Сделай Сам Свою Работу на 5

Социализация - процесс освоения социальных ролей и функций в результате совместной жизнедеятельности, усвоение человеком стереотипов деятельности,





которые включают его в сложившуюся систему общественных отношений и связей;

17. ценности - предметы, их свойства и отношения (как материального, так и духовного порядка, обладающие положительной значимостью для общества, социальной группы и личности, т.е. способные удовлетворять их потребности, служить их интересам.

Контрольные вопросы

1. Что изучает философская антропология? Назовите ее основные проблемы.

2. В чём заключается различие в понимании природы и сущности человека в классической и неклассической антропологии?

3. Кто из представителей немецкой классической философии вопрос «Что такое человек?» считал основным вопросом философии, а самого человека — «самым главным предметом в мире»?

19. Философские проблемы медицины - 4 часа

1. биоэтика - учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии; междисциплинарное исследование философских, социологических, антропологических проблем, возникающих в связи с развитием биомедицинских технологий и их внедрением с практику здравоохранения.

2. болезнь - это уклонение от нормального жизненного процесса; медицина рассматривает болезнь как результат диалектически противоречивого взаимодействия организма и среды, внутренних особенностей организма и внешних воздействий среды.



3. боль психофизиологическое состояние, возникающее у человека при определенных дисфункциях;

4. доказательная медицина - комплекс современного медицинского знания, построенный на доказательстве;

5. жизнь - специфическая форма организации материи, характеризующаяся единством трех моментов: 1) наследственной программой, записанной в совокупности генов (геном), т.е. в соответствующих последовательностях нуклеотидов дезоксириО'онуклеиновой кислоты (ДНК); 2) обменом веществ, специфика которого определяется наследственной программой; 3) самовоспроизведением в соответствии с этой программой;

6. здоровье - это состояние, которое позволяет человеку жить в условиях нестесненной свободы, здорового образа жизни, то есть испытывать душевное, физическое и социальное благополучие. Это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов;



7. медикализация общества - состояние контроля со стороны общества через систему медицины за общественным здоровьем;

8. медицина — это наука об объективных законах нормальной и патологической жизнедеятельности человека, проявляющихся в условиях экосоциума. Медицина как синтетическая наука, объектом изучения которой является человек как социально-биологическое существо, занимает пограничное положение между естественными и общественными науками;

9. норма - понятие, отражающее представление общества о состоянии условного здоровья;

10. философия медицины - особая отрасль научного знания, в рамках которой философские методы и принципы служат для обоснования проблем здоровья

3. Истина как процесс.

Основные понятия:

познание — процесс общественно-исторической деятельности людей, направленный на получение нового знания и освоения действительности. Следовательно, - это мировоззренческий вопрос и решается через вторую сторону основного вопроса философии - познаваем ли мир? В истории философии наметились разные ответы на него: оптимистический (да, мир познаваем), скептический (и да и нет), агностический (мир непознаваем). Наука о познании — гносеология.

знание - идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира. Знания могут быть донаучными (житейскими) и научными (эмпирическими и теоретическими).

Познавательные ориентиры в истории философии менялись: от познания природы и мнения у древних греков к познанию Бога в средневековье, к познанию вновь объективной природы и природы заблуждений в Новое время, к анализу познавательных способностей человека у Канта и затем к познанию экзистенции человека и объективных знаний общества в философии XIX - XX веков.



субъектом познания является познающий человек.

объектом - то, на что направлен процесс познания. В процессе движения мысли к объекту происходит ее опредмечивание через практику; распредмечивание — обратный процесс. Практика — активная, чувственно-предметная деятельность людей - имеет общественный характер.

внерациональными формами познания являются: способность непосредственного постижения истины; фантазии (воображения), понимание - раскрытие и воспроизведение смыслового содержания предмета. Познание идет через чувственную ступень (сенсуализм) и рациональную ступень (рационализм).

истина - знание, соответствующее своему предмету. Это верное, правильное отражение действительности.

свойства истины: объективность, конкретность, абсолютность, относительность. Критерием истины является практика. Если же теория опережает практику, то "дополнительными" критериями являются: мыслительный эксперимент, принцип соответствия новой теории старой, принцип простоты, красоты, гармонии и формальной непротиворечивости.

заблуждение - противоположность истине. Это знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. У заблуждения свои корни: психологические, гносеологические, социальные.

Тема 5. Проблема человека в истории философии

1. Философия Древнего Востока о человеке.

2. Проблема человека в философии Древней Греции.

3. Средневековая христианская концепция человека.

4. Человек Нового времени в европейской философии.

5. Проблема человека в современной западной философии.

6. Антропологическая проблема в русской философии.

Основные понятия:

антропология - комплекс наук о человеке, обществе и культуре. Включает в себя физическую антропологию, лингвистику, антропологию религии, социальную географию.

антропология философская - философское учение о человеке и его отношений с чиром, представленное множеством идей и концепций.

биосфера - это часть природы нашей планеты, ее поверхностная оболочка, в пределах которой существует и развивается жизнь во всех разнообразных формах растений, животных, птиц, насекомых, микроорганизмов.

ноосфера (сфера разума) — стадия развития биосферы, в которой разумная деятельность человека становится геологическим по масштабам фактором. Ноосфера - целенаправленное, разумное развитие биосферы, осуществляемое в интересах человека и его будущего.

экологическая проблема - проблема взаимодействия общества и природы, экология — биологическая дисциплина, изучающая отношения живого организма или целой популяции со средой обитания (так называемая экология животных и растений).

социальная экология - междисциплинарное, синтетическое направление в науке, охватывающее огромный комплекс вопросов из области взаимодействия общества и природы, охраны окружающей среды.

экологическое сознание - форма массового общественного сознания, отражающего сложную, противоречивую и крайне опасную ситуацию, возникающую в современном мире в результате нарушения экологического равновесия, загрязнения окружающей среды, опасности исчезновения природных ресурсов и перспективы социальной деградации человечества из-за разрушительных последствий научно- технического прогресса. Экологическое сознание —осознание людьми себя как единое целое в своем отношении к природе, понимание природы как другого существа, над которым нельзя властвовать без ущерба для себя.

экологический императив - это учет экологических требований как факторов, определяющих стратегию развития общества.

экологическая медицина - научная дисциплина, которая рассматривает все аспекты воздействия окружающей среды на здоровье человека. В центре ее внимания факторы, непосредственно ведущие к «средовым» заболеваниям.

экологизация производства - это безболезненное включение производства в систему естественных круговоротов в качество ее отдельных звеньев.

Тема 10. Понятие культуры

1. Философское понятие культуры.

2. Культура как система.

3. Функции культуры.

Основные понятия:

духовная культура - это совокупность духовных ценностей, а также деятельности по их созданию, обмену, распределению и потреблению. Она охватывает общественное сознание, совокупность знаний на теоретическом и обыденном уровне, способы сознания духовных ценностей, язык. Духовная культура проявляет себя в образовании, просвещении, медицинском обслуживании.

духовное производство - понятие, введенное Марксом для характеристики производства идей, знаний, представлений, художественных ценностей. Является составной частью общественного производства, представляющего единство материального и духовного производства; зависит в конечном счете от материального производства, определяется его базисными отношениями.

игра - культурная форма взаимодействия и поведения. Она существует вне обыденной жизни и профессиональной деятельности. Игра характеризуется особы

правилами взаимодействия участников, которые побуждают их к активности, не имеющей прямых социально полезных последствий, но доставляющей им удовлетворение.

инкультурация - процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, характерные для культуры, к которой он принадлежит.

культура - специфически человеческая форма бытия, включающая определенный уровень организации материальной и духовной деятельности человека, а также результаты этой деятельности, используемые человеком и оцененные им через призму своих идеалов, целей, установок, знаний и умений.

культура - это универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего.

культура — совокупность материальных и духовных ценностей, а также деятельности по производству, обмену, распределению, потреблению духовных ценностей.

культурология - теоретическая дисциплина, изучающая культуру во всей полноте ее проявлений и в ее сущности, во всем многообразии ее исторических формообразований и принципов современного функционирования. Культурология включает теорию культуры. историю культуры. прикладную культурологию. непосредственно занимающуюся описанием и осмыслением культурной конкретики, сближается с социологией культуры.

культурная деятельность - это деятельность по созданию нового, не имевшегося в природе и не могущего возникнуть по ее собственным законам, целенаправленная, сознательная и свободно ориентированная.

кризис культу ры — обязательный и закономерный этап в развитии каждой культуры. Сущность кризиса составляют переоценка и перекомпоновка слагаемых духовно-смыслового ядра культуры, в результате чего он способен парализовать всю культурную динамику, вызвать безвременье, болезненные, мучительные феномены. Это может привести к крах} культуры в её прежнем облике. Но кризис нередко сопряжён с самопознанием культуры, с обнаружением её потенциала, возможностей внутреннего развития.

национальная культура — совокупность обыденных и специализированных областей культуры национальной общности. Нормы культуры. Определенные образы, правила поведения или действия.

норма культуры - определённые образы, правила поведения или действия, материальная культура совокупность материальных ценностей, а так же деятельности по производству, обмен), распределению и потреблению.

символ — (от греч. Symbolon - знак, опознавательная примета) - материальный чувственно-воспринимаемый предмет (явление, действие), который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения.

смысл - это содержание человеческого бытия ( в том числе внутреннего бытия), взятое в особой роли: быть посредником в отношениях человека с миром и с самим собой. Именно смысл определяет, что мы и что мы имеем и что откроем в мире и в самих себе.

субкультура - устойчивая совокупность культурных черт паттернов, характерных для определённой социокультурной группы. Например: молодёжная, преступная субкультура.

типология культуры - (от греч. typos - вид. форма и logos - слово, умение) - умение о видовых отличиях культур, основных типах мировой культуры.

творческая деятельность - деятельность, в ходе которой создаётся принципиально новое. орт инальное. до сих пор не существующее.

традиция культурная механизм поддержания, сохранения устойчивости культурных норм, ценностей, образов. Его действие заключается в непосредственной

передаче соответствующих культурных форм от поколения к поколению и соблюдение строгого следования этим нормам.

философия культуры - раздел философии, исследующий сущность и значение культуры, присущие ей функции, её строение.

ценности - предметы, их свойства и отношения (как материального, так и духовного порядка), обладающие положительной значимостью для общества, социальной группы и личности, т.е. способные удовлетворять их потребности, служить их интересам.

Тема11. Духовная культура, её элементы

1. Мораль в системе культуры.

2. Религия в системе культуры.

3. Искусство в системе культуры.

Основные понятия:

добро — одно из наиболее общих понятий морального сознания и одно из важных категорий этики. Вместе со своей противоположностью злу добро является наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного, имеющего положительное или отрицательное моральное значение того, что отвечает содержанию требований нравственности и того, что противоречит им. В понятии добра люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее, которые выступают здесь в виде абстрактной моральной идеи о том, что должно быть и заслуживает одобрения. С помощью идеи добра люди оценивают сознательную практику и действия отдельных лиц.

долг (моральный) - категория этики; общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью; совокупность нравственных обязанностей личности, т.е. таких обязанностей, которые выполняются добровольно под контролем её морального сознания.

достоинство — понятие морального сознания, выражающее представление о ценности всякого человека как нравственной личности, а также категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему.

конфликт (моральный) - это специфическая ситуация морального выбора, в которой принимающий решения человек констатирует в своем сознании противоречие: осуществление каждой из выбранных возможностей поступка какой-либо нравственной нормы одновременно ведет к нарушению другой нормы, представляющей для данного человека определенную моральную ценность. В конфликтной ситуации требуется совершить выбор между сталкивающимися моральными ценностями в пользу одной из них и через разрешение противоречия реализовать нравственную цель.

нравственная культура личности - степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества; показатель того, на сколько требования нравственности воплотились в поступке человека благодаря формирующему влиянию на него общества. Нравственная культура личности выступает как освоенный ответ человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания - нравственный разум, интуиция, способствующая принять моральные решения в проблемных ситуациях. Нравственная культура личности - это целостная система элементов, охватывающих культуру этического мышления, культуру нравственных чувств, культуру нравственного поведения.

культура этического мышления - «способность морального суждения», умение пользоваться этическими знаниями, различать добро и зло, в каком бы обличии они не выступали, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации и т.д.

культура нравственных чувств — способность человека к «моральному резонансу», сочувствию, сопереживанию.

культура нравственного поведения - совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в отношении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные нормы и правила этикета.

мораль (лат. moralis - нравственный; mores - нравы) - предмет изучения этики; форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека. Мораль не только форма общественного сознания, но и вид социальной практики людей.

норма моральная (лат. norma - правило, образец) - одна из наиболее простых форм нравственного требования; выступает в двояком виде - как элемент моральных отношений и как форма морального сознания. Моральное требование, выраженное в виде норм, получает отражение в моральном сознании в виде соответствующих правил, заповедей.

нравственность - понятие, являющееся синонимом морали (русский вариант лат. термина «мораль», происходит от слова «нрав»).

нравственный идеал (греч. idea - представление, идея) - понятие морального сознания, в котором предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе все наиболее высокие моральные качества (добродетели).

отношения (моральные) - особый вид общественных отношений, совокупность зависимостей и связей, которые возникают у людей в процессе их нравственной деятельности.

поведение (моральное) - совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях.

совесть - категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершенных поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Совесть 1 это субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом.

сознание (моральное) — одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы (политическое, нравственное сознание и др.), отражением социального бытия людей. Моральное сознание личности включает в себя идеи, представления о должном, нравственном, моральные нормы, моральный идеал, моральные чувства и убеждения.

убеждение моральное - рациональная основа нравственной деятельности личности, позволяющая ей совершать тот или иной поступок, сознательно, с разумным пониманием необходимости и целесообразности определенного поведения. Убеждения вызывают глубоко укоренившиеся в сознании человека моральные представления (нормы, принципы, идеалы и т.п.), которым он считал для себя обязательным следовать. Предопределяя поступки человека, убеждения принимают форму мотивов, которыми он руководствуется в своей деятельности.

честь - понятие морального сознания и категория этики, тесно связанная с категорией достоинства. Честь раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Моральная ценность личности в понятии чести связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами.

чувства (моральные) - эмоциональная сторона духовной деятельности личности, характеризующая наряду с убеждениямиеё субъективную моральную позицию.

этика (греч. ethos - привычка, обычай) ~ одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль.

этикет (фр. etiquette - ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы общения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Этикет - составная часть внешней культуры (культура поведения). В него входят те её требования, которые приобретают характер строгого регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения.

Искусство - форма духовно-практического освоения человеком мира, в которой формируются и развиваются его способности творчески преобразовывать мир и самого себя по законам красоты. Оно есть форма эстетического отношения человека к миру, ценностно-осознанное, образное воплощение бытия.

Эстетическое отношение предполагает переживание мира в его целостности, организованности, бесконечном многообразии как предпосылку универсального развертывания человеческих способностей, как сферу приложения его творческих усилий.

Художественный образ - есть открытое моделирование действительности, рассчитанное на достройку в сознании воспринимающего. Художественный образ — это процесс, в котором выделяют следующие сферы его бытия: образ-замысел, художественное произведение, образ-восприятие.

Катарсис (греч. katharsis - очищение) - понятие, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека, которое проявляется в том, что оно очищает нашу душу, просветляет с помощью «сострадания и страха» (Аристотель).

Религия (лат. religio - честь, благочестие, набожность, святыня, предмет культа), - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких богов) «священного», т.е. той или иной разновидности сверхъестественного.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.