продукции, услуг и дру­гих объектов установленным требованиям проводится серти­фикация - обязательная и добровольная. Гигиенический сер­тификат требуется на производство (ввоз) отдельных видов продукции и услуги. Как правило, это продукция и услуги, касающиеся здоровья человека.

Для отличия производимых сходных товаров и услуг раз­личных производителей используются товарные знаки. Товар­ные знаки регистрируются, после чего на имя юридического или физического лица выдается свидетельство, удостоверяю­щее исключительное право владельца в отношении данного товара или услуги. Право на товарные знаки охраняется зако­ном.

Разновидностью мер по регулированию внешнеэкономичес­кой деятельности, устанавливаемых государственными и меж­дународными органами, является квотирование - ограничение производства, экспорта и импорта отдельных товаров и ус­луг в натуральном или стоимостном выражении, вводимое на определенный срок по странам или группам стран.

В системе мер государственного регулирования экономи­ки можно выделить четыре относительно самостоятельные, но в то же время тесно увязанные между собой направления (формы):

- планирование, программирование и прогнозирование;

- финансово-кредитное регулирование;

- антимонопольное регулирование;

- дерегулирование экономики.

Важнейшими являются планирование, прогнозирование и программирование.

Планирование - это процесс принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий выбор и научную постановку целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и выбора наиболее прием­лемого из них в ожидаемых условиях развития. Общегосудар­ственное планирование направлено на увязку всех факторов производства и сбалансированность натурально-вещественных и финансово-стоимостных потоков, обеспечение рационально­го и эффективного использования ресурсов для достижения поставленных целей и задач, что находит отражение в соответ­ствующем плановом документе (плане).

По форме проявления и содержанию планирование бывает

директивным, индикативным, стратегическим.

По периоду действия выделяют долгосрочные планы (10 и более лет), среднесрочные (как правило, 5 лет) и текущие (го­довые). На практике используются все три вида планов, что обеспечивает преемственность планирования и возможность достижения целей, равноудаленных по времени.

Прогнозирование - это процесс разра­ботки прогноза, построенный на вероятностном, научно обосно­ванном суждении о перспективах развития объекта, а также об альтернативных путях их достижения. Социально-экономическое прогнозирование является способом предвидения, представления о будущем, которое обусловлено закономернос­тями общественного развития и действием разнообразных и равнонаправленных факторов в прогнозируемом периоде.

Программирование призвано обеспечить решение важнейших проблем развития национальной экономики, региональных, межотрас­левых, отраслевых, научно-технических, социальных, экологи­ческих и других проблем. Оно должно обеспечить комплекс­ный подход и целенаправленное распределение ресурсов для решения выделенной проблемы и достижения поставленной цели. Программы могут разрабатываться на любом уровне управленческой иерархии, носить директивный или индика­тивный характер, охватывать долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный периоды.

Особое место в системе государственного регулирования отводится финансово-кредитной системе, которая активно воз­действует на социально-экономические процессы и обеспечи­вает движение экономики в заданном планом, прогнозом или программой направлении. Система воздействует через нало­ги, рациональное сочетание безвозмездного финансирования с кредитованием различных процессов и явлений, дифферен­цированные проценты за кредит, цены, всевозможные финан­совые и налоговые льготы. В финансово-кредитной системе выделяют: бюджетно-налоговое, кредитно-денежное регули­рование и цены.

Бюджетно-налоговое регулирование представляет совокуп­ность средств, направлений и мероприятий, аккумулирующих и наиболее рационально, по приоритетам распределяющих финансовые ресурсы с целью обеспечения макроэкономичес­кой стабилизации и экономического роста.

Бюджетное регулирование является центральным звеном в системе финансового регулирования экономики. С помощью бюджета государство сосредоточивает в своих руках, распреде­ляет и перераспределяет между отраслями, секторами народ­ного хозяйства и административно-территориальными едини­цами финансовые ресурсы, необходимые для централизованно­го руководства (регулирования) социально-экономическимипроцессами в республике. Изъятие и распределение денеж­ных средств в народном хозяйстве должно и может осуще­ствляться через бюджет таким образом, чтобы побуждать пред­приятия и организации к рациональному использованию ма­териальных, трудовых, природных ресурсов, находящихся в их владении.

Налоговые регуляторы - это различные виды налоговых платежей, их структура, объекты обложения и субъекты плате­жей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взыска­ния, способы взыскания.

Кредитно-денежное регулирование осуществляется в фи­нансовой сфере и реальном секторе экономики. В условиях ста­новления рыночных отношений кредитно-денежная система Республики Беларусь подверглась коренному реформированию. Это коснулось как институционной структуры банковской сис­темы, так и содержания кредитно-денежного регулирования, де­нежной и кредитной политики. На сегодняшний день в каче­стве инструментов регулирования используются традиционные, широко применяемые в рыночной экономике регуляторы и ад­министративные меры воздействия. Наиболее острыми пробле­мами кредитно-денежного регулирования в республике остают­ся: строгое дозирование эмиссионных кредитов Национального банка, рост денежного предложения, укрепление и стабилиза­ция обменного курса рубля, нейтрализация инфляционного вли­яния его девальвации в экономике, условия кредитования в це­лом и льготное кредитование.

Неизменным регулятором общественного производства являются цены. Цены формируют структуру национальной экономики, ее важнейшие пропорции, регулируют деятельность хозяйствующих субъектов. В руках государства они служат инструментом регулирования различных экономических и социальных процессов. Через цены ограничивается монополи­стическая деятельность, регулируется и контролируется выпуск социально значимых товаров и услуг. Сегодняшняя ценовая политика Республики Беларусь ориентирована на общеприня­тую в мировой практике стратегию ценообразования. Она дол­жна содействовать ускорению структурной перестройки эко­номики, внедрению рыночных механизмов, ликвидации элементов бесхозяйственности, устранению с рынка неконкурентоспо­собных товаропроизводителей. Важнейшим средством реше­ния этих задач являются либерализация цен и государствен­ный контроль над ними.

Частью системы государственного регулирования в усло­виях рыночных отношений является антимонопольное регу­лирование. Начало антимонопольному регулированию в Рес­публике Беларусь, вставшей на путь построения социально ори­ентированной модели рыночной экономики, было положено в 1992 г. с принятием первого в истории республики Закона «О противодействии монополистической деятельности и раз­витии конкуренции». Основные направления антимонополь­ного регулирования в республике: противодействие монополи­стической деятельности, формирование и развитие конкурент­ных отношений, регулирование отношений, защищающих пра­ва потребителей.

Дерегулирование как мера государственного регулирова­ния экономики должно обеспечивать баланс между государ­ственным регулированием и полномочиями рыночной систе­мы, поддерживать предпринимательство и формировать рыноч­ную инфраструктуру. Главной формой дерегулирования явля­ется разгосударствление, включающее приватизацию, либера­лизацию цен и рынков, демонополизацию.

В системе государственного регулирования применяются и другие меры государственного вмешательства государства. Однако все используемые формы, методы, инструменты, как правило не являются новыми: они широко использовались в планово-директивных и в рыночных моделях экономики. Прин­ципиальное их отличие заключается в особенностях формиро­вания, формах проявления и совокупном воздействии. В про­цессе формирования системы государственного регулирования экономики Республики Беларусь поиск новых подходов дол­жен вестись именно в этих направлениях.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.