Сделай Сам Свою Работу на 5

Ответственность подрядчика за ненадлежащее качество работы. Явные и скрытые недостатки. Как происходит фиксация выявленных недостатков?





Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
2. Заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении.
3. Если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки)
4. Заказчик, обнаруживший после приемки работы отступления в ней от договора подряда или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты подрядчиком, обязан известить об этом подрядчика в разумный срок по их обнаружении.
Права и обязанности, связанные с соблюдением условий о предмете и качестве работы. Прежде всего, заказчик должен передать подрядчику необходимую техническую документацию. Если заказчик ее не предоставляет и это препятствует исполнению договора, подрядчик вправе не приступать к работе, а если работа начата - приостановить ее выполнение. Такие же права имеются у подрядчика и в случае, когда предоставление документации заказчиком еще не просрочено, однако конкретные обстоятельства очевидно свидетельствуют о том, что эта обязанность не будет исполнена в установленный срок. Просрочка (или потенциально неизбежная просрочка) дает подрядчику также право отказаться от договора и потребовать возмещения убытков, если иное не предусмотрено договором (ст. 719 ГК). Если подрядчик обнаружил непригодность или недоброкачественность технической документации, он обязан немедленно предупредить об этом заказчика и до получения от него указаний приостановить работу. Подрядчик, не предупредивший заказчика об этих обстоятельствах либо продолживший работу, не дождавшись ответа в установленный (разумный) срок или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе в дальнейшем ссылаться на указанные обстоятельства в обоснование своих требований и возражений. С другой стороны, если заказчик, получивший предупреждение подрядчика, не принимает необходимых мер, подрядчик вправе отказаться от договора и потребовать возмещения убытков, причиненных его прекращением (ст. 716 ГК). В то же время бездействие заказчика не дает подрядчику права на продолжение работы с использованием некачественной документации.





Качество работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте этих условий - обычно предъявляемым требованиям. Так, по общему правилу результат работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, предусмотренными договором, и в пределах разумного срока быть пригодным для договорного использования, а если такое использование договором не предусмотрено - пригодным для обычного использования (п. 1 ст. 721 ГК).

Если нормативным правовым актом, договором или обычаями делового оборота предусмотрен гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать установленным качественным критериям (ст. 722 ГК). Назначение гарантийного срока состоит в усилении ответственности за некачественную работу. Поэтому этот срок не может быть короче разумного срока, о котором говорится в п. 1 ст. 721 ГК. Течение гарантийного срока начинается с момента, когда результат работы был принят или должен быть принят заказчиком. К исчислению гарантийного срока применяются отдельные нормы о купле-продаже, в частности пп. 2 и 4 ст. 471 ГК. Это объясняется тем, что подряд, как и купля-продажа, направлен на передачу имущества.



В отношении некоторых видов подрядных работ закон установил специальные требования к качеству. Они закрепляются в различных правовых документах: нормах и правилах, стандартах и т.д. (например, для строительного подряда предусмотрены строительные нормы и правила). Обязательность этих требований зависит от статуса подрядчика. Подрядчик, действующий с предпринимательской целью, обязан их соблюдать. Для иных подрядчиков такие требования не обязательны. При этом в обоих случаях стороны не лишаются права закрепить в договоре требования к качеству более высокие, чем нормативно установленные (п. 2 ст. 721 ГК).

Сам по себе факт выполнения работы подрядчиком, не имеющим соответствующей лицензии, не может служить основанием для признания работ некачественными. Подрядчик, выполнивший работу более качественно, чем предусмотрено договором, вправе требовать премиальной доплаты лишь при условии, что это специально согла-совано сторонами.

Если работы выполнены подрядчиком некачественно, заказчик вправе по своему выбору применить один из следующих способов защиты (пп. 1-3 ст. 723 ГК):

1) потребовать от подрядчика безвозмездного устранения недостатков в разумный срок (подрядчик вправе с согласия заказчика вместо устранения недостатков безвозмездно выполнить работу заново с возмещением заказчику убытков, причиненных просрочкой); если данное требование подрядчиком не исполнено, заказчик вправе отказаться от договора и потребовать возмещения убытков;

2) если нарушение условий о качестве является существенным и неустранимым, заказчик, не заявляя предварительного требования об исправлении недостатков в разумный срок, вправе отказаться от договора и потребовать возмещения убытков; право на расторжение договора обусловлено в данном случае тем, что существенные недостатки в работе являются существенным нарушением договора;

3) потребовать соразмерного уменьшения цены;

4) заявить требование о возмещении своих расходов на устранение недостатков (этот способ защиты может применяться лишь в том случае, когда право заказчика на устранение недостатков предусмотрено в договоре; в этом заключается особенность подрядного регулирования по сравнению с общими положениями ст. 397 ГК, устанавливающими презумпцию наличия у заказчика такого способа защиты).

Поскольку подрядные правоотношения позволяют заказчику контролировать качество работы в ходе ее выполнения, некоторые из указанных выше способов защиты могут быть использованы заказчиком до окончания работы. Так, если в ходе работы станет очевидным, что она не будет выполнена с надлежащим качеством, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении этого требования - отказаться от договора либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков (п. 3 ст. 715 ГК).

Закон установил повышенные требования к договорным условиям об ответственности подрядчика за некачественную работу. Общие положения об обязательствах (п. 4 ст. 401 ГК) запрещают включать в договор условие об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства; следовательно, если такое соглашение заключено, оно признается ничтожным. В договоре подряда стороны не вправе устанавливать условие об освобождении от ответственности не только за умышленное, но и за любое иное виновное нарушение условий о качестве (п. 4 ст. 723 ГК).

Требования, связанные с ненадлежащим качеством работы, могут быть предъявлены подрядчику при условии, что некачественность выявлена в установленный срок. Этот срок зависит от характера недостатков (явные или скрытые) и от того, установлен ли на работы гарантийный срок (ст. 724 ГК). Когда гарантийный срок не предусмотрен, заказчик вправе предъявить претензии по качеству при условии, что явные недостатки выявлены непосредственно при приемке работы, а скрытые - в срок, установленный законом, договором или обычаями делового оборота. Если законом, договором или обычаями делового оборота такой срок не установлен, заказчик вправе заявить о некачественности при условии, что недостатки обнаружены в разумный срок. Разумный срок должен определяться с учетом предмета подряда и характера обнаруженного недостатка. Однако в любом случае он не должен быть больше 2 лет со дня передачи результата работы. Если гарантийный срок установлен, заказчик вправе предъявить требования, связанные с недостатками работы, обнаруженными в течение гарантийного срока. Закон предусмотрел также ответственность подрядчика за недостатки, обнаруженные за рамками гарантийного срока. Имеются в виду ситуации, когда установленный договором гарантийный срок составляет менее 2 лет и недостатки обнаружены по истечении гарантийного срока, но в пределах 2 лет со дня передачи результата работы, и заказчик доказал, что недостатки возникли до передачи результата работы заказчику или по причинам, возникшим до этого момента. Данное исключение объясняется стремлением законодателя не ставить подрядчика, выдавшего краткосрочную гарантию, в преимущественное положение по сравнению с подрядчиком, не выдавшим гарантию.

Для требований, предъявляемых в связи с ненадлежащим качеством подрядной работы, установлен сокращенный срок исковой давности - один год (ст. 725 ГК). Однако в отношении зданий и сооружений, применяется общий (3-летний) срок исковой давности, что обусловлено повышенной значимостью и сложностью таких объектов. Поэтому 3-летний срок исковой давности должен применяться не ко всем подрядным работам в отношении зданий и сооружений, а лишь к таким, в которых присутствуют указанные признаки (значимость и сложность). Например, к требованиям, вытекающим из некачественного текущего ремонта здания, следует применять не 3-летний, а годичный срок исковой давности. Течение срока исковой давности начинается в момент заявления заказчиком о недостатках результата работы, при условии, что данное заявление сделано в пределах гарантийного срока, либо в пределах 2-летнего или иного разумного срока (если гарантийный срок не установлен). Если в соответствии с договором подряда результат работы принимается по частям, течение срока исковой давности начинается, тем не менее, после принятия объекта в целом.

Риск случайной гибели или случайного повреждения материалов, оборудования. Какая из сторон договора подряда несет риск гибели или порчи материалов, оборудования? Односторонний акт о недостатках работ.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.