Сделай Сам Свою Работу на 5

Постклассическая философия - 2 часа





1. воля к власти — основной принцип философии Ф.Ницше, указывающий на стремление к мощи, силе как на способ выражения своего Я;

2. иррационализм - направление в философии, которое, в противоположность рационализму, ограничивает, либо вообще отрицает возможность разумного постижения реальности и делает основой миропонимания нечто недоступное разуму. Рациональность объявляется характеристикой, враждебной сущности человека. Бытие иррационально, оно носит волевой характер. Иррационализм на первый план выдвигает волю (волюнтаризм), интуицию (интуитивизм), инстинкты (бессознательное).

3. мировая воля — основное понятие философии А. Шопенгауэра, - могучий творческий принцип, порождающий все вещи и процессы и проявляющийся во всём. Она противоречива, не удовлетворена сама собой и самореализуема во всех явлениях реальности (магнетизм, всемирное тяготение, инстинкты, властолюбие людей и.т.д.);

4. нигилизм Щ мировоззренческая позиция, которая выражается в отрицании значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание авторитетов;

5. переоценка ценностей - в философии Ницше это идея переоценки места ценностей в структуре человеческого существования, определение примата ценностей перед знаниями. Философия для Ницше является философией ценностей, так как утверждает определенную иерархию ценностей. Демиургом ценностей выступает сам человек. Творить ценности - значит брать на себя риск новых форм жизни. Сохранять себя, открывать себя, постоянно испытывать себя - это и есть способ существования ценностей.



6. сверхчеловек - главный образ человека философии Ф.Ницше, стремившегося к уничтожению лживости, болезненности, враждебности жизни. Сверхчеловек тот, кто способен преодолеть раскол самого себя «на жалкого и слабого человека» и «великого изумительного Бога», понять, что «Бог умер» и самостоятельно создавать свои собственные ценности и смыслы своего бытия.

Контрольные вопросы

1. Что отличает классическую и неклассическую философию? Назовите социальные предпосылки появления неклассической философии.

2. В чем заключается «бунт против разума» в постклассической философии? Какова причина отказа от принципов классического рационализма? Назовите основные черты иррационалистической философии.



3. Что означает основное понятие философии Ницше «воля к власти»? Как объяснял причины кризиса культуры Ницше? Какую «переоценку ценностей» предпринял Ф. Ницше?

9. Современная западная философия - 6 часов

Основные принципы классической философии:

1. рационализм - философская позиция, согласно которой основным инструментом познания и принципом структурирования мира является разум (логос);

2. объективизм — гносеологическая установка, которая реализуется за счет разделения процесса познания на две противоположные стороны: субъект и объект. Объективность и предметность познания достигаются лишь тогда, когда из описания удаляется все, относящееся к субъекту и процедурам его познавательной деятельности. Субъект познания трактуется как асоциальный и внеисторический;

3. фундаментализм - утверждение о наличии в мире скрытого сходства, тождества между вещами и явлениями, выявив которое можно свести видимое многообразие сущего к единому основанию, сущности или субстанции (например, понятие абсолютной идеи у Гегеля, материи у Энгельса). Онтологический фундаментализм дополняется гносеологическим нормативизмом;

4. сциентизм - мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. Идеалом для сциентизма выступает не всякое научное знание, а прежде всего результаты и методы естественнонаучного познания;



5. системность - атрибут классического стиля философствования, реализующий требование обоснованности теории посредством развёртывания системы знания на основе исходного принципа (например, идея трансцендентального субъекта у Канта);

6. исторнцнзм, прогрессизм - временная устремленность в будущее, последовательность фаз, подчинённая логике цели;

Основные принципы неклассической философии:

7. иррационализм и неорационализм - иррационализм отстаивает спонтанность мысли и воображения; неорационализм исходит из исторически меняющихся предпосылок познания в изучении различных типов и форм рациональности;

8. алогизм, парадоксальность - претензия классики на логическое обоснование закономерностей мира оценивается как проявление метафизики. Иррациональность бытия невыразима в категориях рассудка, поэтому предпочтение отдается жанру «поэтического мышления» и «метафорической эссеистики»;

9. антиобъективизм - знание не может быть нейтральным или объективным, поскольку всегда является продуктом властных отношений;

10. антисциентизм - философско-мировоззренческая позиция, отрицающая роль науки как основного способа познания мира, утверждающая что все способы познания мира (и мифология, и религия, и история, и философия и т.д.) одинаково важны для культуры;

И. антисистемность - категориальному, системному мышлению классической философии противоставляется спонтанность движения мысли, её неструктурированность, неограниченность рамками текста. Философская герменевтика вводит понятие герменевтического круга, означающее принципиальную открытость, незавершённость процесса мышления, неотделимость понимания текста от самопонимания интерпретатора;

12. антипрогрессизм - идея неклассической философии о том, что новоевропейская вера в прогресс - это проявление идеологического утопизма капиталистической системы; провозглашается идея конца истории и цикличности развития;

13. герменевтика (Г. Гадамер, Ю. Хабермас, П. Рикёр) - направление философии, основной проблемой которого являются вопросы понимания и тесно связанные с ней вопросы языка. Предметом герменевтики является понимание текстов (текст понимается широко, как любая система знаков, несущая информацию и содержащая скрытый смысл), которое реализуется через их истолкование и интерпретацию. Герменевтика предлагает следующие методы интерпретации: предпонимание, принцип контекстуального подхода, принцип конгениальности, т.е. соразмерности творческих потенциалов автора текста и интерпретатора, принцип диалога, принцип герменевтического круга. Развитие понимания происходит от «предварительного понимания», задающего смысл тексту как целому, к анализу его частей и достижению более глубокого и полного понимания, в котором смысл целого подтверждается смыслом частей, а смысл частей - смыслом целого (герменевтический круг);

14. неотомизм - философское обоснование религиозного приоритета католицизма над философией Реформации. Ядро неотомизма - схоластическая философия Ф. Аквинского;

15. позитивизм - философское направление, согласно которому позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания; неопозитивизм видел задачу философии в деятельности по анализу языковых форм знания; постпозитивизм занимается анализом истории науки, закономерностей роста и функционирования научного знания, анализом теоретических и мировоззренческих компонентов знания;

Контрольные вопросы

1. Чем отличается понимание свободы в классической философии (например, Б.Спиноза) от понимания свободы в экзистенциализме?

2. Каковы основные идеи и принципы философской герменевтики?

3. Раскройте суть и роль основного принципа неопозитивизма - принципа верификации.

10. Русская философия XIX-XX вв.- 2 часа

1. всеединство — ведущая категория философии В. Соловьева, характеризующая единство Вселенной, всего сущего - высший онтологический принцип организации бытия, означающий взаимопроникновение и, вместе с тем, взаиморазделенность всех вещей и явлений мира. Всеединство - есть идеальный строй мира, предполагающий принципиальную воссоединенность, примиренность и гармонию в Боге всех внешне проявленных, эмпирически несогласованных и конфликтующих элементов и стихий бытия;

2. историософичность — важнейшая особенность русской философии. Она постоянно обращена к вопросам о смысле истории, конце истории, судьбе России, проблеме выбора исторического пути развития России. По этому поводу широко известна полемика западников и славянофилов. Славянофилы на первое место в качестве высшей социальной ценности поставили не гражданский строй, а общину, не право, а мораль, не прогресс, а обычай и традиции, не науку, а религию. Западники были ориентированы на приоритеты науки, права, гражданские свободы и социальный прогресс. Но надо понимать, что споры между славянофилами и западниками - это споры не врагов, а патриотов, озабоченных судьбами России;

3. правда - категория русской философии, т.е. истина, понятая какединство

рационального, морального и эстетического;

4. онтологизм русской философии означает ее направленность на бытие: только через мышление о бытии можно объяснить смысл человеческого существования, смысл истории. Онтологизм русской философии означает, что познание не является первичным и определяющим началом в человеке. Бытие человека есть и познание, и действие, и переживание, и интуиция, и вера и т.п.;

5. соборность есть важнейшая черта русской культуры, согласное, единодушное участие верующих в жизни мира и Церкви, коллективное жизнетворчество и коллективное спасение. Соборность противопоставлялась индивидуальному мудрствованию, рассудочности, она есть свободное собирание индивидуальностей вокруг духовных ценностей.

Контрольные вопросы

4. В чем заключается специфика русской философии 19 - 20 вв., ее основные черты?

5. Что означает главный принцип философии B.C. Соловьева - принцип «всеединства»? Раскройте смысл концепции цельного знания в философии Вл. Соловьева.

6. В чем сущность философии русского «космизма»? Каковы его основные направления?

Модуль 2. Философская онтология

Контрольная точка 4. Философская онтология - 8 часов

11. Проблема бытия в философии - 4 часа

1. бытие (в узком смысле слова) - это объективная реальность; бытие (в широком смысле слова) - это единство объективной и субъективной реальности. Это философская категория для отражения полноты, целостности, самодостаточности существования;

2. бытие идеальное - существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного, духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

3. бытие материальное - существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

4. время - форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе развития;

5. движение — атрибут, способ существования материи. Движение включает в себя все происходящие в природе и обществе процессы. В самом общем виде движение - это изменение вообще, всякое взаимодействие, материальных объектов и смена их состояния;

6. материя - это категория для обозначения объективной реальности, существующей независимо от человеческого сознания;

7. отражение - свойство каждого материального предмета (субъекта отражения) определенным образом реагировать на воздействие других взаимодействующих с ним материальных предметов (объектов). Виды отражения: физическое, химическое, механическое, биологическое сознание;

8. пространство - форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность,

структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой;

9. синергетика - учение с самоорганизации материи, междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем;

10. субстанция - неизменная, неуничтожимая основа бытия в противоположность его меняющимся свойствам и состояниям, причина самое себя.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается смысл и значение категории бытия в философии?

2. В чем заключается суть монизма, дуализма и плюрализма относительно проблемы субстанции?

3. Что такое пространство и время? Раскройте содержание основных концепций пространства и времени ь истории науки и философии.

4. Что такое материя? Каковы ее всеобщие свойства?

12. Диалектика как теория развития - 2 часа

1. диалектика - учение о наиболее общих законах развития и движения; философская теория развития природы, общества, мышления и основанный на этой теории метод познания и преобразования мира. Противоположностью диалектике выступает метафизика — философский метод, отрицающий качественное саморазвитие бытия через борьбу противоположностей;

2. законы диалектики - характеризуют процесс развития. Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник развития и самодвижения, которым является внутреннее единство и противоборство противоположных сторон предметов и явлений. Закон перехода количественных изменений в качественные раскрывает механизм развития, действие которого состоит в том, что на определенном этапе количественные изменения вызывают качественные. Закон отрицания отрицания характеризует направленность, преемственность развития, связь старого с новым. Называют три закона диалектики Щ единства и борьбы противоположности, отрицания отрицания, взаимоперехода количественных и качественных изменений;

3. мера — философская категория, выражающая диалектическое единство количественных и качественных характеристик объекта, граница, в пределах которой количественные изменения не влекут за собой качественных изменений;

4. противоречие — взаимод;йег?.ие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, находящихся одновременно во внутреннем единстве и взаимопроникновении, которые выступают источником самодвижения и развития ;

5. развитие — необратимое, направленное качественное изменение.

Контрольные вопросы

1. В чем различие диалектического и метафизического подхода к анализу явлений и процессов?

2. Какие исторические этапы прошла диалектика в своем историческом развитии?

3. В чем заключается методологическое значение каждого из законов диалектики?

13. Сознание - 2 часа

1. Бессознательное - те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. В структуре психики личности З.Фрейд выделяет три инстанции:

- оно (бессознательное) - является самой глубинной и наиболее примитивной инстанцией психики, содержание которой бессознательно и которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия. Эта инстанция изначально иррациональная и априорная, содержит в себе сексуаиьныые, агрессивные, асоциальные влечения;

- Я - сознание, оно посредник между оно и внешним миром.

- сверх-Я - высшая инстанция в психике, содержащая требования, установки общества и выполняющая роль совести, внутреннего цензора, а так же контролирующего и наказующего агента. Сверх-Я является источником моральных и религиозных чувств. Фрейд наделил его «функцией идеала и палача», оно является для нас представителем всех моральных ограничений, поборником стремлений к совершенствованию.

2. идеальность сознания выражается в том, что составляющие его образы не обладают ни свойствами отраженных в нем предметов действительности, ни свойствами первичных физиологических процессов, благодаря которым эти образы возникли. Они лишены всех пространственных характеристик и других физиологических свойств;

3. интенцнональность - направленность сознания на предмет. Интенциональные акты всегда предметны, их значение- это значение предметов, ситуаций, фиксируемых нашим сознанием. Существует два вида интенциональных действий. Один из них ответственен за определение значений информации, поступающей «извне» сознания, а другой - за согласование и корректировку этих значений, содержащейся внутри сознания;

4. мышление - есть познание через понятие (И.Кант), процесс оперирования понятиями, который реализуется в деятельности суждения, умозаключения;

5. рефлексивность сознания означает его способность делать своим предметом самое себя, свое собственное содержание;

6. сознание - особое состояние духовной активности, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам.

Контрольные вопросы

1. Что такое сознание и каковы его основные свойства?

2. Сознание - субъективный образ объективного мира, оно исторично и имеет социально-практическую сущность. Какое философское направление отстаивает эту позицию?

3. Что такое «общественное сознание». Какова его структура? Назовите основные уровни и формы общественного сознания.

Модуль 3. Теория познания. Философия и методология науки Контрольная точка 5. Теория познания. Философия и методология науки - 8 часов 14. Теория познания - 2 часа

1. агностицизм — учение, отрицающее возможность достоверного познаия сущности

2. истина - знание, соответствующее своему предмету. По своему содержания истина объективна, т.е. независима от познающего ее субъекта, по своей форме истина всегда субъективна, поскольку вне сознания познающего субъекта ее она не существует. Истина есть единство относительного и абсолютного. Относительной истиной называют неполное, неточное знание о предмете; абсолютной истиной называют полное, исчерпывающее знание об объекте, которое не может быть изменено входе дальнейшего познания. Истина всегда конкретна, всегда связана с конкретными условиями и обстоятельствами. Истина - это процесс перехода от незнания к знания, от неполного знания к полному.

3. познание - процесс общественно-исторической деятельности людей, направленный на получение знания и освоение действительности.

4. свойства истины - объективность, конкретность, абсолютность, относительность. Критерием истины является практика. Если же теория опережает практику, то "дополнительными" критериями являются: мыслительный эксперимент, принцип соответствия новой теории старой, принцип простоты, красоты, гармонии и формальной непротиворечивости.

5. субъект познания - человек (общество), обладающий сознанием и волей, позавательная деятельность которого направлена на освоение объекта познания, объект познания - то, на что направлена познавательная деятельность субъекта.

6. творчество — в узком смысле, - человеческая деятельность, порождающее нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, и имеющее общественно- историческую ценность; В широком смысле, это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты).

Контрольные вопросы

1. Что является предметом гносеологии?

2. Какие формы познавательной деятельности вам известны?

3. Что такое истина? Какие концепции истины вы знаете?

15. Философия и методология науки — 6 часов

1. анализ - процедура мысленного расчленения предмета, свойства предмета на части. Цель анализа — познание частей как элементов сложного целого;

2. верифицируемость научной теории означает, что ее положения истинны только тогда, когда они эмпирически проверяемы;

3. гипотеза - форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого не определено и нуждается в доказательстве;

4. метод — способ познавательной деятельности, совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия;

5. наука - это творческая деятельность, направленная на производство новыхзнанийо сущности и закономерностях развития природы, общества, мышления.

6. научно-исследовательская программа - совокупность сменяющихся теорий, связанных между собой адиными основополагающими принципами (И. Лакатос);

7. парадигма - совокупность базисных теоретических взглядов,ценностей,убеждений, классических образцов выполнения исследований,методологическихсредств, которые признаются и принимаются как руководство к действиювсемичленами научного общества (Т.Кун);

8. проблема - форма знания, содержанием которой является то, что еще непознано

человеком, но что нужно познать. Это вопрос или комплекс вопросов, возникших в ходе познания и требующих ответа;

9. синтез - процесс объединения в единое целое частей, свойств, отношений, выделенных посредством анализа;

10. теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых путем рациональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций: понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др. Формы теоретического познания: проблема, гипотеза, теория;

11. теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности;

12. факт - форма эмпирического познания, знание, достоверность которого доказана;

13. фальсифицируемость теории означает принципиальную опровержимость любого утверждения, относимого к науке;

14. эмпирическое познание исследует объект со стороны его внешних связей и отношений. Эмпирическое, опытное исследование осваивает свой объект с помощью таких средств, как сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция, а его важнейшей формой является факт;

15. этос науки - совокупность моральных императивов, норм, принципов, принятых в данном научном сообществе и определяющих поведение его членов.

Контрольные вопросы

1. Что такое наука? Какова специфика научного знания?

2. Что такое сциентизм и антисциентизм? С чем связана антисциентистская позиция в современном мире?

3. В чем заключается специфика теоретического познания, каковы его основные формы?

Модуль 4. Социальная философия и философия истории.

Контрольная точка 6. Социальная философия и философия истории - 6 часов

16. Социальная философия - 4 часа

1. власть - способность и возможности социального субъекта осуществлять свою волю, оказывать воздействие на поведение людей посредством авторитета, права, насилия;

2. гражданское общество — это сфера самоуправления и самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти;

3. государство - основной институт политической системы общества, осуществляющий охрану его экономической и социальной структуры и обеспечивающий социальное управление в пределах определенной территории;

4. общество - система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности. Общество как система есть единство экономической, социальной, политической и духовной сфер общественной жизни. Экономическая сфера - область осуществления хозяйственной деятельности человека, область создания материальных благ. Социальная сфера - это область

возникновения и функционирования отношений между социальными группами людей. Политическая сфера - это область осуществления между людьми отношений власти и подчинения, область управления обществом. Духовная сфера - это область создания и освоения духовных ценностей.

5. общественная идеология - теоретическое выражение интересов социальной общности, теоретическое осознание программных целей и стратегических задач, выражение ее интересов как единого целого;

6. общественные отношения 1 представляют собой многооборазные связи, возникающие между социальными общностями (этносами), а также внутри них в процессе материальной, социальной, политической и духовной деятельности;

7. общественное сознание - совокупность идей, представлений, чувств, традиций, отражающая общественное бытие;

8. общественная психология - совокупность чувств, настроений, эмоций, привычек, особых черт характера, возникающих у определенных социальных общностей в процессе их повседневной практической деятельности на основе сходства социально-экономических условий их жизни;

9. правовое государство - это государство, целью которого является обеспечение первенства права, требованиям которого оно должно подчиняться само. «Государство — это объединение множества людей, подчиненных правовым законам» (И.Кант);

10. постиндустриальное общество - концепция Д. Бэлла, обозначающая современный этап развития ряда стран, характеризующийся следующимися признаками: создание экономики услуг, доминирование слоя научно-технических специалистов, центральная роль теоретического знания как источника нововведений и поолитических решений, возможность самоподдреживающегося технологического роста, создание новой «интеллектуальной» техники.

Контрольные вопросы

1. Раскройте содержание основных направлений и концепции общественного развития (натуралистические концепции, идеалистические, марксистская концепция, технократические теории)?

2. Каковы основные признаки и свойства общества как системы? Что такое самодостаточность, саморегуляция, детерминированность общества?

3. Почему социальную концепцию Маркса называют не только «материалистическим пониманием истории», «историческим материализмом», но и концепцией «экономического детерминизма»?

17. Философия истории - 2 часа

1) глобализация - процесс превращения человечества в единую систему экономических, политических, социальных и культурных взаимодействий, всеобщий и универсальный характер изменений в современной цивилизации.

2) общественно-экономическ: л формация - это исторически сложившийся тип общества, в основе которого лежит определённый способ производства материальных благ;

3) смысл и направленность исторического процесса - выделяют три основные модели развития исторического процесса: линейность, цикличность и синергизм. Линейная модель представляет исторический процесс как восходящее поступательное развитие, переход от низших, менее совершенных форм жизни к высшим. Циклическая модель исторического процесса выражена в идее исторического круговорота. Синергетика говор о всяком развитии тж о процессе неопределенном. Мир сейчас стоит перед

 

точкой бифуркации (раздвоения), где соотношение порядка и хаоса резко меняется и наступает ситуация непредсказуемости. Она придает основное значение фактору случайности в реализации идей самоорганизации общества, учете нелинейного характера этого процесса;

4) типы цивилизации: космогенная, техногенная и антропогенная. Космогенная цивилизация - исторически первый тип цивилизации, основанный на орудийной технике и ручной технологии, характеризующийся большой зависимостью общества от природных сил. Техногенная цивилизация - тип цивилизации, основанный на машинной технике, широком развитии науки, наемном труде, рыночных отношениях, высоком уровне профессиональной культуры во всех ее формах. Антропогенная цивилизация — тип цивилизации, основанный на компьютерной технике и информационных технологиях, характеризующийся изменением статуса знаний, информации как базиса развития творческого потенциала человека, образованием нового вида социальных связей и объединений, преодолением отчуждения, реализацией принципа коэволюции в развитии природы и общества;

5) цивилизация - социокультурная общность; ее основными критериями является уровень развития техники, социально- политических институтов и духовной культуры в их системном образовании; это устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими и историческими рамками.

Контрольные вопросы

1. В чем суть формационного и цивилизационного подходов к изучению общества?

2. Раскройте содержание линейных (стадиальных) и циклических концепций исторического развития. Назовите представителей данных концепций.

3. Назовите основные типы цивилизаций, охарактеризуйте их.

Модуль 5. Философская антропология. Философские проблемы медицины

Контрольная точка 7. Философская антропология. Философские проблемы медицины -10 часов

18. Философская антропология - 6 часов

1. Философская антропология - течение современной западной философии (М. Шелер, А. Гелен, X. Плеснер). Представители этого направления считают, что человек «открыт» миру, он существо духовное, которое может относиться к своей жизни принципиально аскетично, подавляя и вытесняя собственные влечения и желания. Человек - открытое миру, дисциплинированно, целесообразно и морально действующее существо. Родовое отличие человека от всего органического мира в том, что он умеет создавать предметно-вещную среду, пространственное расстояние, дистанцию между собой и миром. Человек есть деятельное существо, незавершенное и открытое миру. Чтобы выжить человек должен действовать, создавать социальные институты, учреждения, нормы и модели поведения, благодаря этому отрывается от естественной природной среды и получает возможности ж^ть свободно и независимо от нее. Создает себе искусственную среду обитания - культуру и регулирующие социальные институты — подпорки, предохраняющие человека от вырождения (семья, право, собственность).

2. экзистенциализм - направление философии, главным предметом изучения

которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире. Проблемы, к которым обратился экзистенциализм, - это уникальность человеческой личности, отчуждение, одиночество, заброшенность в абсурдный мир, бессмысленность бытия, поиск своего «Я»;

3. экзистенция (существование) - термин, впервые появившийся в философии С. Кьеркегора. Означает истинное, внутриличностное бытие человека, поток его переживаний, не сводимый ни к каким внешним предметным объективированным формам. Это истинное «Я»,не выразимое в логике. Важнейшая черта экзистенции — ее временность, конечность, свобода;

4. пограничная ситуация (К. Ясперс) - предельные жизненные обстоятельства, в которых наиболее ясно проявляется осознание человеком своей конечности (пекреживание смерти, болезни, страдания, вины, конфликта, подвластности случаю). Пограничная ситуация показывает границу возможностей человека, ставит его перед необходимостью принятия решения, необходимостью выбора;

5. телесность - категория современной философии, понимающая тело человека как продукт культуры, то, что всегда изготавливается, формуется, включая не только внешние, но и внутренние характеристики (способы жестикуляции, формы сексуальности);

6. социобиология - научное направление, изучающее влияние биологических факторов на поведение человека;

7. тендер — социальный, культурный пол. Понятие, характеризующее поведение мужчины и женщины, которое генетически не наследуется, а приобретается в процессе социализации;

8. человек - понятие, которое характеризует качества и способности, присущее всему человеческому роду (как биологические, так и социальные);

9. индивид - единичный представитель человеческого рода;

10. индивидуальность - обозначение неповторимого, особого сочетания природных и социальных свойств конкретного человека, которые выделяют его среди других индивидов;

11. коммуникация ~ социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств.

12. личность - устойчивая система социально значимых черт, посредством которых индивиды включаются в систему социальных отношений и видов деятельности;

13. свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и желаниями, отсутствие внешнего принуждения, возможность выбора, самореализации;

14. смерть - естественное и необратимое прекращение жизнедеятельности биологической системы, а также социальный феномен, требующий рационального осмысления. Несмотря на биологическую идентичность, смерть вариативна в культурно-историческом аспекте отношения к ней, включающем в себя трактовку, оценку смерти, представления о бессмертии и моральные нормы;

15. смысл жизни - определённая идея, содержащая в себе цель жизни человека, необходимость самоопределения, придания жизни определённой значимости и цели, возникающая из-за способности человека осознавать себя как личность, свободное существо, поведение которого жестко не предопределено природной целесообразностью. Осмысленность бытия означает ответственное существование, господство над собой и обстоятельствами, преодоление автоматизма повседневности в поиске самобытности, утверждении себя как особого, ограниченного, единственного в процессе самоидентификации;

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.