Сделай Сам Свою Работу на 5

I. Тема: «Размножение и развитие организмов».

Информационно-методические материалы по

Биологии

За 5 -11 классы

 

 

Разработал учитель географии и биологии Емелина Т.В.

 

 

Биология

10 класс

Подготовил учитель биологии:

Емелина Т.В.

Рекомендуемый учебник: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин,

Биология. Общая биология. Профильный уровень, М.: Дрофа, 2014 г.

 

I. Тема: «Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле».

 

Прочитайте следующие разделы по данной теме:

Многообразие животного мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов.

Основное содержание:

Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук.

 

Критерии живых систем.

Основное содержание:

Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложно организованная иерархическая система, существующая в пространстве и во времени. Биологические системы. Основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.

 

История представлений о возникновении жизни на Земле. Представления древних и средневековых философов.

Основное содержание: Возникновение жизни на земле, научные знания древних и средневековых филосовов: Аристотель, Анаксимандр, Анаксимен.

 

Работы Л. Пастера. Теория вечной жизни.

Основное содержание: Теория Л. Пастера

 

Современные представления о развитии жизни на Земле.

Основное содержание:

Образование планетных систем. Первичная атмосфера Земли. Эволюция химических элементов в космическом пространстве.

 

Теория происхождения протобиополимеров. Эволюция протобионтов. Начальные этапы биологической эволюции.

Основное содержание: Этапы эволюции. Появление многоклеточных организмов. Фотосинтез, дыхание.

 

II. Тема: «Учение о клетке».

Прочитайте следующие разделы по данной теме:

Химическая организация клетки. Неорганические и органические вещества клетки.

Основное содержание:

Развитие знаний о клетке. Работы Р.Гука, А. ван Левенгука, К.Э.Бэра, Р.Броуна, Р.Вирхова. Клеточная теория Р. Шлейдена и Т.Шванна. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма. Органические вещества – сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека.

 

Строение и функции клетки. Прокариотическая и эукариотическая клетка.

Основное содержание:

Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток.

Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.

 

Метаболизм – основа существования живых организмов.

Основное содержание:

Энергетический обмен – совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий. Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.

 

Неклеточные формы жизни. Вирусы.

Основное содержание:

Вирусы – неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Основные понятия: Биология. Жизнь. Свойства жизни. Уровень организации живой материи. Клетка. Ткань. Орган. Организм. Цитология. Основные понятия клеточной теории. Органогены. Макроэлементы. Микроэлементы. Ультрамикроэлементы. Вода. Свойства воды. Минеральные соли. Биополимеры. Липиды. Жиры. Углеводы. Белки. Нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). Биосинтез белка. Репликация. Трансляция. Транскрипция. Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана. Цитоплазма. Ядро. Органоиды. Включения. Хромосомы. Кариотип. Диплоидный набор хромосом. Гаплоидный набор хромосом. Прокариотическая клетка. Бактерия. Генетический код. Триплет. Ген. Вирус. Бактериофаг. Одноклеточные организмы. Многоклеточные организмы. Метаболизм. Энергетический обмен. Пластический обмен. АТФ. Автотрофы. Гетеротрофы. Миксотрофы. Фотосинтез. Хемосинтез.

 

 

В результате изучения биологии ученик должен:

Знать/ понимать

 

· особенности жизни как формы существования материи;

· роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;

· основные теории биологии – клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;

· особенности строения растительной клетки;

· значение бактерий;

· метаболизм – основа существования живых организмов. Сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

· методы селекции растений и животных.

 

Уметь

 

· работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

· владеть языком предмета.

· пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

· давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

· объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, наследственных заболеваний, мутаций,

· решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;

· сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

· анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

· находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически её использовать;

 

Подготовить сообщение:

1. Начальные этапы развития жизни на Земле.

2. Работы Л. Пастера.

3. Начальные этапы биологической эволюции.

4. Опыт Ф. Реди.

5. Теории происхождения протобиолполимеров. Коацерватная теория А.И. Опарина.

6. Заболевания связанные с нарушением обмена веществ.

 

Работа для самоконтроля № 1

1.Укажите пример биоценотического уровня организации жизни:

А) Ландыш майский;

Б) Косяк трески;

В) Нуклеиновая кислота;

Г) Сосновый бор.

 

2. Наиболее крупная систематическая единица:

А) Царство;

Б) Отдел;

В) Класс;

Г) Семейство.

 

3. К эукариотным относят клетку:

А) Грибов;

Б) Бактерий;

В) Цианобактерий;

Г) Вирусов.

 

4. Азотистое основание аденин, рибоза и три остатка фосфорной кислоты входят в состав:

А) ДНК;

Б) РНК;

В) АТФ;

Г) белка.

 

5. Рибосомы представляют собой:

А) Комплекс микротрубочек;

Б) Комплекс двух округлых мембранных телец;

В) Два мембранных цилиндра;

Г) Две немембранные субъединицы грибовидной формы.

 

6. Клетка бактерии, как и растительная клетка, имеет:

А) Ядро;

Б) Комплекс Гольджи;

В) Эндоплазматическую сеть;

Г) Цитоплазму.

 

7. Органоид, в котором происходит окисление органических веществ до углекислого газа и воды:

А) Митохондрия;

Б) Хлоропласт;

В) Рибосома;

Г) Комплекс Гольджи.

 

8. Хлоропласты в клетке не выполняют функцию:

А) Синтеза углеводов;

Б) Синтеза АТФ;

В) Поглощения солнечной энергии;

Г) Гликолиза.

9. Водородные связи между СО и NH-группами в молекуле белка придают ей форму спирали, что характерно для структуры:

А) Первичной;

Б) Вторичной;

В) Третичной;

Г) Четвертичной.

 

10. В отличие от т-РНК молекулы и-РНК:

А) Доставляют аминокислоты к месту синтеза белка;

Б) Служат матрицей для синтеза тРНК;

В) Доставляют наследственную информацию о первичной структуре белка из ядра к рибосоме;

Г) переносят ферменты к месту сборки молекул белка.

 

11. Основной источник энергии в клетке:

А) Витамины;

Б) Ферменты;

В) Жиры;

Г) Углеводы.

 

12. Процесс первичного синтеза глюкозы протекает:

А) В ядре;

Б) В хлоропластах;

В) Рибосомах;

Г) Лизосомах.

 

13. Источником кислорода, выделяемого клетками в процессе фотосинтеза, является:

А) Вода;

Б) Глюкоза;

В) Рибоза;

Г) Крахмал.

 

14. Сколько клеток и с каким набором хромосом образуется после мейоза?

 

15. Расхождение хроматид к полюсам клетки происходит в:

А) Анафазе;

Б) Телофазе;

В) Профазе;

Г) Метафазе.

 

16. Биологический смысл митоза.

 

17. Преимущества бесполого размножения.

 

Работа для самоконтроля № 2

1. Хвойный лес, болото можно отнести к уровню организации живого:

А) Популяционно-видовому ;

Б) Биогеоценотическому;

В) Организменному;

Г) Биосферному.

 

2. Как называется группа растений, объединяющая родственные роды?

А) Вид ;

Б) Семейство;

В) Класс;

Г) Отдел.

 

3. Основной признак клеток прокариот –

А) Наличие оболочки;

Б) Одноклеточность;

В) Отсутствие ядра;

Г) Наличие жгутиков.

 

4. Хлоропласт можно узнать по наличию в нём:

А) Крист;

Б) Полостей и цистерн;

В) Гран;

Г) Ядрышек.

 

5. К двумембранным органоидам относятся:

А) Митохондрии и пластиды;

Б) Рибосомы и клеточный центр;

В) Лизосомы и вакуоли;

Г) ЭПС и аппарат Гольджи.

 

6. Рибосомы не участвуют:

А) В биосинтезе белка;

Б) В фотосинтезе;

В) В размещении на них и-РНК;

Г) В сборке полипептидной цепи.

 

7. Органоид, в котором между аминокислотами образуются пептидные связи:

А) Лизосома;

Б) Митохондрия;

В) Хлоропласт;

Г) Рибосома.

 

8. Какую функцию не выполняет в клетке ЭПС:

А) Синтез жиров;

Б) Транспорт белка;

В) Синтез углеводов;

Г) Синтез нуклеиновых кислот.

 

9. Какая структура молекулы белка имеет форму глобулы?

А) Первичная;

Б) Вторичная;

В) Третичная;

Г) Четвертичная.

 

10. Молекулы глюкозы в отличие от жиров:

А) Беднее энергией;

Б) Содержатся только в растительных клетках;

В) Богаче энергией;

Г) Содержатся только в животных клетках;

 

11. При окислении каких веществ освобождается больше энергии:

А) Глюкозы;

Б) Крахмала;

В) Белков;

Г) Жиров.

 

12. В процессе пластического обмена в клетках образуются:

А) Белки;

Б) Вода;

В) АТФ;

Г) Неорганические вещества.

 

13. Энергия, заключенная в химических связях молекул АТФ, используется на реакци:

А) Присоединения аминокислот к т-РНК;

Б) Бескислородного этапа;

В) Расщепления молекул воды;

Г) Поглощения энергии света хлорофиллом.

 

14. Сколько клеток и с каким набором хромосом образуются после митоза?

 

15. В процессе мейоза гомологичные хромосомы расходятся в дочерние клетки:

А) Метафазе превого деления;

Б) Метафазе второго деления;

В) Анафазе первого деления;

Г) Анафазе второго деления.

 

16. Биологический смысл мейоза.

 

17. Преимущества полового размножения.

 

I. Тема: «Размножение и развитие организмов».

 

Прочитайте следующие разделы по данной теме:



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.