Сделай Сам Свою Работу на 5

Избранные произведения. В 2 т. М., 1963.

[Извлечение]

 

...Беседа восьмая

О ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ, О МИРЕ, О ВОЙНЕ, О ДОГОВОРАХ и т. д.

ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ НАРОДОВ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ МЕСТО ТЕ ЖЕ НОРМЫ МОРАЛИ И ДОЛГА, ЧТО И ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ОТДЕЛЬНЫХ ИНДИВИДОВ

 

Рассмотрев основные цели и принципы, которых должны придерживаться про­свещенные политические деятели во внутренней жизни государства и в своем отно­шении к подданным, исследуем теперь задачи, которые им следует ставить перед со­бой в отношениях с другими государствами, связи с которыми они поддерживают. Все свидетельствует о том, что общества, на которые разделен человеческий род, можно рассматривать как большое количество индивидов, объединенных в великое всемирное общество. Те же обязанности, какие природа возлагает на каждое разум­ное общественное существо, она возлагает и на каждый народ. Природа установила такое же равенство между нациями, как и между членами отдельного общества. На­роды имеют между собой такие же взаимоотношения, как и эти последние, они так же испытывают потребность друг в друге и, следовательно, должны быть подчинены тем же законам. Наконец, во всемирном обществе рода человеческого существуют связи, посредством которых один народ оказывается объединенным с другим, так же как гражданин отдельного общества со своими согражданами. Если отдельный чело­век имеет определенные обязанности по отношению к другому, то и нация имеет базовые по отношению к другим нациям, если природа налагает обязанности на от­дельного человека, то она налагает их также и на нацию. Жизненный опыт и разум дают возможность понять правила, которые вытекают из такого рода обязанностей, а собрание этих правил составляет универсальный кодекс законов, которым должны руководствоваться все нации мира без исключения. Но, к несчастью, этот кодекс на­ходится в забвении, отвергается или произвольно истолковывается большинством государей, которые определяют поведение народов.

Итак, не будем подчиняться извращенным правилам бесчеловечной политики, внушающей нациям и их правителям, будто законы существуют отнюдь не для государей, будто верховных правителей не связывают никакие обязанности, будто един­ственным правилом их поведения является соблюдение собственных интересов, а единственным мерилом их прав должна быть только сила.[...] Если несправедливый человек порывает нити, связывающие его с обществом, в котором он живет, то не­справедливый политический деятель порывает узы, объединяющие его со всемирным обществом.



Если кто-нибудь усомнится в этой истине, пусть он подумает о том, какие чувства вызывают у соседних наций те вероломные государи, те неугомонные воители, те честолюбивые завоеватели, которых судьба слишком часто ставит во главе империй. Не возбуждают ли они у окружающих государств такие же чувства тревоги и подоз­рения, то же недоверие, тот же ужас, какие внушают к себе преступники гражданам отдельного общества? Разве народы не предпринимают усилий, чтобы обуздать и удержать в определенных границах власть, вызвавшую их недоверие, чтобы пресечь злоупотребления, которые их волнуют, чтобы предупредить намерения, возбуждаю­щие их справедливые опасения. Разве народам, управляемым несправедливыми поли­тиками, не приходится постоянно искупать кровью преступления своих развращен­ных государей?

 

Беседа девятая

О РАСПАДЕ ГОСУДАРСТВ

§ 1. КАК ГОСУДАРСТВА ПРИХОДЯТ К РАСПАДУ

В своем непрерывном развитии природа ведет все существующее к гибели; этому непреложному закону более или менее медленно следуют как физические, так и ду­ховные явления.[...]

Государственные организмы подобно человеческим носят в себе зародыши своей гибели; как и люди, они пользуются более или менее долговременным здоровьем; как и люди, они подвержены острым заболеваниям и кризисам, которые уносят их жизнь очень быстро, или хроническим болезням, которые подтачивают их постепенно, ис­подволь разрушая основы жизни. Подобно больным людям общества подвержены бредовому состоянию, безумию, революционным переворотам; обманчивая полнота часто скрывает их тайные недуги; смерть наступает неожиданно, следуя непосредст­венно за самым цветущим здоровьем. Всегда деятельная природа неожиданно создает иногда условия для появления людей, которые оздоровляют государство, избавляют его от недугов и страданий, можно сказать, возрождают его из пепла. Но чаще приро­да заставляет нации порождать существа, которые способны лишь разрушать, кото­рые губят все вокруг себя и в мгновение ока низвергают общество в пропасть.

Государство распадается, как только пороки его правителей возрастают в такой степени, что лишают его безопасности, сил и нравственных устоев, необходимых для поддержания общественного целого. Установив это, мы можем утверждать, что по­литическому организму угрожает распад, когда правители пренебрегают заботой о поддержании в гражданах духовного подъема, необходимого для того, чтобы побу­дить общество к отвечающей его потребностям деятельности; когда, забывая сохра­нять равновесие сил в государстве, правители допускают, чтобы одна отрасль управ­ления поглотила все остальные; когда из-за какого-либо внутреннего порока нация утрачивает могущество, положение среди других наций и уважение, которым она должна пользоваться в соответствии с дарованными ей природой преимуществами.[...]

Нация находится в состоянии распри, когда принципы, которыми руководствуется ее правительство, порочны, а законы плохи и бессильны; когда к власти относятся с презрением; когда анархия охватывает все сословия государства; когда граждане обо­собляют свои интересы от интересов Родины и отмежевываются от нее; когда граж­данские войны вооружают граждан друг против друга; когда с помощью Насилия вменяют форму правления в государстве; когда иноземные захватчики вторгаются в страну, чтобы расчленить ее и лишить ее независимости; наконец, когда пружины государственного механизма ослабевают и роскошь делает все умы равнодушными во всему, что приносит пользу, внушая безразличие к общественному благу и презре­ние к добродетели. Тогда у государства нет больше граждан, оно заполнено пороч­ными, оторванными от своей родины существами, которых воодушевляет лишь не­обузданная страсть к богатству, наслаждениям и легкомысленному образу жизни.

§ XXV. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

I. [...] Хорошими являются только те законы, которые соответствуют природе общественного человека и обязывают его выполнять свой долг по отношению ко всем другим членам общества; нравственность — это осознание указанных обязанно­стей, добродетель состоит в том, чтобы приносить пользу обществу, общество долж­но обеспечить благосостояние тем, кто ему полезен; оказываемая им помощь и дос­тавляемые им преимущества — основа его власти над гражданами; никакая власть не может быть справедливой, если целью ее не является благо людей.

II. Править людьми — значит осуществлять по отношению к ним власть, принад­лежащую обществу, с тем чтобы заставить их жить согласно его целям. Правительст­во действует от имени общества, от которого оно получило власть, или силу принуж­дать всех членов общественного союза выполнять их общественные обязанности и подчиняться законам, которые представляют собой лишь выражение общей воли. Отсюда следует, что правительство является общественной силой, предназначенной подавлять страсти индивидов, если они противоречат благу общества, и заставлять людей выполнять взаимные обязательства, взятые ими на себя при заключении обще­ственного договора. Одним словом, правительство существует для того, чтобы заста­вить людей, живущих в обществе, выполнять обязанности, предписываемые мора­лью. Каждая из форм правления обладает как преимуществами, так и недостатками. Всякая форма правления является хорошей, если правительство точно и последова­тельно выполняет обязательства общества по отношению к его членам и обязывает последних сообразовываться с целями общества.

III. Государи являются уполномоченными общества, избравшего и утвердившего их для того, чтобы с их помощью осуществлять власть над гражданами; подчиняться государю, который правит в соответствии с убеждениями и целями объединения, — значит подчиняться обществу, от которого исходит суверенная власть. Таким обра­зом, права государя — это права, которые пожелала ему доверить нация; его власть основана на власти нации; причиной оказываемого ему подданными послушания и мерой этого послушания является благо, которое его власть обеспечивает нации, ни­когда не дающей согласие на то, что нарушает ее благополучие. Справедливость — основная добродетель государя; он не может уклоняться от нее, не подвергаясь опас­ности.

IV. Государь подчинен законам, являющимся выражением воли всего общества, граждане же подчинены государю, поскольку его повеления соответствуют общему благу. Нет таких групп граждан, интересы которых можно обособить от интересов общества, обеспечивающего преимущества для всех и в силу этого имеющего право подчинять всех общественной власти. Каждый класс по-своему должен способствовать общему благу. Разногласия, разобщение интересов граждан — вот подлинный источник слабости наций и злоупотреблений, от которых они страдают.

V. Деспотизм состоит в противопоставлении общим интересам личных интересов тех, кто находится у власти. Это прихоть одного человека или одного сословия, навя­занная в качестве закона всему обществу. Абсолютная власть очень скоро перерож­дается в тиранию, которая является состоянием войны между государем и всем управляемым народом, основанным на насилии и одинаково пагубным для обеих сторон, состоянием, которое ни один гражданин в своих личных интересах не должен ни поддерживать, ни допускать. Нет ничего более чуждого целям общества, чем дес­потизм или своеволие государя; такое своеволие разрывает узы, связывающие граж­дан, изгоняет из их сердец любовь к родине, стремление к деятельности, трудолюбие и добродетель, приносит счастье всего общества в жертву капризам одного или не­скольких людей. Неограниченная власть никогда не может обеспечить нациям воз­можность пользоваться действительным и долговечным благополучием.

VI. Свобода является неотъемлемым правом всякой нации и всякого общества, ввиду того что она существенно необходима для сохранения и процветания общест­венных союзов. Быть свободным — значит выполнять только законы, направленные на обеспечение блага общества и одобренные им. Своеволие так же чуждо общест­венному благу, как деспотизм или тирания. Свобода невозможна там, где нет добро­детели; в свою очередь патриотизм, величие души, честь, любовь к общественному благу могут существовать лишь у наций, пользующихся подлинной свободой.

VII. Политика должна в равной степени следить за всем, что важно для благосос­тояния и сохранения общества. Законодательство должно способствовать удовлетво­рении потребностей государства; ему следует побуждать граждан к труду, насаждать в их душах добродетель и любовь к родине, поощрять рост народонаселения, разви­тие сельского хозяйства и развертывание действительно полезной торговли, подав­лять порок, награждать достойную похвалы деятельность и необходимые для обще­ства таланты.

VIII. Человеческий род следует рассматривать как огромное общество, в котором природа установила такие же законы, какие устанавливаются для всех граждан в хо­рошо организованном отдельном обществе. Народы — это более или менее благора­зумные и могущественные индивиды всемирного общества; их связывают с другими народами те же обязанности, какие объединяют всех граждан одного государства. Основой прав человека должны быть нормы морали в применении к условиям жизни всех народов земли. Войны необходимо рассматривать с той же точки зрения, что и насилия и убийства; завоевание — это не что иное, как кража. Союзы и договоры ме­жду государствами требуют такой же добросовестности, как и контракты, договоры и союзы между частными лицами. [...]

IX. Несправедливая или пренебрегающая своими обязанностями политика повсе­дневно наносит нациям жестокие раны. Безумства и насилия государей, как и их пре­ступное равнодушие, ослабляют общества и приводят их к гибели.

Таковы истины, которые должны лежать в основе всякой политической системы. Эти истины были достаточно ясно показаны во всех частях настоящего труда, пред­принятого единственно в интересах наибольшего блага людей, равно как и тех, кто предписывает им законы.


КАНТ ИММАНУИЛ



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.