Сделай Сам Свою Работу на 5

Теории мотивации личности и деятельности





1. В современной психологии термином "мотив" (мотивация, мотивирующие факторы) обозначаются совершенно разные явления. Мотивами называют инстинктивные импульсы, биологические влечения, интересы, желания, жизненные цели и идеалы. А. Н. Леонтьев считал, что мотивы деятельности определяются потребностями личности. В потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность "не знает" своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет - побудительную и направляющую деятельность функции, т.е. становится мотивом.

Генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и целей. Напротив, их совпадение есть вторичное явление: либо результат приобретения целью самостоятельной побудительной силы, либо результат осознания мотивов, превращающего их в мотивы-цели. В отличие от целей, мотивы актуально не сознаются субъектом: когда мы совершаем те или иные действия, то в этот момент обычно не отдаем себе отчета в мотивах, которые к ним побуждают. Правда, их мотивировку привести нетрудно, но она вовсе не всегда содержит в себе указание на их истинный мотив. Даже когда мотивы не сознаются, т.е. когда человек не отдает себе отчета в том, что побуждает его совершать те или иные действия, они все же находят свое психическое отражение, но в особой форме - в форме эмоциональной окраски действий.



А. Н. Леонтьев выделяет две основные функции мотивов: побуждениеи смыслообразование.Одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл. Другие, выполняя роль побудительных факторов - порой остро эмоциональных, аффективных, - лишены смыслообразующей функции; такие мотивы А. Н. Леонтьев назвал мотивами-стимулами.

Распределение функций смыслообразования и побуждения между мотивами одной и той же деятельности позволяет понять главные отношения, характеризующие мотивационную сферу личности - иерархию мотивов.

На протяжении многих лет ученые не оставляют надежду объяснить поведение человека. Результатом этого интереса стали многочисленные теории мотивации. В настоящее время данная проблема не утратила актуальности, скорее наоборот.



Наиболее популярной и широко используемой считается теория, автором которой является один из основателей гуманистической психологии, американский психолог А. Маслоу (1908-1970).Он разграничил не отдельные мотивы, а целые их группы. Эти группы упорядочены в ценностной иерархии соответственно их роли в развитии личности. Основная идея классификации А. Маслоу состоит в принципе относительного приоритета актуализации мотивов, гласящего, что прежде чем потребности более высоких уровней активируются и начнут определять поведение, должны быть удовлетворены потребности низшего уровня.

Иерархическая модель мотивации А. Маслоу состоит из пяти уровней.

1. Физиологические потребности - голод, жажда, сексуальность и т.п.

2. Потребности в безопасности, безопасность и защита от боли, страха, гнева, неустроенности.

3. Потребности в социальных связях, потребности в любви, нежности, социальной присоединенное, идентификации.

4. Потребности самоуважения, потребности в достижении, признании, одобрении.

5. Потребности самоактуализации, реализации собственных возможностей и способностей, потребности в понимании и осмыслении.

Приведенная иерархия начинается с физиологических потребностей. Далее следуют потребности безопасности и потребности в социальных связях, затем потребности самоуважения и, наконец, самоактуализации. Самоактуализация может стать мотивом поведения, лишь когда удовлетворены все остальные потребности. В случае конфликта между потребностями различных иерархических уровней побеждает низшая потребность.



Из всех мотивов основной интерес А. Маслоу обращен на потребности самоактуализации. О них он пишет: "Даже когда все эти потребности удовлетворяются, мы все же часто можем ожидать, что если индивид не занимается тем, для чего он предназначен, то вскоре возникнут новые неудовлетворенность и беспокойство. Чтобы находиться в согласии с собой, музыкант должен создавать музыку, художник рисовать, поэт писать стихи. Человек должен быть тем, чем он может быть. Эту потребность можно назвать самоактуализацией. Она означает желание человека самоосуществиться, а именно его стремление стать тем, чем он может быть". (Биян).

2. Г. Мюррей, создатель тематического апперцептивного теста (ТАТ), попытался систематизировать различные теоретические подходы в изучении мотивации и их основные понятия. Центральными понятиями, соотносящимися друг с другом, являются потребность со стороны личности и давление со стороны ситуации. Потребность и давление содержательно соответствуют друг другу, их взаимодействие называется темой - это подлинная единица анализа активности человека. Мюрреем были определены различные основания для классификации потребностей. Во-первых, выделяют первичные потребности (например, в воде, пище, избегании холода и многие другие) и потребности вторичные (психогенные): унижения, достижения, агрессии, независимости, уважения, защиты, доминирования, привлечения внимания к себе, избегания вреда, избегания неудач, порядка, понимания. Кроме этого Г. Мюрреем были названы потребности приобретения, избегания обвинения, познания, созидания, обучения, признания, сохранения.

Первичные потребности в отличие от вторичных базируются на органических процессах и возникают или циклично (еда), или в связи с необходимостью регуляции (избегание холода).

Во-вторых, потребности можно подразделить на позитивные (поиск) и негативные (избегание), на явные и латентные. Явные потребности свободно и объективировано выражаются во внешнем поведении, латентные проявляются или в игровых действиях, или в фантазии. В определенных ситуациях отдельные потребности могут объединяться в мотивации поведения, или конфликтовать друг с другом, или подчиняться одна другой и т.д.

В концепции мотивации Д. Макклелланда рассматриваются три основные группы потребностей: во власти, в успехе, в причастности. Впервые в систему побудителей человеческой активности была введена потребность во власти как таковой. Она рассматривается как синтетическая и производная от потребностей в уважении и самовыражении. Потребность в успехе (мотивация достижения) - вторая базовая потребность личности. Автор одним из первых показал, что человеку свойственно не просто "хотеть чего-то", но и определять для себя уровень овладения объектом своего желания - вырабатывать "планку" достижений. Сама по себе потребность в успехе (а через него - в признании со стороны других) является общей для всех, однако мера ее развития различна. От степени ее развития зависят достижения человека. Более того, Макклелланд полагал, что от уровня развития данной потребности у граждан зависят процветание и могущество той или иной страны.

Мотивация, основанная на потребности в причастности по Макклелланду, близка по своему описанию социальной потребности в иерархии А. Маслоу. Данная потребность удовлетворяется в процессе социального взаимодействия и общения, совместного труда, поддержки и одобрения со стороны окружающих людей.

В теории ожидания В. Врума важное место в организации поведения человека отводится оценке личностью вероятности определенного события. При раскрытии структуры мотивации и самого процесса поведения особое внимание в данной теории уделяется трем основным взаимосвязям. Во-первых, это ожидания в отношении взаимосвязи затрат труда и результатов. Если человек чувствует, что между ними существует прямая связь, то мотивация возрастает, и наоборот. Во-вторых, это ожидания в отношении взаимосвязи результатов и вознаграждений, т.е. ожидания определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов. Если между ними существует прямая связь и человек ясно видит это, то его мотивация увеличивается. В-третьих, это субъективная валентность ожидаемого вознаграждения или поощрения. Валентность - это предполагаемая ценность удовлетворения или неудовлетворения, возникающего вследствие определенного вознаграждения.

Всякая деятельность человека побуждается не одним мотивом, а несколькими, т.е. деятельность обычно полимотивирована. Совокупность всех мотивов к данной деятельности называется мотивацией деятельности данного индивида. Мотивация- это процесс, увязывающий воедино личностные и ситуационные параметры на пути регуляции деятельности, направленной на преобразование предметной ситуации для реализации соответствующего мотива, для осуществления определенного предметного отношения личности к окружающей ситуации. (Балашов)

3. Совокупность устойчивых мотивов, определяющих избирательность отношений и активности человека и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностьюличности. Направленность как подструктура личности включает в себя различные побуждения: ее мотивов, потребностей, интересов, стремлений, намерений, идеалов, норм, установок и т.п. При этом одни ее компоненты являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль.

В качестве побудителей человеческого поведения, представляющих собой мотивационную сферуличности, выступают влечения, установки, желания, интересы, склонности, идеалы и мировоззрение.

Влечение- первичное эмоциональное проявление потребности человека в чем-либо, побуждение, еще не опосредованное сознательным целеполаганием. Влечение выступает как преходящее явление, и представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается как конкретное желание. Таким образом, влечения могут обусловливаться не только биологическими, но и социальными факторами. Влечение - одно из центральных понятий психоанализа, где ему придается ведущая роль в активности и регуляции поведения человека.

Установка - это неосознаваемое личностью состояние готовности к определенному поведению или деятельности. Чаще всего складывается в результате неоднократного повторения ситуаций, в которых человек реагировал определенным образом.

Д. Н. Узнадзе (1886-1950) разработал теорию, согласно которой возникающие при встрече потребности и ситуации установки определяют направленность поведения субъекта до тех пор, пока поведение не наталкивается на те или иные препятствия. В этих случаях неосознанное поведение прерывается и начинают действовать сознательные механизмы объективизации. Возникшие затруднения привлекают внимание и таким образом осознаются. После сознательного нахождения нового режима регуляции управление поведением вновь осуществляется подсознательными установками. Эта непрерывная передача управления обеспечивает гармоничное и более экономное взаимодействие сознания и бессознательного.

Желание - одна их форм мотивационного состояния, в основе которого лежит потребность, осознанная по содержанию, но еще не выступающая в качестве сильного побуждения к действию. Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. При невозможности удовлетворить желание возникает состояние фрустрации, которое сопровождается разочарованием, тревогой, раздражением, отчаянием и др.

Интерес - это форма проявления познавательной потребности, выражающаяся избирательным отношением личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы обеспечивают направленность личности на осознание целей деятельности, способствуя ориентировке, ознакомлению с чем-то новым, более полному и глубокому отражению действительности. По содержанию интересы могут быть материальными (к жилищным удобствам, красивой одежде и др.) и духовными (профессиональные, познавательные, эстетические и др.). По объему их можно разделить на широкие и узкие. Они могут быть глубокими и поверхностными, устойчивыми и неустойчивыми. Оценка интересов, в конечном итоге, определяется их содержательностью и значимостью для личности.

Склонность - это избирательная направленность субъекта на определенную деятельность. В ее основе лежит глубокая и устойчивая потребность в этой деятельности, стремление совершенствоваться в ней. Склонности обычно являются предпосылкой развития соответствующих способностей, хотя возможны случаи несовпадения склонностей и способностей.

Идеал - это важная цель личных стремлений человека, своеобразный пример, эмоционально окрашенный эталон действия.

Мировоззрение представляет собой систему взглядов человека на мир и его закономерности. Служит высшим регулятором поведения личности, определяя не только общую направленность личности, но и ее целеустремленность. Идеалы и мировоззрение формируются у человека на основе его интересов и склонностей.(Гога) – нужен еще вывод какой-то, Ром.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.