Примерная тематика рефератов
История борьбы с коррупцией в России.
Опыт международной борьбы с коррупцией.
Гражданское общество в борьбе с коррупцией: история и современность.
Коррупция как сложное социальное явление (экономическое, политическое, социальное, культурное и пр.).
Международные организации по противодействию коррупции (ГРЕКО, ОЭСР и др.).
Социально-экономические и политические последствия коррупции.
Художественные образы взяточников и мздоимцев в литературе и искусстве.
Финансовая жизнь школы сегодня: проблемы и перспективы.
Прозрачный Школьный фонд.
Коррупция как фактор нарушения прав человека.
Я знаю свои права (о мерах противодействия различным проявлениям коррупции).
Примерная тематика дискуссий, «круглых столов»:
«Как гражданское общество может противодействовать коррупции»
Вопросы для обсуждения:
1. Коррупция – «неизбежное зло»?
2. Как гражданское общество может противодействовать коррупции?
«Что такое коррупция, имеет ли она место в городе (селе)….?»
Вопросы для обсуждения:
1. Коррупция - это взяточничество, вымогательство, протекционизм, кумовство, обман, растрата, злоупотребление влиянием.
2. Коррупция - это должностное злоупотребление государственного служащего с целью личной выгоды
3. Причины коррупции: институциональные - недостаточная прозрачность; недостаточная подотчетность; широкие полномочия должностных лиц; общественные - недоверие к правительству; терпимость населения к коррупции; принятие беззакония; экономические - застой экономики, низкие зарплаты, искаженные стимулы
4. Коррупция встречается в: 1)система государственных услуг; 2)лицензирование, регистрация, получение разрешений; 3) налоги; 4) таможня; 5) милиция; 6) госзаказы.
5. Что можно предпринять.
«Последствия коррупции»
Вопросы для обсуждения:
1. Как связаны коррупция и чрезмерная бюрократизация управления?
2. Всегда ли коррупция носит организованный характер?
3. Как связаны коррупция легитимность Государственной власти и такие демократические ценности как доверие и толерантность?
4. Как связаны коррупция, стоимость бизнеса, инвестиции и экономическое развитие в целом?
«Способы борьбы с коррупцией»
Вопросы для обсуждения:
1. Государственный и местный административный контроль как механизм борьбы с коррупцией.
2. Общественный контроль как механизм борьбы с коррупцией.
3. Активная позиция граждан в отношении защиты своих прав и информирование СМИ о коррупционных правонарушений как механизм борьбы с коррупцией.
4. Изменение менталитета общества в целях борьбы с коррупцией – как этого достичь?
«Существует ли коррупция в школе?» (совместно с родителями)
Вопросы для обсуждения:
1.Источники информации о фактах коррупции в системе школьного образования
2. Виды коррупции в школе - насколько они распространены
3. В чем причины коррупции в системе школьного образования
4. Какие меры необходимы для борьбы с коррупцией в системе образования?
Польза и вред коррупции:
Вопросы для обсуждения:
1. Коррупция способствует преодолению бюрократических барьеров и позволяет решать проблемы (?)
2. От коррупции рядовому гражданину нет особого вреда(?)
3. Коррупция в экономике неизбежна. Она ускоряет развитие(?)
4. Большие зарплаты чиновников – гарантия от коррупции(?)
Не обязательно тематика антикоррупционных мероприятий должна быть связана непосредственно с коррупцией. Необходимо особое внимание обращать на пассивное восприятие коррупции и на вопросы морали на понятие об общей ответственности, на проблему выбора:
- Я вступаю в коррупционные отношения, чтобы получить преимущества, выгоды в чем либо или
-Я не вступаю в коррупционные отношения любого рода, так как не ищу предпочтений и выгод для себя, а хочу просто добросовестного и честного к себе отношения.
Учащиеся могут рассмотреть множество проступков из школьной жизни, часть из которых может быть связана с коррупцией в обществе (но эту связь для начала не следует определять слишком прямолинейно)
Примеры ситуаций:
- на ЕГЭ вам и другим, сидящим рядом с вами ученикам, присутствующие в классе, наблюдатели предложили воспользоваться мобильными телефонами для ответов на вопросы задания;
- сверстники, имея какие-либо компрометирующие материалы, подговаривают вас поучаствовать в шантаже одного из учеников вашей школы (жителя вашего села, микрорайона) с целью получить деньги или привилегии;
- некоторые ученики в классе постоянно получают хорошие оценки за контрольные работы, так как они занимаются по предмету с вашим же учителем;
- вы видели, как один из учеников списывал на предметной олимпиаде (в школе, районе, области);
- кассир в школьной столовой по ошибке дал Вам больше сдачи. Вы промолчите или вернете лишнюю мелочь?
- вам предлагают ознакомиться с вопросами предстоящего экзамена (важной контрольной) за небольшую сумму денег.
Вопросы можно использовать как основу для дискуссии в классе. В частности, преподаватель может провести разграничение между различными степенями «ответственности»:
• Инициирование нечестных методов;
• Участие только когда представляется возможность;
• Личное сопротивление;
• Активные действия против проявлений нечестных практик в обществе.
Проектная деятельность.Полномасштабные изменения в борьбе с коррупцией могут произойти только через некоторое время и, в любом случае, их очень трудно оценить. Поэтому для проектов важно определить реальные, легко поддающиеся измерению и не амбициозные цели, которые могут быть достигнуты в краткие сроки, и о которых можно будет сообщить общественности как об успешных результатах проводимой кампании.
Поэтому проекты могут быть направлены на определение и решение конкретных промежуточных задач, а также на освещение важности накопления изменений.
Контроль за эксплуатацией природного ресурса, деятельность отдельных чиновников, отдельных органов управления, социальных служб, сотрудников ГИБДД может осуществляться непосредственно через опросы общественного мнения и стать темой проекта. Полезно привлечение к участию в проекте СМИ.
В виде проекта может выступить школьный театр с актуальными выступлениями по проблемам правосознания, правовой грамотности, противодействия коррупции.
Примерная тематика проектов:
«Скажи с нами коррупции: «Нет!» (формирование у учащихся негативного отношения к коррупции как к нежелательному социальному явлению, через понимание причин возникновения этого явления и вреда, причиняемого им обществу)
«Закон для тебя»?!…» (привлечение внимания молодежи к проблеме их низкой правовой культуры и воспитание у молодого поколения неприятия коррупции как явления, абсолютно несовместимого с социальными ценностями и нормами открытого общества)
«Объединяем усилия»
«Противодействие коррупции в городе (селе)….»
«Правовое просвещение как преграда для коррупции»
«Вместе – против коррупции»(создание условий для предупреждения коррупции через повышение гражданской активности населения)
«Антикорррупционный ликбез» (повышение информированности жителей о причинах, вреде коррупции и способах противодействия ей)
«День без взятки» или «Территория антикоррупции» (в районе, городе, селе проводится с привлечением населения массовая акция)
«Реальные жертвы коррупции» (исследование на местном материале)
Можно рекомендовать проведение социологических опросов силами учащихся:
- «Коррупция: портрет явления (по материалам социологических исследований)»;
- «Проблемы коррупционного плана, с которыми сталкивается население в своих отношениях с системой здравоохранения (или с бюрократическими структурами, с административными структурами, с коммунальными службами, в системе образования.)».
Анкетирование может быть анонимным или проводиться в ходе личных интервью с членами семей, близкими, друзьями и т.д. Повсюду, где это возможно, следует интересоваться подробностями личного опыта.
Возможные вопросы для опросов:
• Если Вы имели контакт со сферой коммунального обслуживания в прошлом году, укажите, за какие услуги Вам пришлось платить (в процентном выражении; можно собирать данные по конкретным услугам; подарки можно включить как отдельную категорию);
• Давали ли Вы когда-либо взятку за медицинские услуги?
• Получали ли Вы когда-либо худшее обслуживание в результате отказа дать взятку?
Большую пользу принесетколлективное составление словаря-справочника.Это может быть электронный тематический словарь – справочник в поддержку изучения какой-либо темы, связанной с коррупцией. Характер ученической работы подразумевает поиск и обработку различной информации, ее реферирование, приведение к единому оформлению. Возможно предложение готового «продукта» учащимся более младших классов.
Школой антикоррупционного поведения могут статьЦентры общественного мнения в школах(сбор мнений учащихся, родителей. учителей, выборы парламент и школьного президента, мини - социологические опросы и сборники с мнениями старшеклассников).
Принимая во внимание основные проблемы противодействия коррупции, можно предложить следующее тематическое планирование антикоррупционного гражданского образования:
1. Понятие коррупции. Диагностика коррупции.
2. Коррупция как симптом общественной и государственной дисфункции.
3. Общественные представления и феномен коррупции.
4. Разнообразие проявлений коррупции.
5. Источники и причины коррупции.
6. Основные стратегии противостояния коррупции.
7. Гражданин и коррупция.
8. Роль общества в преодолении коррупции.
9. Роль государства в преодолении коррупции.
10. Коррупция и законодательный процесс.
11. Коррупция и избирательный процесс.
12. Коррупция и экономика.
13. Судебная власть и преодоление коррупции.
14. Этические кодексы и их роль в преодолении коррупции.
15. Новые правовые институты противодействия коррупции.
16. Доступ к информации и коррупция.
17. Важнейшие условия эффективного противодействия коррупции.
18. Международное сотрудничество в области преодоления коррупции.
19. Перспективы предотвращения и преодоления коррупции.
Антикоррупционное гражданское образование может стать важной частью обучения учащихся и студентов, преподавателей и администрации образовательных учреждений, родителей и всех заинтересованных участников учебного процесса организации полноценных демократических отношений, которые являются одним из надежных средств преодоления коррупции.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|