Сделай Сам Свою Работу на 5

Предсказательные книги на Руси





 

Предсказательные книги в старину назывались «отреченными». Так в допетровской Руси именовались сочинения, осужденные Русской православной церковью. Среди отреченных книг были сочинения астрологического и предсказательного характера. Это были странные и неординарные книги. Стоглавый собор (состоявшийся в 1551 г.) под страхом отлучения и проклятия запретил иметь и читать следующие книги: «Рафли», «Шестокрыл», «Вронов грай», «Острологию», «Зодии», «Альманах», «Звездочетец», «Аристотелевы врата» и многие другие. Разумеется, эти книги были суеверными и малонаучными — но это все же были КНИГИ. Запрещение их было равно геноциду. Народ же должен читать, и как можно больше, даже ненужные книги — в любом случае пустопорожние знания отсеиваются, а нужные отлагаются в мозгу. Более того, человек приучается к чтению, в нем появляется тяга к знаниям. Русский народ лишился светских книг, перестал их читать и стал малограмотным — на 200 лет!

Вышедший в те же годы «Домострой» запретил православным христианам «чарование и волхвование и наузы, звездочетие, рафли, алмонаки, чернокнижие…» (подробнее об отреченных книгах и их тексты см. Приложение I).



Таким способом на Руси насаждалось самое настоящее невежество и мракобесие, при котором людей могли сжечь на костре (в то время сжигали прямо в срубах) всего лишь за найденное у них сочинение на иностранном языке, за книгу научную, математическую или за любое другое, не церковное сочинение. Безграмотность и народная тупость приветствовались! Дошло до того, что в нашей церкви некому стало вычислять даже пасхалии и пришлось направлять церковное посольство в Константинополь для обучения русских попов элементарной арифметике. Это был самый настоящий кризис православия — не менее сложный, чем экономический, который происходит начиная с 2009 года.

В связи с этим мы не приняли григорианского календаря, и теперь у нас на 13 дней все религиозные праздники отстают от мировых. Конечно, и католические, и православные священники могут сотни лет отстаивать правоту своей системы летоисчисления, но в любом случае лучше было бы привести календарь к какому-то единому стандарту (как программа Windows стала стандартом для всех компьютеров мира — хороша она или плоха, но она существует).



Великий раскол на Руси состоялся в те же годы господства всеобщей тупости и ослепления, когда сочинение безграмотного армянского монаха произвело самое настоящее смятение в умах миллионов русских людей. Мы далеки от тех времен, но объективно Великий раскол на Русь принес бед не меньше, чем Октябрьский переворот 1917 года и Гражданская война. Это была великая трагедия для страны, которая стала одновременно и великим благом — уходившие от православных раскольники заселяли Сибирь и прочие пустынные области России.

К сожалению, безграмотность, насаждавшаяся в народе, весьма повлияла и на власть, в связи с чем возникла целая эпоха (29 лет), именуемая Смутным временем. И к кому в этот период разброда и шатания, когда под великим вопросом была сама российская государственность, следовало обращаться обычным людям за советом? К попам? Нет, конечно же к ворожеям.

Однако самая главная на Руси предсказательная книга именовалась «Псалтырь» и была не только разрешена духовенством, но и поощряема им для чтения. Дело в том, что пользовались ею не совсем в тех целях, как это рекомендовали священники, но об этом мы подробнее расскажем в последующих главах.

Давайте же подробнее рассмотрим эти книги и рассмотрим, что же в них было хорошего или плохого, дурного или доброго, добропорядочного или позорного.

 

Русская библиомантия

 

Тем, кто не достиг еще учености, случай этот покажет, что многое из того, что свершилось на свете, без предсказаний никогда бы и не произошло. Свершившись, событие подтверждает пророчество и тем оказывает ему услугу. Если предсказание не сбывается, то грош ему цена; но я отсылаю снисходительного моего читателя к всеобщей истории: там обнаружит он множество событий, какие, не будь они предсказаны, никогда бы и не свершились. Прошу прощения за отступление.



Джиакомо Казанова «История моей жизни»

 

Письменность не была известна на Руси до прихода христианства. Ни у праславянских племен, ни у древних германцев, ни у кельтов не было необходимости в письменности, поскольку их интеграция в мировую цивилизацию была довольно низкой, международная торговля отсутствовала, и все эти племена жили своей самодостаточной жизнью.

Однако с приходом в русский мир христианства народ начал цивилизовываться, появилась потребность в священных книгах, затем в ведении летописей, наконец, в книгах учета движения товара. Русь включилась в мировой экономический процесс и продолжает в нем участвовать до сих пор.

Поэтому почтение к священным книгам в русской ворожбе передалось и к Псалтыри, и к Библии. Библиомантия (гадание на древних и священных книгах) имеет довольно давнюю историю, не меньшую, чем существует сама Библия. Однако гадатели прибегают порой и к другим книгам, достаточно древним, чтобы они могли внушить к себе почтение, и изречения из них имели некое прогностическое значение. Многие чувствуют доверие к Гомеру, Гесиоду, Вергилию… Есть гадатели и по Корану, и по Ведам, однако подавляющее большинство отечественных библиомантов прибегают к Библии как таковой или к Псалтыри.

Гадание по Библии — достаточно жесткое испытание для любого человека, ибо далеко не всегда она пророчит «на земле мир и в человецах Божие благоволение» — бывают и очень худые пророчества. В «Истории франков» св. Григорий Турский (538–594) рассказывает, как франкский принц Меровей, страдавший от деспотизма жестокой и воинственной королевы Фредегонды, стал гадать на Библии в базилике Св. Мартина и получил очень мрачные предсказания, особенно одно из них, гласящее: «Господь Бог предаст тебя в руки врагов твоих». Пророчество исполнилось весьма точно: вскоре Меровей был убит приспешниками королевы Фредегонды. Такие точные предсказания отнюдь не были редкостью. И неудивительно, что зачастую считалось, будто предсказатели накликают несчастья, за что их подвергали постоянным гонениям.

Гадание по письму, по книге, сохранившееся со сих пор как забава, в течение древних и Средних веков играло очень важную роль в жизни как западного, так и восточного европейца, а кое-где играет серьезную роль и до сих пор. Первоначально способ гадания по книге был не очень сложен — загадывая о чем-либо, человек берет книгу, разгибает ее наудачу, читает первые слова (или первое слово) на странице, истолковывает прочитанное применительно к задуманному. Иногда гадание несколько осложнялось: страница, на которой чаяли найти ответ, определялась ножом или иглой, втыкаемыми в разрез книги. Так гадали, например, в Средние века по Библии, почему этот способ гадания и получил свое прозвание «библиомантия».

Но в любом случае гадание — это не пустопорожнее времяпрепровождение, а акт игры человека с Богом, и не в игральном павильоне, а напрямую, и на карту ставится не зарплата, а судьба. Задавая вопросы о своем будущем, будьте готовы к любому ответу.

 

 

Глава 3

Гадание по Псалтыри

 

Псалтырь, или Книга псалмов, — одна из библейских книг Ветхого Завета, — ψαλτηριον по-гречески, tehillim по-еврейски. Книга состоит из 150, а по греческой (и славянской) Библии из 151 песни, или псалма, которые имеют своим содержанием благочестивые излияния восторженного сердца при разных испытаниях жизни. Автором этой книги обыкновенно считают царя Давида, и действительно, во многих псалмах можно найти отголоски его бурной, исполненной всяких превратностей жизни. О написании их в древнерусской литературе существует апокрифическое «Сказание о псалтыри, како написася Давидом царем». По этому апокрифу Давид писал Псалтырь, не зная, откуда идет их «разум»: слова ему шептал ангел. Жабы, бывшие в болоте вблизи дворца царя, кричали во время писания Псалтыри; тогда было отдано приказание изгнать жаб. Но царь три раза подряд находил на своем писании большую жабу, которая сказала: «Не дам тебе хвалить Бога, как не даешь хвалить мне ты». Тогда Давид прекратил преследование жаб, сказав: «Всякое дыхание да хвалит Господа». Всех псалмов было написано 365. Псалтырь был запечатан и опущен в ковчежце в море, где и находился 80 лет. По смерти Давида Соломон бросил в море сети и нашел в них ковчежец, но в них оказалось только 153 псалма, которые и были положены в соборной церкви. Потом псалмы затерялись снова и были найдены Ездрой. Иисус Христос велел своим апостолам бросить сети, и были пойманы 153 рыбы. «Как Давид и Соломон наполнили весь мир псалтырным учением, так и апостолы исполнили мир божества и правой веры; рыбы были Новый Завет и крещение Господне», — заключает рукопись.

В то же время на многих псалмах лежат явные следы позднейшего происхождения. Есть псалмы, относящиеся уже ко временам плена вавилонского, например известный псалом «На реках вавилонских», и даже позже. В общем, Псалтырь есть поэтический сборник, который вырастал постепенно, подобно всякому коллективному поэтическому произведению, и вошел в канон еврейских священных книг уже сравнительно поздно, когда Псалтырь, очевидно, подверглась одной строгой редакции. Вследствие этого Псалтырь носит на себе характер искусственной обработки. Начинается она двумя вступительными псалмами, дающими тон всему сборнику и составляющими как бы введение в него. Сами песни сложены вполне по правилам еврейской поэзии и представляют собой чередование стихов параллелизма, часто достигающих изумительной красоты и силы выражения. Книга псалмов рано сделалась (еще при Давиде, по крайней мере — в некоторых частях) богослужебной книгой, которая употреблялась при богослужении в скинии, а затем и в храме. Впоследствии Псалтырь получила правильное употребление при храмовом богослужении и регулярно прочитывалась или пелась в известные периоды времени. Богослужебное употребление от евреев перешло и к христианам, которые также рано стали употреблять ее в своих молитвенных собраниях (1 Кор., XIV, 26; Кол., III, 16).

Архиепископ Новгородский Геннадий считал изучение ее достаточным для того, чтобы быть способным к церковнослужительским должностям. Иногда к изучению Псалтыри присоединялось еще изучение Деяний апостольских и Евангелия. Но вообще изучивший Псалтырь считался человеком грамотным — книжным, т. е. способным читать всякие книги. Научившись читать по Псалтыри, древний русский человек обыкновенно не расставался с ней. «Псалтырь» была не только настольной книгой, которую читали дома в свободное от занятий время, она сопровождала даже в путешествиях. На обычай брать с собой Псалтырь в дорогу указывает, между прочим, то, что следованная Псалтырь, изданная в 1525 г. в Вильно Франциском Скориной, названа «подорожной книжицей». Рейтенфельс, бывший в Москве в 1670 г., говорит о царе Алексее Михайловиче, что он, «употребляя большую часть дня на дела государственные, немало также занимается благочестивыми размышлениями и даже ночью встает славословить Господа песнопениями венценосного пророка». Св. Михаил, князь Черниговский, и боярин его Феодор, замученные в Орде в 1245 г., пели псалмы во время пыток. В монастырях читали Псалтырь не только в свободное от занятий время, но даже во время самых занятий, потому что многие знали ее наизусть. Преподобный Феодосий «пел усты тихо псалтырь» в то время, как руками прял волну или делал что-нибудь другое; инок Спиридон, несмотря на определенное занятие — печь каждый день просфоры для монастыря, успевал прочитывать в день всю Псалтырь; о блаженном Феодоре рассказывается, что он в своей пещере молол жито для браги и в то же время пел псалмы «изуст». Чтением и пением Псалтыри в монастырях строгой жизни братия занимались беспрерывно. В житейском обиходе к чтению Псалтырь прибегали во всех чрезвычайных случаях: читали псалмы над больными, страдавшими тяжкими продолжительными болезнями, и особенно над теми, которых считали находящимися под влиянием нечистых духов. Обычай читать Псалтырь по умершим, соблюдаемый в России и поныне, ведет свое начало от первых времен христианской церкви. Был также в Древней Руси обычай гадать по Псалтыри. Указание на этот обычай можно видеть в словах Владимира Мономаха: «…и отрядив я (отослав послов) взем псалтырю в печали и то ми ся выня: Вскую печалуеши душе… Не ревнуй лукавнующим». Псалтырь, естественно, должна была отозваться в письменности Древней Руси. Летопись Нестора, сочинения Феодосия Печерского, митрополита Иллариона, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского и др. наполнены разными местами из псалмов. Владимир Мономах[8]в поучении к своим детям постоянно обращается к псалмам. Весьма ясно также выразилось влияние псалмов и в народной словесности и особенно в притчах и пословицах. Между пословицами очень много таких, которые суть не что иное, как отдельные изречения, заимствованные из разных псалмов и несколько изменившиеся от употребления (таковы, например, пословицы: «гневайся да не согрешай» [псал. 4, 5], «истина от земли, а правда с небеси» [псал. 84, 12], «коли не Господь созиждет дом, то всуе труд» [псал. 126, 1]); есть пословицы, составившиеся на основании некоторых изречений псалмов или указывающие вообще на псалмы.

Да и сама почтенная и влиятельная «Голубиная книга»[9]указывает на то уважение, каким проникался русский человек относительно Псалтыри. В одном из ее текстов находим:

 

Псалтырь-книга — всем книгам мати.

Почему Псалтырь-книга — всем книгам мати?

Поминаются праведных родители:

Потому Псалтырь-книга — всем книгам мати.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.