Сделай Сам Свою Работу на 5

Керамика Европы в эпоху Возрождения.





История керамики

Учебно-методический комплекс

 

Специальность 052300 Художественная керамика

Чебоксары 2010

ББК

 

Учебно-методический комплекс «Историякерамики» Специаль-ность 052300 «Художественная керамика»/ сост. С. И. Гайнутди-нова. – Чебоксары: Чувашский госпедуниверситет, 2010. – 14с.

 

Печатается по решению ученого совета ГОУ ВПО «Чувашский
государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»

 

Данное учебное пособие включает теоретические вопросы, тематический план по дисциплине «История керамики», практические задания для самостоятельной работы студентов, приводятся примерные темы рефератов, даются вопросы к зачетам и экзаменам. Адресуется преподавателям и студентам дневной и заочной форм обучения художественно-графического факультета.

 

Рецензенты:

Астраханцев А.А. – заслуженный художник ЧР, председатель правления чувашского отделения Союза дизайнеров России,доцент кафедры ДПИ и МПИИ ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева».

Стройков С.А. – член Союза архитекторов России, член Союза дизайнеров России, главный архитектор г. Чебоксары.



 

 

© Гайнутдинова С.И., составление, 2010

© ГОУ ВПО «Чувашский

государственный педагогический

университет им. И. Я. Яковлева», 2010


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.

Целью дисциплины «История керамики» является изучение и сравнительный анализ произведений искусства керамики различных эпох и народов от момента зарождения до наших дней, раскрыть основные особенности и отличительные признаки исторических художественных стилей и различных национальных школ.

Изучение дисциплины способствует решению следующих типовых задач:

- научиться ориентироваться в различных стилевых художественных системах;

- проводить самостоятельный анализ произведений декоративно-прикладного искусства;

-использовать художественное наследие прошлого в ходе решения учебных и творческих задач;

- ознакомиться с технико-технологическими приемами обработки керамических материалов, используемых мастерами прошлого;

- освоить методику работы с историческими источниками и специальной литературой;



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Студент, изучающий дисциплину, должен:

-изучить характерные особенности изготовления керамических изделий у разных народов в разные эпохи;

-ориентироваться в стилях и эпохах, основываясь на орнаментации, способах изготовления и декорирования предметов бытового назначения;

-изучить искусство народных художественных промыслов России с его ярко выраженной национальной спецификой;

- уметь словесно и в изобразительном виде передать особенности цветовой палитры, выразительности скульптурных объемов из глины;

- ориентироваться в современных тенденциях развития декоративнойкерамики.
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Общая трудоемкость                          
Аудиторные занятия (консультация)                          
Лекции                      
Практические занятия (семинары)                      
Лабораторные работы                          
Самостоятельная работа                      
Курсовые работы/рефераты                          
Вид итогового контроля: экзамен/зачет               Экз.          

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.



4.1.РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

№ п/п Тематический план Лекц. Практичзанятия Сам. раб.
Зарождение и развитие керамики в доисторический период. Примитивный стиль. 1ч. 1ч. 4ч.
История керамики Египта и Ассирии. 1ч. 1ч. 4ч.
Керамика Древней Греции. Эгейская керамика. Этрусское и Греко-римское искусство. 1ч. 1ч. 4ч.
Византийское искусство. 1ч. 1ч. 4ч.
Керамика доколумбовой Америки. 1ч. 1ч. 4ч.
Керамика Китая. 1ч. 1ч. 4ч.
Керамика Японии Керамика Кореи 1ч. 1ч. 4ч.
Керамика Индии. Керамика средневекового Востока. 1ч. 1ч. 4ч.
  Итого: 16ч. 16ч. 32ч.
№ п/п Тематический план Лекц. Практич занятия Сам. Раб.
Керамика Европы в эпоху Средневековья. Романский, готический стили. 2ч. 2ч. 2 ч.
Керамика Европы в эпоху Возрождения. 2ч. 2ч. 2ч.
Искусство керамики 17 века. Стилевые особенности барокко и рококо. 2ч. 2ч. 4ч.
Керамика периода классицизма. Стиль ампир. 2ч. 2ч. 4ч.
Керамика в стиле модерн 2ч. 2ч. 4ч.
Российские керамические промыслы: гжельский фарфор, дымковская, филимоновская, абашевская, каргопольская игрушки, скопинская посуда, и др. 2ч. 2ч. 4ч.
Керамика России советского периода. Советский агитационный фарфор. 2ч. 2ч. 4ч.
Особенности керамики стран СНГ. 2ч. 2ч. 4ч.
Современная керамика, тенденции развития, 2ч. 2ч. 4ч.
  Итого: 18ч. 18ч. 32ч.

4.2.СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Лекционный курс

История керамики. Зарождение и развитие керамики в доисторический период. Примитивный стиль. Палеолит – начальный и самый длительный период в истории человечества. Керамика – самый распространенный вид творчества неолита. Приемы, техника. Виды и способы декорирования изделий. Развитие условно-орнаментальных форм изображения. Геометрический орнамент. Стилизованные анималистические и антропоморфные изображения в декоре древней керамики. Основные приемы размещения орнамента. Появление полихромной росписи. Основные центры распространения неолитической керамики: Малая Азия, Ближний и Средний Восток, керамика Халафа, Самарры. Трипольская культура.Типы и формы изделий.

Керамика Передней Азии.

 

Древняя Месопотамия. Глина – основной материал архитектуры и предметного творчества стран Двуречья. Керамика периодов Обейда, Урука, Джемдет-Насра. Развитие керамических техник. Лепные и гончарные изделия. Формы сосудов, виды росписи. Многообразное применение цвета. Мелкая пластика. Глиптика Шумера и Аккада, Ахеменидского Ирана.

 

Керамика Египта.Керамика, формы и типы гончарных сосудов. Появление полихромной росписи. Египетские фаянсы. Высокий уровень художественных ремесел. Мастерские египетских ремесленников.

 

Эгейская керамика. Лепные сосуды раннеминойского периода. Критские фигурные сосуды. Изделия среднеминойского периода. Вазовая роспись стиля «камарес». Вазы «морского» стиля. Позднеминойская керамика «дворцового» стиля. Микенские сосуды.

 

Керамика Древней Греции. Греческая керамика архаического, классического, позднего периодов. Типы и формы керамических изделий. Стили греческой вазописи: протогеометрический, геометрический, ориентализирующий, чернофигурный, краснофигурный. Белофонные вазы. Меандры, пальметты, плетенки – характерные особенности орнаментики.

 

Этрусское искусство. Переработка восточных и греческих мотивов этрусскими мастерами. Керамика «Буккеронеро». Фигурные сосуды. Толстостенная бытовая керамика.

 

Греко-римское искусство. Промышленный характер производства, основные центры. Рельефные и фигурные сосуды. Краснолаковые изделия.

 

Керамика Европы доисторического периода и эпохи переселения народов. Сосуды и украшения. Археологические памятники Ирландии, Венгрии, Румынии, Дании, Швейцарии. Глубокая самобытность искусства кельтов. Мотивы ленточной плетенки. Преобладание анималистических мотивов над растительными. Кельтская керамика. Искусство кочевников. Скифы. Анималистические мотивы. «Звериный стиль». Керамика. Остродонные сосуды. Сосуды с рельефным скульптурным декором. Викинги. Искусство Меровингов. Искусство империи Каролингов.

 

Керамика доколумбовой Америки.Цивилизации Древней Америки: ольмеки, тольтеки, ацтеки, сапотеки, чиму, наска, инки. Культура майя. Керамика – одно из лучших достижений древнеамериканского искусства: лепка, формовка, процарапывание орнамента, выемчатая резьба, гравировка, техника снятия фона, роспись, негативная роспись.

 

Керамика Африки.Суданская зона. Археологические предметы культуры сао: терракотовые погребальные урны, вазы, головы статуэток. Гвинейская зона. Керамика Нигерии. Глиняные барельефы, лепные изделия. Конголезская зона. Керамика «мангбету» (Заир).

 

Керамика Китая. Многообразие и высокий уровень развития художественных ремесел. Символика в декоративном искусстве Китая. Высокие достижения в области искусства керамики. Появление глазури в период династии Хань. Фигурки из терракоты, керамика «юэ» и протофарфор. Фарфор периода Тан. Изделия «Сань-цай». Белый матовый фарфор. Полихромная роспись. Фарфоровая пластика. Китайские эмали.

 

Керамика Японии. Китайское влияние в декоративном искусстве Японии. Первые глиняные изделия: керамика дзёмон. Терракотовая скульптура «ханива». Трехцветная керамика периода Нара. Ритуал чайной церемонии и школа ваби. Глазурованная керамика «раку».

 

Керамика Кореи Основной вид ДПИ Кореи – керамика. Тонкая керамика. Корейские селадоны. Техника «мисима». Белый фарфор. Подглазурная роспись кобальтом («чхонва-пэкга»).

 

Керамика Индии. Архитектурный декор индийских храмов. Декоративная скульптура, барельефы, терракотовые женские статуэтки. Тенденция к чрезвычайному обилию декоративных деталей в искусстве Индии.

 

Керамика средневекового Востока. Образование Арабского халифата. Сложение новых форм и декора под влиянием ислама. Абстрактная геометризация в орнаментике. Сосуды с процарапанным узором из Нишапура. Подглазурная роспись. Керамика Аббасидского периода, техника люстра. Люстровые изделия Ирака, Ирана, Египт. Керамические производства Сирии (Ракка). Гончарные мастерские в Тебризе. Фаянсы. Турецкое гончарное искусство. Изделия мастерских Изника и Кютахья. Полихромная роспись. Мотивы, приемы размещения декора. Декоративные изразцы Дамаска. Испано-мавританский фаянс.

 

Византийское искусство.Влияние античного искусства на формирование культуры Византии. Плетеный узор и растительные мотивы тонкие, изящно перевитые. Повторение одного и того же мотива (иногда очень мелкого) на всей или части поверхности - очень распространенный художественный прием. Новые мотивы декора: христианские символы и сюжеты. Византийская керамика: формы, специфика декора. Краснолаковая керамика. Применение ангобов и глазурей. Типы византийских изразцов.

 

Керамика Европы в эпоху Средневековья.Франция. Развитие ремесел, новая цеховая организация ремесленников. Романский, готический стили. Производство облицовочной плитки, плиток для пола, коньковой черепицы, бытовой посуды.

 

Керамика Европы в эпоху Возрождения.

Италия. Фрески и арабески Рафаэля. Скульптурный декор. Расцвет производства итальянской майолики. Мастерская семьи Делла Робиа во Флоренции. Основные центры производства майолики: Фаэнца, Сиена, Дерута, Губбио, Урбин. Живопись на стекле, керамика с разноцветной глазурью, мягкий фарфор (т.н. фарфор Медичи). Технология росписи по сырой эмали. Формы сосудов, сюжеты росписи (влияние изобразительного искусства и литературы на формирование сюжетов). Новые центры производства керамики: Генуя, Монтелуцо, Кастель-Дуранте. Влияние итальянской майолики на керамику других стран.

Франция. Влияние итальянской майолики. Фаянсы Сен-Поршера. Бернар Палисси. Массео Абакен – зачинатель руанского фаянса. Испанские фаянсовые изразцы.

Немецкие изделия из каменной массы.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.