Сделай Сам Свою Работу на 5

Противостояние с парламентом.





 

По вступлении своем на престол Король Оскар II Фредерик Бернадотт сумел расположить в свою пользу норвежский стортинг разными уступками, так что последний согласился в 1874 году на преобразования таможенного дела, в 1875 году на введение общей скандинавской монеты и т. д.

Однако на восьмом году Царствования в 1880 году борьба Монарха и норвежского парламента вновь разгорелась.

Так, еще в 1872 году внесен был в стортинг законопроект о том, чтобы министры, по первому требованию Короля Оскара II, являлись бы на заседания парламента. В 1880 году стортинг стал настаивать на исполнении этого закона, однако Королевское министерство не согласилось, и вынуждено было подать в отставку. Позднее появились и новые причины для несогласий: Королевское правительство требовало увеличения флота и армии, тогда как норвежский стортинг отверг это требование и принял проект об учреждении милиции наподобие швейцарской. Король Оскар II не утвердил этого проекта. В ответ норвежский парламент подвергнул суду Министров, и они даже были осуждены, однако Монарх кассировал приговор.

После выхода в отставку очередного Королевского министерства образовано было радикальное министерство, которое, уступив Королю Оскару II в вопросе об абсолютном veto и других, добилось принятия Монархом закона о праве норвежского парламента требовать в свои заседания министров, реорганизации армии, расширения избирательных прав и т. д.



 

Кризис с Министерством иностранных дел.

 

Вопрос об унии вновь стал открытым в 1885 году, когда Швеция самостоятельно изменила свое управление иностранных дел, не подтвердив согласия у Норвегии. Король Оскар II в одночасье перестал быть руководителем иностранной политики Швеции: отныне управлял ею министр иностранных дел, на которого возлагалась конституционная ответственность. Но так как шведский министр иностранных дел был в то же время и руководителем норвежских внешних дел, то право норвежского короля, коим являлся Оскар II, заправлять внешней политикой Норвегии перешло, таким образом, к Швеции. Помимо своего идейного значения, вопрос представлялся очень важным и с практической точки зрения: неловкий шаг во внешней политике мог грозить опасностью для политического и национального существования страны. Внешняя политика представляла особенно важное значение для Норвегии, как страны преимущественно торговой, в противоположность Швеции, страны преимущественно земледельческой. Так начались утомительные переговоры между норвежским министерством и шведским.



В результате подписан был третьего (16) мая 1885 года протокол: постановлено было, чтобы в состав министерского совета входило столько же норвежских чиновников, сколько и шведских; норвежские будут участвовать в решении дел и нести ответственность перед стортингом, но взамен этого Норвегия должна была признать, что руководство внешней политикой принадлежит Швеции.

Узнав о последнем, стортинг пришел в такое негодование, что премьер-министр был вынужден выйти в отставку; вслед за тем прекратились и переговоры.

При следующих выборах и правая, и левая партии норвежского стортинга внесли в палату вопрос о внешней политике. Левая победила, но так как две ее группы, чистая и умеренная, не могли никак прийти к соглашению, то правая стала во главе управления, образовав новое министерство, и переговоры со Швецией возобновились, но вновь не привели ни к каким результатам.

Бесплодность всяких переговоров и всякого рода совместных политических действий становилась все более и более очевидной и дела перешли в новую стадию, выраженную в программе для выборов 18 (31) января 1891 года: "новый порядок управления дипломатическими делами, который возложил бы более основательную конституционную ответственность на норвежские государственные власти". Левая победила на выборах, и во главе управления стал министр, который высказал прямое требование о назначении отдельного норвежского министра иностранных дел. Норвежский парламент, не желая действовать слишком резко, ограничился пока учреждением отдельных норвежских консульств, представляющих большое практическое значение для страны, живущей почти исключительно мореходством и торговлей.



29 мая (11 июня) 1892 года стортинг выделили средства на произведение требуемых изменений, но Король Оскар II отказался утвердить это решение и отставил министерство, обладавшее большинством в 64 голоса; министром было назначено доверенное лицо Монарха, что представляло само по себе нарушение парламентского режима. В ответ норвежские радикалы провели в 1893 году постановление об уменьшении цивильного листа Короля Оскара II Фредерика Бернадотт на 80.000, а содержание Кронпринца — Принца Оскара Густава Адольфа Бернадотт на 50.000 крон. Кроме того, сокращено было содержание и министров.

Кроме того, большинство стортинга назначило сроком для отделения норвежских консульств от шведских 20 декабря (2 января) 1895 года и определило на содержание их 340.450 крон.

Правительство Королевства ответило на это отказом отделить норвежские консульства и употребило на общие консульства деньги, назначенные на отдельные. Страна тотчас разделилась между двумя партиями: правой и левой.

Правая желала проведения принцип равенства в границах существующего теперь соглашения, но это с точки зрения левой это было невозможно; левая партия видела только один выход из унизительного для Норвегии и неудовлетворительного положения дел — разделение обеих стран, отмену союза относительно всего, что не вошло в договор. "Пора, — говорил один из радикальных норвежских вождей, — прекратить договор, зачумляющий нас".

Угроза единству страны.

 

Надежда Короля Оскара II Фредерик Бернадотт и консервативного кабинета добиться большинства на выборах в норвежский парламент в 1894 году оказалась тщетной: сторонники единства страны потеряли несколько мест, но все же располагали в новом норвежском парламенте большинством 59 против 55 умеренных и консерваторов.

Вслед за тем кабинет подал 19 января (1 февраля) 1895 года прошение Королю об отставке. Монарх вступил в переговоры с левой частью норвежского парламента, требуя от нее некоторых обязательств относительно дальнейшего ее образа действий, и когда такие обязательства даны не были, категорически отказался 22 марта (4 апреля) 1895 года принять отставку правительства. Вследствие этого оппозиция левой стороны норвежского парламента крайне обострилась; раздавались речи столь резкие по тону и содержанию, каких раньше нельзя было в нем услышать. Однако, кабинету министров удалось добиться от стортинга согласия на ведение переговоров со Швецией, для чего в ноябре 1895 года был выбран парламентами комитет соглашения из 7 шведов и 7 норвежцев. Еще раньше, в октябре, Министерство окончательно вышло в отставку, уступив место новому коалиционному Кабинету, состоявшему из представителей всех партий норвежского стортинга. Однако дело примирения шло плохо.

В 1896 году стортинг, ничтожным большинством голосов (41 против 40), постановил заменить шведско-норвежский флаг исключительно норвежским. Постановление сделано было во второй раз, и Король вторично отказал в своей санкции. В ответ на это стортинг опять таки ничтожным большинством (58 против 56) отклонил внесенное консерваторами предложение вновь возвысить цивильный лист Короля Оскара II и Кронпринца Оскара Густава Адольфа Бернадотт до прежнего уровня 326.000 крон первому и 88.000 крон второму, на котором норвежский парламент стоял до 1893 года.

Участие Норвегии в Стокгольмской выставке, предложенное шведским правительством, было принято также ничтожным большинством (58 против 56). Обсуждение шведско-норвежского торгового договора с Японией дало повод к резким нападениям против премьер-министра, который, по мнению радикалов, пренебрег интересами Норвегии в пользу Швеции; тем не менее договор был утвержден, хотя и ничтожным большинством голосов.

В то время, когда в других странах Европы за усиление армии стояли обыкновенно консерваторы, а либералы и радикалы боролись против него, в Норвегии происходило как раз обратное: предложенное правительством усиление и перевооружение армии было не только принято норвежским стортингом, но даже расходы на реформу были значительно увеличены сравнительно с требованием правительства, потому что Норвегия серьезно считалась с возможностью войны со Швецией.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.