Сделай Сам Свою Работу на 5

Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях





 

Следует различать понятия «ошибка» и «недочет».

Ошибка— это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя».

Недочет— это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет — с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другим словами, недочет — это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.

Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задачам речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношение автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения.

Речевыми недочетами можно считать:

ü повторение одного и того же слова;

ü однообразие словарных конструкций;

ü неудачный порядок слов;

ü различного рода стилевые смешения.

Ошибки в содержании сочинений и изложений

Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения.



Классификация ошибок в содержании

Фактические ошибки Логические ошибки
В изложении: неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей. • нарушение последовательности в высказывании; • отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями; • неоправданное повторение высказанной ранее мысли; • раздробление одной микротемы другой микротемой; • несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей; • перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению); • неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование, к примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.
В сочинении: искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.

 



Речевые ошибки

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые в свою очередь делятся на лексические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

• употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшимина них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;

• неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;

• нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;

• употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;

• пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);

• стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе.

 

Речевые ошибки в построении текста:

• бедность и однообразие синтаксических конструкций;

• нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;

• стилистически неоправданное повторение слов:

• неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;



• неудачный порядок слов.

 

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

• неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;

• неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;

• смешение лексики разных исторических эпох;

• употребление штампов.

 

Грамматические ошибки

Грамматическиеошибки — это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры. Грамматические ошибки помогают учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок

Словообразовательные,состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка – например:надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя восприниматькак орфографические.

Морфологические,связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал,что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок: ложит и т.д.

Ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к бере­гу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени.

Местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они по­крывали берег реки; пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.

Ошибки в структуре предложения:

· смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;

· отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;

• нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но

не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны; нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;

• разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн.

Смешение прямой и косвенной речи

Разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.

Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.

 

 


 

Приложение 2.

Тексты для проведения ГИА по русскому языку в 11 классах

ДЕРЕВЯННАЯ СКАЗКА

Те, кто не бывал на Онеге, думают, что Кижи – это островок, случайно затерявшийся среди водных просторов. Знающие люди рассказывают, что на озере – ни много ни мало –1650 островов! Глядя на ели и берёзы, отражённые в воде, на солнце, краснеющее в волнах, облака, проплывающие словно невесомые корабли, я вспоминал пейзажи Рериха, Нестерова, Писахова. Последний посвятил свою жизнь Русскому Северу, был живописцем сказочником.

Плывём час... третий. Когда вдали показалась ажурная башня Гарницкого маяка, лодочник Савелий Васильевич сказал:

– В Кижи теперь многие ездят. Такой красоты, как нас, нигде нет.

Зримым Подтверждением его словам на солнце заблестели золотистые главы Кижского погоста.

Потом всё было как во сне. Я прыгнул на глинистый берег и бегом побежал на встречу с деревянной сказкой, с чудом, что сотворили плотники-зодчие.

Солнце умывалось за неровной кромкой бора...

Что такое Кижи?

Две многоглавые церкви, отделённые одна от другой колокольней. Всё из дерева. Двадцать две главы Преображенского собора.

Множество, множество куполов, покрытых лемехами – резными пластинками из осины, что, переливаясь на солнце, кажутся золотыми. Над куполами вьются чайки, и вместе с белокрылыми птицами всё здание устремляется вверх, в заоблачные выси.

Кто создал эту лесную и озёрную сказку – Преображенский храм?

Лодочник говорил просто и трогательно, его слова гармонировали с тихой ласковостью заонежских далей:

– Долго плотники работали. Щепу возами возили. Это глазом легко смотреть. Глаз-то он барин, а рука – работница. Главы были поставлены, и новёхонькие стены закрасовались, как молодицы на гулянке; подошёл к озеру мастер по имени Нестер. Плотники его окружили. Топор у Нестера был – загляденье. Во всём Заонежье такого топора не было. Люди говорили, что-топор-то у Нестера заколдованный. Что же он, мастер, сделал? Поцеловал топор и бросил в озеро. Плотники зашумели, стали жалеть – можно ли такому орудию в воде пропадать? А Нестер им в ответ: «Церковь поставили, какой не было, нет и больше не будет. И топору моему теперь место на дне».

Преображенская церковь – памятник русской воинской славе. Построена она в 1714 году, когда в Северной войне боевое счастье стало служить войскам Петра. Шведы постоянно опустошали озёрный Русский Север. Избавление от всегдашней угрозы было радостным событием.

Впечатление от Преображенской церкви усиливает и высота здания, достигающая около 40 метров. Здесь нет фресок, простые бревенчатые стены создают ощущение домашнего покоя. Место фресок занимали иконы. Творения здешних художников простонародны, бесхитростны по композиции, голосисты по своим краскам.

По соседству с колокольней – Покровская церковь, опоясанная резным деревянным кружевом. Солнце уже высоко стоит над островом. Меняется освещение – меняются и Кижи. Мне трудно покидать этот сказочный мир.

Так что же такое Кижи?

Кижи – завещание потомкам, наказ любить свою страну.

Кижи – это бессмертная древняя Русь, художественное прошлое, живущее в настоящем.

(421 слово) По Е. Осетрову

КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН

Любила Русь колокольный звон. Уже в первой половине четырнадцатого века колокола делали в Москве и Новгороде.

Церковные колокола, звучавшие на десятки вёрст, были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом. Многие века колокольный звон сопутствовал народной жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, придавал торжественность весёлым праздникам и гуляниям.

Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского. Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества. Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских. Пушечных дел мастера лили обычно крупные колокола, а колокольники (была и такая специальность), как правило, отливали мелкие звоны. Литьё колоколов считалось почётным делом. Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела.

С колоколами были связаны самые различные поверья. Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух. Надо было выдумать что-нибудь совершенно невероятное, чтобы молва расходилась от села к селу, от города к городу. Считалось, чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол.

Было дурной приметой, если колокол ночью позвонит сам по себе. Тот, кто услышит ночью звон, должен ждать для себя величайшего несчастья.

О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток. Колокол был, например, для деревенских жителей своего рода часами, возвещавшими о начале дня. Поэтому в ходу была поговорка: «Первый звон – пропадай мой сон, другой звон – земной поклон, третий звон – из дому вон».

На берегах озера Неро, между Москвой и Ярославлем, стоит Ростов Великий. Этому небольшому городу перевалило за тысячу лет. Здесь чувствуешь себя так, словно перенёсся в эпоху былинных богатырей. Ростовский архитектурный ансамбль сложился в пору, когда здешним митрополитом стал энергичный деятель Иона Сысоевич, выходец из крестьян, одарённый могучей волей, честолюбивый, много повидавший на своём веку, начитанный, обладавший художественным вкусом. Иона Сысоевич затеял в Ростове огромное строительство.

Возникла необходимость в новом звоне, который настраивал бы слушателей на торжественный лад. Мастер Фрол Терентьев создал гигантский колокол – настоящий музыкальный инструмент, отличавшийся бодрой, радостной звуковой окраской.

Каждый заметный колокол в Ростове имеет своё имя: Большой Сысой, лебедь, Голодарь, Красный... Более мелкие колокола безымянны. У каждого колокола – свои переливы, у каждого звона – своё назначение.

Народная музыка привлекала в Ростов людей со всей России. В середине прошлого века священнослужитель и знаток акустики Аристарх Израилев сделал нотную запись ростовских звонов.

(402 слова) По Е. Осетрову

 

ГЕРОИ БОРОДИНА

К вечеру бой стал затихать. Обе армии стояли одна против другой, обескровленные, измотанные, поредевшие, но готовые к дальнейшей борьбе.

Французы отошли с занятых высот, русские остались там, где стояли в конце сражения.

Кутузов сначала намерен был «заутра бой затеять новый и до конца стоять» и даже распорядился готовиться к продолжению сражения, но когда получил донесение о потерях, – а они превышали 45 тысяч человек убитыми и ранеными, – то никакого иного решения, кроме отступления, он принять не мог. Французы потеряли убитыми и ранеными ещё больше, чем русские, – около 58,5 тысячи солдат и офицеров и 49 генералов. Однако и у них не было выбора – они должны были идти вперёд до конца.

«Великая армия» разбилась о несокрушимую армию России, и потому Наполеон вправе был сказать: «Битва на Москве-реке была одной из тех битв, где проявлены наибольшие достоинства и достигнуты наименьшие результаты».

А Кутузов оценил Бородинское сражение по-иному: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю».

«Двунадесяти языкам» наполеоновского войска, собранного со всей Европы, противостояло ещё большее число российских «языцей», собравшихся со всей империи.

На Бородинском поле плечом к плечу стояли солдаты, офицеры и генералы российской армии, сплотившей в своих рядах русских и украинцев, белорусов и грузин, татар и немцев, объединённых сознанием общего долга и любовью к своему Отечеству.

И потому поровну крови и доблести, мужества и самоотверженности положили на весы победы офицеры и генералы: русский Денис Давыдов, грузин Пётр Багратион, немец Александр Фигнер, татарин Николай Кудашев и турок Александр Кутайсов, России верные сыны.

И всё же, сколь ни ярки были вспышки этой искромётной офицерской доблести, при всей их красивости чем-то напоминали они торжественные огни праздничного фейерверка, в то время как лавинная, всесокрушающая солдатская доблесть была подобна могучему лесному пожару, который неудержимо шёл высокой жаркой стеной, круша и испепеляя всё, что стояло на пути.

История сохранила нам имена героев Бородина, солдат и унтер-офицеров – кавалеров военного ордена Георгия Ефрема Митюхина, Яна Маца, Сидора Шило, Петра Милешко, Тараса Харченко, Игната Филонова и многих иных. Это был российский народ – многоликий, многоязыкий, разный, соединённый в едином государстве общей судьбой.

Это был подлинный патриотизм самой высокой пробы и величайшей чистоты. Народ-патриот выступил на поле Бородина подлинным творцом истории и убедительно доказал и себе самому, и всему миру, что нет на земле большей силы, чем народные массы, сплочённые народными вождями для достижения величественной, понятной и близкой их сердцу цели.

(400 слов) По В. Балязину

 

 

БАЙКАЛ

Много есть озёр на свете – больших и малых, глубоких и мелких, суровых и живописных, но ни одно из них не может сравниться с Байкалом. И нет другого такого водоёма в мире, который мог бы соперничать с ним столь широкой известностью и громкой славой. И ни о каком другом озере не сложено так много легенд и сказаний, песен и стихов, поэм и рассказов. В них звучит не только большая любовь и почитание, но ещё и нечто такое, что внушает уважение, подчёркивает величие, присущее только Байкалу, и выделяет его из всех озёр земного шара.

О Байкале есть древняя легенда, которую знает в тех краях и стар и млад. Будто в давние времена там, где нынче плещутся воды Байкала и начинает свой бег стремительная река Ангара, жил суровый богатырь по имени Байкал с дочерью Ангарой, краше которой не было на свете.

Было у Байкала 336 сыновей. В чёрном теле держал их старик. День и ночь заставлял без устали трудиться. И сыновья работали не покладая рук. Они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду из гор в огромную котловину.

То, что они добывали тяжким трудом, проматывала сестра Ангара. Она растрачивала собранные богатства на наряды и разные прихоти.

Однажды прослышала Ангара от странствующих певцов о жившем за горами юном богатыре Енисее, о его красоте и силе и полюбила его. Но суровый старик прочил ей иную судьбу, решив выдать замуж за старого богатого Иркута. Ещё строже стал он стеречь дочь, спрятал её в хрустальный дворец на дне подводного царства. Безутешно тосковала Ангара, плакала в подводной темнице, просила богов помочь.

Сжалились боги над пленницей, приказали ручьям и рекам размыть стены хрустального дворца, освободить Ангару. Вырвалась девушка на волю и бросилась бежать по узкому проходу в скалах.

Проснулся от шума Байкал, рассердился, бросился в погоню. Но где ему, старому, угнаться за молодой дочкой. Всё дальше убегала Ангара от разъярённого отца. Тогда старик схватил каменную глыбу и метнул в беглянку, но не попал. Так и осталась с тех пор лежать эта глыба в месте выхода реки из озера, и зовут её люди Шаманским Камнем.

Разбушевавшийся старик всё кидал и кидал вслед беглянке обломки скал. Но чайки кричали каждый раз: «Обернись, Ангара, обернись!» И девушка ловко уклонялась от смертоносных отцовских посланцев.

Прибежала Ангара к Енисею, обняла его, и потекли они вместе к Студёному морю.

Легенда переплетается с былью. 336 сыновей Байкала – это притоки озера, большие и малые реки, собирающие свои воды с территории более 550 тысяч квадратных километров, что примерно равно площади Франции.

Вытекает же из озера река Ангара – могучая, полноводная артерия, неустанно обновляющая озёрные воды. Ширина потока около километра. Это про неё говорят буряты: «Разоряет дочка старика Байкала!»

(431 слово) По А. Муранову

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.