Сделай Сам Свою Работу на 5

Заговор при покупке скотины





 

1. Купив скотину, крестьянин молится вместе с продавцом Богу, творя молитву Иисусу, три раза обводят вокруг себя скотину, не смея держать повод голыми руками, и говорит: «Вот тебе, хозяюшка, мохнатый зверь на богатый двор, пои, корми, рукавичкой гладь».

2. Когда купленную скотину вводят в стойло, то хозяин кланяется в каждый угол стойла в пояс и говорит: «Вот тебе, хозяин, лохматый зверь, моя (кличка), люби, пои да корми».

При переводе скота на новый двор старший из хозяев говорит «дворовым»: «Кормилец-батюшка, кормилица-матушка, как я люблю этих (клички), так и вы их любите».

 

Приучить к себе животное

 

Часто поить водой, которой мыли руки или ноги. Сделайте прогулку, чтобы пропотеть, затем в башмак, в котором был, налейте молоко, смешанное с мочей своей, дайте попить животному.

Натрите воском рога теленку, и он пойдет за вами без сопротивления.

Намажьте лоб чесноком корове, и она пойдет за вами.

 

Заговор для приручения собаки

 

Чтобы новая собака держалась дома, состригают небольшие клочки шерсти с головы, спины, хвоста, которые врубают в порог дома, при этом заговаривают: «Как эта шерсть держится в пороге, так бы ты, собака, держалась дома».



Читать семь раз, можно сделать так и с кошкой.

 

Обряды в день первого выгона скота в поле

 

Днем выгона скота в первый раз весною считается 23 апреля, день св. Георгия, и св. Георгий признается покровителем скота. Если случается, что различные обстоятельства заставят выгнать домашних животных на траву раньше, то все-таки Георгиев день не проходит неотмеченным, и в этот день совершаются моление и нужный обряд.

Георгиев день и четверг на Страстной неделе — дни ранней весны, и обряд, приуроченный к ним, относятся к циклу весенних сельскохозяйственных обрядов. Какие дни были отмечены обрядом в дохристианскую эпоху, не видно из существующих заговорных текстов и обрядов, тем более что те и другие в огромном большинстве наполнены христианскими чертами.

Необходимо отметить, что имя св. Власия, как покровителя скота, встречается в заговорах реже, нежели имена других святых; в иных же заговорах (преимущественно на севере) скот называется: «Власьев род», «мои скотинки Власьевны»; какой-нибудь связи с языческим Велесом ни обряд, ни заговор при выгоне скота не обнаруживают. Но вероятно, что и дохристианский обряд над скотом совершался весною, когда скот уходил на подножный корм.



Кроме них, в лесных местностях защитником скота может быть хозяин леса — лесовик, лесной дедушка, леший, лясовой, лясун; хозяин леса может и погубить скотину, завести ее в глубь леса, в трясину, яму, а главное, отдать на съедение лесному зверю. Это признание двух защитников скота, свидетельствуя о слиянии дохристианских и христианских верований, дало двойное содержание обряду и заговору и в большой мере лишило того и другого защитника индивидуальных черт.

Помимо указанных защитников, сила которых должна спасти скот от нападения зверей и других несчастий, защита полагается в неодушевленных предметах. Эти предметы таковы: рогатина, топор, секира, свеча, свечной огарок, шерсть домашних животных, воск, нож, замок с ключом, деревцо (рябина), камешки, клюв гагары, медная полушка, ладан, верба.

Вот как описывается этот обряд в старорусских рукописных сборниках: «Первое стать поутру до зори да взять рогатина, которая в звере бывала, да которой скот на лето пущать, кругом трижды очерти, а сам по вонную сторону двора ходи, и говори: „Пусть тын железной круг моего скота, колко в отпуске“.Да рогатину положь по вонную сторону ворот, а ходячи говори: „Покажися, мой скот, всякому зверю черному и серому, и рыскуну пнем да колодою, да камнем от сего дни и во все лето до белого снегу“.Да сам поставь свещу святому Георгию. Да помолись о сбережении живота… поставь угарчик одной свечи да обед смысли, а на тот день припаси… свежую щуку, а костей того дни… не мечи. Да как отобедаешь, стол отодвинь, да не трони на столе ничего, да угарчик свечной затопи, да помолись святому Георгию, да выди на двор со всею семьею, да скот весь, благословясь, выпусти вон з двора, а сам стань противо рогатины; да возми рогатину, да положи в таково место во укромное, чтоб нихто не тронул, покамест живот на лесу ходит до белого снегу. Да пришед в избу, по подобию спрячь стол, а костей собакам того дни не давай и никому ничего не давай».



 

Обряд в день первого выгона скота в Олонецкой губернии

 

«В канун Егорева дни в ночь скотине во хлеве не клади никакой [пищи]; дабуди косача (тетерева. — Е. Е.), да с косачем куриче яйцо; да свечю без огня с вечера положи пред Егоря… как люди уснут, один или два человека вас. Как ко Егорю приде, трижды поклон. Да возми топор да косача, и яйцо и свечю возми и зажги, тоже в руки под ними и неси на посолонь, а топор в правой руки по земли тяни, а в другой руке свечю отнеси и косача за горло, и яйцо, да поди трижды и говори: „Пусть около моего скоту железной тын стал от земли до небеси от зверя и от волку, и от всякого зверя, по земле ходящего, и от леса“. И обойди трижды, и говори трижды. Пришед ко Егорю, свечу с огнем поставить и яйцо по-старому, а косача убить ножыком тылем, а говорить: „Тебе, святый Егорей, черной боран от меня и от моего скота, а ты, святый Егорей, стереги и береги мой скот… от меня тебе куриче яйцо и от моего скоту и животы“»(рукопись XVII века из Олонецкой губернии).

 

Сибирский обряд оберега скота

 

Берется шерсть с каждого животного и скатывается вместе; из небольшого деревца, расколотого на части, делается подобие маленьких ворот, между которыми кладутся камни и муравьи, стадо обходят, таща топор по земле, и в конце концов часть шерсти кладут и замок, который запирается ключом, а ключ бросается в воду; как моление к защитнику животных читаются псалмы и церковные молитвы и произносится заклинательная формула: «И как задняя нога от передней не оставалася и передняя задней не дожидалася». За воротами, на которых положена икона, раскладываются по сторонам огни, между которыми прогоняется скот.

 

Алтайский обряд

 

В русских селениях на Алтае хозяйка перед выгоном овец в стадо обегает свою усадьбу, затем, расстелив в воротах свой пояс, прогоняет через него овец и опять надевает его на себя. Пояс сам по себе имеет магическое значение, он также оберег; опоясывание символизирует воздвигнутую ограду, и пояс есть преграда для наступающего зла. Пояс, через который пробегает овцы, сообщает им свою силу — они будут охранены. Таким образом, еще новый предмет вводится в оберег вследствие придаваемого ему охранительного значения.

 

Жиздринский обряд

 

В селе Берестне Жиздринского уезда в Егорьев день хозяин берет кусок пасхи, яйцо пасхальное и с вербою освященною выходит за ворота. Собирает скот в кружок и обходит стадо три раза с топором в поднятой руке и дважды бросает его в землю, а в третий раз в подворотню. Дает скоту по кусочку пасхи и гонит его в стадо вербой. В селе Фролове Жиздринского уезда пастух обходит стадо с хлебом и солью. И хозяин в первом случае, и пастух во втором читают каждый свой заговор.

 

Владимирский обряд

 

Во Владимирской же губернии крестьянка, выгнав овец первый раз весною в стадо, вбивает в воротах в землю кол, весь без остатка. Это вбивание должно повлечь за собою лишение свободы действий того вредного зверя или человека, которые угрожают стаду. Враг будет так же неподвижен, как вбитый кол.

На оберег скота

Аще хочешь скота отпущати много, и ты щуку свежую да 3 яйца, да 3 бочки меду розсыти да неси в лес, на остров, в укромное место, на выскирь, а неси по утру рано, до солнца. А сам говори так: «Государь царь Гонгой и царица Гагея, и сынове, и дочери, и слуги, вам обед: щука свежая да три белые лебеди, да три бочки меду; а примите в чести, а за то стерегите, берегите и пасите весь мой скот…» Да сам поворотись по солнцу.

 

На оберег скота

 

В рукописи XVII века, хранящейся в Московском архиве бывшего Министерства юстиции, находится такой оберег скота: «Срезать два пруточка ивовыя одналетки, да взята моху церковнаго, да поить живот. А спускать живот в Егорьев день, опходить с образом и со свячами, а амати шерсть с кресца со всякие животины да вместо катать… А как станете зганивать живот вперед и потыкать (воткнуть) два прутка, а третьим погонять живот». Заговор при этом действии короткий и не имеет характера моления: «Как той шерсти веки по веку не расхаживаться, так моему животу веки по век не расхаживаться».

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.