Основные налоговые нарушения, их характеристика и ответственность.
Аудит налогообложения
Проверка взаимосвязей между показателями налоговых деклараций
То, что между показателями финансовой отчетности существует взаимосвязь, знает, наверное, каждый бухгалтер. Для упрощения процедуры Минфин издает (как правило, ежегодно в виде писем) методические рекомендации относительно проверки сравнимости показателей форм годовой финансовой отчетности предприятий, где в табличной форме приводится информация, содержание которой фактически сводится к формуле "строка А формы X = строка В формы Y".
И налоговые декларации можно проверить на предмет "увязки" показателей, отсутствие которой в некоторых случаях будет свидетельствовать об ошибке. Здесь речь идет в первую очередь о декларации о прибыли предприятия и декларации о НДС как наиболее сложных по содержанию и принципу подсчета отражаемых в них налоговых обязательствах.
Нет ни четко определенной методики, ни тем более нормативного документа, который устанавливал бы взаимосвязь между декларациями о прибыли и о НДС. Однако налоговые инспекторы "увязке" показателей уделяют внимание, как правило, и на этапе предварительной проверки деклараций о НДС, и при документальных проверках.
При проверке взаимосвязей между показателями налоговых деклараций проводят
1) Проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налогооблагаемой базы;
2) проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода;
3)взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций;
4) оценку бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика; полученным из других источников.
В ходе проверки государственные налоговые инспекции выявляют огромное количество умышленных и неумышленных нарушений налогового законодательства, совершенных налогоплательщиками.
Камеральная проверка, включает в себя анализ показателей бухгалтерских отчетов и налоговых деклараций:
проверяют арифметику и взаимоувязку различных форм
обоснованно ли применены ставки налогов и льготы?
сопоставляют отчетные данные с прошлогодними показателями, с информацией из других источников и с данными по другим аналогичным фирмам
Массовый характер ошибок, допускаемых плательщиками при заполнении деклараций, в расчетах сумм налогов, что приводит к массовым камеральным доначислениям на весьма значительные суммы, и соответственно массовое применение налоговых и административных санкций по результатам камеральных проверок.
Отсутствие единого стандартного подхода к проектированию форм налоговых деклараций, что делает их крайне неудобными для ручной и обработка непригодными для машинной.
В частности, следует отметить:
* отсутствие на бланках контрольных сумм; возможности представления деклараций на двусторонних бланках.
*отсутствие или неочевидность взаимосвязи показателей форм налоговых деклараций и форм бухгалтерской отчетности
*необходимость представления целого ряда дополнительных расчетов к декларациям «по произвольной форме».
*обязанность плательщика подтверждать свое право на льготы, заявленные в декларации первичными документами (договорами, платежными поручениями, выписками банков и т. д.).
Основные налоговые нарушения, их характеристика и ответственность.
Налоговое правонарушение — это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента или их представителей, за которое установлена ответственность (ст. 106 НК РФ). Из приведенного определения вытекают следующие юридические признаки налогового правонарушения:
* виновность (проявление умысла или неосторожности в деяниях обязанного лица);
* противоправность (нарушение законодательства о налогах и сборах);
* наказуемость (применение санкций, установленных Налоговым кодексом, к налогоплательщикам в случае нарушения ими налогового законодательства).
Объект налогового правонарушения — охраняемые законодательством налоговые отношения (например, отношения по исчислению и уплате налогов, по осуществлению налогового контроля); субъекты — виновные лица (организации и физические лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста).
В качестве налоговых правонарушений могут выступать следующие.
1. Сокрытие доходов как налоговое правонарушение выражается в неотражении в бухгалтерском учете выручки от реализации, неоприходовании поступивших денежных средств, невключении в прибыль доходов от внереализационных операций и др.
2. Занижение дохода (прибыли) — это неправильный расчет налоговой базы при правильном отражении выручки в учете. Наиболее распространенными способами занижения дохода являются: неправомерное отнесение расходов к обоснованным и документально подтвержденным затратам; неправильное списание убытков; счетные ошибки при расчете прибыли в сторону ее уменьшения.
3. Сокрытие или неучет объекта налогообложения касается всех объектов, кроме доходов и прибыли. Основной признак сокрытия объекта — отсутствие в учете организации первичных документальных данных о тех или иных объектах налогообложения.
4. Неучет объекта связан либо с неправильным расчетом объекта, либо с неправильным отражением его в учете. Отсутствие учета объектов налогообложения и ведение учета с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период, предусматривают применение штрафных санкций.
5. Отсутствие учета объектов налогообложения как одно из налоговых правонарушений может применяться, например, в случае отсутствия сальдо прибыли за отчетный период на соответствующем бухгалтерском счете.
6. Ведение учета с нарушением установленного порядка обусловлено: отсутствием соответствующих учетных регистров, журналов, отчетных ведомостей; отнесением на себестоимость затрат, не имеющих отношения к производству и реализации продукции; отнесением затрат на себестоимость не в том периоде, в каком это должно быть, и др.
7. Непредоставление или несвоевременное предоставление документов в налоговый орган для налогового производства влечет за собой взыскание штрафа. Ответственность по данному правонарушению наступает независимо от возникшей недоплаты или переплаты по налогу.
8. Задержка уплаты налога. В этом случае производится взыскание пени — денежной суммы, которую налогопла-тельщик, плательщик сборов и налоговый агент должен выплатить за просрочку платежа помимо уплаты налога.
9. Неудержание налога у источника выплаты. Налоговые агенты несут ответственность за нарушение порядка удержания и перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц.
В соответствии с Налоговым кодексом к прочим налоговым нарушениям, в частности, относятся ответственность свидетеля (ст. 128); отказ эксперта, переводчика, специалиста от участия в проведении налоговой проверки (ст. 129). Также установлены виды нарушений законодательства о налогах и сборах в отношении банков.
Состав налогового правонарушения — совокупность предусмотренных законом признаков (элементов), квалифицирующих противоправное деяние (действие или бездействие) как налоговое правонарушение; это необходимое основание налоговой ответственности. Для установления ряда составов налоговых правонарушений используются такие признаки, как систематичность нарушений, повторность, временной критерий, умысел. Например, грубое нарушение организацией правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, совершенное в течение более одного налогового периода, характеризуется как систематическое противоправное действие с временными рамками[4].
Налоговая ответственность связана с государственным принуждением, которое выступает её содержанием. Такое принуждение от имени государства осуществляют органы налогового администрирования и органы внутренних дел.
Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах характеризуется определёнными лишениями, которые обязан претерпеть виновный. Лишение правонарушителя определённых благ является её объективным свойством. Лишения заключаются в применении к нарушителю законодательства о налогах и сборах соответствующих санкций, которые и являются мерой ответственности.
В соответствии со способом, каким они служат охране правопорядка, санкции подразделяются на правовосстановительные и штрафные (карательные). Санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, которые заключаются во взыскании пени за просрочку уплаты налогов, являются правовосстановителъными, а те санкции, которые предполагают взыскание штрафов — штрафными (карательными). За нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки налоговых преступлений, наряду со штрафами, предусматриваются и другие наказания вплоть до лишения свободы. Такая ответственность наступает только за совершенное нарушение законодательства о налогах и сборах, которое выступает в качестве её основания.
Основаниями привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах могут являться:
· налоговые правонарушения;
· нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений (налоговые проступки);
· преступления, связанные с нарушением законодательства о налогах и сборах (налоговые преступления).
К существенным признакам ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах относится и процессуальная форма её реализации. Привлечение к ответственности осуществляется в строгом соответствии с процедурами, предусмотренными законодательством. В зависимости от основания ответственности это могут быть процедуры, предусмотренные: · законодательством о налогах и сборах (производство по делам о налоговых правонарушениях); · законодательством об административных правонарушениях (производство по делам об административных правонарушениях); · уголовно-процессуальным законодательством (производство предварительного расследования). Ответственность за совершение налогового правонарушения обладает всеми основными признаками юридической ответственности: 1) выражается в применении мер государственного принуждения; 2) выступает на основе норм права и за нарушение правовых норм; 3) является последствием виновного деяния; 4) состоит в применении санкций правовых норм и связана с отрицательными последствиями материального или морального характера, которые правонарушитель должен претерпеть;
Но для того чтобы говорить о ней как о самостоятельном виде ответственности, необходимо выделить и особые признаки ответственности за налоговые правонарушения, а именно:
1) основанием ответственности является налоговое правонарушение;
2) применение ответственности за нарушение налогового законодательства урегулировано нормами налогового права;
3) особый субъектный состав;
4) к данной ответственности обязанных лиц привлекают специальные органы: налоговые или таможенные.
Из этого можно заключить, что налоговая ответственность самостоятельными признаками ответственности не обладает и говорить о налоговой ответственности как о самостоятельном виде ответственности и не представляется возможным. В зависимости от того, какое нарушение законодательства о налогах и сборах лежит в основании анализируемой ответственности, она может относиться на счёт финансовой, административной или уголовной ответственности.
Налоговая ответственность - применение органами налогового администрирования налоговых санкций в отношении лица, совершившего налоговое правонарушение, в соответствии с порядком предусмотренным законодательством о налогах и сборах. Налоговая ответственность в данном случае является разновидностью финансовой ответственности.
В свою очередь налоговая ответственность включает в себя:
- ответственность за совершение собственно налоговых правонарушений, т.е. совершенных лицами, являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами;
- ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами;
- ответственность за нарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Административная ответственность применяется в отношении лиц, виновных в совершении нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных правонарушений.
Уголовная ответственность наступает в тех случаях, когда совершенное физическим лицом нарушение законодательства о налогах и сборах, характеризуется повышенной общественной опасностью и подпадает под признаки налогового преступления.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|