Тема «Трудности, возникающие при прохождении практики, и их преодоление»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Факультет социальных наук
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета социальных наук
В.А. Блонин ___________________
23 мая 2011 г.
Рабочая программа дисциплины
Организация практики в социальной работе
Направление подготовки
040400 – Социальная работа
Профиль подготовки
040400.62 - Организация социальной работы с разными группами населения
Квалификация выпускника
бакалавр
Форма обучения
очная
_____________________________________
Нижний Новгород
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Организация практики в социальной работе» являются:
овладеть основами социальной работы для ее последующего изучения как отрасли социального знания, профессиональной деятельности и учебной дисциплины;
получить представление о базовых понятиях современной социальной работы;
определить направления последующего профессионального развития в области социальной работы.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Учебная дисциплина «Организация практики в социальной работе» входит в вариативную часть Профессионального цикла ФГОС ВПО по направлению подготовки 040400 – «Социальная работа» и логически и содержательно взаимосвязана с разделом «Учебная и производственная практики», формирующим профессиональные компетенции бакалавра социальной работы.
Учебная дисциплина «Организация практики в социальной работе» является вводным курсом, преподаваемым в первом семестре первого года обучения. Для ее изучения необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе.
Освоение данной дисциплины обязательно предшествует разделу «Учебная и производственная практики».
3. Требования к результатам освоения дисциплины «Организация практики в социальной работе»
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО по направлению подготовки 040400 – «Социальная работа»:
- Владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- Стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);
- Осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8).
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
Нормативно-правовые документы и учебно-методические материалы, обеспечивающие организацию и прохождение практики
Права и обязанности участников практической подготовки
Уметь:
Планировать практическое обучение
Заполнять Портфолио
Осуществлять критический анализ практической работы
Владеть:
Рефлексивной практикой
Способами самостоятельной работы с литературой по социальной работе.
4. Структура и содержание дисциплины «Организация практики в социальной работе»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, из них 16 лекционных, 16 – практические аудиторные занятия, 40 – самостоятельная работа студентов.
№
п/п
| Раздел
Дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| лекции
| Практич. занятия
| Самост. работа
|
| Место и роль практики в профессиональной подготовке студентов, обучающихся по направлению «Социальная работа». Взаимосвязь теории и практики социальной работы.
|
| 1-3
|
|
|
| Участие в практ.занятии – 2
|
| Нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение практического обучения
|
| 4-5
|
|
|
| Участие в практ.занятии – 5
|
| Субъекты практики и их взаимодействие.
Роль студента
Роль руководителя практики от Университета
Роль Руководителя практики с места практики
Роль клиента
Взаимодействие субъектов практики на различных этапах практического обучения
|
| 6-8
|
|
|
| Участие в практ.занятии – 7
|
| Подготовка к практике
|
| 9-11
|
|
|
| Участие в практ.занятии – 10, 11
|
| Прохождение практики
Заполнение Портфолио
Рефлексия и критический анализ
Обеспечение поддержки студента во время практики
Супервизия в ходе практического обучения
|
| 12-14
|
|
|
| Участие в практ.занятии – 13, 14
|
| Оценка результатов практики
|
| 15-16
|
|
|
| Участие в практ.занятии – 16
Зачет – 1 семестр
|
| Итого:
|
|
|
|
|
|
|
Образовательные технологии
Рекомендуемые образовательные технологии: лекции (Л), практические занятия (ПЗ), самостоятельная работа студентов (СР).
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 040400 «Социальная работа» реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятийв сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. При изучении дисциплины «Организация практики в социальной работе» проводятся:
разбор конкретных ситуаций;
социально-психологические тренинги;
деловые и ролевые игры;
мозговой штурм;
групповые дискуссии.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять в целом в учебном процессе не менее 20 % аудиторных занятий.
Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 % аудиторных занятий.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины «Организация практики в социальной работе» предусматривает выполнение обучающимися следующих видов самостоятельной работы: подготовка к лекциям, практическим занятиям, зачету.
Текущий контроль. Вопросы для индивидуальной и групповой работы студентов на практических занятиях:
Раздел дисциплины – 1. Тема «Виды и сроки практики».
Назовите (с использованием приема «мозговой штурм») и обсудите в малых группах преимущества и недостатки прохождения практики с отрывом и без отрыва студентов от аудиторных занятий, подтверждая их конкретными фактами. Затем распределитесь по трем группам и примите участие в учебной дискуссии «За» и «Против» проведения практики с отрывом от аудиторных занятий: одна группа должна защищать данную точку зрения, вторая должна будет опровергать это утверждение, третья группа – эксперты, задача которых отслеживать, насколько соблюдались правила проведения дискуссии той и другой группой, и оценивать убедительность их аргументации.
Раздел дисциплины – 2. Тема «Нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение практики»
Назовите документы, которые обеспечивают прохождение практики студентов ВУЗа. Какие стороны практической подготовки они регулируют?
Раздел дисциплины – 3. Тема «Субъекты практики».
Подумайте и предположите, кто, по вашему мнению, является участником отношений, связанных с осуществлением практической подготовки бакалавров социальной работы. Какие роли они выполняют? Когда и как взаимодействуют?
Раздел дисциплины – 4.
Тема «Права и обязанности участников практической подготовки»
А) Сначала индивидуально, затем в малых группах и, наконец, коллективно обсудите возможные требования к потенциальным местам практики.
Предлагаем выполнить следующее упражнение. Подумайте и письменно ответьте на вопросы:
1. Каковы ваши обязанности в период практики?
2. Каковы ваши ожидания от руководителя практики от Университета?
3. Каковы ваши ожидания от руководителя практики от учреждения, в котором вы проходите практическое обучение?
Тема «Планирование прохождения практического обучения»
Б) Представьте, что Вы готовитесь к встрече с руководителем практики в учреждении. Попробуйте спланировать Ваши действия на практике и представить их в виде таблицы или графика, который может быть основой обсуждения с руководителем практики от Базы практики хода практического обучения.
Раздел дисциплины – 5.
Тема «Трудности, возникающие при прохождении практики, и их преодоление»
Подумайте и запишите в таблице трудности или препятствия, с которыми Вы можете столкнуться на любом из этапов прохождения практики, и предложите несколько вариантов и/или шагов их решения.
Тема «Рефлексивный и критический анализ». Вопросы:
1. Рефлексия – определение понятия.
2. Место рефлексии в практике социальной работы.
3. Критический подход в социальной работе.
Раздел дисциплины – 6.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|