Сделай Сам Свою Работу на 5

Активизация игры посредством взаимодействия взрослого и ребенка в игре





Роль является более сложным компонентом детской игры, чем предметно–игровые действия, характерные для первого этапа игры, в котором развитие сюжета игры предопределяло наличие игровых предметов, дополненное полифункциональными материалами. Научившись давать предметам свое собственное, игровое назначение, ребенок готов к тому, чтобы представить себя в игре кем–то другим.

Ролевое поведение в игре не сводится к простому подражанию отдельным действиям известного ребенку персонажа. Выполнение роли, или присвоение ее игрушке подразумевает понимание ребенком структуры характерной для имитируемого персонажа деятельности, ее мотивов и целей. Таким образом, роль, в отличие от цепочки предметно–игровых действий, представляет собой социальное образование, и позволяет ребенку создавать целостную игровую ситуацию. Так, если в предролевом периоде играющий в «доктора» будет лишь выполнять предметно-игровые действия с медицинскими аксессуарами, то ребенок, выполняющий роль «доктора», «поедет» к «больному», «выпишет лекарства» и т.д.

Большое значение в активизации игры выполняет взаимодействие ролей в совместной игре детей. Так, «доктору» необходим «больной», чтобы было кого лечить. Также для развертывания сюжета ему нужна «медсестра» и еще ряд ролевых персонажей, которые взаимодействуют с медицинским работником в реальной жизни. Таким образом, ролевое поведение и построенное на его основе взаимодействие решает ряд задач активизации игры на этом этапе.



Тем не менее, на определенном этапе развития ролевой игры роль начинает связывать развитие сюжета. Принятие ребенком одной роли и выполнение ее на всем протяжении игры лишает игру политематизма. По мнению Н.А.Коротковой,построение продолжительной игры детьми среднего и старшего дошкольного возраста возможно лишь за счет многочисленных, разнообразных тематических включений. Так, например, игра в «больницу» неизбежно превратится в цикличное лечение «больных», если не будет дополнена другими событиями. На этапе ролевой игры основным средством расширения тематического многообразия сюжета игры является смена роли ребенком.



Принятие роли ребенком

Успешная деятельность взрослого зависит во многом от того, насколько дети овладели умениями предыдущего этапа игровой деятельности – предметно-игровыми действиями. Теперь задача взрослого построить игру именно так, чтобы центральным моментом стала не предметная деятельность, а ролевое поведение. Например, если ребенок, совершает цепочку действий, характерных для врача, то взрослому предоставляется прекрасная возможность педагогически эффективно включиться в игру ребенка, выполняя дополнительную роль. Участие взрослого в игре ребенка может выглядеть следующим образом: «Маша, ты доктор, ты больных лечишь?..., Доктор, я знаю одну куклу, у нее очень болит горло, а она не может найти доктора, который его вылечит, вы ей не поможете…. Спасибо, доктор!».

В выборе тематики следует опираться на сюжетные направления, хорошо известные всем детям: «водитель», «продавец», «доктор». Для развертывания сюжета необходимо приготовить набор сюжетообразующих и полифункциональных материалов, необходимых для реализации в игре данной тематики. Конечно, для начала игры лучше всего дождаться, пока хотя бы что-нибудь привлечет внимание ребенка. Например, если он возьмет в руки игрушечный руль, это отличный повод для начала игры: «Вова, ты на машине едешь? Ты шофер? А мне как раз надо съездить в магазин, ты меня не отвезешь?». Если ребенок никак не реагирует на реплики взрослого, следует дождаться другого подходящего случая.

Совместная ролевая игра

На этапе развития и формирования ролевой игры можно выделить две относительно независимых формы игровой деятельности.



Первая форма игровой деятельности индивидуальна и заключается в игре с игрушками – персонажами, в процессе которой ребенок выполняет некую роль, и наделяет ей игрушки.

Вторая форма игры является совместной и основана на предметно – игровом взаимодействие со сверстником. Содержание совместной игры в этом случае заключается в несложном чередовании игровых действий с использованием предметов оперирования, простейшим из которых является катание машинки друг другу.

Также нередки в этом возрасте «игры рядом», в процессе которых несколько детей могут совершать близкие по содержанию игровые действия, никак не взаимодействуя друг с другом, например, конструируя две постройки из кубиков.

После того, как большинство детей овладеет ролевым поведением, следующей важной задачей взрослого является создание условий для ролевого взаимодействия детей. Дело в том, что роль представляет собой не только имитацию характерных предметных действий, но и социальное явление, которое в ряде случаев подразумевает совместную деятельность. В реальной жизни врача отвозит к больному водитель «Скорой помощи», машину водителю ремонтирует механик и т.д. Примерами дополняющих друг друга ролей изобилуют и художественные произведения, известные детям, такие как «Репка», «Три поросенка» и многие другие, основанные на простом и очевидном для ребенка взаимодействии героев.

Задача взрослого заключается в том, чтобы обратить внимание детей на эту взаимосвязанность ролей в игре, ориентировать выполняемые роли друг на друга и научить детей специфическому средству построения совместной игры – ролевому диалогу. На практике это проще всего осуществить с помощью организации «собственной» игры. Содержание сюжета игры должен быть очень простым и понятным детям, иначе попытки детей «понять» его содержание отодвинут на второй план основную задачу - ролевое взаимодействие.

При организации ролевого взаимодействия взрослый должен каким-либо образом создать условия для ролевой игры, в которой участвует двое и более детей. Самый простой и естественный способ для этого – начать игру с двумя детьми, которые играют рядом друг с другом. В любом случае, следует ориентироваться на личные предпочтения детей в выборе партнера для совместной деятельности, а не выбирать детей произвольно.

Игру следует начинать естественно и непринужденно. «Вася, Петя, давайте в магазин поиграем! Я покупателем буду, а кто продавцом? Отлично, Петя будет продавцом. Вася, а ты со мной покупателем будешь? Петя, в вашем магазине хлеб свежий? Сколько стоит один батон? Два рубля? Тогда дайте мне, пожалуйста, два батона. Вася, а ты что будешь покупать? …»

Своими репликами взрослый активизирует ролевую речь непосредственного собеседника, и показывает образец для дальнейшего диалога второму ребенку. Второму ребенку предназначается роль, аналогичная роли, выполняемой взрослым. Это может быть второй покупатель, больной и т.д. Убедившись, что дети начали игру друг с другом, взрослый незаметно выходит из игры.

На данном этапе формирования не следует пытаться вовлечь детей в игру новыми, интересными игровыми предметами. Для того, чтобы выделить ролевой диалог, как средство построения игры на данном этапе, необходимо отодвинуть предметно-игровые действия на второй план. Идеальной для построения игры на основе ролевого диалога является игра, сюжет которой естественным образом исключает предметное взаимодействие играющих друг с другом, и тем самым уменьшает обозначающее значение игрушек. Это игра в «телефонный разговор».

Игру в «телефонный разговор» целесообразно проводить с небольшой группой детей, числом 3-4 человека. Если «игровой опыт» взрослого достаточен, то желательно проводить игру непосредственно в групповом помещении, так как наблюдения за игрой будут полезны и тем детям, которые в ней не участвуют.

Для проведения игры потребуются телефонные аппараты по числу участников игры. У телефонов не должно быть элементов, провоцирующих манипулятивные действия детей: вращающегося диска, звуковых и световых эффектов при нажатии клавиш и т.п.

Тематика сюжета игры выбирается взрослым произвольно. Необходимым условием тематики является наличие взаимодополнительных ролей, которые должны по ходу игры обмениваться какой-либо информацией.

Рассмотрим возможное развертывание сюжета игры, в которой участвуют «папа», «мама» и «дочка». Роль взрослого отводится «маме». «Изнутри» своей роли он управляет развертыванием сюжета через речевое обращение к кому-либо из детей. Его обращения содержат информацию, которую необходимо передать другому игровому партнеру. Таким образом, игра начинается с телефонного звонка «мамы» (взрослого) «папе». «Алло, папа, как твои дела? Позвони, пожалуйста, дочке, попроси ее сходить в магазин, купить молока». Затем, после звонка «папы» «дочке», «мама» тоже звонит «дочке», спрашивает, сходила ли она в магазин, и просит ее позвонить «папе», чтобы узнать, когда он вернется с работы. Каждый «разговор» взрослого должен заканчиваться созданием такой воображаемой ситуации, для осуществления которой дети должны будут «позвонить» друг другу. Основанием для этого служит важная информация, которую один играющий должен передать другому.

После того, как новый способ построения игры – ролевой диалог будет усвоен детьми, становится возможным организовывать самостоятельную игру детей на основе «телефонного разговора». Особенно это эффективно в случае использования отдельного помещения. Детей, уже участвовавших в игре со взрослым, приглашают в уже знакомое им помещение, в котором стоят три столика с телефонными аппаратами и предлагают поиграть самостоятельно. В подобных, искусственно созданных условиях дети будут вынуждены строить игру именно на основе ролевого диалога.

В групповом помещении также должен находиться стол с тремя телефонными аппаратами.

Создание условий для смены ролей детьми в процессе развертывания единой сюжетной линии

Научившись принимать на себя роль в игре и освоив ролевой диалог как основное средство построения совместной игры на данном этапе развития игровой деятельности, дети все же испытывают трудности в развертывании интересной и продолжительной игры. Сюжет игры, в которой обычно участвует 2-3 ребенка, выполняющих взаимодополнительные роли, неизбежно «заканчивается», исчерпав характерное для выполняемых ролей содержание, или становится цикличным. Это приводит к разорванности игровой активности ребенка, игра начинает представлять из себя отдельные сюжетные невзаимосвязанные фрагменты, или прекращается совсем, сменяясь другими видами деятельности. Одним из способов построения единого, но в то же время разнообразного и продолжительного сюжета является смена ролей играющими в процессе игры, или придумывание воображаемых партнеров, также выполняющих некие роли.

Как мы уже отмечали, сюжет ролевой игры строится на взаимодействии ролей, логически дополняющих друг друга. Это могут быть «доктор – больной», «водитель - пассажир», «мама – дочка». Но также можно представить структуру ролей в виде «куста», связанного одной общей ролью, через которую осуществляется взаимодействие остальных ролевых персонажей. Так, например, «капитан корабля» взаимодействует с «пассажирами», «механиком», «матросом», «водолазом». Отчетливо подобная структура взаимодействия ролей представлена в волшебных сказках. Емеля является связующим звеном между щукой, братьями и их женами, боярами, царем и другими персонажами. Развитие подобных сюжетов происходит поступательно, и основной персонаж (капитан, или Емеля) по очереди взаимодействует с остальными игровыми персонажами. Основной персонаж обеспечивает единство, целостность сюжета, а его развертывание обеспечивается за счет событий, в которых он участвует вместе с дополнительными персонажами.

Наблюдения показали, что естественные игровые группы детей дошкольного возраста редко включают более трех человек. Увеличение количества играющих, каждый из которых выполняет свою роль, может быть осуществлено только искусственными способами. К сожалению, в практической педагогике до сих пор можно встретить искусственно организованные педагогом игры, в которых участвует десять и более детей, и каждый из которых выполняет отведенную ему роль.

На начальном этапе формирования взрослый отводит ребенку основную роль, которая будет постоянной на всем протяжении игры, а сам выполняет несколько дополнительных ролей. Например, если ребенок играет в «шофера», взрослый предлагает ему поиграть вместе: «Петя, ты кто? Шофер? А давай, я буду пассажиром! Товарищ водитель, отвезите меня на улицу Тверскую. Петя, а давай, у тебя бензина мало было, и мы остановились на заправке? Я теперь буду бензин продавать. Вам какого бензина, девяносто второго или девяносто пятого? Петя, а давай, мы только от заправки отъехали, у тебя машина сломалась? И как раз рядом автосервис. А я буду механиком, давай я тебе машину починю».

Следующим этапом по формированию у детей способа построения игры посредством смены ролей в рамках одного сюжета, является создание условий по самостоятельной смене ролей ребенком. Для этого воспитатель старается выполнять основную роль, а ребенку отводится ряд второстепенных ролей.

Например, игра, в которой основная роль отводится «водителю», на данном этапе выглядит совершенно по - другому. Взрослый должен спланировать развитие сюжета так, чтобы события, которые служат оправданием введения второстепенной роли, были значительны и интересны для ребенка. Например, это можно инсценировать следующим образом: «Петя, я водитель, у меня машина, куда тебя отвезти? На работу? Ну садись, поехали! Петя, у меня что-то с машиной случилось… Нужно механика звать, чтобы починил, без него никак. Давай, ты механиком как будто будешь, машину мне починишь? Товарищ механик, у меня мотор в машине сломался, почините, пожалуйста!». Считая уже принципиально возможной смену роли, и осознавая важность «ремонта автомобиля», ребенок охотно поменяет роль «пассажира» на роль «механика».

Когда ребенок во всей полноте приобретает умение смены роли в процессе игры, на смену цепочке последовательных ролей в игре приходят воображаемые партнеры. Ребенок начинает выполнять роли двух и более персонажей одновременно, сопровождая ролевой диалог развернутой пояснительной речью. Очевидно, именно появление воображаемых партнеров в игре свидетельствует о том, что ребенок достиг определенного предела в использовании роли, как средства построения сюжета игры.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.