Сделай Сам Свою Работу на 5

Задачи-головоломки в нормальной науке





Об авторе

 

Томас Кун (1922-1994), американский историк и философ науки, Первоначально Кун изучал теоретическую физику в Гарвардском университете, но в конце учебы увлекся историей науки. Первая его книга вышла в 1957 г. и была посвящена коперниканской революции. Опубликованная в 1962 г. “Структура научных революций” стала бестселлером, она была переведена на многие языки и неоднократно переиздавалась, в том числе трижды, в 1975, 1977, 2002 годах вышла на русском языке. В этой книге Кун ввел понятия, которые затем широко вошли в язык ученых: “парадигма”, “научное сообщество”, “нормальная наука”. В последующие годы он участвовал в многочисленных дискуссиях, связанных с его концепцией науки, а также занимался историей возникновения квантовой механики.

Основные подходы

 

Основной целью Куна было преодолеть нормативный подход к истории науки и показать историческую целостность науки в конкретный период. Кун подчеркивает также аккумулятивный характер науки.

«Современные историографы не столько стремятся отыскать в прежней науке непреходящие элементы, которые сохранились до современности, сколько пытаются вскрыть историческую целостность этой науки в тот период, когда она существовала».



Томас Кун

Новая теория, какой бы специальной ни была область ее приложения, никогда не представляет собой (или, во всяком случае, очень редко представляет) просто приращение к тому, что уже было известно.

Томас Кун

 

Парадигма

Кун членит науку не на отдельные теории, а на более объемные образования, которые он называл парадигмами (от греч. paradigma — образец, пример).

Парадигма – это общепринятая модель, на основе которой в научном сообществе формулируются проблемы и определяются их решения; это также совокупность научных достижений, которые воплощаются в фундаментальных научных трудах со следующими признаками: открытость (любой ученый может найти решение еще нерешенных проблем с помощью этого труда) и беспрецедентность (способность привлечь сторонников из конкурирующих направлений).

 

Множественность определений парадигмы (около 22) – один из предметов критики Куна.



 

Парадигма содержит не только теорию, определенные принципы и законы, но и образцы решения проблем (с определенными методами исследования, которые ограничены типом получаемых в процессе исследования фактов), а также совокупность убеждений и ценностей.

 

2 аспекта парадигмы по Куну:

· методологический

совокупность теоретических предпосылок, с помощью которых осуществляется отбор, оценка и критика фактов, максимум теоретических и методологических возможностей, которые могут быть использованы в исследовании;

· социально-психологический

факт принятия парадигмы научным сообществом, не подкрепленный однако какими-либо объективными и рациональными причинами.

 

Структура парадигмы:

 

· символические обобщения – законы и определения наиболее употребляемых понятий

· совокупность метафизических установок, задающих определенную онтологию универсума

· совокупность общепринятых образцов решения определенного типа задач

 

Понятия «парадигма» и «научная теория» нетождественны.

1) Понятие парадигмы шире и предшествует понятию научная теория

2) В понятие парадигмы включены социально-психологические аспекты, этические правила ценности и нормы функционирования научной деятельности.

 

Большинство ученых освобождено от размышлений о самых фундаментальных вопросах своей дисциплины: они уже “решены” парадигмой. Главное их внимание направлено на решение небольших конкретных проблем, в терминологии Куна - “головоломок”. Приступая к таким проблемам, ученые уверены, что при должной настойчивости им удастся решить “головоломку”, потому что на основе принятой парадигмы уже удалось решить множество подобных проблем. Парадигма задает общий контур решения, а ученому остается показать свое мастерство и изобретательность в важных и трудных, но частных моментах.



 

 

В своем установившемся употреблении понятие парадигмы означает принятую модель или образец.

В науке, с другой стороны, парадигма редко является объектом копирования, она представляет собой объект для дальнейшей разработки и конкретизации в новых или более трудных условиях.

Исследование в нормальной науке направлено на разработку тех явлений и теорий, существование которых парадигма заведомо предполагает.

Но эти ограничения, рождающиеся из уверенности в парадигме, оказываются существенными для развития науки. Концентрируя внимание на небольшой области относительно эзотерических проблем, парадигма заставляет ученых исследовать некоторый фрагмент природы так детально и глубоко, как это было бы немыслимо при других обстоятельствах.

Томас Кун

Дисциплинарная матрица

 

Пытаясь более точно определить понятие «парадигма», Кун ввел понятие дисциплинарной матрицы, учитывающей как принадлежность ученых к определенной дисциплине, так и систему правил научной деятельности.

 

Компоненты дисциплинарной матрицы образуют единое целое. В этом значении парадигма противопоставляется термину «теория», который обозначает структуру, намного более ограниченную по природе и объему.

 

Матрица содержит:

· символические обобщения

· метафизические парадигмы или метафизические части парадигм (концептуальные модели или общепризнанные предписания)

· ценности, принятые в данном научном сообществе и проявляющие себя как при выборе путей исследования, так и при оценке полученных результатов состояния науки в целом (отсюда чувство единства в научных сообществах)

· образцы решения проблем в процессе обучения и в процессе самостоятельной исследовательской работы ученых

 

 

Научное сообщество

Это группа ученых, объединенных верой в одну парадигму

 

Характеристики и роль научного сообщества:

-единство целей и задач

-единая научная и профессиональная подготовка

-универсализм

-коллективный характер производства знания

-наличие определенной парадигмы

Формообразующим ингредиентом убеждений, которых придерживается данное научное сообщество в данное время, всегда являются личные и исторические факторы — элемент по видимости случайный и произвольный.

Наличие этого элемента произвольности не указывает, однако, на то, что любое научное сообщество могло бы заниматься своей деятельностью без некоторой системы общепринятых представлений.

Томас Кун

БОЛЕЕ ПОДРОБНО ЧИТАТЬ ГРИШУНИНА СТР 124, МЫ ПО НЕМУ БУДЕМ РАССКАЗЫВАТЬ

Нормальная наука

Это понятие, введенное в философию науки Куном. Означает деятельность научного сообщества в соответствии с определенной нормой - парадигмой. Природа нормальной науки состоит в постановке и решении всевозможных концептуальных, инструментальных и математических задач-«головоломок». Парадигма жестко регламентирует как выбор проблем, так и методы их решения. Для Куна творческий аспект в период нормальной научной деятельности ограничен расширением области применения и повышением точности парадигмы. Концептуальные основания парадигмы при этом не затрагиваются, что ведет лишь к количественному росту знания, но не качественному преобразованию его содержания. Поэтому Кун характеризует нормальную науку как «в высшей степени кумулятивное предприятие».

 

“Нормальная наука” означает исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений — достижений, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа для его дальнейшей практической деятельности. В наши дни такие достижения излагаются, хотя и редко в их первоначальной форме, учебниками — элементарными или повышенного типа.

Томас Кун

Эти три класса проблем — установление значительных фактов, сопоставление фактов и теории, разработка теории — исчерпывают, как я думаю, поле нормальной науки, как эмпирической, так и теоретической.

Томас Кун

 

Ученые, научная деятельность которых строится на основе одинаковых парадигм, опираются на одни и те же правила и стандарты научной практики. Эта общность установок и видимая согласованность, которую они обеспечивают, представляют собой предпосылки для нормальной науки, то есть для генезиса и преемственности в традиции того или иного направления исследования.

Томас Кун

Задачи-головоломки в нормальной науке

 

Никто не затрачивает годы, скажем, на создание усовершенствованного спектрометра или на более точное решение проблемы колебания струны в силу одной лишь важности информации, которая при этом приобретается.

Задачи-головоломки — в самом обычном смысле, подразумеваемом в данном случае, — представляют собой особую категорию проблем, решение которых может служить пробным камнем для проверки таланта и мастерства исследователя.

Хотя собственная ценность не является критерием головоломки, существование решения является таким критерием.

Проблема, классифицируемая как головоломка, должна быть охарактеризована не только тем, что она имеет гарантированное решение. Должны существовать также правила, которые ограничивают как природу приемлемых решений, так и те шаги, посредством которых достигаются эти решения.

До тех пор пока эксплицитные утверждения о научном законе, о научных понятиях и теориях остаются признанными, они помогают выдвигать головоломки и ограничивать приемлемые решения.

Существование жестко определенной сети предписаний — концептуальных, инструментальных и методологических — представляет основание для метафоры, уподобляющей нормальную науку решению головоломок.

Томас Кун

Научная революция

 

Когда ученым не удается решить одну головоломку, затем другую и т.п. Поначалу это не вызывает особых опасений, никто не кричит, что парадигма фальсифицирована. Ученые откладывают эти аномалии - так Кун называет нерешенные головоломки и не укладывающиеся в парадигму явления - на будущее, надеются усовершенствовать свои методики и т.п. Однако когда число аномалий становится слишком большим, ученые - особенно молодые, еще не до конца сросшиеся в своем мышлении с парадигмой - начинают терять доверие к старой парадигме и пытаются найти контуры новой.

 

В условиях кризиса нет другого выхода, как отказаться от парадигмы. Но отказ от одной парадигмы есть решение принять другую парадигму. Принимается та парадигма, которая позволяет достичь большего успеха. Выбор новой парадигмы определяется в решающей степени максимами, нормами, ценностями. При этом надо отличать стандартные критерии оценки адекватности теории, такие, например, как точность, непротиворечивость, область приложения, простота и плодотворность, от факторов, зависящих от индивидуальной биографии и характеристики личности. Критерии выбора Кун квалифицирует как ценности. Главный его вывод состоит в том, что выбор парадигмы определяется ценностями. Сторонники конкурирующих парадигм никогда не преследуют одни и те же цели, они руководствуются разными неэмпирическими допущениями. А поэтому «конкуренция между парадигмами не является видом борьбы, которая может быть разрешена с помощью доводов». В силу тех же неэмпирических, т.е. неустанавливаемых путем верификации или фальсификации, допущений ученые, работающие в различных парадигмальных областях, видят вещи по-разному и говорят на неодинаковых языках (теории несоизмеримы).

 

Когда специалист не может больше избежать аномалий, разрушающих существующую традицию научной практики, — начинаются нетрадиционные исследования, которые в конце концов приводят всю данную отрасль науки к новой системе предписаний (commitments), к новому базису для практики научных исследований.

Томас Кун

Каждое из открытий необходимо обусловливало отказ научного сообщества от той или иной освященной веками научной теории в пользу другой теории, несовместимой с прежней. Каждое из них вызывало последующий сдвиг в проблемах, подлежащих тщательному научному исследованию.

Томас Кун

Научный прогресс

 

Научный прогресс не отличается по типу от прогресса в других областях, но очень долгое отсутствие конкурирующих школ, которые обсуждают цели и стандарты друг друга, позволяет более легко заметить прогресс нормального научного сообщества.

Например, мы уже отмечали, что принятие однажды общей парадигмы освобождает научное сообщество от необходимости постоянно пересматривать свои основные принципы; члены такого сообщества могут концентрировать внимание исключительно на тончайших и наиболее эзотерических явлениях, которые его интересуют. Это неминуемо увеличивает как эффективность, так и действенность, с которыми вся группа решает новые проблемы.

Исследователю не нужно заботиться о том, чту будут думать какие-нибудь другие группы или школы, и поэтому он может откладывать одну проблему и продвигаться к следующей быстрее, нежели те, кто работает для более разнородной группы. Но, что особенно важно, изоляция научного сообщества от общества в целом позволяет каждому ученому концентрировать свое внимание на проблемах, относительно которых он имеет все основания верить, что способен их решить.

В нормальном состоянии научное сообщество обладает необычайно эффективным инструментом для решения проблем или головоломок, которые определены парадигмами. Кроме того, результат решения этих проблем неминуемо должен быть прогрессивным. В этом нет никакого сомнения.

Томас Кун

 

Достоинства

 

· структуризация элементов научного знания;

· стремление соблюдать определенные требования, предъявляемые к структуре научного исследования: акцент на методологической обоснованности теорий, ориентир на целостный подход в развитии научного знания;

· антикумулятивная модель развития науки (имеется в виду, что этот процесс не сводится к непрерывному накоплению знания, а включает стадии научных революций);

· подчеркивание особой роли образцов (парадигм) научной деятельности;

· детализация научного исследования

 

 

Но эти ограничения, рождающиеся из уверенности в парадигме, оказываются существенными для развития науки. Концентрируя внимание на небольшой области относительно эзотерических проблем, парадигма заставляет ученых исследовать некоторый фрагмент природы так детально и глубоко, как это было бы немыслимо при других обстоятельствах.

Томас Кун

 

«…Обращение к парадигмальному теоретизированию быстро превратилось в норму в дискуссиях по экономической теории и «парадигма» теперь является притчей во языцех для любого историка экономической мысли».

М. Блауг (1986)

 

Недостатки

 

· целый ряд вопросов остались открытыми: По каким принципам можно идентифицировать парадигму? Могут ли существовать парадигмы внутри парадигм, т.е. субпарадигмы?

· ограничение возможностей анализа метафизических парадигм;

· фактическое отрицание соизмеримости парадигм и возможности их сравнительного анализа на основании объективных критериев;

· иррационализм концепции: переход от одной парадигмы к другой не имеет логических объяснений и выглядит как процедура обращения в новую веру

· описание многих категорий в социально-психологическом аспекте – причина обвинений критиков в ненаучности

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.