Виды политической рекламы
Следует отметить, что деятельность предвыборной кампании не сводится исключительно к политической рекламе. А так как предвыборная компания не является темой нашего рассмотрения, мы остановимся лишь на видах политической рекламы, отобразив их как внешние связи друг с другом, так и внутренние закономерности.
Для рассмотрения видов политической рекламы, как частного случая коммерческой рекламы, выходящего, однако, за некоторые закономерности последней, следует отметить несколько моментов. Прежде всего нам видится необходимым выделить три наиболее распространенных тематических направления рекламы, улучшающих действенность ее восприятия. Данные тематические линии включают в себя:
- секс;
- природу;
- детей.
Следует сказать, что эти тематические направления не обязательно выступают в открытом виде. В рамках той или иной рекламной политики могут использоваться как все три направления, так и одно из них.
Следующее направление относится больше к коммерческой рекламе, однако может быть перенесено и на некоторые виды политической рекламы. Это основные закономерности рекламы, в соответствии с которыми реклама должна быть:
- Проста
- Оригинальна
- заметна.
В соответствии с первым положением, т. е. простоты, реклама не должна быть перегружена информацией (если только это не такой специфический вид рекламы, как статья, аналитическая программа или брошюра с программой кандидата или политической партии, также сюда частично может относиться такой частный случай рекламы, как реклама в транспорте, поскольку в данной среде человек, как правило, находится в режиме информационного голодания). Рекламная информация должна быть лаконична и направлена, скорее, на эмоциональную сферу, нежели на сферу разума.
«Оригинальность» рекламы соответствует и влияет и на третью закономерность, об этом речь будет ниже прежде всего от оригинальности зависит то, насколько данная рекламная линия будет узнаваема. Однако данная закономерность должна исполняться в соответствии с той электоральной группой, на которую направлена.
Любая реклама должна быть «заметна». Как уже отмечалось, это свойство сопряжено с «оригинальностью». Два эти положения действительно связаны и следуют одно из другого. Однако специфической особенностью «заметности» является выход из ряда не только за счет смыслового решения, но и за счет особенностей человеческого восприятия.
Таким образом, мы переходим собственно к рассмотрению видов политической рекламы
Устная политическая реклама
Пожалуй, это самый древний вид политической рекламы. История его возникновения восходит к временам Древней Греции и Древнего Рима, где глашатаи или непосредственно сами кандидаты высказывались относительно того, почему избирателям следует голосовать именно за них.
Основными требованиями к данному виду политической рекламы выступают прежде всего:
- ораторские способности кандидата (это такие характеристики, как дикция, эмоциональность выступления, логика, способность к анализу);
- внешний вид кандидата;
- общая внешняя притягательность, харизматичность, обаяние.
По сути, успех или неуспех в данном виде рекламы определяется подготовленностью самого оратора, его коммуникационными навыками, способностью «держать» аудиторию.
Политическая радиореклама.
Этот вид рекламы широко использовался еще во время первой и второй мировых войн.
В этом виде рекламы нас уже не интересуют внешний облик кандидата, его логические или иные аналитические способности (если только это не прямой эфир), основными здесь являются его ораторские способности. При этом они являются даже более значимыми, нежели в устной политической рекламе, поскольку голос - единственный источник информации и средство коммуникации. Соответственно, здесь, как, впрочем, и во всех остальных видах политической рекламы, огромное значение уделяется тексту выступления, его грамотности, логичности, связи с актуальными потребностями аудитории. Посему, как и при использовании любого вида рекламы, нам необходимо прежде всего определиться с аудиторией, на которую данное выступление будет работать. Ошибкой, однако, было бы при этом исключить из рассмотрения любой другой тип аудитории.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОРТРЕТ И СКУЛЬПТУРА
Данное направление является наиболее старым среди визуальных типов политической рекламы. Основная функция художественного портрета - это создание визуального образа политика. Художник должен выполнить работу, показав данного кандидата с выгодной стороны, передать его характер, настроение, т. е. ту невербальную информацию, которая необходима для вынесения вовне. Однако портрет не должен кардинально отличаться по типажу от данных характеристик самого кандидата, иначе информация этой рекламы потеряет свою актуальность и будет работать уже против политика.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРИКАТУРА
Как феномен, политическая карикатура появилась в ХVII в. сразу в трех странах - Англии, Франции и Голландии. И хотя она создавалась скорее как антиреклама, политическая карикатура имеет двойственную функцию. Наполеон в свое время сумел правильно оценить плюсы политических карикатур на него и всячески поощрял художников на их создание. Гельмут Коль даже сказал, что «если я однажды утром открою газету и не увижу там карикатуры на себя, то я уйду в отставку».
Казалось бы странным, почему сами политики так ценят и поощряют карикатуру, несмотря на то, что на ней они редко бывают представлены в выгодном свете. Причина заключается в том, что карикатура, как и любой другой материал, является способом актуализации информации в сознании читателя по принципу «кто это?». С другой стороны, карикатура изначально несет в себе положительное к себе отношение у читателя, так как является проявлением сатиры и юмора. И таким образом подобное отношение может переноситься и на самого кандидата. И, наконец, третьим пунктом здесь является то, что карикатура вовсе не обязательно должна подчеркивать недостатки кандидата, а именно его отличительные черты, что лишь способствует его большей узнаваемости. Для этого карикатуре совсем не нужно быть заказной со стороны объекта рисунка.
Фотография
Практически с момента своего широкого распространения фотография стала неотъемлемой частью политической рекламы. «Она придает ощущение большей достоверности тексту. У людей возникает ощущение причастности к событиям, изображенным на фотографии, сопереживание ее героям. Вместе с тем фотография – это интерпретация специального замысла фотографа, а не объективная регистрация событий. При этом на интерпретацию влияют непосредственный опыт и культурная среда интерпретатора». Однако, скорее, лучше будет восприниматься фотография «из жизни», нежели чисто студийная, даже если данная модель «из жизни» была специально спроектирована.
В фотографии могут использоваться некоторые типы символики, для правильной интерпретации которых и необходим учет культуры и среды аудитории. Существуют различные символические приемы, вызывающие определенныe чувства при восприятии фотографического образа. В самом общем виде они уже были названы выше: природа, секс, дети, однако это, скорее, общая направленность, но не конкретные приемы. К конкретным приемам можно отнести, например, использование старых или специально состаренных фотографий, для продуцирования чувства ностальгии по молодости или «прежним» временам.
Таким образом, можно заключить, что тем выше возможность моделирования некоторого образа кандидата у избирателей, чем ниже степень его непосредственногo участия.
Политический плакат
Плакат как средство политической рекламы и пропаганды имеет глубокие исторические корни. В конце XVIII в. после смерти Ж.-П. Марата, героя Французской революции, были напечатаны плакаты сего изображением и разосланы по всей Франции.
В истории политического плаката выделяется два периода:
1. С 1870 по 1914 т. - в данный период времени политичecкaя реклама представляласъ как составная часть коммерческой и рассматривалась в ее терминах.
2. С 1914 г. по настоящий момент - с тех пор, как возник собственно политический плакат.
Поистине золотым периодом политического плаката были мировые войны. В этот период они выполняли две основные функции: информативную и функцию создания негативного образа врага. Причем наиболее успешными были и плакаты, в которых изображение сочеталось с некоторым слоганом. Это позволяло апеллировать к сознанию населения, а не только к простейшим формам восприятия.
Однако все сказанное нами выше вовсе не означает, что сейчас политический плакат менее актуален и востребован плакат широко используется - на билбордах (дорожных рекламных щитах), хотя, конечно, и не в традиционной форме начала прошлого века.
В разработке плаката следует учитывать сразу несколько моментов. Во-первых и прежде всего необходим учета симметрии восприятия изображения.
Фантазия
| Реальность
| Мышле-
| II
| I
| ние
| IV
| III
| Речь
|
На схеме указаны те области, на которые ориентируется зрение вовремя того или иного процесса (по вертикали: фантазия или реальность; по горизонтали мышление или речь). Таким образом, ориентируясь на верхний правый угол, мы думаем о том, что есть на самом деле, на верхний левый - о том, что мы выдумали (ложь), на нижний правый, когда говорим правду и, наконец, на нижний левый угол, когда проговариваем ложь.
Следующим важным моментом является то место, где будет расположен данный плакат.
- Билборд;
- общественный транспорт:
- уличное расположение, рассчитанное на прохожих.
От места расположения будет зависеть информативность плаката, соотношение размеров изображения и объема текста, цветовое решение.
Бuлборд. Целесообразность использования данного рекламного носителя зависит прежде всего от региона, в котором проходят выборы. Билборды следует использовать в крупных городах и мегаполисах, где их эффективность при большом количестве автотранспорта - значительно выше, нежели где-нибудь на периферии, где автомобиль такая же редкость, как сами выборы. Другим минусом использования на периферии билбордов является как непосредственная их цена, так и сознание населением данной цены. Таким образом, возможно формирование образа от нецелесообразного расхода средств вплоть до образа удаленности от нужд простого населения.
Следующие аспекты касаются уже непосредственно изображения на билборде. Очень распространенными являются ошибки, связанные с элементарными возможностями восприятия человека. Основные акценты должны делаться прежде всего непосредственно на изображение. Размер и объем слогана, как текстового компонента, должен быть прямо пропорционален расстоянию, с которого водитель объективно сможет увидеть и прочитать данный текст, а также количеству времени, которое будет у водителя или пассажира на то, чтобы ознакомиться со слоганом.
Цветовое решение билборда должно быть выполнено в соответствии с закономерностями и особенностями, выделенными выше.
Общественный транспорт. Основной характеристикой общественного транспорта в рамках рекламного воздействия является феномен информационного голодания: Вследствие этого человек начинает искать способ удовлетворения подобного информационного или, по-другому, «стимульного» голодания. Возможными вариантами предотвращения подобного состояния выступают литература, музыка или общение. Однако здесь следует учитывать, что, несмотря на то, что Россия - самая читающая страна в мире, далеко не все пассажиры берут с собой литературу, музыка не удовлетворяет, как правило, визуального стимульного голодания, а вариант общения является относительно редким.
Таким образом, пассажиры являются фактически заложниками того рекламного воздействия, которое привносится извне. В особенности это касается метро, где исключается и вариант «смотреть в окно». Вследствие этого объем текстовой составляющей может увеличиваться, но здесь текст должен быть рассчитан опять-таки на возможности восприятия человека, причем не только с хорошим, но и со слабым зрением. Данная проблема является более актуальной, нежели в варианте с билбордом, так как у водителей существуют медицинские нормативы, что нельзя сказать о пассажирах.
Реклама, предназначенная для пешеходов. Основные закономерности здесь также остаются неизменными. Необходимым остается учет физиологических особенностей и особенностей восприятия.
Говоря об общих особенностях плаката как вида политической рекламы, необходимо отменить важность учета того слоя населения, на который данный плакат непосредственно рассчитан. Хотя это является общей закономерностью для любого типа рекламы.
Плакаты на тему пожертвований нередко опирались на символические в России образы русских святых - Георгия Победоносца, Дмитрия Донского, а также богатырей.
В работе со слоганом возможен вариант печати текста разным размером - крупно «интригующая часть» и мелко «объяснительная». При этом возрастают шансы заинтересованной остановки прохожего для завершения гештальта. Тот же принцип фиксации внимания может использоваться и в общественном транспорте, однако с билбордами такой вариант интриги будет работать лишь в случае «многосерийной» рекламы, когда первый щит не скажет ничего, а второй, похожий по оформлению, будет объяснять значение первого.
Сегодня грамотно созданный плакат еще на уровне идеи, не говоря уже о макете, подвергается тестированию с точки зрения фоносемантики, позволяющей оценить слоган с точки зрения суггестивности, ритмичности и цветовых ассоциаций. Плакат оценивается в контексте семиотики пространства, времени и цвета. Особенно важным является понимание семантических структур, которые выделяются при визуальном восприятии. Семантические структуры могут попросту «убить» плакат, исказить его смысл, придать образу иное значение. Психодизайн в политической рекламе предписывает учитывать при создании текста плакатов и в других визуальных и аудиальных формах табуированные слова, которые раздражают население.
Политические плакаты способствуют формированию установок, идей, этических принципов, установок и стереотипов, однако их главной функцией является склонение читателя к действию. Глубина, сила реакции избирателей на политическую рекламу зависит от степени идентификации с теми идеями, которые в ней содержатся.
ЛИСТОВКИ
Листовки также имеют довольно давнюю историю. Начиная с Древней Греции и Рима и заканчивая мировыми и современными войнами, листовки часто используются для деморализации войск противника, укрепления духа в собственных войсках, информирования или дезинформации, провокации и т. д.
Очень часто листовки в рамках предвыборной кампании являются в достаточной мере фаворитными как у самого кандидата., так и у его рабочей команды, что приводит к чрезмерному их использованию, вплоть до не всегда разумного. Часто в преддверии выборов можно увидеть множество разбрасываемых листовок - хорошо, если они разбрасываются в почтовые ящики, - очень часто, вследствие некачественной работы распространителей, они просто кладутся на первый попавшийся подоконник, затем падают и мусором лежат на полу, что приводит сразу к нескольким отрицательным результатам. Самым безобидным из них может считаться бессмысленный расход средств, когда до 60 % (если не больше) листовок таким образом теряются. Однако самым большим недостатком может служить негативное отношение к подобным раскиданным листовкам как к мусору и перенос этого отношения на самого кандидата. Плюс к этому имеет место тот факт, что по данному кандидату буквально «ходили ногами», «топтали» и т. п.
Следующее, что необходимо помнить при создании листовок, - это само ее качество. Здесь ситуация схожа с использованием билбордов на периферии. Высококачественные листовки на прекрасной глянцевой бумаге - это очень красиво и дорого. Однако это по тем же причинам, что и билборд, может восприниматься скорее отрицательно, чем положительно, за исключением, пожалуй, мегаполисов.
Огромное значение имеет содержание листовки. В свое время В. И. Ленин лично занимался его составлением, не доверяя никому этой работы.
В листовке особенно важны простота изложения и внешняя привлекательность, способные привлечь внимание.
КИНОРЕКЛАМА
Основное проявление кинорекламы - это художественныe и документальныe фильмы. Как и большинство видов политической рекламы, вариант кино проявил свое широкое распространение во время первой и второй мировых войн.
Политическая реклама с использованием кино также строится на определенных мифах и символах. В ее производстве существуют специальные технологии, которые были впоследствии усовершенствованы при возникновении видеоаппаратуры.
ТЕЛЕВИЗИОННАЯ РЕКЛАМА
Телевидение - самый молодой, самый дорогой и самый привлекательный источник рекламы. Причиной этого является следующее: телевидение имеет самые широкие возможности воздействия, очень высокий коэффициент доверия и способы моделирования рекламного ролика.
Таким образом, телевидение стало уверенным посредником между политиком и населением. Политик делает сообщение для телевидения, которое в свою очередь транслирует его населению. Естественно, первичное сообщение при этом искажается по многим причинам, начиная с технических (свет, звук, задний фон, угол съёмки) и кончая комментариями, смысловым контекстом передачи, предшествующими и последующими сообщениями. Такого рода посредничество телевидения сильно видоизменило требования к кандидатам, а также повлияло на трансформацию установок населения к политическому процессу в целом Телевидение создает такое мощное информационное поле, которое становится базой для формирования и изменения оценок и электорального выбора у избирателей. Важным здесь является то, что телевидение показывает политика как личность, а не как некоторого партийного функционера.
Сyществуют определенные расценки на эфирное время, которые варьируют в зависимости от того, какую долю аудитории оно охватывает. Зона доминирующего влияния - это главное понятие для границ телевизионного рынка. Это зона наибольшего охвата аудитории из одного источника вещания.
Чем больше округ Кандидата совпадает с рынком телевидения, тем сообразней будут потрачены средства. Чтобы привлечь внимание телевидения бесплатно, кандидат должен обладать очень хорошими спичрайтерами и исключительным навыком публичной речи. Однако в отличие от новостей, реклама передает информацию без фильтров.
Но, несмотря на все прелести телевизионной рекламы, существует негласная закономерность, что тот, кто владеет телевизионным эфиром, нередко проигрывает на выборах.
МУЛЬТФИЛЬМЫ
Мультфильм как жанр политической рекламы позволяет подавать героев в гротескном, иногда доведенном до абсурда образе. Мультфильм динамичен и может привлекать внимание в силу своей «вседозволенности». Он играет роль своеобразного «шута» в обществе.
Мультфильм является как бы продолжением политической карикатуры.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|