I раздел - Введение в общую психологию
Практическое занятие 1
1. Развитие сознания в онтогенезе.
2. Понятие о высших психических функциях.
3. Концепция Л.С. Выготского о развитии психики человека.
4. Сознательное и бессознательное в психике человека.
5. Представление о бессознательном в работах З.Фрейда, К. Юнга.
6. Механизмы психологической защиты (привести примеры психологических защит).
Выписать в тетрадь основные термины и понятия: высшие психические функции, сознание, бессознательное, зона ближайшего развития.
Практическое занятие 2
1. Особенности метода наблюдения. Типичные ошибки наблюдения.
2. Метод эксперимента. Виды эксперимента. Основные характеристики.
3. Сущность коммуникативных методов психологии (опрос, беседа, интервью).
4. Тестирование как метод исследования в психологии. Виды тестов.
Выписать в тетрадь основные террмины и понятия: методы исследования поведения, систематическое наблюдение, включенное наблюдение, ошибки наблюдателя, беседа, интервью, опрос, контент-анализ, анализ продуктов деятельности, проективные методы.
Литература к 1 разделу:
1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: «ЧеРо», 2002. – 336с.
2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – Питер, 2008. – 583с.
3. Немов Р.С. Общая психология / Р.С. Немов. – Питер Питер Пресс, 2009. – 304с.
4. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология.Учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. – Высшее образование, 2006. – 484с.
5. Рогов Е.И. Общая психология. Учебник для студ. вузов / Е.И. Рогов. – Владос, 2009. – 557с.
6. Рогов Е.И. Настольная книга практич. психолога Ч.1 / Е.И. Рогов. – Владос, 2009. – 384с.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Электронный ресурс] / С.Л. Рубинштейн. - Режим доступа - http://psylib.org.ua/books/rubin01/index.htm
8. Соколова Е.Е. Общая психология: в 7 томах /под ред. Б.С. Братуся. Том 1: Введение в психологию / / Е.Е. Соколова. – Академия, 2008. – 352с.
Дополнительная литература:
1. Большунова Н.Я., Большунов А.Я. Конспекты лекций по общей психологии. Психология общения / Н.Я. Большунова, А.Я. Большунов. - Новосибирск: СНИ, 2002.
2. Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология: Конспективное рассмотрение / Б.С. Братусь. - Московский психолого-социальный институт, 2001. – 88с.
3. Выготский Л.С. Психология развития человека [Электронный ресурс] / Л.С. Выготский. - Режим доступа - http://yanko.lib.ru/books/psycho/vygotsky=ps_pzv_cheloveka=ann.htm
4. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы / В.Р. Дольник. - М.: МЦНМО, 2009. - 352с.
5. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов / М.И. Еникеев. – Проспект Велби, 2008. – 440с.
6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М., 1981. – 584с.
7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология [Электронный ресурс] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Режим доступа - http://psylib.org.ua/books/petya01/txt00.htm
8. Практическая психодиагностика / Ред.- сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах – М, 2006. – 480с.
9. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. - М.: Смысл, 1997. – 336с.
10. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Учебное пособие / Е.Е. Соколова. – Смысл, 2008. – 685с.
11. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Столяренко В.Е. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Столяренко. – Феникс, 2009. - 636с.
12. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии [Электронный ресурс] / Т.А. Флоренская. - Режим доступа - http://dusha-orthodox.ru/biblioteka/florenskaya-t.a.-dialogi-o-vospitanii-i-zdorove-duhovno-orientirovannaya-psihoterapiya.html
13. Чуприкова Н.И. Психика и предмет психологии в свете достижений современной нейронауки / Н.И. Чуприкова // Вопросы психологии. – 2004. - № 2.
14. Шабельников В.К. Психология души / В.К. Шабельников. – М.: Академия, 2003. – 240с.
Практическое занятие 3
- Отношение понятий личность, индивид и индивидуальность. Свойства личности и индивидуальности.
- Понятие о темпераменте. Отличительные особенности темперамента.
- Физиологические основы темперамента.
- Свойства и типы темперамента.
- Специфика детского темперамента.
- Понятие о характере. Структура характера. Типологии характера.
- Условия и развитие характера. Отклонения в развитии характера.
- Акцентуации характера.
Основные термины и понятия: личность, человек, индивид, индивидуальность, субъект.темперамент, холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик, возбуждение, торможение, характер, акцентуация, гипертимность, дистимность, циклотимность, педантичность, эмотивность.
Практическое занятие 4
1. Способности и задатки. Виды задатков.
2. Виды способностей.
3. Способности и одаренность. Одаренные дети.
4. Проблема способностей в психологии.
5. Концепция одаренности. Одаренные дети.
6. Развитие и компенсация способностей.
Основные термины и понятия: способность, одаренность, задатки.
Литература к 2 разделу:
1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – Питер, 2008. – 583с.
2. Немов Р.С. Общая психология / Р.С. Немов. – Питер Питер Пресс, 2009. – 304с.
3. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология.Учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. – Высшее образование, 2006. – 484с.
Дополнительная литература:
1. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М.,1998.
2. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия / Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2009. - 464с.
3. Левитов Н.Д. Проблема характера в современной психологии. Психология индивидуальных различий. Тексты / Н.Д. Левитов. – М., 1982. – С.69-73.
4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М., 1981. – 584с.
5. Мерлин В.С. Психология индивидуальности [Текст]: избранные психологические труды / В.С. Мерлин. - Воронеж: Модэк, 1996. - 448с.
6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология [Электронный ресурс] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Режим доступа - http://psylib.org.ua/books/petya01/txt00.htm
7. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах- М, 2007. - 640с.
8. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Хрестоматия / Сост. А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2000. – 320с.
9. Райгородский Д.Я. Психология личности: хрестоматия / Д.Я. Райгородский. – Бахрах-М, 2008. – 1056с.
10. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Учебное пособие / Е.Е. Соколова. – Смысл, 2008. – 685с.
11. Стреляу Я. Роль темпенрамента в психическом развитии / Я. Стреляу. –т М.: Прогресс, 1982. – 231с.
12. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии [Электронный ресурс] / Т.А. Флоренская. - Режим доступа - http://dusha-orthodox.ru/biblioteka/florenskaya-t.a.-dialogi-o-vospitanii-i-zdorove-duhovno-orientirovannaya-psihoterapiya.html
Практическое занятие 5
1. Общее представление об ощущениях.
2. Классификация ощущений.
3. Характеристика видов ощущений.
4. Закон Вебера-Фехнера
5. Общее представление о восприятии.
6. Восприятие времени,
7. Иллюзии восприятия
Основные термины и понятия: ощущение, анализатор, рецептор, чувствительность, абсолютный порог, min порог ощущения, max порог ощущения, порог различия, адаптация, синестезия, сенсибилизация, интероцептивные ощущения, экстероцептивные ощущения, проприоцептивные ощущения, раздражитель, рефлекторная теория ощущений, восприятие, константность восприятия, иллюзия.
Практическое занятие 6
- Память и ее процессы.
- Классификация и виды памяти.
- Проблема истинности и устойчивости воспоминаний.
- потеря доступа к информации и ошибки времени
- эффект веера
- ретроспективное означивание прошлого опыта
- Автобиографическая память личности.
- Понятие о мышлении. Отличительные особенности мышления.
- Мышление и эмоции.
- Мышление и речь.
Основные термины и понятия: память, узнавание, воспроизведение, запечатление, «эффект края»,долговременная, кратковременная, сенсорная, оперативная память, мышление, интеллект, анализ, синтез, абстракция, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация.
Практическое занятие 7
- Понятие воли в психологии.
- Особенности волевых действий и их функции.
- Классификация волевых действий. Простое волевое действие, его характеристика.
4. Характеристика сложного волевого действия, его структуры и этапы.
5. Волевые качества личности и их характеристик
6. Виды внимания.
7. Способы организации внимания.
- Способы и средства выражения эмоций и чувств.
- Классификация эмоций, чувств и их виды.
- Эмоциональные состояния личности.
- Мотивация и эмоциональная сфера личности.
- Функциональная ассимметрия мозга и эмоции
Основные термины и понятия:воля, волевое регулирование поведения, волевое усилие, внимание, концентрация, устойчивость, переключение, распределение, произвольное внимание, непроизвольное внимание.
Литература к 3 разделу:
1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: «ЧеРо», 2002. – 336с.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Электронный ресурс] / А.Н. Леонтьев. – Режим доступа - http://www.psy.msu.ru/science/public/leontev/.
3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – Питер, 2008. – 583с.
4. Немов Р.С. Общая психология / Р.С. Немов. – Питер Питер Пресс, 2009. – 304с.
5. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология.Учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. – Высшее образование, 2006. – 484с.
6. Нуркова В.В. Совершенное продолжается: психология автобиографической памяти личности. – М.,2000.
7. Рогов Е.И. Общая психология. Учебник для студ. вузов / Е.И. Рогов. – Владос, 2009. – 557с.
8. Рогов Е.И. Настольная книга практич. психолога Ч.1 / Е.И. Рогов. – Владос, 2009. – 384с.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2003. - 712с.
10. Соколова Е.Е. Общая психология: в 7 томах / под ред. Б.С. Братуся. Том 1: Введение в психологию / / Е.Е. Соколова. – Академия, 2008. – 352с.
11. Блонский П.П. Память и мышление.// Избр. педаг. и психол. соч. В 2-х т. Т.2.
12. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти.
13. Психология памяти : хрестоматия по психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер.
14. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М., 1966
15. Блонский П.П. Память и мышление.// Избр. педаг. и психол. соч. В 2-х т. Т.2. – М., 1979
16. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. // Собр соч. В 6 т. Т 3. М., 1983.
17. Жане П. Психология памяти М., 1998
18. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М., 1961.
19. Клацки Р. Память человека. – М., 1978.
20. Брунер Дж. Психология познания- М.: Прогресс, 1977.
21. Брушлинский А.В.Культурно-историческая теория мышления. – М.: Высшая школа, 1968.
22. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. – М.: Мысль, 1970.
23. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. – М.: Мысль, 1979.
24. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М.: МГУ, 1982.
25. Вертгеймер М. Продуктивное мышление.- М.: Прогресс, 1987.
26. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. // Собр. соч. В 6 т. Т 3. М., 1983.
27. Мышление: процесс. Деятельность, общение: Наука, 1982.
28. Психология мышления - М.: Прогресс, 1965.
29. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: «Академия», 2005.
30. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.
31. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – М., 1987.
32. Никифорова О.И. К вопросу о воображении. /Вопросы психологии. 1972. № 2.
33. Донских О.А. Происхождение языка как философская проблема. Новосибирск: Наука, 1984.
34. Журавлев А.П. Звук и смысл. – М.: Просвещение, 1991.
35. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – СПб.: МиМ, 1998.
36. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл; ИЦ Академия, 2005.
37. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969.
38. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. –М.: Наука, 1981.
39. Соколов А.И. Внутренняя речь и мышление. – М.: Просвещение, 1967.
40. Аргайл Д.М. Психология счастья. - М., 1990.
41. Василюк Ф.Е. Психология переживаний. - М., 1984.
42. Додонов Б.И. Эмоция как ценность.- М., 1978.
43. Додонов Б.И. В мире эмоций. - М., 1987.
44. Изард К.Э. Психология эмоций. - М., 2000.
45. Психология мотивации и эмоций/ под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В Фаликман.. – М.: ЧеРо, МПСИ, Омега-Л, 2006.
46. Психология эмоций. Тексты /Под ред. В.К. ВилюнасаЮ Ю.Б. Гипенрейтер. – М.: МГУ, 1984.
47. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.: Прогресс, 1979.
48. Селье Г. Стресс без дисстресса. - М.: Прогресс, 1982.
49. Селье Г. На уровне целого организма.- М.: Наука, 1972.
50. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М., 1981.
51. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М.,1998.
52. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. – М., 1976.
53. Симонов П.В. Мотивированный мозг. – М.,1987.
54. Шопенгауэр А. Понятие воли./Изб. пр. – М.: Просвещение, 1992.
55. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М., 1995.
56. Лаут Г.В. Нарушения внимания у детей = Training mit Aufmerkeitsgestorten Kinder / G.W. Lauth, P.F.Schlottke: тренинг и развивающие игры: учебное пособие: пер. с нем. / Г.В. Лаут, П.Ф. Шлотке; ред. А.Б. Холмогорова. – 5-е изд., перераб. – Москва: Академия, 2008. – 368 с.
57. Психология внимания. Тексты. /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. – М., 2000.
Практическое занятие 8
1. Место и природа межличностных отношений.
2. Сущность и функции общения.
3. Основные типы, виды и функции общения.
4.Структура общения (коммуникация, социальная перцепция, интеракция)
5.Средства общения
Основные термины и понятия: общение, общественные, групповые и межличностные отношения, формы общения, типы и виды общения, потребности общения, функции общения, диалог, манипулятивное общение.
Практическое занятие 9
1. Понятие «конфликт».
2. Предмет, объект конфликта, конфликтная ситуация, инцидент.
3. Стратегии поведения в конфликте. Достоинства и недостатки каждой стратегии.
4. Профилактика и регулирование конфликтов.
Основные термины и понятия:конфликт, инцидент, предмет конфликта, объект конфликта, конфликтная ситуация, стратегии поведения в конфликте, методы разрешения конфликта.
Литература к 4 разделу
- Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов - М.: Аспект-Пресс, 2005. – 363 с.
- Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб.пособие для пед.вузов. Доп. Мин. обр. РФ- М.: Академия, 2004. – 264 с.
- Морозов А.В. Социальная психология: Учебник для вузов - М.: Академический Проект, 2005. – 336 с.
- Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник для вузов - М.: Проспект, 2005. – 336 с.
- Социальная психология: Учеб.пособие для вузов / А.Н.Сухов.- М.: Академия, 2005.- 600 с.
Дополнительная литература
- Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М., 1990.
- Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении // Личность. Общение Групповые процессы. - М., 1991.-С. 37-74.
- Андреева Г.М. Атрибутивные процессы// Социальная психология: хрестоматия. - М., 1999. - С.152-175.
- Андреева Г.М., Богомолова Н.Н. Теории диадического взаимодействия / Социальная психология. Хрестоматия. - М., 1999. - С.126-136.
- Андреева Г.М., Яноушек Я. Взаимосвязи общения и деятельности. // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1985.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М.,1988. - С.8-55.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.
- Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. -М., 1967.
- Взаимопонимание в общении // Социальная психология личности в вопросах и ответах // Под ред. В.А. Лабунской. - М., 1999.-С. 240-256.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М., 1987.
11. Жуков Ю.М. Точность и дифференцированность межличностного восприятия. М., 1992.
- Зимбардо Ф. Застенчивость / Пер. с англ. - М., 1992.
- Знаков В.В. Понимание в познании и общении. - М., 1997.
- Когнитивные и мотивационные аспекты межличностного общения // Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под ред. В.А. Лабунской. - М., 1999. - С. 240- 256.
- Крысько В.Г. Социальная психология:Схемы и комментарии: Учеб.пособие- М.: ВЛАДОС, 2001.- 208 с.
- Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Поголыиа В.М. Межличностное общение. - СПб., 2001.
17. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение.Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2002.
- Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога. - Минск, 1988.
19. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. -Ростов-на-Дону, 1999. - Гл. 1.
- Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999.
- Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии. //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. -М.,1976.
22. Макеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. - М., 2000. - Гл. 1,2.
- Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.
24. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. - С.-Петербург, 1999. - Гл.3.
25. Петрова Е.А. Знаки общения. М., 2001.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М., 1989.
- Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта / Социальная психология. Хрестоматия. - М., 1999. - С.116-126.
- Платонов К.К. О системе психологии. - М., 1974.
- Платонов Ю.П. Основы социальной психологии- СПб.: Речь, 2004.- 624 с.
- Психологические проблемы социальной регуляции поведения. -М., 1975.
- Психологические трудности общения: диагностика и коррекция. - Ростов н/Д., 1990.
- Скрипкина Т.П. Психология доверия. - Ростов н/Д., 1998.
- Соловьёва О.В. Обратная связь в межличностном общении. -М, 1987.
- Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб.пособие для вузов (гриф)/ В.А.Лабунская.- М.: Гардарики, 2000.- 397 с. - Гл. 14,16.
Содержание дисциплины на заочном отделении
I раздел - Введение в общую психологию
Тема 1.Психология как наука. Предмет психологии (2ч.).
Особенности психологии как науки. Место психологии в системе наук. Психические явления и их классификация. Структура современной психологии. Отношения теоретической и практической психологии. Научная и житейская психология.
Понятие психики. Природа психики. Идеальное и материальное: отношение души и тела, антропоцентризм и теоцентризм. Развитие представлений о душе. Диалектический материализм в отечественной психологии. Культурно-исторический подход в психологии. Определение предмета психологии в концепциях бихевиоризма, психоанализа, гештальтпсихологии. Естественно научный подход в психологии. Теория отражения. Гуманистические и гуманитарные тенденции современной отечественной психологии.
Тема 2.Сознание, его природа и особенности (2ч.).
Общественно историческая природа сознания. Гипотезы о происхождении сознания. Природа человеческой психики. Понятие высших психических функций. Основные особенности сознания. Современные представления о структуре сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека. Трактовка бессознательного в концепции психоанализа.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|