Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Пояснительная записка
1.1 Рабочая программа по технологии для 5 класса составлена на основе авторской программы А. Т. Тищенко, Н. В. Синица «Технология. Технология ведения дома» (девочки) для 5-8 классов – М.: «Вентана-Граф», 2014, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с ФГОС ООО и основной образовательной программой МБОУ «ООШ № 15 » города Череповца.
По сравнению с авторской программой изменений нет.
Педагогические особенности обучения в данном классе.
Особенности обучающихся 5 класса обусловлены
1. переходом детей в основную школу и необходимостью создания условий для адаптации учащихся в новой образовательной среде;
2. переходом от учебных действий, характерных для начальной школы к новой внутренней позиции обучающегося - направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
3. изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.
4. началом перехода детей к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5—7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания - представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
1.3 Цели и задачи программы: Цели обучения:
· формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях;
· освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
· овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;
· развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
· воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
· получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Задачи обучения:
· освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
· освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-технологической, ценностно-смысловой, проектно-исследовательской).
Общая характеристика учебного предмета
Обучение школьников технологии строится на основе освоение конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии, технологии животноводства).
В данной программе изложено направление «Технология ведения дома», в рамках которой изучается учебный предмет. Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
· культура, эргономика и эстетика труда;
· получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
· основы черчения, графики и дизайна;
· элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
· знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов;
· влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
· творческая, проектно-исследовательская деятельность;
· технологическая культура производства;
· история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;
· распространённые технологии современного производства.
Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала.
Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.
Программой предусмотрено выполнение обучающимися творческих и проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы предлагается в конце каждого года обучения. Однако методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности с начала или середины учебного года.
При организации творческой, проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда — изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления.
Учитель должен помочь школьникам выбрать такой объект для творческого проектирования (в соответствии с имеющимися возможностями), который обеспечил бы охват максимума рекомендуемых в программе для освоения технологических операций.
При этом необходимо, чтобы объект был посильным для школьников соответствующего возраста, а также обладал общественной или личной ценностью.
Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов.
1.5 Формы организации учебного процесса:
Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно-ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия:
¾ индивидуальные;
¾ групповые;
¾ индивидуально-групповые;
¾ фронтальные;
¾ лабораторно-практические, практические работы.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате обучения учащиеся овладеют:
· трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими показателями;
· умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
· навыками применения распространённых ручных инструментов и приспособлений, бытовых электрических приборов; планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения технологии обучающиеся, независимо от изучаемого направления, получат возможность ознакомиться:
· с основными технологическими понятиями и характеристиками;
· технологическими свойствами и назначением материалов;
· назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
· видами и назначением бытовой техники, применяемой для повышения производительности домашнего труда;
· видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
· с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
· со значением здорового питания для сохранения своего здоровья.
Выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
· рационально организовывать рабочее место;
· находить необходимую информацию в различных источниках;
· применять конструкторскую и технологическую документацию;
· составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта;
· выбирать сырьё, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
· конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
· выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
· соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами, электрооборудованием;
· осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами и приборами контроль качества изготовляемого изделия или продукта;
· находить и устранять допущенные дефекты;
· проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
· планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и условий;
· распределять работу при коллективной деятельности;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в целях:
· понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
· формирования эстетической среды бытия; В развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности;
· получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
· организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
· создания и ремонта изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
· изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
· контроля качества выполняемых работ с применением измерительных инструментов и приспособлений;
· выполнения безопасных приёмов труда и правил электро-безопасности, санитарии, гигиены;
· оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;
· построения планов профессионального самоопределения и трудоустройства.
1.7 Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным учебным планом и учебным планом МБОУ «ООШ № 15» на 2015-2016 учебный год на изучение предмета отводится 2 ч в неделю, итого 68 ч за учебный год. Предусмотрены практические работы и творческие проекты по каждому разделу.
2. Учебно-тематический план
№ п/п
| Разделы, темы
| Количество часов
| Из них
| Практические работы
| Проектные
работы
|
| Проектная деятельность на уроках
«Технологии»
|
|
|
|
| Кулинария
|
|
|
|
| Оформление интерьера
|
|
|
|
| Создание изделий из текстильных материалов
|
|
|
| 4.1
| Элементы материаловедения
|
|
|
| 4.2
| Швейные ручные работы.
|
|
|
| 4.3
| Элементы машиноведения.
|
|
|
| 4.4
| Проектирование и изготовление
швейных изделий.
|
|
|
|
| Художественные ремесла
|
|
|
|
| ИТОГО
|
|
|
|
Содержание программы
Проектная деятельность на уроках «Технологии» (2ч)
Основные теоретические сведения Понятие о проектной деятельности, творческих проектах, этапах их подготовки и реализации.
Практические работы Выполнение эскизов проектов.
Кулинария (16ч)
Санитария и гигиена
Основные теоретические сведения
Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, к хранению продуктов и готовых блюд. Правила мытья посуды. Безопасные приемы работы на кухне.
Практические работы
Приведение помещения кухни в соответствие с требованиями санитарии и гигиены. Проведение сухой и влажной уборки. Рациональное размещение инструментов на рабочих местах. Безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, горячими жидкостями. Освоение способов применения различ-
ных моющих и чистящих средств. Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других травмах.
Здоровое питание
Основные теоретические сведения Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Пищевая пирамида. Первая помощь при пищевых отравлениях.
Практические работы
Работа с таблицами по составу и количеству витаминов в различных продуктах. Работа с пищевой пирамидой.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|