Сделай Сам Свою Работу на 5

Комментарии к произведениям





 

«Отрочество». — Впервые опубликовано в журн. «Современник», 1854, № 9, через два года после «Детства». В этот раз редакция отметила, что оба произведения составляют части большого романа под общим заглавием «Четыре эпохи развития».

Работа над «Отрочеством» шла с большими перерывами, которые объяснялись и постоянными перемещениями молодого офицера, и тем, что за это же время были написаны и опубликованы кавказские рассказы. Обе работы порою совмещались. Так, 30 ноября 1852 года Толстой пишет в своем Дневнике: «Завтра утром примусь за переделку описания войны, а вечером за «Отрочество», которое окончательно решил продолжать. Четыре эпохи жизни составят мой роман до Тифлиса. Я могу писать про него, потому что он далек от меня. И как роман человека умного, чувствительного и заблудившегося он будет поучителен…» (т. 46, с. 150–151). И свое отрочество, и себя в этом возрасте, и весь уклад того времени автор видел издалека, и это не мешало, а помогало ему писать.

В мае 1853 года, перемежаясь с работою над рассказом «Святочная ночь», возобновляется и идет особенно успешно работа над «Отрочеством»: «Бросил рассказ и пишу «Отрочество» с такой же охотой, как писал «Детство» (там же, с. 161). И дальше до апреля 1854 года упоминания о работе над «Отрочеством» идут рядом с записями в таком роде: «Я слишком недоволен своей бесцельной, беспорядочной жизнью» (8 июля 1853 г.) (там же, с. 167).



Получив «Отрочество», Некрасов так писал Толстому 10 июля 1854 года по поводу этой вещи: «Если я скажу, что не могу прибрать выражения, как достаточно похвалить Вашу последнюю вещь, то, кажется, это будет самое верное, что я могу сказать, да и не совсем ловко говорить в письме к Вам больше. Перо, подобно языку, имеет свойство застенчивости — это я понял в сию минуту, потому что никак не умею, хоть и покушаюсь сказать кой-что из всего, что думаю, выберу только, что талант автора «Отрочества» самобытен и симпатичен в высшей степени и что такие вещи, как описание летней дороги и грозы или сидение в каземате и многое, многое, дадут этому рассказу долгую жизнь в нашей литературе. Я напечатаю «Отрочество» в IX или в X кн. «Современника». Не знаю, получаете ли Вы его — но он Вам в Бухарест высылался.



Примите уверение в моем душевном уважении и преданности. Н. Некрасов» (Н. А. Некрасов. Полн. собр. соч. и писем, т. X, с. 205).

 

«Юность». — Впервые опубликована в журн. «Современник», 1857, № 1.

12 марта 1855 года, будучи в действующей армии, занимающей позиции на реке Бельбек, незадолго до этого записав о своем проекте «переформирования армии», о замысле «новой религии, соответствующей развитию человечества», о проигрышах в карты, о своем участии в вылазке, Толстой отмечает и свою работу над «Юностью». Эта работа продолжается и в последующие дни. 13 апреля он пишет: «Нынче окончил «Севастополь днем и ночью» и немного написал «Юности» (т. 47, с. 42). А 14 апреля: «Вчера дописал главу «Юности», и очень не дурно. Вообще работа «Юности» уже теперь будет завлекать меня самой прелестью начатой и доведенной почти до половины работы» (там же, с. 42). И все же он часто упрекает себя в лени. Урывками Толстой работает над «Юностью» и во время поездки в Петербург в конце 1855 года, и в начале 1856 года. Заканчивал в 1856 году в Ясной Поляне, начиная с мая до 24 сентября, когда отметил в Дневнике: «Кончил «Юность», плохо, послал ее» (там же, с. 92).

Рукопись была послана А. В. Дружинину на отзыв 21 сентября 1856 года. В сопровождающем ее письме говорилось: «Я к вам пришлю рукопись, — вы ее прочтите и строго и откровенно скажите свое мнение, лучше она или хуже «Детства», и почему, и можно ли, переделав, сделать из нее хорошее или бросить ее» (т. 60, с. 86–87). 6 октября 1856 года А. В. Дружинин отвечал обстоятельным и интересным письмом. «Задача Ваша ужасна, — писал Дружинин, — и Вы ее выполнили очень хорошо. Ни один из теперешних писателей не мог бы так схватить и очертать волнующий и бестолковый период юности. Для людей развитых Ваша «Юность» доставит великое наслаждение, и если кто Вам скажет, что эта вещь хуже «Детства» и «Отрочества», тому Вы можете плюнуть в физиогномию». Однако письмо это содержало и достаточно суровую критику: «Некоторые главы сухи и длинны, например, все разговоры с Дмитрием Нехлюдовым…» Отмечает Дружинин и чрезмерную прямолинейность связей внешнего и внутреннего, то, что было характерно для ранних вариантов «Детства», но сказывалось и позднее. «Иногда Вы готовы сказать: «У такого-то ляжки показывали, что он желает путешествовать по Индии». Обуздать эту наклонность Вы должны, но гасить ее не надо ни за что в свете». В этом же письме и ставшее знаменитым место, которое показывает, как современники не понимали аналитической роли усложненного толстовского синтаксиса, который казался просто тяжеловесным и громоздким: «…избегайте длинных периодов. Дробите их на два и на три, не жалейте точек. С частицами речи поступайте без церемонии, слова что, который и это марайте десятками» (Л. Н. Толстой. Переписка с русскими писателями. М., Гослитиздат, 1962, с. 186). Толстой в Ясной Поляне, а вскоре и в Петербурге еще работал над текстом «Юности», учитывая некоторые советы Дружинина. 3 декабря Толстой записывает, что был у Боткина и «Панаев хвалит «Юность» очень» (т. 47, с. 103). В первой публикации «Юность» значительно пострадала от цензуры.



Именно со времени опубликования «Юности» происходит некоторое охлаждение в отношении Некрасова к Толстому, «…отчего это время не сблизило нас, а как будто развело далее друг от друга?» — писал Некрасов из Рима 31 марта 1857 года (H. A. Hекрасов. Полн. собр. соч. и писем, т. X, с. 329). И дальше в этом замечательном по искренности письме большое, но неудовлетворенное дружеское чувство. О «Юности» Некрасов Толстому не пишет ни слова. И Чернышевский, так горячо встретивший первые две части, к третьей части трилогии отнесся сдержанно. Несмотря на более острую постановку социальной темы (противопоставление развлекающемуся молодому барину дельных и работящих студентов-бедняков), эта часть Чернышевского не вполне удовлетворила.

 

«История вчерашнего дня». — Впервые опубликована в 1928 году в первом томе Полного собрания сочинений Л. Н. Толстого. В марте 1851 года, когда Дневник полон правилами, то есть нравственными требованиями, обращенными к себе самому, укорами в «лени и трусости», «слабости характера», «лени», «привычке спорить», отмечено и намерение «написать нынешний день со всеми впечатлениями и мыслями…» (24 марта 1851 г.) (т. 46, с. 55). Непосредственно к содержанию очерка относится тогда же сделанная запись: «У Волконских был неестествен и рассеян и засиделся до часу» (там же). Волконские — троюродный брат Л. Н. Толстого князь Александр Алексеевич и его жена Луиза Ивановна, рожденная Грузсон. С. А. Толстая считала Луизу Ивановну прототипом «маленькой княгини», жены Андрея Болконского.

 

«Святочная ночь». — Впервые опубликована в книге: Лев Толстой. «Неизданные художественные произведения». М., 1928, под заглавием «Как гибнет любовь». Написана в 1853 году, в период работы над «Отрочеством», на Кавказе. В Дневнике и в рукописях рассказа сменяются названия: «Бал и бордель», «Как гибнет любовь», «Святочная ночь». Сохранились два варианта, но работа над этим рассказом закончена не была. Дневник обнаруживает связь этого рассказа с упорным желанием отрешиться ото всего дурного и «взойти в старую колею уединения, порядка, добрых и хороших мыслей и занятий» (16 апреля 1853 г.) (т. 46, с. 158).

 

 

Комментарии

 

 

…задел образок моего ангела… — изображение святого, чье имя присвоено было ребенку.

 

 

«Histoire des voyages» — распространенное в усадебных библиотеках издание, пособие по географии и народоведению, вышедшее в девятнадцати томах в Париже в 1746–1770 гг.

 

 

Ландкарты — географические карты.

 

 

…за диалогами… — за книгой, содержащей упражнения в иностранной разговорной речи.

 

 

Clementi — Муцио Клементи (1752–1832), итальянский композитор, автор сонаты «Путь к Парнасу».

 

 

…десять тысяч в Совет за Петровское. — Слова эти показывают, что имение было заложено и платились проценты в Опекунский совет.

 

 

Линейка (или дроги) — продолговатый экипаж, помещающий, кроме кучера, от четырех до шести человек, сидящих спиною друг ко другу. Употреблялся только для близких расстояний.

 

 

Клепер — порода малорослых верховых лошадей.

 

 

Выжлятник (от выжля — гончая собака) — старший псарь, который ведет охотничьих собак.

 

 

…отрыскавших гончих… — отбившихся от стаи.

 

 

Доезжачий — начальник псарей, обучающий охотничьих собак.

 

 

Порсканье — крик, гвалт, хлопанье арапников, выгоняющее зверя.

 

 

…гончие варили варом — неслись густою кучею, толкая друг друга.

 

 

«Robinson Suisse» — «Швейцарский Робинзон» (1812), приключенческий роман швейцарского писателя Рудольфа Вейса.

 

 

Семенова Н. С. (1787–1876) — знаменитая в начале века русская оперная певица.

 

 

Филъд Джон (1782–1837) — английский композитор, живший в Петербурге в 1804–1831 гг., где давал уроки музыки в аристократических домах. Умер в Москве.

 

 

Корнет (франц. cornet) — пакетик, фунтик.

 

 

Ластовицы, ластовки — разноцветные вставки под мышками русской мужицкой рубахи («Русская рубаха без цветных ластовок не живет» — Даль ).

 

 

Черепеник — круглая глиняная посуда.

 

 

Ваточная чуйка — длинный кафтан.

 

 

Сегюр Луи (1753–1830) — французский дипломат, историк, автор воспоминаний о пребывании его в России.

 

 

…лексиконы Татищева… — многотомный французско-русский словарь И. И. Татищева, изданный в 1839 г.

 

 

…кадриль из «Девы Дуная»… — оперы венского композитора Ф. Кауэра (1751–1831).

 

 

Поездка на долгих. — «Ехать на долгих, не на сменных, на одних и тех же лошадях» (Даль ), останавливаясь для отдыха и кормления.

 

 

Форейтор — помощник кучера, едет верхом при упряжке четырех или шести лошадей, когда одна пара идет впереди.

 

 

Онучи — обертка на ноге под сапоги или под лапти.

 

 

…вальки цепляют за воротища… — вальки — в упряжи пристяжных бруски, на которые надеваются постромки, они торчат наружу и задевают ворота.

 

 

…кузов кареты с важами… — основная часть кареты или другого экипажа, для сидения и поклажи. Важи вмещают тяжелую поклажу.

 

 

Басон — шерстяная тесьма.

 

 

Подсед — молодая поросль в лесу.

 

 

…тогда был Наполеон. — Карл Иваныч вспоминает наполеоновские войны 1805–1809 гг. и сражения, о которых речь пойдет впоследствии в «Войне и мире».

 

 

…от книги Смарагдова… книгу Кайданова… — Имеются в виду учебные пособия С. П. Смарагдова «Руководство к познанию средней истории» и И. К. Кайдапова «Краткое начертание всемирной истории», неоднократно переиздававшиеся в XIX в.

 

 

…о крестовом походе Людовика Святого… — Людовик IX, французский король (1226–1270), в 1249 г. предпринял поход в Палестину. Его мать, Бланка Кастильская, правила вместо сына и воевала с беспокойными феодалами.

 

 

Шеллинг Фридрих (1775–1854) — классик немецкого философского идеализма. Слова: «…доходил до такой степени сумасбродства, что иногда быстро оглядывался в противоположную сторону, надеясь врасплох застать пустоту…» — более относятся к философии Канта, нежели Шеллинга.

 

 

…в синих чуйках… — в долгополых синих суконных кафтанах.

 

 

Kapp Альфонс (1808–1890) — французский писатель, автор романа «Под липами», ежемесячного сатирического издания «Осы» и других произведений.

 

 

Фомина неделя — первая после пасхальной, а страстная — последняя перед ней.

 

 

«Алгебра» Луи Франкера (1773–1849) — переводный учебник, распространенный в России для средних учебных заведений.

 

 

«Беленькой» назывались двадцатипятирублевые ассигнации.

 

 

…я буду сильней Раппо. — Карл Раппо, гимнаст, вызывавший восхищение молодежи.

 

 

…зная отлично Цумпта… — «Краткую латинскую грамматику» Карла Цумпта — учебник латинского языка.

 

 

Кузнецкий мост — улица в центре Москвы, магазин Дациаро — модный в то время магазин картин и художественных изделий. Адам Виктор (1801–1866) — французский художник легкого светского стиля.

 

 

…не Жукова, а султанского табаку… — не русского, изготовленного в Петербурге, а якобы турецкого, выпускаемого в Москве.

 

 

…герб Бостонжогло, изображенный на четвертке… — фирменный штамп на пакете в четверть фунта, в 100 граммов.

 

 

Gaudeamus igitur- «Будем радоваться, пока мы молоды» (лат.) — старинная студенческая песня.

 

 

Орест и Пилад. — Орест — образ античной мифологии, сын Агамемнона и Клитемнестры, герой трагедий Эсхила, Софокла, Эврипида, Расина, Вольтера и др. Пилад — его друг. Имена Ореста и Пилада означают двух неразлучных друзей.

 

 

…курс в Правоведении… — в аристократическом высшем учебном заведении.

 

 

Иван Яковлевич — Корейша Иван Яковлевич, известный в то время московский юродивый.

 

 

«Роброй» — роман В. Скотта.

 

 

…зачитывался романами Сю, Дюма и Поль де Кока. — Эжен Сю (1804–1857), Александр Дюма, отец (1803–1870), Поль де Кок (1794–1871) — авторы авантюрных, занимательных романов, модных в описываемое время.

 

 

Пуассардка (франц. poissarde) — рыбная торговка, грубая вульгарная женщина.

 

 

Сиверко — то есть очень холодно при сильном ветре.

 

 

Отава — подснежная трава, оттаявшая весной.

 

 

Au banquet de la vie… — Из оды французского поэта Никола Жильбера (1751–1780).

 

 

Вакштаф — табак среднего достоинства, употреблявшийся чиновным людом.

 

 

…комильфотную ненависть… — презрение аристократа к манерам и языку плебеев. Произношение Шекспи'р установилось под влиянием французского языка, тогда как по-английски — ударение в этом имени — на первом слоге.

 

 

Лиссабон — название одного из московских трактиров того времени.

 

 

…Дюма, Сю и Феваля… — А. Дюма, отец, «Три мушкетера» и др., Эжен Сю, «Тайны Парижа», Поль Феваль (1817–1887), «Тайны Лондона» и другие авантюрные романы.

 

 

…начнутся спекулации… — Гегелевский термин, означающий созерцающее мышление особого типа.

 

 

Ж.-Ж. Руссо в числе всех тех вещей… — Ж.-Ж. Руссо в «Исповеди» во избежание празднословия предлагал лучше заниматься в обществе самой пустой игрой, лишь бы зря не болтать.

 

 

Вертер — герой романа Гете «Страдания молодого Вертера».

 

 

…брегетовские часы… — дорогие карманные часы с боем («недремлющий брегет» у Пушкина).

 

 

…как в 5-й фигуре… — фигура танца, в которой кавалер расходится с дамой и несколько па делает один.

 

 

…Наполеону не так больно было видеть… — Для поражения Наполеона при Ватерлоо в 1815 г. решающее значение имел переход насильно мобилизованных саксонцев на сторону его врагов.

 

 

…визжали подреза — металлическая нижняя часть полозьев у городских саней.

 

 

…франклиновский журнал… — Бенджамин Франклин (1706–1790), американский политический деятель и публицист, вел «журнал своих слабостей» в целях самоусовершенствования. Дальнейший текст, как и Дневник Толстого, содержит такого рода примеры.

 

 

Помнишь, Saint-Thomas не велел… — В сознании засыпающего перемешиваются святой Фома (1226–1274), создатель католической теологии, Дидрихс, «кондитер тульский», и другие случайные имена.

 

 

…милому дебардёру… — точнее: дебордеру (франц. débordée) — вольных нравов, распущенная (выходящая из берегов).

 

 

Лазарони — в значении: всякий итальянский мальчик, любой бродяга. Россини (1792–1868), Доницетти (1797–1848) — итальянские композиторы. «Оскольдова могила» — опера А. Н. Верстовского (1799–1862); «Жизнь за царя» — опера М. И. Глинки (1804–1857) («Иван Сусанин»).

 

 

…дамы камелий. — Имеется в виду популярный роман А. Дюма, сына (1824–1895), героиня романа, «благородная и страдающая куртизанка».

 

 


[1]В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 20 с. 19.

 

[2]«Правда», 1935, № 318, 19 ноября.

 

[3]В. Д. Бонч-Бpуевич. Ленин и культура. — «Литературная газета», 1940, № 4, 21 января.

 

[4]В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 20, с. 20.

 

[5]Там же, т. 17, с. 209.

 

[6]Л. Н. Толстой. Полн. собр. соч. т. 72. М. — Л., ГИХЛ, 1933, с. 473.

 

[7]Вставать, дети, вставать!.. пора. Мать уже в зале (нем.).

 

[8]Ну, ну, лентяй! (нем.).

 

[9]Ах, оставьте (нем.).

 

[10]Скоро ли вы будете готовы? (нем.).

 

[11]«История путешествий» (франц.).

 

[12]Милый (нем.).

 

[13]арпеджио — звуки аккорда, следующие один за другим.

 

[14]Раз, два, три, раз, два, три (франц.).

 

[15]Благодарю, милый (нем.).

 

[16]Откуда вы идете? (нем.).

 

[17]Я иду из кофейни (нем.).

 

[18]Вы не читали газеты? (нем.).

 

[19]Из всех пороков самый ужасный… написали? (нем.).

 

[20]Самый ужасный — это неблагодарность… с прописной буквы (нем.).

 

[21]Точка (лат.).

 

[22]Говорите же по-французски (франц.).

 

[23]«Ешьте же с хлебом», «Как вы держите вилку?» (франц.).

 

[24]Так он безразлично называл всех мужчин. (Прим. Л. H. Толстого.)

 

[25]я верю в них недаром (франц.).

 

[26]«Швейцарского Робинзона» (франц.).

 

[27]Это жест горничной (франц.).

 

[28]удачливым (франц.).

 

[29]и потом, в сущности, он славный малый (франц.).

 

[30]Прелестно (франц.).

 

[31]моя добрая тетушка (франц.).

 

[32]тетушка (франц.).

 

[33]мальчик, подающий надежды (франц.).

 

[34]скажите на милость (франц.).

 

[35]Здравствуйте, дорогая кузина (франц.).

 

[36]Ах! мой дорогой (франц.).

 

[37]Э, мой добрый друг (франц.).

 

[38]вполне порядочного человека (франц.).

 

[39]Какой очаровательный ребенок! (франц.).

 

[40]Посмотрите, моя дорогая (франц.).

 

[41]посмотрите, как расфрантился этот молодой человек, чтобы танцевать с вашей дочерью (франц.).

 

[42]шен, жетэ-ассамбле — фигуры в танце.

 

[43]шен, жетэ-ассамбле — фигуры в танце.

 

[44]шассе-ан-аван, шассе-ан-арьер, глиссад — фигуры в танце.

 

[45]Вы постоянно живёте в Москве? (франц.).

 

[46]А я еще никогда не посещал столицы (франц.).

 

[47]посещать (франц.).

 

[48]па-де-баск — старинное па мазурки (франц.).

 

[49]Роза или крапива? (франц.).

 

[50]роза (франц.).

 

[51]Не нужно было танцевать, если не умеешь! (франц.) .

 

[52]Красавица фламандка (франц.).

 

[53]детей из хорошей семьи (франц.).

 

[54]подмастерьем (нем.).

 

[55]рекрутский набор (нем.).

 

[56]жребий (нем.).

 

[57]кружек пива (нем.).

 

[58]но француз бросил свое ружье и запросил пощады (нем.).

 

[59]взад и вперед (нем.).

 

[60]«Кто идет?» (франц.) — сказал он вдруг (нем.).

 

[61]«Кто идет?» (франц.) — сказал он второй раз (нем.).

 

[62]«Кто идет?» (франц.) — сказал он в третий раз (нем.).

 

[63]Амалия! — сказал вдруг мой отец (нем.).

 

[64]«Маменька! — сказал я, — я ваш сын, ваш Карл! — и она бросилась в мои объятия (нем.).

 

[65]несчастье повсюду меня преследовало!.. (нем.).

 

[66]сюртуке (нем.).

 

[67]ночной сторож (нем.).

 

[68]«Отворите!» (нем.).

 

[69]«Отворите именем закона!» (нем.).

 

[70]Я нанес один удар (нем.).

 

[71]Я пришел в Эмс (нем.).

 

[72]Понедельник, от 2 до 3, учитель истории и географии (франц.).

 

[73]Ну же, господа! займитесь вашим туалетом и идемте вниз (франц.).

 

[74]игры (франц.).

 

[75]Длинный нос (нем.).

 

[76]Хорошо (франц.).

 

[77]фиалки (франц.).

 

[78]О мой отец, о мой благодетель, дай мне в последний раз свое благословение, и да совершится воля божия! (франц.).

 

[79]на колени! (франц.).

 

[80]Так-то вы повинуетесь своей второй матери, так-то вы отплачиваете за ее доброту (франц.).

 

[81]на колени! (франц.).

 

[82]Ради бога, успокойтесь, графиня (франц.).

 

[83]сечь (франц.).

 

[84]негодяй, мерзавец (франц.).

 

[85]последний глоток (франц.).

 

[86]блистательной игрой (франц.).

 

[87]Ваша бабушка скончалась! (франц.).

 

[88]мой дорогой (франц.).

 

[89]если я застенчив! (франц.).

 

[90]знаете, отчего происходит ваша застенчивость?.. от избытка самолюбия, мой дорогой (франц.).

 

[91]я могу (франц.).

 

[92]я могу (франц.).

 

[93]Вам, Николай! (франц.).

 

[94]дурной тон (франц.).

 

[95]вставка для карандаша (франц.).

 

[96]вы еще услышите обо мне (франц.).

 

[97]известий о себе (франц.).

 

[98]поверенным (франц.).

 

[99]троюродный брат (франц.).

 

[100]это вы — чудовищное совершенство (франц.).

 

[101]Благодарю, мой дорогой (франц.).

 

[102]если бы молодость знала, если бы старость могла (франц.).

 

[103]«Патетическая соната» (франц.).

 

[104]«Безумца» (франц.).

 

[105]на благовоспитанных и неблаговоспитанных (франц.).

 

[106]дурного тона (франц.).

 

[107]Я был очень благовоспитанным человеком (франц.).

 

[108]мачехой (франц.).

 

[109]это люди неблаговоспитанные (франц.).

 

[110]для молодого человека из хорошей семьи (франц.).

 

[111]мужичье (франц.).

 

[112]Как это мило (франц.).

 

[113]О да! (нем.).

 

[114]Потушите свечи, Фрост! (нем.).

 

[115]«На жизненном пиру несчастный сотрапезник…» (франц.).

 

[116]дорогой мамашей (франц.).

 

[117]Угловыми скобками обозначен текст, зачеркнутый Л. H. Толстым, а квадратными скобками — редакторский текст.

 

[118]очарование (франц.).

 

[119]Как он любезен, этот юноша (франц.).

 

[120]достоинства (франц.).

 

[121]Когда я пришел к вам, вы были еще в объятиях Морфея (франц.).

 

[122]Пару перчаток, прошу вас (франц.).

 

[123]Добрый вечер, сударь (франц.).

 

[124]Ваш номер (франц).

 

[125]Шесть с половиной (франц.).

 

[126]прикосновение гребня к своему наиболее уважаемому клиенту (франц.).

 

[127]кассирши (франц.).

 

[128]заколдованный круг (франц.).

 

[129]Это прекрасная партия, дорогая (франц.).

 

[130]Как маленький Ивин смешон (франц.).

 

[131]с высоты птичьего полета (франц.).

 

[132]Еще тур, прошу тебя (франц.).

 

[133]Разрешите тур вальса, графиня? (франц.).

 

[134]Только не я, я, чувствую себя слишком некрасивым и старым, чтобы претендовать на эту честь (франц.).

 

[135]поболтаем (франц.).

 

[136]последняя капля в бутылке (франц.).

 

[137]Раскупорим окончательно (франц.).

 

[138]Поедем в б… (франц.).

 

[139]Войдем (франц.).

 

[140]Прекрасно, очаровательно (франц.).

 

[141]Нет, дело без Машки не идет, хор ничего не стоит, не правда ли? (франц.).

 

[142]Едем в б… (франц.).

 

[143]Я приму участие (нем.).

 

[144]Если бы моя жена знала, что я бездельничаю с вами (франц.).

 

[145]Мальчуган потерял свою невинность (франц.).

 

[146]Запись В. Ф. Булгакова в книге: Валентин Булгаков. Л. Н. Толстой в последний год его жизни. М., Гослитиздат, I960, с 162.

 

[147]Л. Н. Толстой. Полн. собр. соч. в 90-та томах, т. 1. М., 1928, с. 105. В дальнейшем ссылки на это издание даются лишь с указанием тома и страницы.

 

[148]См. ссылку H. H. Гусева на примечание С. А. Толстой к книге Р. Левенфельда. — H. H. Гусев. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1828 по 1855 год, М., Изд-во АН СССР, 1954, с. 343.

 

[149]Д. Н. Овсянико-Куликовский. Л. Н. Толстой как художник, изд. 2-е. СПб., 1905, с. 14.

 

[150]H. H. Гусев, цит. соч., с. 76.

 

[151]M. Töpffer. La bibliothèque de mon oncle. 1832. в молодости опыт житейский возрождает эти чувства» (там же, с. 242).

 

[152]См. т. 2, с. 241–245.

 

[153]пушечное мясо (франц.).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.