Сделай Сам Свою Работу на 5

Обоснование выбора материалов





 

Выбор породы дерева для резьбы диктуется назначением, видом и формой изделия. Для резьбы применяют главным образом древесину с однородным и равномерным, без отклонений, строением, с невыразительным рисунком древесных волокон – текстурой.

Древесина бывает мягкая, твердая и очень твердая.

Мягкая: липа, осина, сосна.

Твердая: береза, дуб, бук, ясень, орех.

Очень твердая: тис, белая акация, граб.

Для тонких резных работ используют лиственные породы: липу, осину, иву, рябину, березу, грушу, клен, грецкий орех, каштан, дуб и др., хвойные здесь не годятся.

Из мягких лиственных пород наиболее предпочтительной является липа. Она обладает мягкой, однородного строения, достаточно вязкой древесиной, которая одинаково легко режется вдоль и поперек волокон, мало подвержена короблению и растрескиванию. Недостатком является низкая твердость, что ограничивает область применения. Из древесины липы делают, как правило, небольшие предметы: резные игрушки, посуду, шкатулки, полки, настенные украшения.

Исконно русским резным материалом считается береза с ее белой, твердой и упругой древесиной. Она однородна по плотности и хорошо режется, хотя и труднее, чем липа. Рельеф резной поверхности получается чистым и четким. Береза хорошо окрашивается и отделывается, но подвержена сильному короблению. Поэтому ее нельзя применять для изготовления деталей больших размеров. Из древесины березы лучше делать небольшие детали мебели, резные и точеные накладные декоративные элементы.



Нередко используется древесина красной и черной ольхи. Это тоже однородный, вязкий материал, легко поддающийся обработке. Она хорошо режется, окрашивается, мало коробится.

Для резного дела также подходит осина, серебристая, светящаяся древесина которой обладает всеми качествами, необходимыми для резных работ. Она однородна по строению и, хотя несколько более хрупка в сравнении с липой, может с успехом быть применена в любом виде резьбы.

Тополь по своим свойствам близок к липе, но при резьбе он может легко скалываться. Поэтому на древесине этих пород лучше всего выполнять крупнорельефную резьбу.

Из твердых лиственных пород используют дуб, орех, бук, грушу, клен.



Дуб считается классическим материалом для резьбы. Он обладает однородной плотностью на темных и светлых участках годичных слоев несмотря на крупноструктурное полосатое строение, а также вязкостью и необычной прочностью. Но древесина дуба твердая и ломкая, из-за чего нелегко поддается резьбе. Эту породу лучше применять для изготовления крупных декоративных элементов, а также накладных деталей. Дуб хорошо обтачивается, окрашивается и полируется.

Орех хорошо режется во всех направлениях, не дает сколов, поэтому его можно применять для выполнения самой тонкой резьбы. Древесину ореха используют для изготовления мебели, высокохудожественных резных изделий малых форм.

Бук по твердости близок к дубу, но скалывается еще больше. Он хорошо окрашивается и отделывается.

Груша легко и чисто режется во всех направлениях, мало коробится и хорошо окрашивается и отделывается, но имеет высокую твердость. Из ее древесины делают небольшие сувениры с рельефной резьбой, накладные декоративные детали для мебели.

Однородную, но твердую древесину имеет клен. Он режется чисто и без сколов, но тяжело; хорошо окрашивается и отделывается. Его древесину применяют в мозаичных и токарных работах.

При выборе хвойных пород необходимо учитывать плотность годичных колец. Чем они гуще, тем плотнее и однороднее древесина. Среди твердых пород самой популярной в резьбе является лиственница, а среди мягких – сосна, ель, пихта. Для контурной и геометрической резьбы подойдут любые из перечисленных пород. Только нужно иметь в виду, что рисунок слоев древесины оказывает серьезное влияние на вид, форму и величину элементов задуманной композиции. Например, при работе с сосной и лиственницей узоры должны быть крупными и достаточно глубокими. Из хвойных пород для резных работ можно с успехом использовать древесину сосны и ели. Из сосны вырезают украшения для наличников окон и дверей, карнизов, простенков домов и т.п. Это, как правило, крупнорельефная резьба. Благодаря смолистости сосны резные украшения из нее долговечны.



Ель мягче сосны и режется легче, но у нее имеется много твердых сучков, она менее смолиста, чем сосна, поэтому для резных работ применяется реже.

Что касается таких пород, как липа, осина, береза, то они могут быть покрыты тончайшим узором, который не забивается природным рисунком волокон. А так как древесина у этих пород равномерно гладкая и достаточно вязкая, то даже мелкие элементы не скалываются.

Таким образом, для изготовления панно нужна достаточно мягкая, светлая порода древесины, широко распространенная в средней полосе России. Мой выбор - береза, так как древесина однородна по плотности, хорошо режется, окрашивается и отделывается. Очень важно обратить внимание на сухость материала. Так как панно будет выполнено техникой пропильной плоской резьбы, я выбрал фанеру.

Фанера представляет собой слоистый материал из склеенных между собой листов шпона (чаще лущеного) со взаимно перпендикулярным расположением волокон в соседних слоях. По числу слоев фанера бывает трех-, пяти- и более многослойной в большинстве случаев с нечетным числом слоев. Наружные слои фанеры часто называют рубашкой. Она изготовляется из древесины более высо­кого качества, чем внутренние слои. Кроме того, внутренние слои иногда изготовляют и из других материалов. Чтобы не было коробления, наружные слои всегда имеют одно направление волокон. С той же целью при четном числе внутренние слои должны иметь параллельное направление волокон.

Клееная фанера — самый распространенный вид фанеры. Изготовляется из лущеного шпона сосны, березы, бука, ольхи. Толщина листа фанеры 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 12; 15 и 18 мм. С точки зрения удобства для выпиливания лучше всего подходит березовая фанера. Ее толщина 3-6 мм. Она прочна, слои надежно склеены, а рубашка отшлифована и не имеет поверхностных дефектов. При использовании фанеры у резчика уходит меньше времени на подготовку материала (например, шлифовку). Кроме того, изделия, изготовленные из фанеры, не коробятся.

Детали панно будут прикреплены к основанию с помощью клея. Я выбрал клей ПВА, так как он применяется для склеивания холодным способом, продается в готовом виде, по сравнению со столярным клеем более удобен в использовании и при склеивании обеспечивает пластичный шов.

Для шлифования древесины применяют шлифовальную шкурку. Она состоит из гибкой основы — плотной бумаги или хлопчатобумажной ткани и связки — абразивных материалов. Абразивные материалы являются режущей частью шкурки. Для отделки художественных изделий применяют шкурку на тканевой основе с зернами из стекла и кварцита, так как она не дает темной пыли от выпадания зерна из основы или его истирания. Это очень важно, непосредственно связано с чистотой обработки изделия.

Для обработки изделия необходим аква-лак. С его помощью защищают и окрашивают дерево. Я буду использовать черную тушь и воду для того, чтобы получить разные цвета покрытия.


Глава 2. Создание макета: работа над композицией

Принципы композиции

 

Чтобы самостоятельно создавать новые изделия, необходимо знать основные принципы разработки и технические приемы выполнения. Считают, что красота изделий зависит лишь от внешнего украшения орнаментом. Много внешне красивых вещей, но бесполезных в использовании. Все выпиленные изделия должны соответствовать окружающей обстановке. Средства композиции разные, рассмотрим некоторые из них.

1. Пропорция - соотношение частей изделия между собой. Создание композиции любого изделия начинают с определения общих пропорций, определить общий объем, а потом разрабатывать композицию деталей.

2. Симметрия, асимметрия - это средство композиции, основа; расположение частей изделия относительно оси, центра плоскости. Симметрия - равновесие всего изделия, это свойство характерно изделиям, находящимся в покое. Асимметрия свойственна движущимся предметам.

3. Масштабность тесно связана с размерами деталей. К крупным изделиям подойдут крупные детали, к мелким - мелкие детали.

4. Контрастность - сущность композиции, построенная на контрасте, в противопоставлении высокого и низкого, темного и светлого, тяжелого и легкого и т.д. Умело использовать контраст, это придавать изделию красоту и выразительность.

5. Цвет изделия не рассматривается отдельно от формы, размеров, нахождения в пространстве. Цвет должен гармонировать с окружающими предметами.

6. Фактура поверхности придает выразительность изделию. Может быть гладкой или шероховатой, матовой или блестящей. Орнамент детали, обработанной по-разному, может быть зеркальным или матовым.

7. Нюансы легкие цветовые различия. Орнамент из желтоватой березы отличается от орнамента из буковой фанеры, если они оба выполнены на темном фоне.

Изучив основные принципы работы над композицией, я приступил созданию макета своего будущего панно.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.