Сделай Сам Свою Работу на 5

Нападки парламента на Монарха.





 

При этом парламент Норвегии делал все возможное, чтобы заручится поддержкой избирателей, в противовес популярности Монарха.

Так, в 1896 — 1897 гг. норвежским парламентом проведено было несколько важных законопроектов в области конституционного и социального законодательства. Право голосования при выборах в стортинг предоставлено было лицам, находящимся вне пределов Норвегии. Значительно расширено было избирательное право при выборах в органы местного самоуправления. В тоже время требование радикалов о распространении права голоса на женщин было отклонено.

Законом 1897 года в Норвегии назначена была уголовная санкция в дополнение к постановлению конституции, в силу которого стортинг имел право вызывать к себе каждое лицо по делам государства, за исключением Короля и членов Королевской Фамилии. Лица, таким образом, вызванные и не явившиеся на призыв стортинга, подвергались отныне штрафу в размере от 1000 до 10000 крон, а всякое заявление, сделанное вызванным, по своим юридическим последствиям приравнивалось отныне к заявлению, сделанному под присягой. Этот закон был уже вотирован в 1894 году, и тогда Король Оскар II отказал ему в своей санкции; на этот раз Монарху пришлось изменить свое решение ввиду популярности закона у народа.



В 1897 года постановлено было парламентом закрытие в праздничные дни значительного числа торгово-промышленных предприятий. В том же 1897 году им выработана была новелла к закону 1894 года о страховании рабочих от несчастных случаев. Рабочий, пострадавший на работе и ставший от того к труду неспособным, получал пожизненную пенсию в размере 60 % своего заработка; в случае смерти рабочего от несчастного случая его вдова получала отныне пожизненную пенсию в 20 %, а каждый из его детей до 15-летнего возраста, при жизни матери — пособие в размере 15 % его заработка, а при отсутствии матери, в размере 20 %; средства на страхование складываются из взносов предпринимателей, рабочих и государства.

Выборы в стортинг в 1897 году дали торжество левой части парламента, которая и провела 79 своих представителей, тогда как число членов правой понизилось с 55 до 35. Таким образом, левая располагала достаточным большинством как для пересмотра конституции Норвегии, так и для обвинительного приговора против членов Государственного Совета (министерства). Первым результатом выборов был выход в отставку министерства. Шестого (19) февраля 1898 года был сформирован радикальный кабинет. В 1898 году проведена реформа избирательного права и. число избирателей, в 1880-х годах не превышавшее 6 % населения, к 1897 г. поднялось до 11 %, а реформой 1898 года сразу поднято было до 20 %.



В марте 1898 года шведско-норвежский комитет соглашения представил парламентам обеих стран свой доклад, из которого оказалось, что соглашения не последовало. Шведы настаивали на сохранении общего шведско-норвежского министра иностранных дел. Среди норвежских членов обнаружились разногласия; большинство (умеренное) согласилось на временное сохранение общих консулов, с тем, чтобы по истечении нескольких лет были назначены отдельные норвежские консулы. Меньшинство (радикальное), действовавшее под влиянием торжества радикалов на выборах, настаивало на немедленном назначении норвежского министра иностранных дел и норвежских консулов.

 

Спор о флаге Королевства.

 

В ноябре 1898 года норвежский парламент в третий раз принял постановление о замене шведско-норвежского флага флагом норвежским. Король Оскар II Фредерик Бернадотт вновь отказал в санкционировании этого закона, однако проект стал законом без санкции Монарха, поскольку подряд принят был тремя парламентами, следовавшими друг за другом.

Члены норвежского Государственного Совета (министерства) усиленно советовали Королю не подрывать своего авторитета в Норвегии отказом в санкции этого проекта, практически совершенно бесполезным.



Однако Монарх упорно стоял на своем, ссылаясь на то, что шведско-норвежский флаг принят в свое время был норвежским народом с восторгом, и что он с честью развевался на всех океанах.

 

Назначение Регента.

С 11 (24) января 1899 года 70-летний Король Оскар II Фредерик Бернадотт, вследствие слабости здоровья, вызванного, в том числе постоянным противостоянием с парламентом Норвегии, передал управление Швецией и Норвегией на правах Регента своему старшему Августейшему сыну 41-летнему Кронпринцу Оскару Густаву Адольфу Бернадотт.

Державный наследник энергично принялся проводить политику своего Августейшего отца, всю свою жизнь боровшегося за единство страны.

Третьего (16) февраля 1899 года Кронпринц Густав заявил, что на Гаагской мирной конференции Швеция и Норвегия будут представлены одним общим делегатом, а не двумя делегатами, как того желает норвежский стортинг. Это решение было одним из ближайших поводов того, что при въезде Кронпринца и Регента Густава в столицу Норвегии г. Христианию наследник встречен был враждебной манифестацией со стороны части норвежского народа. Напротив, при обратном въезде в Стокгольм Кронпринц восторженно встречен был шведским народом. Резче чем когда-либо в этот момент оказалось, что борьба между Швецией и Норвегией велась не только правительствами, но и народами, из которых каждый в этом вопросе был почти единодушен.

 

Последние годы.

29 апреля (12 мая) 1899 года Король Оскар II Фредерик Бернадотт, оправившись от болезни, вновь принял в свои руки управление страной.

В мае 1899 года норвежский парламент без дебатов единогласно вотировал экстраординарный кредит на армию и флот в размере 11,5 миллионов крон.

В октябре 1899 года стортинг принял предложение о займе в 30.000.000 крон на расширение железнодорожной сети.

В октябре 1900 года состоялись новые выборы в парламент Норвегии, на этот раз — на основе всеобщего голосования. Они не произвели почти никаких изменений в составе партий.

В июне 1901 года стортинг ассигновал 3.380.000 крон на укрепление столицы Норвегии Христиании со стороны суши — мера, явственно направленная против Швеции.

Рост бюджета принудил стортинг принять в октябре 1901 года возвышение таможенных пошлин на большое число ввозимых товаров; особенно сильно была возвышена пошлина на табак и сигары.

В 1902 году обнародован был новый уголовный кодекс, в сущности почти только кодифицировавший новеллы, принятые в последнее время. Бюджет на 1901-1902 гг. ассигновал большие суммы на расширение железнодорожной сети, а также на военные цели. Несмотря на почти не изменившееся численное отношение между партиями, центр тяжести в стортинге передвинулся влево, вследствие чего более умеренные члены кабинета вышли в отставку и были заменены крайними радикалами.

Избирательное право в органах местного самоуправления было распространено на самостоятельных женщин, платящих налоги. Выборы на основе нового закона значительно усилили консерваторов на счет радикалов.

В сентябре 1903 года произошли новые выборы в стортинг, на этот раз неблагоприятные для радикалов: произошла смена правительства.

В 1904 году стортинг принял новый таможенный тариф, значительно повышающий таможенные ставки как на сельскохозяйственные продукты, так и на предметы обрабатывающей промышленности.

В мае 1905 года через стортинг прошел новый избирательный закон, которым введены прямые выборы, установлено единоличное избрание по округам и число членов стортинга увеличено с 114 до 123. Разделение на округа, однако, произведено не с полной правильностью, в силу стремления дать по возможности каждому городу (свыше 2000 жителей) отдельного депутата; вследствие этого городки с 2000 жителей имеют депутата, а Христиания с населением свыше 200 тысяч — только 5 депутатов.

 

Потеря Норвегии.

В начале 1905 года Король Оскар II Фредерик Бернадотт по болезни окончательно уступил Королевскую власть своему Августейшему наследнику Кронпринцу Густаву, который у норвежцев вызывал нескрываемую антипатию.

В это время через норвежский парламент прошел закон о разделении шведско-норвежского Министерства иностранных дел на два особых и о создании особых норвежских консульств. Кронпринц и Регент Оскар Густав Адольф Бернадотт отказался его санкционировать. В результате Министерство ответило выходом в отставку.

Регент, после неудачных попыток сформировать новый кабинет, отказался ее принять. Тогда стортинг единогласно, 26 мая (8 июня) 1905 года, принял постановление о расторжении унии со Швецией. Не желая, однако, доводить дело до войны, стортинг всеми голосами против 4-х социал-демократов постановил просить Короля Оскара II Фредерика Бернадотт разрешить одному из его младших Августейших сыновей занять место Короля Норвегии. Социал-демократы же, вотировавшие против этого предложения, желали воспользоваться удобным случаем, чтобы провозгласить Норвегию республикой.

Принятая норвежским парламентом резолюция гласила: "ввиду того, что все члены Министерства отказались от своих должностей; ввиду заявления Короля, что Он не в состоянии составить новое правительство; ввиду того, что конституционная Королевская власть этим самым перестала исполнять свои функции, — стортинг поручает членам Министерства, подавшего теперь в отставку, временно облечься властью, принадлежащей Королю и, под названием норвежского правительства, править страной на основании конституции норвежского Королевства и действующих законов, внеся в них те изменения, которые неизбежно вызываются разрывом унии, связывавшей Норвегию со Швецией под властью одного Короля, который перестал исполнять свои функции Короля норвежского".

Одновременно с этой резолюцией стортинг постановил составить адрес Королю Оскару II Фредерику Бернадотт, где настойчиво проводилась мысль, что характер унии истолковывается Швецией неправильно. Солидарность интересов и непосредственное единение более ценны, чем политические узы; уния стала опасностью для этого единения; уничтожение унии не связано с неприязненным чувством ни по отношению к шведскому народу, ни по отношению к Династии Бернадот.

В заключение стортинг выражал надежду, что новый выбор Короля приготовит для Норвегии новую эру спокойной работы и истинно дружественных отношений к народу Швеции и ее Королю, к личности которого норвежский народ неизменно сохранит чувства уважения и преданности.

В прокламации стортинга к норвежскому народу была высказана надежда, что норвежский народ будет жить в мире и согласии со всеми народами, в особенности со шведским, с которым его связывают многочисленные естественные узы.

Министерство составило адрес Королю Оскару II Фредерику Бернадотт, в котором, упомянув о решении его не принимать их отставки, заявляло, что в силу конституции Король обязан дать стране конституционное правительство. С того момента, когда Король воспрещает образование ответственного кабинета, норвежская Королевская власть перестает функционировать. Политика Короля Оскара II Фредерика Бернадотт по вопросу о реорганизации консульского законодательства несовместима с конституционным режимом; никакое другое правительство не расположено взять на себя ответственность за эту политику, а нынешний кабинет не может принять в ней участие.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.