Сделай Сам Свою Работу на 5

Виды и сферы проявления гендерных конфликтов





Социально-экономические и политические изменения в современном мире, жесткий темп общественной жизни требует от мужчин и женщин мобилизации таких личностных ресурсов, как способность корректировать образ «Я», умение правильно понимать собственные чувства и желания, а также мотивы и поступки других людей.

Многокомпонентная структура гендера определяется четырьмя группами характеристик: биологический пол, гендерные стереотипы, гендерные нормы и гендерная идентичность. (5)

Как отмечалось в предыдущих лекциях, гендерная идентичность – аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола. Это одна из базовых характеристик личности и формируется в результате психологической интериоризации (от лат. interior - внутренние) мужских или женских черт, в процессе взаимодействия «Я» и других, в ходе социализации. Осознание собственной половой принадлежности и становление гендерной идентичности человека – одно из направлений его социализации. Процесс гендерной социализации определяется и направляется с помощью различных социальных и культурных средств. Для этого в каждом обществе существуют определенные гендерные роли. (6)



Американские социальные психологи М.Дойч и Р.Краусс отмечают, что нецелесообразно пытаться искать всеобъемлющее определение понятия «роль», а достаточно указать те аспекты социального поведения, которые имеют в виду большинство авторов. Они выделяют следующие аспекты:

• роль как существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида в его взаимодействии с другими;

• роль как система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, т.е. как он представляет модель своего поведения во взаимодействии с другими;

• роль как открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение. (7)

В широком смысле понятие роли обозначает способ поведения людей в системе межличностных отношений, зависящий от их позиций в обществе и отвечающий принятому в данном обществе набору норм, предписаний и ожиданий. Под гендерной ролью понимают систему социальных стандартов, стереотипов, которым человек должен соответствовать, чтобы его признавали как мужчину или женщину.



Стереотип – это мнение о личных качествах группы людей, которое может быть чрезмерно обобщенным и неточным. Стереотипы, в том числе и гендерные, часто порождают слишком условное и упрощенное представление о людях, формируют ожидания и установки в отношении других. Даже собственные представления личности о себе могут быть тесно связаны со стереотипами. Женщина, проявившая свои способности, желая реализовать свой потенциал, часто приходит к конфликту с традиционными взглядами окружающих на место женщины в обществе, и возможно, к конфликту с собственным представлением о себе как о личности. Они сталкиваются с завышенными требованиями, дискриминацией при приеме на работу, при служебном продвижении – все это препятствует реализации женщиной себя как личности, приводит к различного рода конфликтам.

Но и на мужчин гендерные стереотипы также оказывают негативное влияние. Для многих из них полное соответствие нормам успешности (статус, умственная, физическая твердость, антиженственность) недостижимо, что вызывает стресс и приводит к компенсаторным реакциям: ограничение эмоциональности, гомофобия, навязчивое стремление к соревнованию и успеху и т.п.

Социально-психологический анализ гендерных ролей дает ключ к осознанию таких психологических проблем, как межличностные и внутриличностные ролевые конфликты. Когда поведение индивида, который выполняет какую-либо социальную роль, соответствует ожидаемому образцу, оно считается успешным. Успешность выполнения роли индивидом зависит от ряда факторов: знание роли; значимость выполняемой роли; умение выполнять данную роль; способность рефлексировать свое ролевое поведение. Неуспешное выполнение той или иной роли может вызвать конфликт. Под ролевым конфликтом обычно понимается ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями. Различают два типа ролевых конфликтов: межролевые и внутриролевые. К межролевым относятся конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много ролей, поэтому он не может исполнять все роли одинаково качественно. Внутриролевой конфликт порождается противоречивыми требованиями, предъявляемыми к исполнителю одной роли значимыми для него людьми или разными социальными группами.



Гендерный стереотип закрепления социальных ролей за определенным полом влияет на возникновение гендерных конфликтов, в первую очередь, на интраиндивидуальном уровне (внутриличностные). Они представляют собой внутреннее состояние человека, вызванное его противоречивыми представлениями, мотивами, моделями поведения. (8) Наиболее ярким проявлением столкновения традиционных нормативных требований к ролевому поведению женщин и реальной ситуации их жизнедеятельности служит феномен, который в социально-психологической литературе описан как «ролевой конфликт работающей женщины». Этот конфликт возникает вследствие большого количества социальных ролей, которые выполняет женщина, и нехватки физических ресурсов для полноценного выполнения этих ролей.

Ролевой конфликт работающей женщины – это комплекс субъективных негативных переживаний, возникающих у женщин при отрицательной оценке ею того, как она справляется с совмещением ролей в профессиональной и семейной сферах.

Наиболее выраженный деструктивный показатель ролевого конфликта – это чувство вины, которое рождается из модели восприятия женщиной своих ролей. Чувство вины характеризуется высокой устойчивостью и множеством сфер проявления – это отношение женщины к детям, мужу, работе, самой себе. Вероятность внутриличностных гендерных конфликтов возрастает, если человек, вопреки своим желаниям и потребностям, следует социокультурным предписаниям («мужчины так себя не ведут», «женщины так не поступают»).

Еще одним примером внутриличностного конфликта является экзистенциальная (от позднелат. exsistentia - существование) кризисная ситуация. Эта ситуация, которая затрагивает основы существования человека и обращает его к проблеме своего отношения с миром, поиску и обретению смысла своего бытия.

Данный конфликт может быть инициирован событиями, которые неожиданно ставят человека лицом к лицу с фундаментальными вопросами его жизни, например, принятие важного решения, разрушение некоторых фундаментальных моделей поведения или способов взаимодействия с другими. Мужчины, воспринимающие профессиональную деятельность и карьеру как единственное и самое главное предназначение своей жизни, оказываются в ситуации экзистенционального конфликта в случае потери работы или выхода на пенсию. Женщины же, реализуя «истинно женское предназначение быть матерью и хранительницей домашнего очага», часто переживают экзистенциональный кризис в период психологического отделения повзрослевших детей от семьи. Экзистенциональный конфликт, нарушая привычный образ существования, требует от человека переосмысления своей жизни. Успешное преодоление конфликта является жизненно значимой задачей для человека, а результатом его разрешения часто становится появление каких-то новых качеств и условий жизни.

В повседневной жизни не так просто сразу выделить существенные характеристики той или иной модели отношений (партнерские или доминантно-зависимое). Наиболее явно они проявляются в поведении людей в ситуации гендерного межличностного конфликта. В психологической литературе описаны продуктивные и непродуктивные способы поведения в конфликтной ситуации. К продуктивным способам относятся такие типы поведения, как сотрудничество, компромисс, а к непродуктивным – соперничество, вражда, приспособление и избегание. Здесь любое возникшее противоречие интерпретируется в терминах борьбы между мужчиной и женщиной, в которой кто-то обязательно должен одержать победу (чаще всего мужчина). Участник конфликта использует все доступные ему средства, чтобы добиться своего, получить максимум желаемого и утвердиться в своем превосходстве над партнером. Маскулинные мужчины часто ориентированы на позицию доминирования в отношениях, а женщины – на систему зависимости и подчинения. Современные психологи связывают будущее человека с партнерским стилем взаимодействия. Доминирование, борьба за власть, должность, положение могут привести общество к краху. Гендерный подход помогает прогрессивно мыслящим психологам развивать универсальную человеческую психологию, опирающуюся на партнерский стиль взаимодействия и равноправие.

Построение правового государства и формирование гражданского общества в Азербайджане ставит много социальных проблем, связанных с гендерным подходом как в теории, так в практической жизни.

Острые социальные противоречия приводят к выводу о насильственном воспроизводстве гендерной иерархии – сохранения власти и социальных ролей по половому признаку. Проблемы гендерной иерархии создают конфликтное поле в современном азербайджанском обществе. Конституция Азербайджанской Республики и многочисленные законодательные акты, принимаемые в стране, декларируют равенство между мужчиной и женщиной. Так, Конституцией Азербайджана в ст. 25 (право на равенство) гарантируется и мужчинам, и женщинам равные права и свободы, равенство независимо от расы, национальности, религии, языка, пола, происхождения, имущественного и служебного положения, они должны обладать и равными возможностями и т.д. (9). Однако на деле дискриминация скрытым, а иногда и прямым образом в стране усугубляется.

Разрыв между приватной и публичной сферой жизни, в доходах мужчин и женщин, высокий уровень безработицы, практическое отсутствие женщин на всех уровнях принятия решений, рост насилия по отношению к ним, отсутствие достаточных ресурсов обеспечения немногих программ по защите

материнства и детства – это далеко не полный перечень проблем, которые приводят к гендерным конфликтам в республике.

Проведенные в республике Центром АРЕАТ исследования показывают, что осуществление женщинами своих прав затруднено из-за:

• несоответствия между действующим законодательством и исполнительным механизмом;

• недостаточной юридической и правовой грамотности и знания процедур;

• ограниченного участия женщин в работе законодательных, исполнительных и судебных органах;

• неполной информации о существующих правах и свободах мужчин и женщин. (10)

 

 

Глава 2.Общая характеристика конфликтов и гендерных конфликтов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.