Социально-философская мысль в XIX-XX вв.
Вхождение Беларуси в состав России, происшедшее в результате разделов Речи Посполитой, способствовало развитию национального самосознания и развертыванию движения за этнокультурное самоопределение белорусов. Идея возрождения и развития белорусского народа имела мощный консолидирующий потенциал. В середине XIX в', эта идея отстаивается некоторыми представителями либерального дворянства, которые, как показывает известный белорусский ученый А.С. Майхрович, своеобразно сочетают социально-примиренческие установки с новыми, демократическими веяниями, иерархически-сословный дух - с просветительством и заботой о крестьянах. «Итогом такого сочетания стало широкое восприятие принципа общего блага, трактованного в абстрактно-расширительном плане и подчиненного идее социального компромисса, нравственно-духовного согласия»[114].
Наиболее значительным выразителем данной идеи консолидации Стал Винцент Якуб Дунин-Марцинкевич (1808-1884). Он исходил, по существу, из патриархальных представлений о социальной общности людей, утверждая мысль о единстве всех сил и всех сторон жизни народа, всех слоев и групп людей, так или иначе связанных общим процессом социального и' культурного бытия. Дунину-Мар- цинкевичу были чужды революционно-демократические устремления, характерные для многих представителей современной ему белорусской интеллигенции и чреватые, как он полагал, подрывом внутренней целостности формирующейся белорусской нации. Напротив, он стремился показать необходимость социальной гармонии, консолидации общества и решения всех его проблем средствами просвещения, духовного созидания и сглаживания противоречий.
Такая социально-примиренческая позиция была сопряжена с определенной идеализацией прошлого; вместе с тем она подчеркивала самоценность нравственных основ жизни, призванных, по его убеждению, регулировать социальные отношения. Прошлое привлекало господством в нем простых нравственных норм, сближающих крестьянина и помещика, тогда как новый, капиталистический дух чиСтогана и голой экономической выгоды выглядел разобщающим и духовно опустошающим людей. Будучи тесно связанным с традициями польской культуры, Дунин-Марцин- кевич вместе с тем активно выступал за создание белорусской литературы, развитие белорусского литературного языка. Он сам внес значительный вклад в решение данных задач.
Его социальная утопия, выраженная в художественно- образной, а не абстрактно-теоретической форме, нацелена на упорядочение современных ему и очевидным образом дисгармоничных, остро конфликтных отношений между «низами» и «верхами» общества, на установление классовой солидарности, которой угрожают разнообразные злоупотребления в отношении крестьян. Активной стороной в деятельности по гармонизации социальных отношений, полагал он, должны выступать прежде всего просвещенные помещики, которые способны и призваны приобщать крестьян к достижениям культуры, внедрять в их среду литературу, использующую родной, белорусский язык и проповедующую доброжелательную и высоконравственную жизнь.
Идеализируя патриархальное прошлое, еще не затронутое капиталистическим разложением, Дунин-Марцинкевич усматривает в нем единство польско-белорусского дворянства и белорусского крестьянства. Он восторгается красотами родного края, умиляется трудолюбию и доброжелательности белорусских крестьян и, вместе с тем, находит вполне уместной в этой идиллии фигуру ополяченного помещика, который любит своих крестьян, заботится о них, просвещает их. Синтез дворянской и народной культур, полагает он, вполне возможен благодаря тому, что дворянство способно приобщиться к духовным истокам народной жизни, к народной культуре и отказаться от односторонней ориентации на образцы чуждой беларусам западной культуры.
Отстаиваемая им идея общего блага в ее практическом «приземлении» превращается в проповедь трудолюбия, тер-, пеливости и доброжелательности, адресованную прежде всего крестьянам. Критически оценивая существующую в обществе ситуацию, писатель может предложить лишь отстранение от неприглядной действительности в пользу идеализированного, приукрашенного прошлого.
К разрыву с существующим, его отрицанию призывали белорусские революционные демократы. Их идеология была антифеодальной, не приемлющей сословных перегорОдок и всего того, что стесняет свободное развитие личности и общества. В связи с этим возникает непростой вопрос о пределах и возможностях свободного развития личности. Дух перемен, стремление к новому присущи и капитализму, в рамках которого, однако, нет места благостным иллюзиям относительно гармонии интересов богатых и бедных, угнетателей и угнетенных. Но белорусские революционные демократы вовсе не были апологетами капитализма; они хорошо видели те негативные последствия, которые сулит для народа безудержное утверждение духа наживы. Проблема народа, его социального освобождения является для них центральной, все остальные мировоззренческие вопросы подчиняются ей.
Здесь, хотя и в новой форме, общее вновь доминирует над единичным, судьба отдельной личности, по существу, оказывается менее значимой, чем судьба народа - униженного, страдающего, ищущего справедливости. Общество признается расколотым на враждебные классы, поэтому никакого «общего блага», объединяющего поработителей и порабощенных, не существует. Речь может идти только о первенстве блага трудового народа, о его интересах и их защите. Конечно, понятое таким образом благо народа всегда имеет какие-то конкретные проявления, связанные с жизнью отдельных людей, и забота об этом благе по своей сути гуманистична. Вместе с тем приоритет блага народа над интересами отдельных личностей вытекает из того, что последние могут быть эффективно защищены только при условии справедливой и свободной организации жизни общества в целом.
Первоначальное оформление революционно-демократические идеи получили в публицистике Кастуся (Константина Семеновича) Калиновского (1838-1864), издававшего с 1862 по 1863 год газету «Мужицкая правда». Понятие народной, мужицкой правды, как отмечает А.С. Майхрович, позволило выразить убежденность в созидательной мощи трудового крестьянства как самостоятельного субъекта истории. Подчеркивая ..фундаментальную роль труженика, создающего жизненные блага для всего общества, акцентируя внимание на том общем, которое характеризует эту мощную социальную силу, и раскрывая ее коренные интересы, Калиновский фактически исходил из непосредственного совпадения общего и личного. Прямо обращаясь в своих призывах к крестьянам, он предельно конкретизировал высказываемые идеи, стараясь сделать их понятными и близкими каждому человеку.
Весь трудовой народ он наделяет чертами положительной нравственной силы, созидательности которой он противопоставляет эгоизм, хищничество и аморализм поме- щичье-буржуазной и чиновничьей верхушки общества. Получалась простая и понятная картина: мужик один, а притеснителей множество; он трудится, остальные же паразитируют на нем. Отсюда и лозунг: «Земля и свобода». Ка- линовский не предлагает своим читателям общей дефиниции свободы, а излагает то, что нужно человеку труда для обретения свободы (иметь землю, избавиться от барщины, не испытывать принуждения в делах веры и т.д.). Народное демократическое правительство должно непосредственно служить людям. Конечно, все сложные механизмы, обеспечивающие функционирование общества и государства, при таком подходе остаются без внимания.
Франтишек (Франциск Казимирович) Богушевич (1840-1900) был поэтом, и в его творчестве образ человека труда претерпевает существенную конкретизацию и развитие, выявляющее многоплановую и неоднозначную связь между общим и личным. Индивидуализация эта выявляет не столько психологическую неповторимость людей, сколько противопоставление в их облике истинного, народного и неистинного, «панского». Богушевич более рельефно раскрывает нравственные черты человека-труженика, значимые для утверждения истинной народности. Народ толкуется им как высшая ценность бытия, а приобщение каждого отдельного человека к жизни народа делает его собственную жизнь осмысленной, вносит в нее правду. Истинность жизненной позиции крестьянина, а именно он, по Богушевичу, представляет народ, связана с производительным трудом, которому противопоставляются тлетворные формы буржуазно-помещичьего паразитизма.
Начало XX в. отмечено значительным ростом национального самосознания белорусов, мощным движением народа за самостоятельное социально-культурное развитие. В этих условиях все более пристальное внимание начинает привлекать особое место Беларуси как связующего звена между европейским Западом и Востоком, представленным великим русским государством. На это срединное положение Беларуси указывает, например, Игнат Владимирович Абдиралович (И. Кончевский) (1896-1923); который отмечает, что белорусы, как и украинцы, балканские славяне, не примкнули полностью ни к одной из указанных социокультурных общностей. Беларусь, по его мнению, не нужна Западу как самостоятельная политическая и культурная сила; утвердившийся там дух мещанства гасит импульсы живого развития. Восток (Россия) претендует на объединение всех славян - сначала в рамках самодержавия, а затем в форме общности пролетариев всех стран, практически осуществляющих коренное социальное переустройство жизни. Сам же Абдиралович считает, что подлинное социальное творчество не должно подчиняться никаким идеологическим схемам и партийно-политическим пристрастиям. Трагедию белорусского этноса он видит в том, что его «верхушка», шляхта, а затем также и интеллигенция утратила духовную связь со своим народом. Тем не менее белорусы сохранили свою самобытность и способность к творчеству, к национальному развитию на основе политической независимости.
Социально-философские аспекты идеологии ~ белорусского государства
Собственную государственность Беларусь обрела после победы Октябрьской революции. В скором времени марксизм становится не просто государственной, а и единственно допустимой идеологией, неотъемлемой составной частью которой является марксистско-ленинская философия. Создание сети учреждений высшего образования, образование в структуре Академии наук БССР Института философии привели к появлению довольно значительного количества специалистов в области философии марксизма- ленинизма, разрабатывавших с той или иной степенью основательности различные ее проблемы. Исходные посылки и основные идеи этой философии нами уже рассмотрены.
Новый этап развития белорусской философской мысли начался в 90-х годах прошлого столетия, после распада СССР и становления Республики Беларусь в качестве суверенного государства, развивающегося в рамках союзнических отношений с Российской Федерацией. Семнадцать лет - слишком малый срок для того, чтобы выработались какие-то совершенно новые формы философского мировоззрения. Первые шаги молодого государства вообще были довольно неуверенными и непоследовательными. Экономическая ситуация резко ухудшилась, а в области мировоззрения, по крайней мере на теоретическом его уровне, утвердился хаос. На головы людей, не приученных к самостоятельному мировоззренческому мышлению и самоопределению в мире ценностей, обрушился поток противоречивых идей, образцов и рецептов жизненного устройства. Система образования тоже оказалась на распутье. В стране Советов эта система должна была не только учить (прежде всего детей, хотя и не только их), но и воспитывать в духе преданности делу коммунистической партии и ее идеологии. Общественная ситуация изменилась, но система образования не может измениться в одночасье; она вообще весьма инертна, как и всякая очень большая система. В ней работали те же люди, и даже если бы они очень захотели стать другими, то у них не было возможности сделать это быстро и последовательно.
Вначале в средствах массовой информации и в политических декларациях преобладающей была тема преодоления коммунистического наследия и возврата к национальным традициям, а также приобщения к ценностям западной цивилизации. Вскоре, однако, отчетливо выявилось, что данные призывы увлекают за собой лишь меньшинство людей. Гораздо больше было тех, кого заботили стабилизация общественной жизни, налаживание производственной деятельности, упрочение общественного порядка, а не ускоренная белорусизация и повсеместное утверждение идеологических и политических стандартов западного образа жизни. В ходе президентских выборов в 1994 г. и Республиканского референдума 1996 г. белорусский народ сделал выбор в пользу тех ценностей, которые нашим соотечественникам представляются действительно основополагающими. Здравый смысл и политическая интуиция первого Президента страны позволили возобновить и укрепить «общественный договор» между электоратом и аппаратом государственной власти. В политическом, а затем и в экономическом и социальном отношениях ситуация в основном стабилизировалась. Назрела необходимость прояснить сущностные предпосылки этой стабилизации й ключевые ориентиры дальнейших изменений, отвечающих действительным интересам белорусского народа. Данными соображениями и была продиктована постановка вопроса об идеологии белорусского государства - вопроса, решение которого весьма значимо и для формирования современных подходов в области философии, и для развития образовательной системы страны, и для упрочения нашей духовной жизни в целом.
Формирование идеологии вообще означает перевод в сферу теоретического мышления и, как правило, существенное углубление непосредственных жизненных впечатлений, установок, интересов той или иной общности людей. Если она принимает предложенное истолкование ее социальной позиции, то это ведет к консолидации данной общности, упрочению ее внутреннего единства, обеспечению большей согласованности и эффективности действий составляющих ее людей.
В наши дни непросто выдвинуть совершенно новую, беспрецедентную общественную идею. Давно уже определились и так называемые великие идеологии - либерализм и консерватизм, марксизм и социализм; наглядно продемонстрировали на исторической сцене свои возможности национализм, фашизм,.религиозный фундаментализм; набирают силу экологизм, феминизм, коммунитаризм; не канул в лету и анархизм. Идеологи нашего молодого государства могут оперировать как всей этой широкой и разнородной совокупностью общественных идей, так и представлениями об особом историческом пути и призвании своего народа, о его менталитете, социально-экономической структуре белорусского общества, самобытной национальной культуре, о связях с другими народами и государствами и т.д. Однако уместно напомнить о том, что реально значимые, действенные идеологии не являются лишь результатом умственных усилий теоретиков. Здесь реализуется встречное движение, имеющее характер духовной синергии: с одной стороны, идеолог стремится объяснить людям их действительные интересы и задачи, а с другой, люди должны узнать в теоретическом идеологическом построении свою жизнь, продвинуться с его помощью к пониманию связи сущего и должного, подкрепить теоретическим истолкованием то, что они ощущают на основе повседневного практического опыта.
Невозможно механически заимствовать готовые идеологические схемы, «работавшие» в определенных условиях, но нередко совершенно непригодные в другой ситуации. Создатели идеологии белорусского государства должны хорошо знать свой народ, его прошлое и настоящее, чтобы их обращение к нему с разъяснениями, наставлениями и призывами возымело успех. Белорусская нация молода, по существу, она находится на стадии становления. Попытки сконструировать многовековую историю великой белорусской государственности не имеют под собой серьезной научной базы и не вызывают отклика в сердцах большинства белорусов. Исторической трагедией белорусского народа явился переход в XV-XVIII вв. большей части его верхнего социального слоя на позиции другого - польского этноса. Вследствие этого православная культура белорусов оказалась отброшенной на этнографический уровень, стала преимущественно сельской. В середине и второй половине XX в. происходит интенсивная урбанизация, ведущая к эрозии и деградации этой традиционной, крестьянской культуры. Но и специфическая культура белорусского города во многом еще не устоялась, не обрела собственного лица.
Мы живем в стремительно меняющемся мире, и конструктивной видится такая идеология, которая согласует наш исторический опыт, здравый смысл людей с базовыми тенденциями мирового развития, которые нам не дано отклонить, но которые мы можем постараться согласовать с нашими специфическими условиями, стремясь сохранить свою национальную самобытность, свой исторический и культурный облик. У нас, белорусов, нет какой-то особой великой национальной идеи. Непростые историко-культурные обстоятельства сообщили белорусам такие черты, как покладистость и вместе с тем упрямство, как терпеливость, выносливость, осмотрительность, но также и некоторую безответственность и безалаберность. Нам Не нужно идеализировать самих себя, равно как и предаваться самобичеванию. В нашей новейшей истории есть не только неудачи, но и значительные приобретения. Одно из них, притом едва ли не самое важное, состоит в достижении национального .согласия относительно основных ценностей общественной жизни и целей развития белорусского государства. Это согласие законодательно выражено в Конституции Республики Беларусь, два первых раздела которой характеризуют основы конституционного строя, а также соотношение личности, общества и государства. Эти и другие положения Основного закона страны выражают в совокупности систему ценностей, которых придерживается-белорусский народ, организованный в государство.
Идеология белорусского государства - это не идеология какой-то части общества, противопоставляющей себя другим его частям и стремящейся навязать им свою волю, поставить их на службу своим особым интересам. Наоборот, данная идеология выражает достигнутое в обществе согласие относительно базовых ценностей и целей совместной деятельности. Такое согласие есть результат определенного компромисса, уравновешивания интересов всех тех субъектов общественной жизни, которые сходятся в главном: в признании необходимости действовать на благо страны, ее народа, укреплять единство всех конструктивных сил, созидать, а не разрушать. Конкретный же состав решаемых задач специфичен для каждого нового этапа развития Республики Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заботы, тревоги и надежды нашего непростого времени находят выражение не только в концептуальных построениях профессиональных философов, но и в, мировоззренческих исканиях ученых и общественных деятелей, организаторов производства и творцов художественных ценностей, способных, благодаря широкой образованности и в силу стремления понять новые реалии жизни, предложить людям значимые суждения о ее современных проблемах и о будущем человечества.
Показательны в данном отношении размышления итальянского экономиста Аурелио Печчеи, создателя «Римского клуба» - международной общественной организации, поставившей целью содействовать тому, чтобы было достигнуто более ясное осознание существующих глобальных проблем и выработаны подходы к их конструктивному разрешению. Членов этого клуба, оформившегося в конце 60-х годов прошлого столетия, объединила убежденность в том, что назревшие задачи обновления человеческого общества могут быть решены только совместными усилиями всех людей при условии их взаимной терпимости, понимания и солидарности. «Ни одна группа людей, как бы ни была она могущественна, и ни одно философское течение, как бы ни было оно верно, не в состоянии исправить сложившееся в мире положение без помощи других групп, без поддержки представителей других философских направлений»[115].
Проблемы, пронизывающие нашу современную жизнь, созданы самими людьми, сотворившими небывало мощные силы, действие которых становится угрожающе разрушительным. Перечень этих проблем, которые имеют глобальный характер, весьма обширен. Печчеи относит к их числу голод и бедность, неграмотность и устаревшую систему образования, упадок моральных ценностей и утрату веры в будущее, рост преступности и наркомании, взрывы насилия и терроризм, упадок городов и деградацию окружающей среды, энергетический кризис и нехватку природных
ресурсов, ядерное безумие, безработицу, взаимное отчуждение людей, политическую коррупцию, пренебрежение законом и ряд других. Сегодня этот список можно было бы уточнить и расширить, но нам здесь важно подчеркнуть, что общее затруднение связано с неспособностью частных лиц, правительств, международных организаций эффективно реагировать на ситуацию в целом, а не только на отдельные ее аспекты. Нам недостает не сил и средств, а прежде всего мудрости, без которой, однако, нам не выжить. Наши проблемы в нас самих, в мировоззренческом разладе и неспособности выработать эффективную согласованную линию совместных практических действий.
Философия призвана помочь в осмыслении данных проблем, но для этого нам нужно преодолеть монистическую иллюзию всеведения, связанную с утверждением, что существует единственно правильный путь, ведущий к.исти- * не. У нас нет оснований считать мироздание устроенным настолько просто и единообразно, что его можно, без существенных потерь, вместить в какую-то всеобъемлющую мыслительную схему или, так сказать, заключить его в клетку, состоящую из философских категорий. В повседневной практике мы обычно стремимся мысленно упростить анализируемую ситуацию, желая разобраться в ней и сформулировать более или менее ясные оценки и выводы. Но всегда имеется определенный предел допустимых упрощений, переходя который, мы попадаем в область фальсификаций и вымыслов, рискуем серьезно ошибиться. В отношении мироздания в целом такая опасность особенно велика.
Реальной конструктивной альтернативой не ведающему сомнений философскому монизму является мировоззренческий синтез. Последний всегда исходит из уже имеющегося набора отчетливо сформулированных философских позиций и предполагает их сопоставление, позволяющее составить суждение о наиболее значимых мировоззренческих проблемах, решаемых на данном этапе философского поиска. Вслед за этим необходимо осуществить определенную корректировку соответствующих отправных установок, смягчающую их первоначальную категоричность и открывающую путь для их взаимного согласования или, возможно, для выработки такой новой позиции, которая вобрала бы в себя прежние в качестве частных случаев. В физике эта процедура обычно связывается с реализацией принципа соответствия. Из физики же в философию пришла весьма
важная идея дополнительности, согласно которой, противоположности не исключают, а взаимно дополняют друг друга до целого.
Таким образом, философский синтез - это не отрицание четкости, определенности философской позиции, а движение от прежних определенностей, противоположных друг другу и недостаточно эффективных, к новой, интегральной определенности, снимающей ограниченность ранее установленных мировоззренческих начал. Понятно, что такой синтез имеет всякий раз относительный характер, он тоже оказывается в чем-то ограниченным, поэтому рано или поздно возникают иные, альтернативные ему, воззрения, и это вновь актуализирует проблему диалектического снятия противоположностей, осуществления нового мировоззренческого синтеза.
Синтез предполагает уже состоявшийся анализ, расчленение целого и выделение его частей, сторон, моментов. Так, в Новое время распался религиозно-идеалистический монизм средневекового мировоззрения и оформились противоположные гносеологические установки эмпиризма и рационализма, а затем стала осознаваться насущность задачи их интеграции. Эту задачу решил в основном Кант. Предложенное им решение заключало в себе определенное ограничение познавательных притязаний человеческого разума, заключение их в рамки опыта. Мир сам по себе, безотносительно к человеческой жизнедеятельности и связанным с ней познавательным устремлениям, был признан мнимым в качестве предмета познания. Многочисленные попытки обойти наложенный Кантом запрет на умозрительную онтологию не увенчались успехом. Но вслед за кантовским синтезом началась новая полоса мировоззренческой дифференциации, вызванная, главным образом, ощущением неудовлетворительности ранее достигнутого уровня постижения человеческого бытия.
В наши дни всеобъемлющие философские системы представляются анахронизмом. Выльется ли ожидаемый мировоззренческий синтез в оформление некоего целостного философского учения, или же его результатом явится сближение позиций сторон в продолжающейся мировоззренческой дискуссии, углубление взаимопонимания и преодоление все еще имеющихся крайностей - сказать трудно. Тем не менее существует отчетливая неудовлетворенность нынешним состоянием дел в философии и понимание необходимости глубинных содержательных перемен, которые привели бы к большей мировоззренческой ясности и к более широкому интегральному воззрению на мир. Можно предположить, что такое более целостное мировоззрение будет утверждаться на началах гуманизма, неконфронтацион- ности, повышенной чуткости и внимательного отношения к человеческим измерениям бытия, и этот предвидимый мировоззренческий сдвиг побудит людей предпочесть миролюбие и убеждение - насилию и принуждению, реформы — революциям.
Изучение философии под углом зрения открывающейся в ней возможности такого мировоззренческого синтеза призвано стимулировать поиск путей конструктивного гражданского самоопределения каждой личности, способствовать утверждению в человеческих душах мира и согласия, а не раскола и ненависти. К этому побуждает, в частности, вытекающее из знакомства с историей философии понимание многозначности и неабсолютности всех основных мировоззренческих категорий, взаимообусловленности :всех ключевых мировоззренческих проблем.
Данное пособие не претендует на роль систематического учебника по истории философии. Текст, представленный читателю, реализует, главным образом, мысль о том, что вне обращения к истории философии никакой философии вообще не существует. В пособии с разной степенью детализации рассмотрено несколько десятков философских учений или значимых их фрагментов. Реальная история философии гораздо сложнее и богаче яркими именами, крупными работами. Но для первичного ознакомления с кругом философских проблем нужно было ограничить объем привлекаемых материалов. Автор пособия сожалеет о невозможности обсудить здесь целый ряд заметных течений философской мысли и отдельных важных сочинений.
■Некоторым читателям предлагаемый материал покажется сложным. Такое ощущение вполне объяснимо, ибо обсуждаемый предмет действительно непрост. Сложно устроен окружающий нас мир, с такими усилиями постигаемый в отдельных своих аспектах различными науками. Непрост и человек, нелегка и непроста его жизнь. Уважительное отношение к таким вопросам не допускает чрезмерных упрощений. Рассказывают, что какой-то издатель, прослышав про современного ему философа Гегеля, попросил его написать на французском языке небольшую книжку, где его учение излагалось бы коротко и ясно. Гегель с достоинством ответил, что его философия не может быть изложена ни кратко, ни общедоступно, ни, тем более, на французском языке.
Нам же пришлось в этом небольшом по объему пособии обсудить не только философию Гегеля, причем изложенную на русском языке, но и целый ряд других содержательных учений. И если, тем не менее, данный материал в некотором отношении будет сочтен интересным и поучительным, побуждающим к самостоятельным и ответственным мировоззренческим размышлениям, то автор может считать, что он достиг в основном поставленной цели
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ............................. 3
РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ
КУЛЬТУРЫ ............................................................. 5
Глава 1. Роль философии в жизни общества........ 5
1.1. Философия как мировоззрение... 5
Истоки и жизненный смысл мировоззрения ........... 9
Мифологическое и религиозное мировоззрение .... 16
Специфика философского мировоззрения................... 23
Основные философские проблемы, их взаимосвязь....... 33
Исходный мировоззренческий вопрос, его общее членение 33
Онтологическая проблема. Материализм и идеализм ...... 38
Онтологическая проблема. Догматизм и диалектика 44
Гносеологическая проблема....................................... 47
Аксиологическая проблема ......................................... 49
Социальная философия и философия человека.......... 51
Контрольные вопросы.................................................. 57
Глава 2. Генезис философии и ее исходные исторические
типы ............................................................................. 58
1.1. Философские идеи и учения Древнего Китая ....... 58
Конфуцианство.............................................................. 60
Даосизм ..................................................................... 65
1.2. Философские учения Древней Индии ........................ 69
Упанишады ................................................................... 70
Джайнизм.................................................................... 74
Буддизм ........................................................................ 77
1.3. Древнегреческая философия .............................. 83
Милетская школа....................................................... 85
Гераклит..................................................................... 87
Элеаты ....................................................................... 88
Демокрит.................................................................... 90
Софисты . :..................................................................... 92
Сократ ..'.:;'.................................................................... 94
Платон .. ....................................................................... 99
Аристотель.................................................................. 106
Философия эллинистической эпохи........................... 113
Контрольные вопросы..................................... ,119
Глава 3. Основные идеи философии средневековья
и эпохи Возрождения................................................ 120
3.1. Средневековая христианская философия ............ 120
Августин...................................................................... 123
Схоластика. Реализм и номинализм .......................... 128
Фома Аквинский.......................................................... 131
3.2. Философская мысль эпохи Возрождения........... 137
Никколо Макиавелли.................................................. 140
Николай Кузанский ................................................ 141
Контрольные вопросы............................................... 145
Глава 4. Философия Нового времени: начальный
период......................................................................... 145
4.1. Научная революция XVII в. и философские выводы
из нее............................................................................ 145
«Коперниканский переворот» ................................... 146
Становление экспериментально-математической науки . 148
Ф. Бэкон ..................................................................... 151
4.2. Линии рационализма и эмпиризма ............... 154
Р.Декарт....................................................................... 154
' Б. Спиноза .................................................................. 160
Т. Гоббс...................................................................... 165
Дж. Локк....................................................................... 166
Г.В.Лейбниц ...................................................................... 172
Дж. Беркли.................................................................. 176
Д.Юм...................................................................... 179
Философские идеи эпохи Просвещения.................... 181
Контрольные вопросы................................................ 185
Глава 5. Философия Нового времени: от Канта до Маркса .... 186
5.1. И. Кант................................................................ 186
Исходные проблемы и идеи ..................................... 186
Учение о чувственном и рассудочном познании...... 189
Учение о теоретическом и практическом разуме..... 194
Философия Канта - выдающееся достижение теоретической
мировоззренческой мысли ......................................... 199
5.2. Развитие немецкого идеализма .......................... 202
И.Г. Фихте .................................................................. 202
Ф.В.И. Шеллинг......................................................... 205
5.3. Г.В.Ф. Гегель ....................................................... 208
Общая характеристика гегелевской философии....... 208
Логика. Учение о бытии............................................ 214
Логика. Учение о сущности........................................ 217
Логика. Учение о понятии......................................... 219
Философия природы .................................................. 222
Философия духа ....................................................... 223
5.4. Л. Фейербах. Философия Маркса......................... 229
Антропологический материализм Фейербаха .......... 229
Теоретические предпосылки философии Маркса..... 230
Материалистическое понимание истории ................ 232
Контрольные вопросы ............................................... 240
РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ
ФИЛОСОФИИ ........................................................ 241
Современная ситуация и новые пути развития философии. 241
Идея мировоззренческого синтеза в философии
B.C. Соловьева........................................................... 248
Глава 6. Поиски нового осмысления бытия........ 251
6.1. Быт-ие как материя.............................................. 251
Материя и ее атрибуты .............................................. 251
Материалистическая диалектика ............................... 256
Бытие природы. Экологический императив ............. 260
Особенности си.нергетической карттшы мира ........ 264
6.2. Бытие как жизнь..................................................... 269
A. Шопенгауэр......................................................... 269
Ф. Ницше..................................................................... 272
B. Дильтей ....... i....................... *........................... 274
А. Бергсон ................................................................... 276
6.3. Феноменология и фундаментальная онтология. 282
Э. Гуссерль................................................................. 282.
М. Хайдеггер .............................................................. 286
Контрольные вопросы ............................................... 292
Глава 7. Проблема человека................................... 292
7.1. Феномен человека, многообразие путей его философского
осмысления . ............................................................ 292
Учение Тейяра де Шардена ...................................... 293
Марксистская концепция человека ..... .................... 298
Проблема идеального................................................ 302
Учение о личности ................................................... 304
Фрейдизм и неофрейдизм . ...................................... 306
Философская антропология ...................................... 310
7.2. Экзистенциальная философия ............... :........... 318
С. Кьеркегор .............................................................. 318
Экзистенциализм в XX в.: концептуальная реконструкция
О.Ф. Больнова............................................................ 321
Ж.П. Сартр................................................................. 325
Н.А. Бердяев . ............................................................. 327
7.3. Философия образования .. .................................. 335
С.И. Гессен ................................................................ 336
Л.С. Выготский................... -....'................................ 341
Дж. Дьюи.................................................................... 345
Контрольные вопросы............................................... 351
Глава 8. Познание и наука ...................................... 352
8.1. Позитивизм. Постпозитивизм. Герменевтика .... 352
О. Конт........................................................................ 352
Л. Витгенштейн . . ........... ............................................... 357
К. Поппер................................................................... 364
Т. Кун ........................................................................ 366
П. Фейерабенд ............................................................ 369
М. Полани ................................................................. 371
Х.-Г. Гадамер ............................................................ 376
8.2. Некоторые вопросы методологии науки ........... 381
Общая характеристика современной науки............. 381
Сознание. Познание. Истина ..................................... 384
Методы научного исследования, формы научного
знания ........................................................................ 391
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|