Ценовая политика предприятия и методы установления цен
Цены и ценообразование
1. Сущность цен, функции и состав цены
2. Налоги, надбавки и скидки в составе цены
3. Основные виды цен
4. Ценовая политика предприятия и методы установления цен
Сущность цен, функции и состав цены
Цена – это денежное выражение стоимости товара, отражающее меновые отношения товаров друг с другом. В рыночной экономике цена является наиболее распространенной категорией, с помощью которой выражают различные показатели: объем производства продукции, объем потребления и обращения, стоимость ОФ и оборотных средств и т.д.
В соответствии с теорией ценообразования формирование цены происходит под влиянием различных факторов. К ценообразующим факторам относятся: себестоимость (издержки производства), соотношение спроса и предложения, состояние денежной системы страны, степень государственного регулирование цен, качество товара, объем поставок, условия платежей и т.д.
Роль цены, ее место на микро- и макро- уровне проявляются через функции:
1. Измерительная (учетная, информационная) – цена представляет возможность выразить в денежном выражении разнообразные по своей натуральной форме товары, используемые ресурсы и определить эффективность их использования.
2. Распределительная – цена позволяет государству осуществлять политику перераспределения национального дохода в определенных экономических, социальных и политических целях.
3. Стимулирующая – цена служит стимулом, вынуждающим предприятие увеличивать или уменьшать производство различных товаров в соответствии со спросом и предложением.
4. Регулирующая – цена осуществляет связь между производителем и потребителем, между спросом и предложением.
В Законе Украины «О ценах и ценообразовании» для определения цен и тарифов и организации контроля над их соблюдением на территории государства всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности определены принципы установления и применения цен и тарифов.
Состав цены на промышленную продукцию представлен в табл. 8.1.
Таблица 8.1. Состав цены на промышленную продукцию
Себестоимость
| Прибыль
| Акциз ный сбор
| НДС
| Скидки, надбавки
| Издержки и прибыль снабженческо-сбытовых организаций
| Издержки и прибыль торговых организаций
| Цена предприятия
|
|
|
|
| Отпускная цена предприятия
|
|
| Цена оптовая
|
|
|
| Цена розничная
|
Налоги, надбавки и скидки в цене товара
В состав цен входят акцизный сбор, налог на добавленную стоимость и т.д.
Акцизный сбор (АС) – это непрямой налог на высокорентабельные и монопольные товары (продукцию), включаемый в цену этих товаров (продукции). Перечень товаров, на которые установлен акцизный сбор, утверждается Верховной Радой Украины.
Плательщики АС – субъекты предпринимательской деятельности, которые реализуют подакцизные товары на территории Украины.
Акцизный сбор начисляется:
- по ставкам в процентах к обороту от продажи - для товаров, изготовленных в Украине и реализуемых по свободным ценам, исходя из их стоимости, устанавливаемой с учетом акцизного сбора без НДС; для товаров, реализуемых по государственным фиксированным и регулируемым ценам - исходя из их стоимости по этим ценам без учета торговых скидок и НДС.
- в твердых суммах с единицы реализованного товара - при закупке и продаже в Украине импортных товаров облагаемый налогом оборот определяется исходя из их таможенной стоимости.
Ставки акцизного сбора являются едиными на всей территории Украины.
Налог на добавленную стоимость (НДС) – непрямой косвенный налог, включающийся в цену товара и представляющий собой часть прироста стоимости, созданной на всех стадиях производства и предоставления услуг, либо после таможенного оформления, который вносится в государственный бюджет Украины.
Плательщики НДС – юридические и физические лица, которые должны осуществлять удержание и вносить в бюджет налог, оплачиваемый покупателем, или лицо, которое ввозит или пересылает товары на таможенную территорию Украины.
Ставки НДС:
1. 20% от базы налогообложения,
2. нулевая ставка (0%) применяется для продажи товаров, экспортируемых из Украины, предназначенных для использования, употребления или продажи.
Льготы: от НДС освобождаются товары для инвалидов, школьные принадлежности, детское питание, квартирная плата, товары для инвалидов, лекарственные препараты и т.д.
Функции по оптовым закупкам, хранению и продаже потребителям или разным продавцам осуществляют снабженческо-сбытовые организации. Возмещение издержек и прибыли этих организаций осуществляется с помощьюснабженческо-сбытовых надбавок.
Издержки и прибыль, связанные с реализацией продукции, осуществляются с помощью издержек торговых организаций.
Если по каким то причинам производятся скидки на товар, то они также являются элементами цены, т.е. входят в ее состав.
Основные виды цен
Становление рыночной экономики в Украине создает возможность применять при реализации продукции различные виды цен.
Классификация видов цен по различным признакам:
1. По способу установления: государственные фиксированные, государственные регулируемые, договорные, свободные. Государственные фиксированные и регулируемые цены устанавливаются на ресурсы, оказывающие влияние на общий уровень и динамику цен, на товары и услуги, имеющие решающее значение, а также на продукцию, товары и услуги, производство которых сосредоточенно на предприятии, занимающем монопольное положение на рынке.
2. В зависимости от особенностей купли, продажи и сфер экономики: мировые цены, договорные, оптовые, закупочные, розничные, тарифы на платные услуги.
3. Цены, обеспечивающие успешное продвижение на рынок:
- Цена проникновения – цена за внедрение продукта на рынок – устанавливается более низкая цена, чем на рынке на аналогичные товары;
- Психологическая цена – чуть ниже, чем на рынке и чуть ниже круглой цены (99,99);
- Цена «снятие сливок» - высокие цены в надежде на богатого покупателя;
-Цена лидера на рынке или в отрасли - устанавливается в соответствии с ценой, предлагаемой главным конкурентом на рынке;
- Престижная цена – цена на изделия очень высокого качества;
-Демпинговая цена - искусственно заниженная цена, применяемая для вытеснения конкурентов и внедрения на рынок объёмов собственных продаж.
4. В зависимости от условий поставок:
В Украине:
- франко-вагон-станция отправления – затраты по транспортировке оплачивает получатель;
- франко-вагон-станция назначения – затраты по транспортировке оплачивает отправитель;
- «Инкотермс – 2000».
К затратам на транспортные расходы в международной торговле относят расходы на погрузку в транспорт, перевозку до границы, хранение и погрузку-выгрузку в пункте перехода границы, страхование, таможенные пошлины, налоги и сборы, перевозку и выгрузку товаров в пункте назначения.
В 2000 году Международной Торговой Палатой были изменены правила по толкованию базисных условий купли-продажи товаров: «Инкотермс-2000», которые включают различные типы условий распределения транспортных расходов между продавцом и покупателем.
1. EXW – франко-завод – предъявление покупателю товара на своём складе;
2. FCA – производитель обязан доставить товар в указанный в контракте пункт, получить экспортную лицензию и передать товар и лицензию покупателю;
3. FOB – франко-борт – производитель обязан доставить товар в порт отгрузки, погрузить на борт судна и получить экспортную лицензию;
4. CFR – дополнительно к FOB включаются затраты на перевозку до порта назначения, кроме страхования груза;
5. SIF – включает FOB,CFR + страхование, и т.д.
5. По сфере обслуживающего оборота:
1. цена предприятия-производителя;
2. отпускная цена предприятия;
3. оптовая цена;
4. розничная цена;
5. внутризаводская цена – цена, по которой продукция передаётся из одного цеха в другой на одном предприятии;
6. мировые цены:
· биржевая цена;
· цена внешней торговли;
· цена контракта;
· цена предложения, и т.д.
Ценовая политика предприятия и методы установления цен
Любое предприятие должно иметь упорядоченную методику установления цен на производимые им товары или услуги. Это сложный процесс, который должен проходить поэтапно.
Этап I – постановка цели ценообразования;
Этап II – определение спроса на продукцию;
Этап III – оценка издержек (затрат, себестоимости);
Этап IV – анализ цен конкурентов;
Этап V- выбор метода ценообразования;
Этап VI – установление цены.
В зависимости от цели ценообразования предприятие выбирает методы установления цены:
1. средние издержки + прибыль – заключается в начислении определенной процентной наценки (прибыли) на себестоимость товара;
2. расчет цены на основе целевой прибыли – заключается в стремлении установить цену, обеспечивающую желаемую прибыль;
3. установление цены на основе ценности товара – заключается в ценообразовании, не зависящем от себестоимости, а влияет на цену только покупательский спрос;
4. установление цены на основе уровня текущих цен – за основу берутся цены конкурентов, и не учитываются собственные издержки;
5. установление цены на основезакрытых торгов – заключается в ценовых предложениях конкурентов при назначении своей цены;
6. методика на основе географического подхода:
· метод установления цены в месте происхождения товара (франко-вагон);
· метод установления единой цены с включением в неё расходов по доставке.
7. установление цен со скидками и зачетами.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|