Сделай Сам Свою Работу на 5

Происхождение теневой экономики





Понятие теневой экономики и формы ее проявления

Что такое теневая экономика? На этот вопрос даются самые разные ответы. Высказывается мнение, согласно которому теневая экономика - экономическая деятельность, противоречащая данному законодательству, т.е. она представляет собой совокупность нелегальных хозяйственных действий, которые подпитывают уголовные преступления различной степени тяжести.

Согласно другому мнению, под теневой экономикой понимаются не учитываемые официальной статистикой и неконтролируемые обществом производство, потребление, обмен и распределение материальных благ.

Третья точка зрения - теневая экономика - все виды деятельности, направленные на формирование или удовлетворение потребностей, культивирующих в человеке различные пороки.

Каждая из указанных точек зрения по-своему правильна и отражает в той или иной степени, наблюдающиеся в экономике реальные процессы. Они характеризуют теневую экономику с различных сторон и по существу не противоречат друг другу. Таким образом, теневая экономика как бы распадается на три крупных блока:

1. Неофициальная экономика. Сюда входят все легально разрешенные виды экономической деятельности, в рамках которых имеют место не учитываемые официальной статистикой производство услуг, товаров, сокрытие этой деятельности от налогообложения.



2. Фиктивная экономика. Это приписки, хищения, спекулятивные сделки, взяточничество и всякого рода мошенничества, связанные с получением и передачей денег.

3. Подпольная экономика. Под ней понимаются запрещенные законом виды экономической деятельности.

Объективной причиной стремительного роста теневой экономики в России является переход от бюрократической, командной системы управления к рыночной. Смена общественного строя сопровождается и сменой старой морали. При этом теневая экономика должна базироваться и развиваться из конкретных источников.

Первый из них - это пресловутый вывоз за рубеж капитала, сырьевых и энергетических ресурсов (по оценкам авторитетных экспертов это около 30 млрд. долларов в год), при этом основная часть сделок не является в прямом смысле теневой, т.е. осуществляется на законных основаниях: сырье и энергоресурсы часто реализуются за рубеж по заниженным ценам через посреднические компании, а соответствующий процент от прибыли последних оседает за рубежом.



Вторым, и основным источником теневой экономики является нерегистрируемая государственными органами хозяйственная деятельность, которая имеет место во всех сферах экономики. Например, каким образом могут на протяжении 5-6 лет реформ выживать многочисленные слои населения, доходы которых оказались (по официальным статистическим данным) значительно ниже прожиточного минимума?

В общемировом масштабе удельный вес теневой экономики оценивается в 5-10% от валового внутреннего продукта. Так, в африканских странах этот показатель достигает 30%, в Чехии - 18%, а на Украине - 50%; удельный вес теневой экономики в хозяйственном обороте России равен 49%.

Показатель 40-50% является критическим. На этом рубеже влияние теневых факторов на хозяйственную жизнь становится настолько ощутимым, что противоречие между легальным и теневым укладами наблюдается практически во всех сферах жизнедеятельности общества.

Ключевым признаком теневой деятельности можно считать уклонение от официальной регистрации коммерческих договоров или умышленное искажение их содержания при регистрации. При этом основным средством платежа становятся наличные деньги и особенно иностранная валюта. В решении же деловых вопросов преобладают так называемые «разборки».

Если приоткрыть «теневую завесу», то за ней окажется «пирамида» движущих сил неформального сектора экономики.



Своеобразная надстройка теневой экономики - сугубо криминальные элементы: торговцы наркотиками, оружием, угонщики автомобилей, киллеры, наемные убийцы, сутенеры. К этой категории можно отнести и представителей органов власти и управления, если они берут взятки или торгуют государственными должностями и интересами.

В середине - теневики-хозяйственники. К ним следует отнести предпринимателей, коммерсантов, финансистов, промышленников, мелких и средних бизнесменов, в том числе и “челноков”. Эти люди - “мотор” экономической деятельности, и не только нелегальной.

Третья группа представлена наемными работниками, причем как физического, так и интеллектуального труда. К ним могут примыкать коррумпированные государственные служащие, в доходах которых (по некоторым данным) до 60% составляют взятки.

Конечно, данное деление в определенной степени условное и небесспорное, но оно охватывает около 30 млн. активного населения страны.

Общий интерес для всех слоев «пирамиды» заключается в получении дополнительного дохода за пределами «правового поля». Есть и общие формы реализации интересов. Так, вывоз капитала за рубеж присущ всем. Правда, представители криминального и среднего уровней делают это в основном путем незаконных операций с сырьем и стратегическими материалами, с импортными товарами, с инвестициями, с подделкой платежных документов. Капитал, вывезенный усилиями только этих слоев, эксперты оценивают в $300 млрд. Наемные работники могут предложить на экспорт только “мозги” и рабочие руки.

Криминальные структуры действуют преимущественно в сфере перераспределения доходов, которые получают внеэкономическими методами, главным образом насилием - от шантажа до наемного убийства.

Представители среднего слоя, как правило, изначально являются законными собственниками производимых доходов. И лишь в дальнейшем по воле обстоятельств «уводят» доходы от налогообложения. Зачастую для них иначе нельзя: применение действующих штрафов и пени ставит под угрозу существование собственного дела. На роль судей-арбитров по выполнению сделок они привлекают представителей криминальных структур. Ведь сделки не зарегистрированы, а значит, обращаться официально в арбитражный суд в случае невыполнения договоренности невозможно.

Криминальный слой «пирамиды» объективно заинтересован в существующих условиях, при которых набирает силу теневая экономика. Ибо ее представители контролируют до 90% предприятий и организаций. И это основное поле для получения нелегальных доходов. В целях консервирования такой ситуации в ход пускается подкуп выборных и назначенных должностных лиц.

Теневиков-хозяйственников сегодняшняя ситуация не должна устраивать: они оказываются между молотом и наковальней. С одной стороны - криминальные структуры, с другой - правоохранительные органы. Да еще и ответственность друг перед другом по выполнению условий сделки.

Объективно оказываются сейчас в худших условиях наемные работники-профессионалы. В развитых странах зарплата по основному месту деятельности составляет 70-80% доходов работника, а в России - лишь около трети. Не может устраивать наемных работников и усиление влияния криминальных элементов. Плата за «крышу» автоматически удорожает товары и услуги на 30%, а это серьезно бьёт по бюджету потребителя.

Происхождение теневой экономики

В рамках экономической науки теневая экономика может рассматриваться в качестве предмета специального анализа различных теорий. Прежде всего ее существование есть иллюстрация к известной из курса микроэкономики схеме влияния налогов на предложение товара: в отсутствие налогов предложение, равно как и прибыль фирмы, оказыется больше, чем при их наличии. Иными словами, налогообложение сдвига-ет кривую предложения вверх, и равновесие на товарном рынке достигается при более высоком уровне цен. Тем самым уход от налогообложения есть нормальная реакция экономического агента, стремящегося максимизировать свою функцию полезности путем минимизации издержек, в состав которых для него включаются и налоги.

Наиболее значимые перспективы для анализа феномена теневой экономики предоставляет новая, институциональная экономика, в рамках которой теневые явления включаются в различные понятийные конструкции, позволяющие достаточно глубоко их охарактеризовать.

В рамках теории агентских отношений действия предприятий по сокрытию совершаемых сделок от государственного учета представляют собой различные проявления оппортунистического поведения, такой его конкретной формы, как уклонение. В самом деле, официально регистрируя фирму, ее руководитель, по существу, заключает с государством контракт, в рамках которого, в частности, принимает на себя обязательство предоставлять различным государственным органам информацию о своей деятельности и уплачивать налоги, определяемые действующим (установленным государством) законодательством. Государство, в свою очередь, в рамках того же контракта принимает на себя обязательства, связанные с обеспечением правовой защиты фирмы, социальной защиты работникам, и тому подобные обязательства, фиксируемые законодательством страны.

Как известно, уклонение возникает в тех ситуациях, когда после заключения - контракта одна из его сторон обнаруживает, что ее возможные действия, не соответствующие условиям контракта (взятым на себя обязательствам), позволяют обеспечить ей большую выгодность, чем действия, обусловленные выполнением контракта, и при этом санкции за нарушение обязательств не исчерпывают ожидаемого прироста прибыльности:

dU - P(s)S > 0,

где dU- ожидаемый прирост прибыльности;

P(s) - вероятность выявления второй стороной факта уклонения;

S - размер санкций за нарушение контракта.

Это простое соотношение позволяет рассмотреть факторы оппортунистического поведения, создающие теневой сектор экономики.

Источником ожидаемого прироста прибыльности хозяйственной деятельности в рамках теневой экономики выступают нарушения тех или иных ограничений на допустимые действия, законодательно разрешенных или предписанных правилами их осуществления. Тем самым сферы экономических действий - формальные экономические институты - рассматриваются как факторы, снижающие эффективность использования ресурсов хозяйствующими субъектами.

Для субъектов теневой экономики величина dU - ожидаемого прироста прибыльности от нарушения формальных правил - складывается из двух основных составляющих. Первая из них определяется величиной ставки налогообложения доходов экономических агентов, вторая представляет собой экономию на издержках ведения дел по установленным правилам, соблюдения формальных норм, непосредственно не связанных с процессом налогообложения. Как правило, такие нарушения облегчают или даже обеспечивают саму возможность избежать налогообложения. К ним относятся, например, заключение устных контрактов, не подписание тех или иных документов и т.п.

Абсолютная величина отрицательного члена неравенства определяется как зафиксированная в соответствующем правиле размером экономической или иной санкции, применяемой к выявленному нарушителю, так и вероятностью выявления нарушения.

Размер санкции может устанавливаться законодателем исходя из самых различных соображений, охарактеризовать которые для общего случая вряд ли возможно: здесь может проявиться самый широкий круг факторов - от культурных традиций общества до рационального расчета или до настроения законодательства в момент принятия формальной нормы.

Основными факторами, определяющими эту величину, являются:

1) степень четкости и однозначности определения того, что именно является нарушением обязательств;

2) степень сложности измерения сторон и свойств деятельности агента, величина издержек такого измерения;

3) возможность применения предусмотренных законом (правилом) санкций кнарушителю.

Первый факторсвязан с качеством проработки формальных правил (законов, контрактов) и может регулироваться государством, которое в принципе способно формулировать правила поведения экономических агентов, включающие четкие описания требований кним.

Второй факторлишь частично поддается регулированию со стороны государства, поскольку трудности измерения зависят не только от уровня pазвития методов измерения и качества работы системы мониторинга, но и от свойств и особенностей деятельности различных экономических агентов.

Иными словами, чем легче в каком-то секторе экономики осуществлять измерения и контроль, тем с большей вероятностью именно на нем будет сконцентрировано внимание контрольных служб государств. Важно подчеркнуть, что эта степень концентрации контроля будет мало связана с величиной ожидаемых доходов для государства, которые оно сможет получить за счет улучшения собираемости налогов.

Третий фактор-наличие социальных ограничений на применение наказания квыявленным нарушителям - вносит вклад в ухудшающий отбор другого типа. Речь идет о таких явлениях, как социальная неприемлемость закрытия крупных градообразующих предприятий, одновременное привлечение к уголовной ответственности сотен тысяч незарегистрированных торговцев и т.п. В первом случае у нарушителя возникает чувство безнаказанности, способствующее продолжению оппортунистического поведения, во втором случае у отдельных зафиксированных нарушителей формируется ощущение несправедливости, ибо другие схожие нарушения не фиксируются.

В результате законодательная норма начинает действовать избирательно, часто исходя из неформальных взаимодействий выявленного правонарушителя с контрольной службой или ее работниками. Тем самым формируется объективная база для коррупции, и те экономические агенты, которые в ней участвуют, приобретают преимущества в конкурентной борьбе. Для них вероят-ность подвергнуться санкциям снижается, а следовательно, возрастает вероятность оппортунистических нарушений контракта с государством.

теневой экономика спекулятивный взяточничество

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.