Сделай Сам Свою Работу на 5

В КАПИТАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ 12 глава





Как и для других социалистов, для Маркса основ­ное значение имеет человек. «Быть радикальным, — писал он, — значит понять вещь в ее корне. Но корнем является для человека сам человек»324. Мировая исто­рия есть не что иное, как сотворение человека, его рож­дение. Однако вся история — это также история отчуж­дения человека от самого себя, от своих собственных человеческих сил; консолидация нашего собственного продукта и превращение его в реальную силу над нами, выход из-под нашего контроля вопреки нашим ожида-


10-Здоровое обществониям и расчетам — вот один из основных факторов пре­дыдущего исторического развития. Человек был объек­том обстоятельств, он должен стать их субъектом, так чтобы человек стал наивысшим существом для челове­ка. Свобода для Маркса — это не только свобода от по­литического подавления, но и свобода от власти над человеком вещей и обстоятельств. Свободный чело­век — это богатый человек, но богатый в смысле не эко­номическом, а человеческом. Богатый человек, по Мар­ксу, — это человек, который есть многое, но не тот, кто имеет многое325.

Анализ общества и исторического процесса должен начинаться с человека; не с абстракции,а с реального конкретного человека, его физиологических и психоло­гических качеств. Он должен начинаться с понятия сущ­ности человека, а изучение экономики и общества слу­жит лишь пониманию того, как искалечили человека обстоятельства, как он стал отчужденным от самого себя и своих сил. Природу человека нельзя выводить из того специфического проявления человеческой природы, ко­торое порождено капиталистической системой. Наша цель должна состоять в познании того, что хорошо для человека. Однако, говорил Маркс, «если мы хотим уз­нать, что полезно... для собаки, то мы должны сначала исследовать собачью природу. Сама же эта природа не может быть сконструирована «из принципа полезности». Если мы хотим применить этот принцип к человеку, хо­тим по принципу полезности оценивать всякие челове­ческие действия, движения, отношения и т. д., то мы должны знать, какова человеческая природа вообще и как она модифицируется в каждую исторически данную эпоху. Но для Бентама этих вопросов не существует. С самой наивной тупостью он отождествляет современ­ного филистера326 — и притом, в частности, английско­го филистера — с нормальным человеком вообще»327.





Целью развития людей является, по Марксу, дос­тижение новой гармонии между человеком и челове­ком и между человеком и природой; это такое разви­тие, в котором отношение индивида к своему собрату будет соответствовать важнейшим человеческим по­требностям; для него социализм — это «ассоциация, в которой свободное развитие каждого является услови­ем свободного развития всех», общество, в котором полное и свободное развитие каждого становится ве­дущим принципом. Эту цель он называет последова­тельно проведенным натурализмом, или законченным гуманизмом, и утверждает, что она отличается «как от идеализма, так и от материализма, являясь вместе с тем объединяющей их обоих истиной»328.


Как же мыслит Маркс достичь этого «освобожде­ния человека»? Его идея состоит в том, что в капита­листическом способе производства процесс самоот­чуждения достиг своей вершины, поскольку физиче­ская энергия человека превратилась в товар и чело­век сам стал вещью. Рабочий класс, говорил Маркс, это самый отчужденный класс в обществе, — вот по­чему он и возглавит борьбу за освобождение челове­ка. В обобществлении средств производства Маркс видит условие для превращения человека в активно­го и ответственного участника социального и эконо­мического процесса, а также и для преодоления раз­рыва между индивидом и общественной природой че­ловека «лишь тогда, когда человек познает и органи­зует свои "собственные силы" как общественные силы (поэтому нет необходимости в том, чтобы изме­нять природу человека, как считал Ж. Ж. Руссо, ли­шать его "собственных сил" и придавать ему другие силы социального характера) и потому не станет больше отделять от себя общественную силу в виде политической силы (т. е. больше не будет учреждать государства как сферы организованного управления), лишь тогда свершится человеческая эмансипация»329.



Маркс полагал, что если рабочий больше не будет «наниматься», то изменится природа и характер про­цесса труда. Труд станет осмысленным выражением человеческой силы, а не бессмысленной нудной рабо­той. Насколько важным было для Маркса новое пони­мание труда, становится ясно, если принять во вни­мание, что он зашел так далеко, что критиковал пред­ложения о полном запрещении детского труда, выд­винутое в Готской программе Германской рабочей партии330. Будучи, разумеется, против эксплуатации детей, Маркс возражал против того, что дети вообще не должны работать, и требовал, чтобы обучение со­единялось с физическим трудом. «Из фабричной сис­темы, как можно проследить в деталях у Роберта Оуэна, вырос зародыш воспитания эпохи будущего, когда для всех детей свыше известного возраста про­изводительный труд будет соединяться с обучением и гимнастикой не только как одно из средств для увели­чения общественного производства, но и как един­ственное средство для производства всесторонне раз­витых людей»331. Для Маркса, как и для Фурье, труд должен стать привлекательным и соответствовать по­требностям и желаниям человека. По этой причине он предлагал, подобно Фурье и другим, чтобы никто не специализировался на одном определенном виде труда, а работал в различных областях в соответ­ствии со своими интересами и возможностями.

В экономическом преобразовании общества от ка­питализма к социализму Маркс видел решающее сред­ство освобождения и эмансипации человека, достиже­ния «истинной демократии». И хотя в своих последних трудах Маркс уделяет больше внимания рассмотрению экономических проблем, нежели проблем человека и его потребностей, сфера экономики все же никогда не была для него самоцелью и никогда не переставала быть средством удовлетворения потребностей человека. Это становится особенно ясно при рассмотрении им так на­зываемого «грубого коммунизма», т. е. коммунизма, в котором главное значение придается отмене частной собственности на средства производства. «Непосред­ственное физическое обладание представляется ему единственной целью жизни и существования; катего­рия рабочего не отменяется, а распространяется на всех людей... Этот коммунизм, отрицающий повсюду лич­ность человека, есть лишь последовательное выраже­ние частной собственности, являющейся этим отрица­нием... Грубый коммунизм есть лишь завершение этой зависти и этого нивелирования, исходящее из представ­ления о некоем минимуме... Что такое упразднение ча­стной собственности отнюдь не является подлинным освоением ее, видно как раз из абстрактного отрица­ния всего мира культуры и цивилизации, из возврата к неестественной простоте бедного, грубого и не име­ющего потребностей человека, который не только не возвысился над уровнем частной собственности, но даже и не дорос еще до нее»332.

Гораздо более сложны и во многом противоречивы взгляды Маркса и Энгельса на государство. Нет сомне­ния в том, что Маркс и Энгельс придерживались мне­ния, согласно которому целью социализма является об­щество не только без классов, но и без государства; по крайней мере в том смысле, как выразил это Энгельс, заявив, что функцией государства будет «управление вещами», но не «управление людьми». В 1874 г. Энгельс сказал, что «все социалисты согласны с тем, что госу­дарство отомрет в результате победы социализма». Это положение вполне согласуется с формулировкой Марк­са, данной им в докладе комиссии по проверке деятель­ности бакунинцев в 1872 г. Антигосударственные взгля­ды Маркса и Энгельса, их отрицательное отношение к централизованной политической власти наиболее ясно выражены в высказываниях Маркса по поводу Париж­ской Коммуны333. В своем обращении к Генеральному совету Интернационала334 по поводу гражданской вой­ны во Франции Маркс подчеркивал необходимость де­централизации вместо централизованной государствен­ной власти, истоки которой восходят к принципу абсо­лютной монархии. Коммуна должна была бы стать по преимуществу обществом децентрализованным. Те «не­многие, но очень важные функции, которые остались бы тогда еще за центральным правительством, должны были быть... переданы коммунальным, т. е. строго от­ветственным, чиновникам... Коммунальное устройство вернуло бы общественному телу все те силы, которые до сих пор пожирал этот паразитический нарост, "го­сударство", кормящийся на счет общества и задержи­вающий его свободное движение». Маркс видит в ком­муне открытую наконец политическую форму, при ко­торой могло совершиться экономическое освобожде­ние труда. Коммуна хотела «сделать индивидуальную собственность реальностью, превратив средства про­изводства, землю и капитал, служащие в настоящее время прежде всего орудиями порабощения и эксплуа­тации труда, в орудия свободного ассоциированного труда»335.

Эдуард Бернштейн336 указывал на сходство этих идей Маркса с антигосударственными, антицентрали- стскими взглядами Прудона, в то время как Ленин ут­верждал, что эти замечания Маркса никоим образом не свидетельствуют о том, будто он выступал за децен­трализацию. По-видимому, и Бернштейн, и Ленин были правы по-своему в интерпретации позиции Маркса и Энгельса, и разрешение этого противоречия заключа­ется в том, что Маркс выступал за децентрализацию и отмирание государства как цель, к которой социализм должен стремиться и которой он в конце концов дос­тигнет, однако полагал, что это может случиться не до, а после того, как рабочий класс взял в свои руки поли­тическую власть и преобразовал государство. Захват государства был для Маркса средством, необходимым для достижения конечной цели — его уничтожения.

Тем не менее, если принять во внимание деятель­ность Маркса в I Интернационале, его догматическое и нетерпимое отношение к каждому, кто хотя бы в чем-то с ним не соглашался, не приходится сомневаться в том, что ленинская централистская интерпретация Маркса не так уж несправедлива, хотя согласие Маркса с Пру- доном по вопросу о децентрализации было также орга­нической частью его взглядов. В этом самом Марксо- вом централизме — основа трагического развития со­циалистической идеи в России. Если Ленин мог бы по крайней мере надеяться на возможную децентрализа­цию, идею, которая действительно была воплощена в концепции Советов, где принятие решения происходи­ло с самого низового и конкретного уровня децентра­лизованных групп, то сталинизм развил одну сторону противоречия — принцип централизации — и вопло­тил ее в практику самой жесточайшей государствен­ной организации в современном мире, превзойдя сте­пень централизации фашизма и нацизма.

Противоречия в теории Маркса намного глубже, чем это проявляется в противоречии между принципа­ми централизации и децентрализации. С одной сторо­ны, подобно всем другим социалистам, Маркс был убежден в том, что эмансипация человека — в первую очередь не политическая, а экономическая и соци­альная проблема, что ответ на вопрос о свободе можно найти не в изменении политической формы государ­ства, а в экономическом и социальном преобразовании общества. С другой стороны, вопреки своим собствен­ным теориям, Маркс и Энгельс попали в плен традици­онных представлений о преобладании политической сферы над социоэкономической. Они не могли освобо­диться от традиционного взгляда о важности государ­ственной и политической власти, от идеи первостепен­ной значимости политических изменений, идеи, кото­рая была руководящим принципом великих революций, свершенных средним классом в XVII и XVIII вв. В этом отношении Маркс и Энгельс были гораздо более «бур­жуазными» мыслителями, чем Прудон, Бакунин, Кро­поткин и Ландауэр. Как это ни парадоксально, ленин­ское развитие социализма представляет собой возврат к буржуазному пониманию государства и политической власти по сравнению с новым социалистическим истол­кованием, столь недвусмысленно выраженным Оуэном и другими социалистами. Этот парадокс в мышлении Маркса ясно выразил Бубер: «Маркс, — писал он, — принял эти существенные компоненты идеи коммуны, не соотнеся их со своим понятием централизма и не сделав выбор между ними. Он, очевидно, не разглядел того, что проблема, возникающая в этой связи, выте­кает из гегемонии политической точки зрения, гегемо­нии, которая продолжала существовать для него во всем, что касалось революции, ее подготовки и резуль­татов. Из трех способов мышления по отношению к об­щественным делам — экономического, социального и политического — Маркс с методическим мастерством следовал первому, страстно предавался третьему, од­нако, как бы абсурдно это ни звучало для уха неспеци­алиста по марксизму, он лишь очень редко прибегал ко второму, никогда не имевшему для него решающего значения»337.

С Марксовым централизмом тесно связано его от­ношение к революционному действию. Хотя и в самом деле Маркс и Энгельс признавали, что социалистиче­ский контроль над государством вовсе не обязательно должен приобретаться с помощью силы и революции (как это было, например, в Англии или в Соединенных Штатах), в то же время верно и то, что в целом они по­лагали, что рабочий класс для достижения своих це­лей должен захватить власть революционным путем. Фактически они выступали за всеобщую воинскую по­винность, а иногда даже за международные войны как средство ускорения революционного захвата власти. Наше поколение было свидетелем трагических резуль­татов применения насилия и диктатуры в России; мы видели, что применение силы внутри общества также разрушительно влияет на благосостояние людей, как и применение силы в международных делах, т. е. вой­на. И если Маркса обвиняют прежде всего в том, что он защищает насилие и революцию, то это искажение фактов. Идея политической революции не есть специ­фически марксистская или социалистическая идея; это традиционная идея среднего класса буржуазного обще­ства на протяжении последних 300 лет его существо­вания. Поскольку средний класс верил в то, что, ото­брав политическую власть у монархии и передав ее народу, можно решить общественные проблемы, он рас­сматривал политическую революцию как средство до­стижения свободы. Наша современная демократия — это результат насилия и революции, революция Керен­ского338 в 1917 г. в России и революция 1918 г. в Герма­нии встретили горячее сочувствие в западных демок­ратических странах. Трагическая ошибка Маркса, во многом способствовавшая развитию сталинизма, зак­лючалась в том, что он не освободился от традицион­ной переоценки политической власти и насилия; одна­ко эти идеи восходили к более раннему духовному на­следию и не были частью новых социалистических представлений.

Даже короткий анализ идей Маркса был бы непол­ным без упоминания его теории исторического мате­риализма. В истории мысли эта теория представляет собой, пожалуй, самый важный и долгосрочный вклад Маркса в понимание законов, управляющих обще­ством. Маркс исходил из предпосылки, что, прежде чем человек сможет заниматься какой-либо культурной де­ятельностью, он должен произвести средства для сво­его физическое существования. Способ производства и потребления определяется рядом объективных усло­вий: его собственным физическим телосложением, про­изводительными силами, находящимися в его распоря­жении и, в свою очередь, обусловленными плодороди­ем почвы, природными ресурсами, средствами сообще­ния и созданной техникой. Маркс утверждал, что материальные условия определяют способ производ­ства и потребления, а последние, в свою очередь, опре­деляют социально-политическую организацию, образ жизни человека и в конечном счете его образ мыслей и чувств. Широко распространено неправильное толко­вание этой теории, приписывающее Марксу мысль о том, что стремление к получению прибыли — глав­ный стимул для человека. На самом же деле точка зре­ния, подчеркивающая, что главной движущей силой, побуждающей человека к труду, является его заинте­ресованность в денежном вознаграждении, — это цен­тральная мысль капиталистического мышления. Мар- ксова идея о важности экономического фактора была не психологической, т. е. не означала экономической мотивации в субъективном смысле; эта идея была со­циологической, экономическое развитие представлено в ней как объективное условие культурного развития339. Маркс критиковал капитализм главным образом за то, что тот искалечил человека в результате господства экономических интересов; а социализм, в его представ­лении, был обществом, в котором человек освободит­ся от этого господства благодаря более рациональной и продуктивной форме экономической организации. Марксов материализм в корне отличался от традици­онного материализма XIX в., согласно которому духов­ные явления вызваны явлениями материальными. Так, например, представители материализма, доведенного до крайности, полагали, что мысль — это продукт дея­тельности мозга, точно так же как «моча — продукт деятельности почек». Марксова же точка зрения состо­яла в том, что духовные и умственные явления следует понимать как результат не только всей жизненной прак­тики, но и способа отношений индивида к другому ин­дивиду и к природе. Своим диалектическим методом Маркс превзошел материализм XIX в. и разработал по­истине целостную и динамическую теорию, в основу которой положено исследование скорее деятельности человека, нежели его психологии.

Теория исторического материализма дает научные понятия, важные для понимания законов истории; она была бы еще плодотворнее, если бы последователи Маркса развивали ее, вместо того чтобы позволить ей увязнуть в болоте стерильного догматизма. Развитие марксизма могло бы состоять в признании того, что Маркс и Энгельс сделали лишь первый шаг, увидев связь между развитием экономики и культуры. Маркс недооценил сложность человеческих страстей. Он не понял в достаточной степени того, что человеческая природа сама обладает потребностями и законами, на­ходящимися в постоянном взаимодействии с экономи­ческими условиями, формирующими историческое развитие340. Из-за недостатка психологической прони­цательности Маркс на смог разработать адекватное по­нятие человеческого характера и не осознал того факта, что, хотя человек и формируется социальной и эконо­мической организацией, сам он также формирует эту организацию. Маркс не разглядел в достаточной степе­ни страсти и стремления, коренящиеся в природе чело­века и условиях его существования и являющиеся сами по себе наиболее сильной движущей силой развития че­ловека. Эти недостатки проистекают, однако, из одно­сторонней ограниченности, свойственной любой плодо­творной научной концепции, и Маркс, и Энгельс сами сознавали эту ограниченность. Энгельс писал об этом в известном письме, признав, что из-за новизны их откры­тия они с Марксом не уделяли достаточно внимания тому, что история не только определяется экономиче­скими условиями, но что культурные факторы также вли­яют на экономический базис общества.

Сам Маркс стал все больше заниматься чисто эко­номическим анализом капитализма. Значение его эко­номической теории не снижается в связи с тем, что его основные предположения и предсказания были верны лишь отчасти, а в значительной степени оказались оши­бочными, особенно его вывод о необходимости отно­сительного ухудшения положения рабочего класса. Он ошибся также в своей романтической идеализации ра­бочего класса, которая была скорее результатом чис­того теоретизирования, нежели наблюдения над реаль­ной жизнью. Но, несмотря на свои недостатки, его эко­номическая теория и глубокий анализ экономической структуры капитализма представляют собой с научной точки зрения определенный прогресс по сравнению с другими социалистическими теориями.

Однако сила Маркса была в то же время и его сла­бостью. И хотя он начал свой экономический анализ с намерения открыть условия отчуждения человека и по­лагал, что для этого потребуется сравнительно неболь­шое исследование, получилось так, что он посвятил большую часть своей научной деятельности почти ис­ключительно экономическому анализу, и хотя никогда не упускал из виду цель — освобождение человека, все же такие проблемы, как критика капитализма и социа­листическая цель в человеческом выражении, все бо­лее вытеснялись экономическими соображениями. Маркс просмотрел иррациональные силы в человеке, которые заставляют его бояться свободы и вызывают в нем жажду власти и стремление к разрушению. Напро­тив, в основе Марксова понимания человека лежит предположение о том, что по своей природе человек добр и что эта доброта воцарится, как только падут ка­лечащие его экономические оковы. Знаменитое изре­чение в конце Манифеста Коммунистической партии о том, что рабочим «нечего терять, кроме своих цепей», содержит глубокое психологическое заблуждение. Вместе с цепями рабочий класс теряет также все ирра­циональные потребности и их удовлетворение, возник­шие в тот период, пока он носил на себе цепи. В этом отношении Маркс и Энгельс так и не преодолели наи­вный оптимизм XVIII в.

Эта недооценка сложности человеческих страс­тей привела к трем наиболее опасным ошибкам в мышлении Маркса. Первая из них — это пренебре­жение моральным фактором в человеке. Поскольку Маркс предполагал, что доброта человека автомати­чески утвердится при достижении экономических пе­ремен, он не понял того, что люди, которые сами не претерпели внутренних моральных изменений, не мо­гут совершенствовать общество. Он не обратил вни­мания или, по крайней мере, нигде не высказался по поводу необходимости новой моральной ориентации, без которой все политические и экономические пере­мены тщетны.

Вторая ошибка, происходящая из того же источни­ка, — это нелепая оценка возможностей для реализа­ции социализма. В противоположность таким мысли­телям, как Прудон и Бакунин (а позднее Джек Лондон в своем романе «Железная пята»), предвидевшим тот мрак, что окутает западный мир, прежде чем засияет новый свет, Маркс и Энгельс верили в немедленное на­ступление «общества добра» и лишь смутно сознавали возможность появления нового варварства в форме коммунистического и фашистского авторитарных ре­жимов, а также войн небывалой разрушительной силы. Именно этим отсутствием реализма объясняются мно­гие теоретические и политические ошибки в мировоз­зрении Маркса и Энгельса; в нем основа разрушения социализма, начавшегося с Ленина.

Третья ошибка заключалась в идее Маркса о том, что обобществление средств производства — не толь­ко необходимое, но и достаточное условие для превра­щения капиталистического общества в социалистиче­ское кооперативное. В основе этого заблуждения лежит также упрощенное сверхоптимистическое и рациона­листское представление о человеке. Подобно тому как Фрейд полагал, будто освобождение от неестественных и слишком строгих сексуальных табу приведет к душев­ному здоровью человека, так и Маркс думал, что осво­бождение от эксплуатации автоматически создаст сво­бодных людей, готовых к сотрудничеству. Маркс был таким же оптимистом в своей вере в немедленный ре­зультат изменения факторов окружающей среды, как и энциклопедисты XVIII в.341, и недооценивал силу ир­рациональных и разрушительных страстей, которые не­возможно преобразовать за один день с помощью эко­номических изменений. После первой мировой войны

Фрейд осознал эту разрушительную силу и коренным образом пересмотрел всю свою систему, признав, что стремление к разрушению столь же сильно и так же неискоренимо, как Эрос342. Маркс так и не дошел до такого понимания и никогда не изменял своей простой формулы: обобществление средств производства — прямой путь к достижению социалистической цели.

Другим источником этого заблуждения была пере­оценка политического и экономического механизмов общественного устройства, что я уже отмечал выше. Маркс оказался поразительно далеким от реальности, проигнорировав тот факт, что для личности рабочего не имеет особого значения, кто владеет предприяти­ем — «народ», государство, правительственная бюрок­ратия или же частная администрация. Маркс не пони­мал (и это противоречило его собственным теоретиче­ским взглядам), что значение имеют совсем другие вещи, а именно — действительные, реальные условия труда, отношение рабочего к труду и к своим товари­щам по работе, а также к руководителям предприятия.

В последние годы своей жизни Маркс, по-видимо­му, был готов произвести некоторые изменения в сво­ей теории. Наиболее важным из них был вывод, сде­ланный, вероятно, под влиянием работ Бахофена и Моргана343, о том, что примитивная земледельческая община, основанная на сотрудничестве и общей соб­ственности на землю, является крепкой формой соци­альной организации, способной привести прямо к выс­шим формам обобществления, минуя фазу капитали­стического производства. Маркс выразил эту точку зре­ния в своем ответе Вере Засулич344, которая спрашивала его об отношении к «миру», старой форме земледель­ческой общины в России. Г. Фукс в личной беседе ука­зал на большое значение этого изменения в теории Маркса, а также на то, что в последние восемь лет сво­ей жизни Маркс был разочарован и обескуражен, пред­чувствуя крах своих революционных надежд. Энгельс признавал (как я уже писал), что в своей теории исто­рического материализма они с Марксом не уделили достаточного внимания силе идей, однако Маркс и Энгельс все же не смогли решительно пересмотреть всю свою систему.

Нам в середине XX в. не составляет труда осознать ошибки Маркса. Мы видели трагический пример этих заблуждений в России. Сталинизм доказал, что социа­листическая экономика может успешно развиваться с экономической точки зрения, однако он доказал так­же, что она сама по себе вовсе не ведет к возникнове­нию духа равенства и сотрудничества; сталинизм по­казал, что «собственность народа» на средства произ­водства может стать идеологической маской для эксп­луатации этого народа промышленной, военной и политической бюрократией. Национализация некото­рых отраслей промышленности в Великобритании, осу­ществленная лейбористским правительством, показы­вает, что для британских шахтеров или рабочих стале­литейной или химической промышленности не имеет значения, кто назначает руководителей их предприя­тий, поскольку действительные и реальные условия работы остаются без изменений.

Подводя итог, можно сказать, что конечные цели марксистского социализма были в основном такими же, как и цели других социалистических школ: освобожде­ние человека от господства и эксплуатации со стороны другого человека, освобождение от засилия экономи­ки, восстановление человека в качестве высшей цели общественной жизни, создание нового единства меж­ду человеком и человеком,человеком и природой. Заб­луждения Маркса и Энгельса, заключающиеся в пере­оценке политического и правового факторов, их наив­ном оптимизме и централистской ориентации, объяс­нялись тем, что, в отличие от таких мыслителей, как Фурье, Оуэн, Прудон и Кропоткин, они коренным об­разом были связаны с традицией среднего класса XVIII и XIX вв. — интеллектуально и психологически.

Ошибки Маркса приобрели историческое значение, поскольку марксистская концепция социализма одер­жала победу в рабочем движении на Европейском кон­тиненте. Последователи Маркса и Энгельса в европей­ском рабочем движении находились под таким сильным влиянием авторитета Маркса, что не развивали теорию, а главным образом повторяли старые формулы, что вело ко все большей ее бесплодности.

После первой мировой войны марксистское рабо­чее движение разделилось на враждебные лагери. Его социал-демократическое крыло превратилось после мо­рального краха, который оно потерпело во время пер­вой мировой войны, в партию, представляющую чисто экономические интересы рабочего класса, как и проф­союзы, от которых они в свою очередь зависели. Это крыло сохранило марксистскую формулу «обобществ­ления средств производства» в виде ритуальной фра­зы, произносимой партийными жрецами в соответству­ющих случаях. Коммунистическое крыло сделало от­чаянный скачок, пытаясь построить социалистическое общество на пустом месте, лишь захватив власть и обобществив средства производства; этот отчаянный скачок имел гораздо более ужасные последствия, чем утрата доверия к социал-демократическим партиям.

Несмотря на то, что оба крыла марксистского со­циализма развивались прямо противоположно, у них были все же и некоторые общие элементы. Во-пер­вых, глубокое разочарование и отчаяние в связи с крахом оптимистических надежд, присущих марксиз­му на его ранней фазе. В правом крыле это разочаро­вание часто вело к принятию национализма и отказу от истинно социалистического видения, от радикаль­ной критики капиталистического общества. То же са­мое разочарование привело коммунистическое кры­ло, возглавляемое Лениным, к акту отчаяния — кон­центрации всех усилий на политической и чисто эко­номической сфере, что в условиях пренебрежения социальной сферой полностью противоречило самой сути социалистической теории.

Другая общая черта обоих крыльев марксистского движения — это их полное пренебрежение человеком (в случае с Россией). Критика капитализма стала кри­тикой исключительно с экономической точки зрения. В XIX в., когда рабочий класс страдал от жестокой эк­сплуатации и условия его жизни были ниже достойно­го уровня, такая критика была правомерна. С развити­ем капитализма в XX в. она все более устаревала, од­нако логическим следствием такого отношения стал тот факт, что сталинская бюрократия в России все еще кормила население бредовыми сказками об ужасном об­нищании рабочих в капиталистических странах, рас­сказывая, будто они лишены средств к существованию. Концепция социализма все больше приходила в упадок; в России она выродилась в формулу, гласящую, что со­циализм означает государственную собственность на средства производства. В западных странах наблюда­лась тенденция, в соответствии с которой социализм означал повышение заработной платы рабочих и терял свой мессианский пафос, больше уже не взывая к глу­бочайшим стремлениям и потребностям человека. Я на­меренно говорю о тенденции, поскольку социализм ни в коем случае не утратил полностью своего гуманисти­ческого и религиозного пафоса. После 1914 г. он вновь ожил как моральная идея для миллионов европейских рабочих и представителей интеллигенции, стал вопло­щением их надежд на освобождение человека, на воца­рение новых моральных ценностей и солидарности. Острая критика, развернутая выше, имела своей целью подчеркнуть, что демократический социализм должен вернуться к человеческим аспектам социальной про­блемы и сосредоточиться на них; должен критиковать капитализм с точкй зрения того, что он делает с чело­веческими качествами в человеке, с его душой и духом; должен рассматривать любое видение социализма с точки зрения человека, спрашивая, каким образом со­циалистическое общество сможет положить конец от­чуждению человека и поклонению экономике и госу­дарству как идолам.


ГЛАВА VIII

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.