Сделай Сам Свою Работу на 5

Позитивизм. Постпозитивизм. Герменевтика





О. Конт

 

Вопрос о познании человеком мира так или иначе затра­гивается во всех философских учениях прошлого и наших дней. Познание направлено на выработку надежных, досто­верных знаний, однако весьма непросто .определить, что та­кое знание. Многими философами признается существова­ние, наряду с приобретенным знанием, также и врожденно­го знания. Наряду с отчетливыми знаниями, выразимыми в понятиях, существует неявное и нечетко осознаваемое зна­ние. Если считать необходимым признаком знания его истинность и связывать последнюю с логической убеди­тельностью и фактической достоверностью, то как следует относиться к религиозным, этическим истинам, к художе­ственной правде?

Философские концепции познания весьма многолики. Некоторые из них уже обсуждались в предыдущих главах данной книги. Эту главу мы начинаем обсуждением позити­вистской линии или традиции, оформившейся в XIX в. Свя­зана она с акцентированием достоверности и ценности на­учного («положительного», или позитивного) знания, име­ющего, как утверждают позитивисты, важные преимуще­ства не только перед обыденным, неспециализированным и нестрогим знанием, но и перед умозрительными философ­скими построениями или же религиозными догмами. Предпринятая еще Шопенгауэром массированная атака на человеческий разум, приведшая к утверждению внеразум- ности основ мироздания, не могла не насторожить мысли­телей, испытывавших доверие к науке, с оптимизмом наблюдавших ее стремительное развитие и возлагавших на нее основные мировоззренческие надежды. Философы, ори­ентированные на образцы научности, предлагавшиеся со­временным им естествознанием, не могли также симпатизи­ровать гегелевским натурфилософским импровизациям. Им оставалось поэтому заключить, что конкретные, поло­жительные науки в тенденции обладают мировоззренче­ской самодостаточностью и не нуждаются ни в какой внеш­ней для них философии. Такую точку зрения на соотноше­ние философии и науки отчетливо выразил французский мыслитель Огюст Конт (1798-1857), основоположник по­зитивизма.



Своей главной заслугой Конт считал открытие закона, которому подчиняется весь ход развития человеческого ума в различных сферах его деятельности. Закон этот состоит в том, что каждая из важнейших человеческих идей, каждая из отраслей нашего знания проходит последовательно три теоретических состояния: состояние теологическое, или фиктивное; состояние метафизическое, или абстрактное; состояние научное, или положительное. Этому соответству­ют три исключающих друг друга вида философии, или три общие системы воззрений на совокупность изучаемых яв­лений. Первая (теологическая) представляет собой необхо­димый отправной пункт развития ума, который, как бы на стадии детства, стремится к абсолютному познанию и вооб­ражает, будто явления производятся прямым и постоянным действием сверхъестественных факторов.



Теологическую стадию открывает фетишизм, одушевля­ющий окружающие предметы и приписывающий им собственную волю к действию. Затем, на смену ему прихо­дит политеизм, отнимающий у объектов собственную активность и приписывающий множественным божествен­ным силам управление миром. Высшей ступенью теологи­ческой стадии является монотеизм, утверждающий един­ственное сверхприродное Божественное начало мирозда­ния. В метафизическом состоянии человеческий ум заменя­ет божественных управителей абстрактными силами или сущностями, самостоятельно производящими все наблюда­емые явления. Объяснение последних сводится к отыска­нию соответствующей им сущности. Предельное развитие метафизического мировоззрения, по Конту, состоит в под­ведении всех разнообразных сущностей под единую вели­кую первосущность и причину всех явлений (природу). Метафизическая стадия представляет собой лишь модифика­цию теологического миропонимания и переходную ступень к третьей, высшей и окончательной стадии - позитивной.



Положительная философия, по Конту, состоит в призна­нии подчиненности всех явлений неизменным естествен­ным законам, открываемым наукой на основе изучения-и установления точных фактов. Положительные науки не стремятся, ввиду бессмысленности этого занятия, утвердить некие первопричины или абсолютные сущности явлений, а скрупулезно изучают все обстоятельства возникновения яв­лений, связывают между собой выявленные факты и стре­мятся подвести их, в качестве частных случаев, под возмож­но меньшее число фактов, в идеале - под единственный фундаментальный факт, каковым выступает, например, в механике явление тяготения.

Мы не знаем, что такое притяжение само по себе, но нам этого и не нужно знать, ибо вполне достаточно установить общий закон, которому подчиняются все факты притяже­ния тел друг к другу, что и сделал Ньютон.

Конт считал, что вся область научного исследования мо­жет быть разделена на математику, астрономию, физику, химию, биологию и социологию. Науки здесь располага­ются в порядке восхождения от абстрактных ко все более конкретным явлениям и, соответственно, в.порядке возрас­тания сложности решаемых познавательных задач. Переход от теологической стадии ко второй - метафизической и от нее к третьей - позитивной совершается в разных на­уках неодновременно и, в общем, происходит тем позже и тем труднее, чем сложнее и конкретнее изучаемые данной наукой явления.

Особое значение Конт придавал предпринятому им обоснованию необходимости разработать социологию, призванную завершить последовательность положитель­ных наук. Благодаря построению научной социологии и вы­теснению из области познания общественных явлений тео­логических и метафизических объяснений, полагал он, удастся впервые поставить всю философскую систему на прочное основание, достичь однородности наших понятий о явлениях. Наука при этом окончательно приобретет поло­жительный характер, и далее ей останется лишь бесконечно развиваться по твердо установленному пути, приобретая все новые факты и формулируя их обобщения.

Такое нормальное развитие науки сопровождается, одна­ко, отраслевой дифференциацией умственного труда, созда­ющей определенные неудобства для постижения положи­тельного мировоззрения во всей его полноте. Поэтому, как полагал Конт, существующее разделение научного труда должно быть усовершенствовано, и, наряду с основными положительными науками, полезно образовать еще одну науку, которая бы изучала общие положения всех наук и сводила их в единую систему, основанную на минимальном числе общих принципов в строгом соответствии с правила­ми положительного метода. В этом видел Конт назначение позитивной философии в общей системе положительных наук, считая, что достижение данной системой зрелости по­зволит преобразовать на позитивных началах всю деятель­ность обучения и воспитания людей, изгнав из нее теологи­ческие и метафизические предрассудки, а также заложить прочную научную основу позитивных общественных пре­образований, необходимую для предотвращения кризисных явлений, хаотических процессов в социальной жизни.

Гегелевская всеобъемлющая умозрительная схема само­развития абсолютной идеи оказывается при этом просто отброшенной в качестве болезненного проявления метафи­зических наклонностей человеческого ума. Правда, и само­му Конту не удалось вполне уберечься от метафизических соблазнов. Чисто умозрительной и очень плохо обоснован­ной фактами является его исходная идея относительно не­изменности универсальных законов, устанавливаемых нау­кой, а равно и сопряженные с ней идеи неизменности чело­веческой природы и первичности социальной статики по отношению к социальной динамике. Недоумение вызывает сконструированная Контом религия «Великого существа», понимаемого как совокупное человечество в лице лучших его представителей, притом уже умерших. Присвоенное Контом право составлять перечень ранее живших богопо­добных представителей «Великого существа» превращало его не только в защитника положительной науки, но и в верховного жреца новой религии объединенного человече­ства, упорядочивающего, в соответствии с разработками положительной философии, мысли и чувства людей.

Во второй половине XIX в. позитивизм получил широ­кое распространение в различных странах. Одной из наибо­лее популярных его разновидностей стало учение англий­ского философа Герберта Спенсера (1820-1903). Свою зада­чу он видел в создании синтетической философии, объеди­няющей положения и выводы всех наук на основе идеи эво­люции. В процессе эволюции, полагал он, происходит ин­теграция материи, на место относительной неопределен­ности, несвязанной однородности ее элементов появляется большая определенность, согласованность разнородности. Устанавливающееся в ходе развития равновесие действу­ющих сил затем вновь нарушается, и возникает необходи­мость его восстановления в новой форме. Прогресс в природе и в обществе предполагает всеобщую дифферен­циацию как отрицание прежней однородности, а также воз­растание организованности и определенную ритмичность протекающих процессов.

Хотя наши знания вытекают из опыта, для их получения нужны некоторые идеи, составляющие их предпосылку. Поскольку понятие материи, по Спенсеру, основывается на учете действия сил, главной предпосылочной идеей науки является «закон постоянства силы». Этот закон недоказуем, и природа сил нам неизвестна; мы можем исследовать лишь их проявления. Подобные представления он распространя­ет и на область общественных явлений, в том числе и на сферу образования. Поскольку прогресс неодолим, то зада­ча образования усматривается им в том, чтобы подготовить индивидов к продуктивному участию в грядущей, более со­вершенной жизни. Содержание образования, как полагает Спенсер, должно вооружить человека всем необходимым для самосохранения и успешного поддержания жизни. Для этого нужно прежде всего освоить научные знания о работе человеческого организма и психики, столь важные с точки зрения сохранения и укрепления здоровья. Вообще все учебные предметы должны давать положительные знания. В плане воспитания полезен здоровый эгоизм, дополня­емый альтруизмом.

На смену позитивизму Копта и Спенсера вскоре прихо­дит новая его разновидность, представленная прежде всего учением австрийского физика, философа-идеалиста Эрнста Маха (1838—1916), который внес определенный вклад в раз­витие механики и подготовил почву для положительного восприятия идей теории относительности, созданной фи­зиком-теоретиком А. Эйнштейном (1879-1955). Собствен­но философские воззрения Маха связаны с утверждением, что элементы, из которых состоят тела, не являются чем-то принципиально иным, нежели наши ощущения. В одной связи данные элементы образуют физический мир, а в дру­гой - выступают как фрагменты психической действитель­ности. Сами по себе эти элементы нейтральны, то есть не являются ни чисто физическими (объективными), ни чисто психическими (субъективными). Наука должна просто опи­сывать элементы и связи между ними, не допуская ссылок на то, что недоступно нашим ощущениям, нашему непосре­дственному опыту. В частности, Мах полагал, что из есте­ствознания нужно исключить представления об атомах, поскольку атомы не воспринимаются нашими органами чувств.

Столь радикальный эмпиризм не мог надолго стать по­пулярным, и когда физика в начале XX в. выработала новое теоретическое объяснение исследуемой ею реальности, взгляды Маха утратили популярность. Тем не менее пози­тивизм как определенное умонастроение продолжал суще­ствовать, а в форме неопозитивизма он, начиная с 20-х годов прошлого века, становится на несколько десятилетий одним из ведущих направлений западной философии.

Л. Витгенштейн

 

В конце XVII в. Кант сформулировал, в качестве исход­ного в философском исследовании, вопрос: «Что я могу знать?». Развернутое обсуждение им этого вопроса, пред­принятое в «Критике чистого разума» на основе творческо­го синтеза идей эмпиризма и рационализма, открыло перед философией новые перспективы развития. В начале XX в. философы вновь вынуждены были обратиться к вопросам о возможностях человеческого познания, о сущности и жиз­ненной значимости феномена знания. Актуализация проб­лемы познания была вызвана резким усложнением научно- познавательной деятельности, специализированной на по­лучении систематических достоверных знаний, и необходи­мостью заново осмыслить, что значит знать что-либо, чем знание отличается от мнения или предрассудка?

Поскольку особое внимание к науке было отличитель­ной чертой философии позитивизма, неудивительно, что обсуждение вопроса о знании осуществлялось в тесной свя­зи с идеями этой философии. Правда, влияние позитивизма

Конта и Спенсера к тому времени было существенно ослаб­лено обнаружением устарелости предпринятых ими «синте­тических обобщений» научных данных, претендовавших притом на полную неувядаемость. Не выдержала испыта­ния временем и более поздняя, махистская разновидность позитивизма. Ощущалась настоятельная потребность в мо­дернизации позитивизма.

Первые шаги в этом направлении были предприняты в рамках аналитической философии, исследовавшей языко­вые средства выражения знания и сосредоточившей внима­ние на проблеме значения отдельных слов, целостных; вы­сказываний и их систем. У истоков аналитической филосо­фии стоял английский философ Бертран Рассел (1872-1970), крупный специалист также в области математики и логики. Большое влияние на развитие обновленного позитивизма (неопозитивизма) оказал опубликованный в 1921 г. «Логи­ко-философский трактат» австрийского философа и логика Людвига Витгенштейна (1884-1951), в котором была осу­ществлена аналитическая критика языка и применена к ре­шению философско-познавательных проблем совершенная техника логического исследования, ранее успешно исполь­зованная Расселом при переосмыслении оснований матема­тики. В 1923 г. оформляется так называемый «Венский кру­жок», объединивший усилия специалистов в логике, фило­софии, математике, социологии. Взгляды, сходные с идеями этого «кружка», развивались и другими исследователями в Германии, Польше и т.д. Возникновение неопозитивизма представляло собой определенный ответ на реально сущест­вовавшую потребность самоопределения гносеологической мысли первой половины XX в.

В «Логико-философском трактате» Витгенштейна пред­принята разработка концепции идеального языка науки, ко­торый, по существу, отождествляется здесь с мышлением. Исходные элементы этого языка - имена объектов. Значе­ния их растолковываются через пояснения и обнаружива­ются в употреблении, в контексте предложений. Только предложения имеют смысл, ибо они выражают факты. Зна­ки представляют имена, будучи чувственно' воспринима­емыми символами. Во избежание ошибок, связанных с под­меной значений слов, нужно подчинить знаковый язык строгой логической грамматике. При этом значение знаков никак не связано с логическим синтаксисом, или правилами соединения знаков. Неважен и конкретный способ обозна­чения, избранный нами. «И такова вообще ситуация в фи­лософии - единичное всякий раз оказывается неважным, но возможность каждого единичного открывает нам что-то, относящееся к сути мира»1.

Мир определяется Витгенштейном как «все, что проис­ходит», или как «целокупность фактов, а Не предметов»; «мир - это факты в логическом пространстве»2. События в мире не зависят друг от друга. Из существования или несу­ществования одного события нельзя заключить о существо­вании или несуществовании другого.

С помощью знаков -мы создаем картину фактов, пред­ставляющую определенную ситуацию в логическом про­странстве. Такая картина подобна мерилу, накладываемому на действительность. Она может быть правильной либо неправильной. Пространственная картина изображает все пространственное, цветовая - все цветовое. То, что во вся­кой картине должно быть общим с действительностью, да­бы она вообще могла служить изображением, как подчерки­вает Витгенштейн, есть ее логическая форма.

Никакой априори истинной картины не существует. Для того чтобы заключить об истинности картины, ее нужно со­поставить с действительностью. Возможность всех сравне­ний, всей образности нашего языка основывается на логике изображения. Пример изображения фактов - иероглифи­ческое письмо.

Образ есть модель действительности. Предложение изображает некоторую ситуацию. Понимая предложение, я знаю изображенную в нем возможную ситуацию. Так предложение показывает свой смысл: как обстоит дело, если оно истинно.

Витгенштейн стремится четко определить сферу, в пре­делах которой возможны ясные, недвусмысленные выска­зывания. В авторском предисловии к «Трактату» отмечает­ся, что замысел его состоит в проведении границы мышле­ния, или, точнее говоря, границы выражения мысли, ибо для ограничения мышления мы должны были бы обладать , способностью мыслить по обе стороны этой границы, т.е. иметь возможность мыслить немыслимое. Такая граница может быть проведена только в языке.

Витгенштейн категорически заявляет, что философия не является одной из наук, и слово «философия» должно обо­значать нечто, стоящее под или над, но не рядом с науками. Цель философии он усматривает в логическом прояснении мыслей, толкуя философию не как учение, а как деятель­ность, в результате которой достигается ясность предложе­ний. При этом «все, что вообще мыслимо, можно мыслить ясно. Все, что поддается высказыванию, может быть выска­зано ясно»[83].

Выполненный в аскетически суровой афористической форме «Трактат» Витгенштейна впечатляет своими атаками на философию. Здесь утверждается, что большинство пред­ложений и вопросов, толкуемых как философские, не лож­ны, а бессмысленны, ибо они лишены фактического содер­жания. На такие вопросы невозможно точно, по-научному строго ответить, ибо они не соответствуют логике языка. Логика же «заполняет мир; границы мира суть и ее гра­ницы»[84].

Казалось бы, философии вынесен окончательный приго­вор, не подлежащий обжалованию. Однако здесь же мы встречаем слова о том, что «смысл мира должен находиться вне мира. В мире нет ценности - а если бы она и была, то не имела бы ценности»[85]. Высшее, замечает Витгенштейн, не выразить предложениями.

Высказывая в предисловии к «Трактату» уверенность в полной и завершенной истинности сформулированных в нем мыслей, убежденность в окончательности поставлен­ных проблем, он тут же замечает, что вторая сторона его ра­боты состоит в указании на то, сколь мало дает решение та­ких проблем. Заключают же этот фундаментальный для ло­гического позитивизма трактат следующие слова: «Мои предложения служат прояснению: тот, кто поймет меня, поднявшись с их помощью - по ним - над ними, в конеч­ном счете признает, что они бессмысленны. (Он должен, так сказать, отбросить лестницу, после того как поднимется по ней). Ему нужно преодолеть эти предложения, тогда он пра­вильно увидит мир. О чем невозможно говорить, о том сле­дует молчать»[86].Эти весьма многозначительные высказывания лишают нас права приписывать философской позиции Витгенштей­на, Свойственной раннему периоду его творчества, жесткую однозначность и прямолинейность. Мир логических выска­зываний для него отнюдь не тождественен жизненному ми­ру человеческого бытия. Так, «субъект не принадлежит ми­ру, а представляет собой некую границу мира»1. На одной и той же странице «Трактата» мы встречаем утверждения: «Тайны не существует», а далее - «в самом деле, существует невысказываемое. Оно показывает себя, это - мистическое». Самым важным Витгенштейн считал не собственно логи­ческое, а именно философско-мировоззренческое содержа­ние своего «Трактата». Невыразимое в строгих понятиях яв­ляется самым важным в жизненном отношении.

Конечно, не все философы, разрабатывавшие проблема­тику логического позитивизма, могли позволить себе такую непоследовательность. Но все они были, как правило, действительными исследователями. Заблуждаясь, они не­редко сами же способствовали обнаружению своих ошибок и, в меру сил, стремились их преодолевать.

Одной из трудных для логического позитивизма явля­лась проблема верификации, или установления истинности научных утверждений. С точки зрения неопозитивизма, эм­пирический базис науки составляют совершенно достовер­ные протокольные высказывания, фиксирующие чистый чувственный опыт субъекта познания. Осмысленными и, соответственно, допустимыми в науке признаются лишь те высказывания, которые могут быть верифицированы, т.е. сведены к протокольным предложениям. Однако выяс­нилось, что такую процедуру можно осуществить лишь в очень немногих случаях, а большинство научных положе­ний, имеющих общий характер, верифицируется лишь косвенно, через связь с другими утверждениями, допуска­ющими проверку.

В 30-е годы Витгенштейн отходит от своей прежней по­зиции, декларированной в «Логико-философском тракта­те». В посмертно изданной работе «Философские исследова­ния» он отмечает, что его первая книга («Трактат») содержа­ла серьезные ошибки. Осознав, что прежняя его гносеологи­ческая установка опиралась на чрезмерные и неконструк­тивные упрощения, он переключился на изучение реально­го, живого, а не искусственно сконструированного языка с целью выявления действительно используемых людьми ме­ханизмов мышления. Язык понимается им теперь как игра, правила которой обнаруживаются в ее проявлениях.

Логическое требование кристальной чистоты и прозрач­ности идеального языка с его атомарными предложениями как образами фактов, абсолютно точными терминами и од­нозначными по смыслу высказываниями разительно не совпадает с реальным употреблением языка. Поэтому на первый план выдвигается контекстуальное рассмотрение значений слов и предложений, исходящее из того, что исти­на конкретна. Язык признается органичной формой соци­альной жизни. Вместо значений языковых форм, утвержда­ет теперь Витгенштейн, нужно говорить об их применении. Существует необозримое множество способов употребле­ния элементов языка в повседневной речевой практике, и никакая искусственная языковая логическая схема не может служить универсальным критерием оценки совершенства языка.

Концепция «Логико-философского трактата» излагает лишь одну из языковых игр - описание фактов. В действи­тельности существует много таких игр, или ограниченных форм языка, и всякая подобная игра включена в контекст человеческой деятельности, которую она обеспечивает. Примеры языковых игр: отдавать приказы или выполнять их, распевать хоровые песни, просить, благодарить, прокли­нать, приветствовать, молить. В языке, как и в жизни, нет ничего совершенно простого и неизменного.

Тезис об игровой природе языка получает развитие в выдвинутой Витгенштейном теории «семейных сходств».

• Так, исходя из того, что значение слова совпадает с его упо­треблением в игре, можно попытаться выяснить значение слова «игра». При этом обнаруживается, что слово это объ­единяет в себе очень разные значения, в рамках эмпириче­ски фиксируемого диапазона которых одни игры схожи между собой по одним признакам, а другие - по другим, и объединяет их лишь общее словесное обозначение.

Понимание, по Витгенштейну, представляет собой чисто языковой процесс, определяемый контекстом языковой иг­ры и не содержащий никаких психических компонентов. Поэтому у разных людей понимание одной и той же ситуа­ции может совпадать. Он утверждает, что сознание в целом вполне адекватно описывается как языковой феномен, яв­ляющийся частью более широкого, жизненного контекста языковых игр. Языковая практика представляет собой сле­дование некоторым правилам, которые по своей природе социальны. Правила эти доступны всем и часто не нужда­ются в обосновании, тем более в научном, поскольку мно­жество практик осуществляется бессознательно. Тем не ме­нее все они являются столь же правомерными частями язы­ка, как и научные положения.

Витгенштейн подчеркивает, что язык как средство обще­ния, в принципе, не может быть частным достоянием обо­собленного индивида. Если бы человек сам присваивал име­на своим ощущениям, то значения своих слов понимал бы только он один. Любой опыт, включая и опыт сознания, есть языковая игра. Язык пронизывает всю человеческую практику. Попытки говорить о чем-либо в нашей жизни безотносительно языка, а потом искать связь соответству­ющего явления с языком (например, связь слова и ощуще­ния, высказывания и факта, сознания и языка) лишена смысла, ибо они не имеют применения в обыденной речи. Никакой мысли, скрытой за языком, не существует.

Для науки характерно требование приводить основания, доказывать высказываемые положения. Но во многих язы­ковых играх мы ограничиваемся простыми утверждениями, принимаемыми на веру. В целом же язык - это инструмент, необходимый для осуществления человеческой деятельнос­ти, а вовсе не формальная структура, в рамках которой про­текают обособленные процессы понимания, интерпретации и создания значений. Нашему пониманию предшествует согласованность в формах жизни, практики. Понимание - это тоже своего рода языковая игра, правила которой совпа­дают с правилами нашего поведения.

При решении предельно широких, мировоззренческих проблем мы, как правило, наталкиваемся на трудности, ко­ренящиеся в языковой практике. Язык изобилует специфи­ческими ловушками. Так, использование языковой формы существительных побуждает искать (а иногда и придумы­вать) соответствующие им предметы, хотя слова эти могут означать и свойства, притом разнородные, и отношения между предметами. Гипостазирование абстракций, т.е. приписывание им самостоятельного бытия, наполняет фи­лософские рассуждения решением псевдопроблем.

Философское исследование понимается поздним Витген­штейном не как умозрительное конструирование абстрактных схем, а как работа по прояснению нашего языка, по­скольку он является вербализованным интеллектом, функ­ционирующим в реальных жизненных связях людей. Про­демонстрированные Витгенштейном образцы работы в сти­ле лингвистической философии ориентируют не на создание идеальных, формализованных языков, а на разработку по­зитивных аспектов реальной языковой деятельности. Ника­ких масштабных теоретико-мировоззренческих проблем здесь решать не предполагается.

 

К. Поппер

 

Австрийский философ, логик, социолог Карл Поппер (1902-1994), в противовес логическому эмпиризму неопо­зитивистов, разработал концепцию критического рациона­лизма, которая лежит у истоков постпозитивизма - гносео­логического направления, пришедшего на смену позити­визму.

Поппер считает неубедительными суждения неопозити­вистов о том, что данные опыта (факты, протокольные суж­дения) имеют самостоятельное и абсолютное познаватель­ное значение, в силу которого они могут служить средства­ми верификации (проверки) научной теории. С точки зрения Поппера, чистый опыт, или непосредственная чувственная достоверность, лишенная какой бы то ни было примеси теоретических исследований, является фикцией. Реальный опыт возможен лишь в свете той или иной кон­цептуальной догадки или теории, и не существует никакого феноменального языка (языка эмпирических описаний), противостоящего теоретическому языку.

Универсальные теоретические суждения, к получению которых стремится наука, не могут быть выведены из ограниченной, конечной совокупности единичных фак­тографических суждений. Фундаментальные теоретиче­ские положения, выступающие как всеобщие теоретиче­ские суждения, не возникают и, в принципе, не могут воз­никнуть индуктивным путем. Процесс их появления не поддается логической реконструкции, является внерацио- нальным.

В силу универсальности базовых теоретических положе­ний их верификация путем сопоставления с опытом неэф­фективна, ибо ее выводы всегда будут лишь вероятностны­ми. Полное подтверждение опытом таких положений не­возможно, а частичное - неубедительно. Абсолютного кри­терия истины не существует. Непротиворечивость сужде­ний тоже не гарантирует устранения произвольных измыш­лений, которым можно придать весьма стройный вид. Не имея шансов установить неопровержимую истину, мы, оставаясь на почве науки, можем стремиться лишь к тому, чтобы наши суждения сохраняли связь с реальностью, а для этого нужно прежде всего устранять из них ложь и заблуж­дение.

Значит, критерий оценки научности теоретических утверждений должен быть изменен. Поскольку невозможна окончательная и исчерпывающая их верификация, характе­ризующая совпадение их следствий с опытом, нужно осу­ществить обратную проверку, а именно отыскать возмож­ность их опровержения, фальсификации. Такая возмож­ность имеется благодаря тому, что всякое универсальное суждение существования может быть обращено в суждение несуществования. Например, утверждение «все лебеди бе­лы» можно обратить в утверждение «не существует черных лебедей». И если удастся открыть опытным путем хотя бы одного черного лебедя, то первоначальное универсальное суждение будет опровергнуто.

Поппер подчеркивает, что научное значение имеют толь­ко те теории, которые допускают, в принципе, опроверже­ние. Нефальсифицируемые теории оказываются вместе с тем и неверифицируемыми, ибо они так сконструированы, что их правильность невозможно поставить под сомнение. Здесь, как полагает Поппер, проходит линия демаркации (линия границы) между наукой и вненаучными, например религиозными или идеологическими утверждениями. Ме­тод науки состоит из проб и ошибок, выдвижения догадок и, после соотнесения их с данными наблюдений, отбрасыва­ния тех из них, которые не подтвердились. Этот метод со­ставляет основу всякого развития. Так, в живой природе каждый организм есть своеобразная проба, и если она успешна, то у нее есть потомство, ошибки же устраняются.

Тем самым на смену эмпиризму неопозитивистов при­ходит более взвешенная гносеология, утверждающая само­стоятельное познавательное значение научной теории, в свете которой становятся различимыми и эмпирические факты определенного рода. Правда, Поппер не дает рацио­нального объяснения основополагающего процесса возник­новения теории или хотя бы акта ее выбора из некоего ряда возможных вариантов. Такой выбор является результатом методологического решения, связанного определенным образом с философской, мировоззренческой позицией исследователя. Опыт, с точки зрения гносеологической кон­цепции Поппера, становится способом деятельности позна­ющего субъекта, обеспечивающим практическую реализа­цию его миропонимания. При этом допускается возмож­ность иного, альтернативного истолкования исследуемой реальности и, соответственно, выдвижения других теорий изучаемых объектов. Логику же научного открытия (а имен­но так называется основная работа Поппера по теории по­знания) критический рационализм не разъясняет.

Итак, если логический позитивизм концентрировал вни­мание на формальной структуре систем научного знания и анализе языка науки, то постпозитивистская гносеология направляет свои усилия на осмысление реального процесса научного познания, исследует историю науки. Устраняется характерное для логического позитивизма противопостав­ление эмпирических фактов как «атомов» научного знания вероятностным, проблематическим, теоретическим их обобщениям. Преодолевается и пренебрежительное отно­шение к философии, принижение ее познавательных воз­можностей и общей ее роли в человеческом познании. На­конец, уже отмеченная Поппером и детально исследованная его преемниками в рамках установок постпозитивизма воз­можность конкуренции научных теорий и неизбежность смены теоретического изображения изучаемых явлений подталкивают к выводу о том, что процесс научного позна­ния не сводится к простому количественному приращению знаний, а соединяет моменты поступательности и прерыв­ности, скачкообразности, качественных изменений

Т. Кун

 

Закономерности развития науки, соотношение эволюци­онной и революционной стадий этого развития, изменение характера научного мышления в связи с возникновением новых теорий были подвергнуты обстоятельному исследо­ванию американским философом Томасом Куном (1922- 1995). В книге «Структура научных революций» он рассмат­ривает «нормальную науку» как период господства в про­фессиональном научном сообществе определенных правил, образцов и стандартов исследовательской практики - всего того, что излагается в нынешних учебниках, а прежде, до то­го как подобные учебники стали общераспространенными, содержалось в классических трудах ученых, положивших основу определенной традиции в науке.

Членов научного сообщества, по Куну, объединяет пара­дигма. Определение ее является непростым делом. Кун раз­личает два аспекта понятия «парадигма». Первый аспект самого понятия характеризует «дисциплинарную матрицу», которая выражает принадлежность ученых к определенной научной дисциплине и составлена из набора упорядочен­ных элементов. Этот набор включает используемые иссле­дователями символические обобщения, аппарат логических и математических формул, нужных для решения задач. Та­кие обобщения внешне напоминают законы природы, хотя они не являются абсолютно жесткими и допускают частич­ные исправления. Сюда входят и компоненты, названные Куном метафизическими и характеризующие реальность, с которой имеет дело исследователь, онтологические и эвристи­ческие модели, аналогии и метафоры, использование которых представляется предпочтительным. Наконец, дисциплинарная матрица включает в себя ценности и уста­новки, общность которых сплачивает научную группу, счи­тающую себя ответственной за разработку тех или иных проблем и реализацию связанных с этим задач, включая подготовку учеников и преемников. Вторым аспектом пара­дигмы, по Куну, является совокупность общепринятых образцов научной деятельности, выступающих в учебниках как решения определенных значимых задач.

На стадии «нормальной науки» осуществляется деятель­ность по решению познавательных задач, имеющих харак­тер своеобразных головоломок, с помощью которых как бы проверяется мастерство и упорство исследователей. Успеш­ное решение таких головоломок пополняет массив дисцип­линарного знания. Правда, парадигма не может полностью гарантировать решение всех возникающих познавательных проблем. Тем не менее простое появление фактов, не согла­сующихся с принятыми теориями, не ведет автоматически к отрицанию этих теорий, как это следовало из модели разви­тия науки, предложенной Поппером. Развитие науки харак­теризуется устойчивостью в изменениях, и ломка парадиг­мы может быть вызвана лишь такими аномалиями, которые до основания потрясают здание научной дисциплины. В на­уке, как и в сфере производства, радикальная смена исполь­зуемых инструментов осуществляется нечасто и только в силу чрезвычайных обстоятельств.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.