Сделай Сам Свою Работу на 5

Роль транспорта в современном мире





Тема 1. Роль транспортной логистики в обеспечении коммерческой деятельности предприятия

План лекции: 1. Роль транспорта в современном мире.

2. Понятие транспортной логистики, ее цель, сущность и задачи.

Особенности подготовки специалистов в области транспортной

логистики.

3. Понятие транспортной системы. Классификация транспорта.

4. Основные показатели качества транспортной работы

5. Понятие грузопотока. Классификация грузопотоков

6. Место транспортной логистики в коммерческой деятельности

предприятия

7. Взаимосвязь экономики и транспорта. Особая роль транспорта для экономики Беларуси

8. Логистика и развитие транспорта, сбор и распределение грузов

Роль транспорта в современном мире

Мировая экономика является главным стержнем, на котором базируются все прочие явления: политика, идеология, дипломатия, армия и т.п. Она состоит из совокупности национальных экономик, органически связанных друг с другом в международном разделении труда. Основное назначение функционирования национальных экономик и, в целом, мирового хозяйства – это удовлетворение насущных потребностей человечества. И среди всех прочих атрибутов внутреннего или международного развития одним из главных, основополагающих и связующих звеньев является транспорт и его атрибуты, без которых невозможно осуществить какие-либо экономические, политические, торговые, таможенные, военные и человеческие связи.



Рынок ресурсов (материальные, трудовые, финансовые)  
Сфера потребления
Сфера производства
Рынок товаров и услуг
Ресурсы
Пассажирские перевозки
Грузовые перевозки
Товары, услуги
Товары, услуги
Труд, капитал

 

 


 

Рис.1 Взаимосвязи в сфере производства и потребления

Транспортный фактор всегда присутствовал в мировой экономике и международных отношениях. Развитие и многопрофильность транспортных услуг давно стали важным материально-техническим компонентом мощи любого государства. Мировая транспортная система занимает ключевое место в современной мировой экономике, обеспечивая устойчивое функционирование национальных хозяйств и связь между ними. Транспорт связывает воедино все стадии производства и доставляет товар от производителя к потребителю.



Транспорт — крупный сектор мировой экономики. На него приходится около 20% мировых основных фондов. В ВВП мира удельный вес транспорта составляет 6%, в ВВП развитых стран его доля от 4 до 7%, в ВВП развивающихся стран — от 6 до 15%. В мире функционируют 2,8 тыс. морских и 25 тыс. воздушных портов, находятся в эксплуатации 40 тыс. морских и 10 тыс. воздушных судов. Перевозку грузов и пассажиров осуществляют 650 млн. автомобилей и 200 тыс. локомотивов, миллионы других транспортных средств. В начале XXI в. протяжённость железных дорог составила 1,25 млн. км, автомобильных — 28 млн. км, магистральных газопроводов — 1,2 млн. км, нефте- и продуктопроводов - 0,76 млн. км. В совокупности транспорт обеспечивает занятость около 110 млн. чел. в разных странах. Строительство новых транспортных магистралей способствует вовлечению в мировое хозяйство отдалённых регионов мира. В свою очередь, мировое хозяйство оказывает влияние на развитие транспорта и может привести к ускоренному развитию одних видов и замедлению роста других. Как показывает мировой опыт, чем выше уровень экономического развития страны, тем эффективнее функционирует её транспортная система.

На начало ХХI века ежегодные транспортные перевозки в мире превышали 100 млрд. тонн грузов и более 1 трлн. пассажиров.

Транспорт— это отрасль материального производства, осуществляю­щая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.



Функции транспортировки:

1) перемещение груза. Каждый груз должен быть доставлен до места дальнейшей переработки или потребления. Перемещение груза по логис­тической цепочке позволяет преобразовать добываемое сырье в готовую продукцию, а затем доставить ее конечному покупателю. Одновременно с физическим перемещением должна увеличиваться и потребительская стоимость груза, иначе такое перемещение будет экономически нецелесо­образным. Кроме финансового есть еще один аспект перемещения — вре­менной. К нему относятся невозможность использовать запасы в процессе их перевозки, порча, риски пропажи/потери груза и т. д.;

2) хранение груза. В процессе перевозки происходит также и хранение груза, т. е. не занимаются складские площади. Эта функция перевозки ак­туальна, если существует ограничение в складских площадях, тогда мож­но осознанно избирать более медленные способы транспортировки. Кроме того, существуют ситуации, когда склад является лишь транзитным пере­валочным пунктом, т. е. груз через непродолжительное время должен бу­дет двигаться дальше. В этом случае транспортные средства возможно ис­пользовать также для непосредственного хранения в целях устранения до­рогостоящих погрузочно-разгрузочных работ.

Главная цель транспортировки — доставить нужный продукт нужно­го качества и нужного количества нужному покупателю, в нужное место с минимальными затратами.

Изучение спроса на транспортные услуги свидетельствует, что одним из главных требований клиентов к работе транспорта является своевременность отправки и доставки грузов. Связано это со стремлением большинства грузовладельцев к сокращению запасов как в сфере производства, так и в сфере обращения, поскольку их затраты на содержание запасов составляют по ряду отраслей 20% и более от стоимости выпускаемой продукции.

Обеспечение своевременной доставки грузов позволяет избежать дополнительных затрат на выполнение таких операций, как:

- хранение дополнительных запасов у грузоотправителей и грузополучателей;

- иммобилизация дополнительных товарно-материальных ценностей из сферы производства на период хранения и доставки;

- содержание дополнительных средств и оборудования погрузки и разгрузки;

- использование клиентом более дорогих видов транспорта с целью предотвращения остановки производственного процесса;

- применение менее экономичных технологических процессов или снижение интенсивности их протекания у грузоотправителей и/или грузополучателей и др.

Своевременность доставки предоставляет клиентам существенные конкурентные преимущества на рынке сбыта товаров. Согласно статистическим данным время на производство товаров занимает лишь 2% суммарного времени движения товаров от первичного источника сырья материалов до конечного потребителя готовой продукции. Остальные 98% времени приходятся на прохождение по различным логистическим каналам, в том числе и на транспортировку.

Доступ к безопасным и качественным транспортным услугам определяет эффективность работы и развития производства, бизнеса и социальной сферы. В связи с этим роль транспорта в социально-экономическом развитии страны определяется рядом объемных, стоимостных и качественных характеристик уровня транспортного обслуживания.

Объемные характеристики транспортного обслуживания напрямую влияют на полноту реализации экономических связей внутри страны и за ее пределами, а также на возможность перемещения всех слоев населения для удовлетворения производственных и социальных потребностей. Географическая и технологическая доступность транспортных услуг определяет возможности территориального развития экономики и социальной сферы.

Стоимостные характеристики перевозок любой продукции (транспортный тариф) отражаются непосредственно на ее конечной цене, прибавляются к затратам на производство, влияют на конкурентоспособность продукции и зону ее сбыта. Стоимость перевозок в пассажирском сообщении ограничивает возможности для поездок населения, а во многих случаях для части населения с невысокими доходами делает эти поездки недоступными. Удешевление пассажирского сообщения, смягчающее эти ограничения, имеет не только большое социальное, но и экономическое значение.

Качественные характеристики уровня транспортного обслуживания связаны со скоростью, своевременностью, ритмичностью, безопасностью и экологичностью функционирования транспортной системы.

Скорость транспортного сообщения влияет на эффективность экономических связей и подвижность населения. Рост скорости доставки грузов и пассажиров дает ощутимый экономический и социальный эффект. При перевозке грузов он выражается в высвобождении оборотных средств предприятий, а при перевозке пассажиров – в высвобождении времени людей, которое может быть использовано на другие цели.

Удешевление и ускорение перевозок на магистральных видах транспорта позволяет сблизить удаленные друг от друга регионы страны, повысить качество жизни населения и уровень деловой активности, укрепить территориальное единство страны и создать более благоприятные условия для реализации потенциальных экономических и социальных возможностей регионов.

Своевременность (регулярность, ритмичность) транспортного обслуживания в грузовом и пассажирском сообщениях также имеет большое экономическое значение. В грузовом сообщении, например, от нее зависит величина страховых запасов на складах грузополучателей, необходимых для поддержания непрерывности производства и снабжения населения, объем необходимых оборотных средств и затраты на хранение грузов.

Как известно, одной из основных причин возникновения глобальных экологических проблем является загрязнение окружающей среды транспортными средствами. На страницах научной литературы указано, что в развитых странах мира загрязнение атмосферы транспортными средствами составляет 45-50%; ядовитые вещества подразделяются по видам транспортных средств следующим образом:

автомобильный транспорт – 87%;

железнодорожный транспорт – 8%;

морской транспорт – 2%;

воздушный транспорт – 1%.

Кроме того, увеличение выпуска различных видов транспортных средств и улучшение их эксплуатационных свойств приводит к повышению скорости и интенсивности движения, плотности транспортных потоков. В результате этого усложняются условия движения, повышается аварийность.

Безопасность движения, особенно дорожного, зависит от разных причин. Для удобства анализа все факторы, влияющие на дорожное движение и его безопасность условно делят на три взаимодействующих части: автомобиль, водитель, дорога. Из трех элементов системы водитель-автомобиль - дорога наибольшей потенциальной опасностью обладает транспортное средство.

Причиной дорожно-транспортного происшествия часто является несоответствие одного из элементов системы водитель-автомобиль-дорога остальным элементам. Многие происшествия возникают из-за того, что требования дорожной обстановки выше возможностей человеческого организма или конструкции транспортного средства. Воздействие на водителя дополнительных нагрузок, вызванных недостатками конструкции автомобиля или его неудовлетворительным состоянием, может резко ухудшить качество вождения, а в особенно неблагоприятных случаях привести к аварии. Напротив, удачная конструкция автомобиля, компенсирующая психофизиологические недостатки человека, может способствовать повышению безопасности дорожного движения.

Поэтому в последнее время усилено внимание общества к экологическим факторам снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду и обеспечение безопасности транспортной деятельности.

Таким образом, транспорт является одной их крупнейших системообразующих отраслей, имеющих тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы. По мере дальнейшего развития страны, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения значение транспорта и его роль как системообразующего фактора будут только возрастать.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.