Теория личности А. Маслоу
Тему «Эмоционально-волевая сфера» - учить по методичке
2. Темы выступлений:
*Теории темперамента. Свойства темперамента. Сравнительный анализ темперамента и характера.
*Формирование характера. Черты характера. Акцентуация характера. Характеристика типов акцентуации по Леонгарду.
*Задатки и способности. Виды способностей. Условия развития способностей. Сензитивный период в формировании способностей.
*Барьеры общения (барьеры восприятия и понимания, коммуникативные барьеры). Способы преодоления барьеров в общении.
*Стили воспитания в семье (9 стилей). Типы нарушения поведения в соответствии с определенными типами воспитания (аддитивное, антисоциальное и т.д.).
*Теории выбора брачного партнера. Стадии любви. Влюбленость. Частичная любовь. Любовь.
*Мотивы вступления в брак. Основные принципы совместной супружеской жизни.
*Влияние личностных особенностей супругов на устойчивость брака.
Семейные конфликты: источники, следствия. Стратегии поведения в конфликте и способы выхода из него.
3.Тема: ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Индивид – конкретный человек со всеми присущими ему особенностями.
К числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны
1. с генотипом или физиологической организацией человека,
2. качества человека, характеризующие особенности развития его познавательных психических процессов.
Чаще всего в содержание личность включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.
Личность – конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
Личность– способность к выбору собственного поведения в условиях между собственными потребностями и общественными с учетом возможностей окружающего мира при сохранении своей целостности.
Индивидуальность – оригинальность личности.
Обычно словом индивидуальность определяют какую-либо главенствующую особенность личность, делающую ее не похожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других – малозаметно.
Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере и сразу во всех сферах психической деятельности. Структура личности включает три важнейших компонента:
1) направленность, включающая направленность на себя, направленность на взаимодействие и направленность на дело
2) возможности личности, отраженные в ее специальных и общих способностях
3) особенности поведения, проявляющиеся в характере и темпераменте.
Ядро структуры личности составляет образ «Я».
Образ «Я» - это относительно устойчивая, осознанная система представлений индивида о себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми.
Направленность– это такое психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности.
Потребности – это испытываемая ею нужда в чем-либо.
Потребности человека многообразны.Обычно их делят на:
Материальные – потребности в пище, одежде, жилище, тепле.
Духовные – связанные с общественным существованием человека: потребности в общественной деятельности, общении, приобретении знаний.
Мотивы – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта.
Мотивы обычно подразделяют на :
Низшие (биологические)
Высшие (социальные).
Биологические мотивы– это влечения, желания человека, обычно отражающие его физиологические потребности.
Социальные мотивы – это интересы, идеалы личности, которые играют гораздо более значительную роль в ее жизни.
Влечение – неосознанную или недостаточно осознанную потребность.
Как правило, влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание.
Желание – это осознанная потребность к чему-либо вполне определенному.
Интересы– специфическая форма проявления познавательной потребности.
Идеал – то, к чему стремится человек, на что ориентируется.
Теория личности З.Фрейда
Одной из наиболее распространенных теорий, которая до сих пор оказывает влияние на психологию личности, является фрейдизм.
В теории личности З.Фрейда структура личности представлена как состоящая из трех областей:
1)бессознательного, (ид)
2)сознания, (эго)
3) сверх-Я (супер-эго)
В состав бессознательного входят, по Фрейду, два основных инстинкта человека:
1)Инстинкт жизни
2)Инстинкт смерти
Первый побуждает человека к сохранению и продолжению жизни
Второй – к ее прекращению (уничтожению) - агрессия
Эти два инстинкта не осознаются и не признаются человеком, но они, тем не менее, существуют и действуют, побуждая человека постоянно искать способы их удовлетворения.
Однако, живя в обществе среди людей, человек не имеет возможности открыто и полностью удовлетворять эти инстинкты, поскольку условия жизни в обществе, существующие в нем моральные и другие нормы накладывают жесткие ограничения не только на публичное удовлетворение, но даже и на открытое проявление этих инстинктов поведения.
Человека в обществе с детства воспитывают таким образом, чтобы он сдерживал эти инстинкты, и он, в конечном счете, усвоив правила и нормы культурного поведении в обществе, научается это делать.
Эти потребности вытесняются, образуя область бессознательного.
Соответствующие нормы и связанные с ними формы социально одобряемого поведения также входят в состав его личности, но занимают в ней лишь верхнюю часть, это сверх-Я.
Защитные механизмы: (учить 2-3 механизма, по выбору)
Проекция– приписывание собственных неприемлемых мыслей, чувств и поведения другим людям.
Пример:
Студент, не подготовившийся как следует к экзамену, приписывает свою низкую оценку нечестному проведению тестирования.
Вытеснение – нежелательные мысли или импульсы не допускаются до уровня осознавания.
Это удаление из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдания.
В результате действия вытеснения человек не осознает своих конфликтов, а также не помнит травматических прошлых событий.
Например: человек, страдающий от ужасающих личных неудач, благодаря вытеснению может стать неспособным рассказать об этом своем тяжелом опыте.
Рационализация – способность индивида находить правдоподобные объяснения своих неудач.
Студент, не поступивший в медицинский институт , убеждает себя в том, что на самом деле не хочет быть врачом.
Регрессия – индивид отступает на более раннюю стадию развитию, более безопасную и приятную.
Примеры регрессии:
Несдержанность, недовольство, такие особенности как «надуться и не разговаривать», езда на автомобиле с безрассудно высокой скоростью.
Сублимация – форма замещения, при которой импульсы ОНО направлены на социально приемлемую активность.
Сублимация рассматривается как единственно здоровая, конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов, потому что она позволяет Я изменить цель или объект импульсов без сдерживания их проявления.
Замещение – переадресация от более угрожающего объекта к менее угрожающему.
Например:
ребенок, после того, как его наказали родители, толкает свою младшую сестру, пинает ее собачку или ломает ее игрушки.
Чересчур требовательный работодатель критикует сотрудницу, и она реагирует вспышками ярости на незначительные провокации со стороны мужа и детей.
Теория личности А. Маслоу
В теории личности А.Маслоу структура представлена через
иерархизированную систему потребностей человека.
Согласно его мнению, основная потребность человека – самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению.
У человека согласно этой теории с рождения последовательно появляются следующие семь видов потребностей.
1.Физиологические (органические) потребности:
Голод, жажда, тепло, сон, половое влечение и др.
2.Потребности в безопасности:
Чувствовать себя защищенным, избавиться от страхов, неудач, агрессивности
3.Потребность в принадлежности и любви:
Любить, быть любимым, находиться вместе с людьми
4.Потребность в уважении (почитании):
Авторитет, признание, одобрение, достижение успехов
5.Познавательные потребности:
Знать уметь, понимать, изучать
6.Эстетические потребности:
Гармония, порядок, красота
7.Потребность в самоактуализации:
Реализация своих целей, смысла жизни, способностей, личностный рост.
Теория личности Эриксона
Эриксон выделил и описал восемь жизненных кризисов, неизбежно наступающих у человека.
Центральным для созданной Эриксоном теории развития Я является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий.
1.Кризис доверия – недоверия (в течение первого года жизни)
Доверие к людям – Недоверие к людям
2. Автономия в противовес сомнениям стыду(в возрасте около 2-3 лет)
Самостоятельность, уверенность в себе – Сомнения в себе, чувство стыда
3. Появление инициативности в противовес чувству вины (3-6 лет)
Любознательность и активность – Пассивность и безразличие к людям
4. Трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (7-12 лет)
Трудолюбие, выраженное чувство долга – Чувство собственной неполноценности
5.Личностное самоопределение в противовес индивидуальной серости и конформизму (12-18 лет)
Жизненное самоопределение, развитие планов на будущее –
Путаница ролей, появление мыслей не только о будущем и настоящем, но и прошлом.
6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности(около 20 лет)
Близость к людям, стремление к контактам с людьми –
Изоляция от людей, избегание людей
7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30-60 годами)
Творчество, продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми –
Застой, эгоизм, непродуктивность
8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет)
Полнота жизни, постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка, понимание того, что смерть не страшна –
Отчаяние, ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что оно бежит слишком быстро, боязнь приближающейся смерти.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|