Сделай Сам Свою Работу на 5

Теория личности А. Маслоу





Тему «Эмоционально-волевая сфера» - учить по методичке

2. Темы выступлений:

*Теории темперамента. Свойства темперамента. Сравнительный анализ темперамента и характера.

*Формирование характера. Черты характера. Акцентуация характера. Характеристика типов акцентуации по Леонгарду.

*Задатки и способности. Виды способностей. Условия развития способностей. Сензитивный период в формировании способностей.

*Барьеры общения (барьеры восприятия и понимания, коммуникативные барьеры). Способы преодоления барьеров в общении.

*Стили воспитания в семье (9 стилей). Типы нарушения поведения в соответствии с определенными типами воспитания (аддитивное, антисоциальное и т.д.).

*Теории выбора брачного партнера. Стадии любви. Влюбленость. Частичная любовь. Любовь.

*Мотивы вступления в брак. Основные принципы совместной супружеской жизни.

*Влияние личностных особенностей супругов на устойчивость брака.

Семейные конфликты: источники, следствия. Стратегии поведения в конфликте и способы выхода из него.

 

3.Тема: ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Индивид конкретный человек со всеми присущими ему особенностями.



К числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны

1. с генотипом или физиологической организацией человека,

2. качества человека, характеризующие особенности развития его познавательных психических процессов.

Чаще всего в содержание личность включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.

Личность – конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Личность– способность к выбору собственного поведения в условиях между собственными потребностями и общественными с учетом возможностей окружающего мира при сохранении своей целостности.

Индивидуальность – оригинальность личности.

Обычно словом индивидуальность определяют какую-либо главенствующую особенность личность, делающую ее не похожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других – малозаметно.



Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере и сразу во всех сферах психической деятельности. Структура личности включает три важнейших компонента:

1) направленность, включающая направленность на себя, направленность на взаимодействие и направленность на дело

2) возможности личности, отраженные в ее специальных и общих способностях

3) особенности поведения, проявляющиеся в характере и темпераменте.

Ядро структуры личности составляет образ «Я».

Образ «Я» - это относительно устойчивая, осознанная система представлений индивида о себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми.

Направленность– это такое психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности.

Потребности – это испытываемая ею нужда в чем-либо.

Потребности человека многообразны.Обычно их делят на:

Материальные потребности в пище, одежде, жилище, тепле.

Духовные связанные с общественным существованием человека: потребности в общественной деятельности, общении, приобретении знаний.

Мотивы это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта.

Мотивы обычно подразделяют на :

Низшие (биологические)

Высшие (социальные).

Биологические мотивы– это влечения, желания человека, обычно отражающие его физиологические потребности.

Социальные мотивы – это интересы, идеалы личности, которые играют гораздо более значительную роль в ее жизни.



Влечение – неосознанную или недостаточно осознанную потребность.

Как правило, влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание.

Желание это осознанная потребность к чему-либо вполне определенному.

Интересы– специфическая форма проявления познавательной потребности.

Идеал – то, к чему стремится человек, на что ориентируется.

 

Теория личности З.Фрейда

Одной из наиболее распространенных теорий, которая до сих пор оказывает влияние на психологию личности, является фрейдизм.

В теории личности З.Фрейда структура личности представлена как состоящая из трех областей:

1)бессознательного, (ид)

2)сознания, (эго)

3) сверх-Я (супер-эго)

В состав бессознательного входят, по Фрейду, два основных инстинкта человека:

1)Инстинкт жизни

2)Инстинкт смерти

Первый побуждает человека к сохранению и продолжению жизни

Второй – к ее прекращению (уничтожению) - агрессия

Эти два инстинкта не осознаются и не признаются человеком, но они, тем не менее, существуют и действуют, побуждая человека постоянно искать способы их удовлетворения.

Однако, живя в обществе среди людей, человек не имеет возможности открыто и полностью удовлетворять эти инстинкты, поскольку условия жизни в обществе, существующие в нем моральные и другие нормы накладывают жесткие ограничения не только на публичное удовлетворение, но даже и на открытое проявление этих инстинктов поведения.

Человека в обществе с детства воспитывают таким образом, чтобы он сдерживал эти инстинкты, и он, в конечном счете, усвоив правила и нормы культурного поведении в обществе, научается это делать.

Эти потребности вытесняются, образуя область бессознательного.

Соответствующие нормы и связанные с ними формы социально одобряемого поведения также входят в состав его личности, но занимают в ней лишь верхнюю часть, это сверх-Я.

Защитные механизмы: (учить 2-3 механизма, по выбору)

Проекция– приписывание собственных неприемлемых мыслей, чувств и поведения другим людям.

Пример:

Студент, не подготовившийся как следует к экзамену, приписывает свою низкую оценку нечестному проведению тестирования.

Вытеснение – нежелательные мысли или импульсы не допускаются до уровня осознавания.

Это удаление из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдания.

В результате действия вытеснения человек не осознает своих конфликтов, а также не помнит травматических прошлых событий.

Например: человек, страдающий от ужасающих личных неудач, благодаря вытеснению может стать неспособным рассказать об этом своем тяжелом опыте.

Рационализация – способность индивида находить правдоподобные объяснения своих неудач.

Студент, не поступивший в медицинский институт , убеждает себя в том, что на самом деле не хочет быть врачом.

Регрессия – индивид отступает на более раннюю стадию развитию, более безопасную и приятную.

Примеры регрессии:

Несдержанность, недовольство, такие особенности как «надуться и не разговаривать», езда на автомобиле с безрассудно высокой скоростью.

Сублимацияформа замещения, при которой импульсы ОНО направлены на социально приемлемую активность.

Сублимация рассматривается как единственно здоровая, конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов, потому что она позволяет Я изменить цель или объект импульсов без сдерживания их проявления.

Замещениепереадресация от более угрожающего объекта к менее угрожающему.

Например:

ребенок, после того, как его наказали родители, толкает свою младшую сестру, пинает ее собачку или ломает ее игрушки.

Чересчур требовательный работодатель критикует сотрудницу, и она реагирует вспышками ярости на незначительные провокации со стороны мужа и детей.

Теория личности А. Маслоу

В теории личности А.Маслоу структура представлена через

иерархизированную систему потребностей человека.

Согласно его мнению, основная потребность человека – самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению.

 

У человека согласно этой теории с рождения последовательно появляются следующие семь видов потребностей.

1.Физиологические (органические) потребности:

Голод, жажда, тепло, сон, половое влечение и др.

2.Потребности в безопасности:

Чувствовать себя защищенным, избавиться от страхов, неудач, агрессивности

3.Потребность в принадлежности и любви:

Любить, быть любимым, находиться вместе с людьми

4.Потребность в уважении (почитании):

Авторитет, признание, одобрение, достижение успехов

5.Познавательные потребности:

Знать уметь, понимать, изучать

6.Эстетические потребности:

Гармония, порядок, красота

7.Потребность в самоактуализации:

Реализация своих целей, смысла жизни, способностей, личностный рост.

 

Теория личности Эриксона

Эриксон выделил и описал восемь жизненных кризисов, неизбежно наступающих у человека.

Центральным для созданной Эриксоном теории развития Я является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий.

1.Кризис доверия – недоверия (в течение первого года жизни)

Доверие к людям – Недоверие к людям

 

2. Автономия в противовес сомнениям стыду(в возрасте около 2-3 лет)

Самостоятельность, уверенность в себе – Сомнения в себе, чувство стыда

 

3. Появление инициативности в противовес чувству вины (3-6 лет)

Любознательность и активность – Пассивность и безразличие к людям

 

4. Трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (7-12 лет)

Трудолюбие, выраженное чувство долга – Чувство собственной неполноценности

5.Личностное самоопределение в противовес индивидуальной серости и конформизму (12-18 лет)

Жизненное самоопределение, развитие планов на будущее –

Путаница ролей, появление мыслей не только о будущем и настоящем, но и прошлом.

 

6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности(около 20 лет)

Близость к людям, стремление к контактам с людьми –

Изоляция от людей, избегание людей

 

7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30-60 годами)

Творчество, продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми –

Застой, эгоизм, непродуктивность

 

8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет)

Полнота жизни, постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка, понимание того, что смерть не страшна –

Отчаяние, ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что оно бежит слишком быстро, боязнь приближающейся смерти.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.