Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КОНСОЛИДИРОВАННЫХ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РФ НА ОСНОВЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СВОДНОГО СТАНДАРТИЗОВАННОГО ПОКАЗАТЕЛЯ





 

Финансовое состояние субъекта РФ определяется структурами доходной, расходной частей консолидированного бюджета субъекта РФ, а также степенью покрытия бюджетных обязательств доходными поступлениями. Для проведения комплексной относительной оценки финансового состояния субъектов РФ необходимы разработка и расчет сводного стандартизованного показателя, который бы объединял в себе количественную характеристику отдельных элементов консолидированного бюджета субъекта РФ.

Для расчета сводного стандартизованного показателя финансового состояния консолидированных бюджетов субъектов РФ нами предлагается следующая методика, включающая несколько шагов.

Шаг 1. Количественная оценка структуры доходов и расходов консолидированного бюджета каждого субъекта РФ по данным отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ.

Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ содержит суммы по группам, подгруппам, статьям, подстатьям доходов и суммы по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджета. Для расчета бюджетных коэффициентов предлагается следующая группировка доходов и расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ.



При составлении таблиц 1-3 были использованы коды и наименования согласно бюджетной классификации [2], применявшейся при составлении проектов законов (решений) о бюджетах субъектов РФ (муниципальных образований) на 2011 год.

Табл. 1. Группировка доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ

№№ Предложенное наименование группы доходов Код группы, подгруппы, статьи доходов Наименование подгруппы (статьи) доходов согласно Бюджетной классификации РФ Введенное обозначение группы
Налоговые и неналоговые доходы 101 00000 Налоги на прибыль, доходы ННнД
102 00000 Налоги и взносы на социальные нужды
103 00000 Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ
105 00000 Налоги на совокупный доход
106 00000 Налоги на имущество
107 00000 Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
108 00000 Государственная пошлина, сборы
109 00000 Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам
111 00000 Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности
112 00000 Платежи при пользовании природными ресурсами
113 00000 Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства
114 00000 Доходы от продажи материальных и нематериальных активов
115 00000 Административные платежи и сборы
116 00000 Штрафы, санкции, возмещение ущерба
117 00000 Прочие неналоговые доходы
118 00000 Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет
119 00000 Возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет
300 00000 Доходы от приносящей доход деятельности
1.1. Налоговые доходы 101 00000 Налоги на прибыль, д оходы НД
102 00000 Налоги и взносы на социальные нужды
103 00000 Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ
105 00000 Налоги на совокупный доход
106 00000 Налоги на имущество
107 00000 Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
108 00000 Государственная пошлина, сборы
109 00000 Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам
1.1.1 Налоговые доходы от федеральных налогов и сборов по ставке, установленной для зачисления в региональные и местные бюджеты 101 01000 Налог на прибыль организаций НДф
101 02000 Налог на доходы физических лиц
102 01000 Единый социальный налог
103 01000 Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации
103 02000 Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации
105 01010 Единый налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы
105 01020 Единый налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов
105 03000 Единый сельскохозяйственный налог
107 01000 Налог на добычу полезных ископаемых
107 02000 Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции
107 04000 Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
108 00000 Государственная пошлина, сборы
1.1.2. Налоговые доходы от региональных и местных налогов 105 01040 Доходы от выдачи патентов на осуществление предпринимательской деятельности при применении упрощенной системы налогообложения НДрм
105 02000 Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
106 01000 Налог на имущество физических лиц
106 02000 Налог на имущество организаций
106 04000 Транспортный налог
106 05000 Налог на игорный бизнес
106 06000 Земельный налог
106 07000 Налог на недвижимость, зачисляемый в доход бюджетов городов Великий Новгород и Тверь
109 00000 Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам
1.2. Неналоговые доходы 111 00000 Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности НнД
112 00000 Платежи при пользовании природными ресурсами
113 00000 Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства
114 00000 Доходы от продажи материальных и нематериальных активов
115 00000 Административные платежи и сборы
116 00000 Штрафы, санкции, возмещение ущерба
117 00000 Прочие неналоговые доходы
118 00000 Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет
119 00000 Возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет
300 00000 Доходы от приносящей доход деятельности
1.2.1. Неналоговые доходы от осуществления предпринимательской деятельности 111 00000 Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности НнДпредпр
113 00000 Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства
114 00000 Доходы от продажи материальных и нематериальных активов
300 00000 Доходы от приносящей доход деятельности
1.2.2. Неналоговые доходы от применения мер принуждения, прочие неналоговые доходы 112 00000 Платежи при пользовании природными ресурсами НнДприн
115 00000 Административные платежи и сборы
116 00000 Штрафы, санкции, возмещение ущерба
117 00000 Прочие неналоговые доходы
118 00000 Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет
119 00000 Возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет
Безвозмездные поступления 200 00000 Безвозмездные поступления БП
2.1. Финансовая помощь из федерального бюджета 202 01000 Дотации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации БПФП
202 04000 Субсидии от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
2.1.1. Финансовая помощь в виде дотаций из федерального бюджета 202 01000 Дотации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации БПдот
2.1.2 Финансовая помощь в виде субсидий 202 04000 Субсидии от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации БПсубс
2.2. Компенсации дополнительно возникших расходных обязательств в виде субвенций, прочие межбюджетные трансферты из федерального бюджета 202 02000 Субвенции от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации БПсубв
202 03000 Средства, получаемые на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами власти другого уровня
202 05000 Средства федерального бюджета на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы
202 09000 Прочие безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы
2.3. Безвозмездные поступления от третьих лиц 203 00000 Безвозмездные поступления от государственных организаций БПтр
207 00000 Прочие безвозмездные поступления

Одним из наиболее важных терминов при определении финансового состояния субъекта РФ является понятие собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ. Действующая редакция Бюджетного кодекса РФ[1] относит к собственным все доходы бюджета за исключением субвенций. То есть к собственным доходам бюджетов в РФ отнесена финансовая помощь, полученная от других бюджетов. Поэтому использование официальной трактовки собственных доходов не позволяет выявить реальную финансовую самостоятельность региона.





Для получения более объективных расчетов предлагается к собственным доходам (СД) относить налоговые, неналоговые доходы бюджетов, а также безвозмездные поступления от третьих лиц.

СД = НД + НнД + БПтр,

где

НД – налоговые доходы;

НнД – неналоговые доходы;

БПтр – безвозмездные поступления от третьих лиц.

Кроме того, в рамках данной методики имеет значение структура налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ. В данном случае учитывается, что степень финансовой самостоятельности субъекта РФ зависит в частности от веса доходов, поступающих от федеральных налогов и сборов[1]. Это связано с тем, что территориальные[2] органы власти могут устанавливать элементы региональных и местных налогов, но не федеральных. Чем более существенен источник доходов, полностью устанавливаемый федеральным законодательством, тем менее свободна территория при осуществлении бюджетной политики в области доходов.

Исходя из этих соображений, целесообразно выделить внутри собственных доходов бюджета две составляющие.

Условно собственные доходы (УСД). К ним предлагается отнести налоговые доходы от федеральных налогов и сборов по ставке, установленной для зачисления в региональные и местные бюджеты. То есть

УСД = НДф,

где

НДф – налоговые доходы от федеральных налогов и сборов по ставкам, установленным для зачисления в региональные и местные бюджеты.

Исключительно собственные доходы (ИСД) включают собственные доходы, не отнесенные к условно собственным, то есть налоговые доходы от региональных и местных налогов и сборов, неналоговые доходы, безвозмездные поступления от третьих лиц, или

ИСД = НДрм + НнД + БПтр,

где

НДрм – налоговые доходы от региональных и местных налогов и сборов.

Группировка расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ проводилась как в экономическом, так и функциональном аспектах. Это позволило разносторонне оценить бюджетную политику территориальных органов власти в области бюджетных расходов. Группировка расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ с экономической точки зрения приведена в таблице 2.


Табл. 2. Группировка расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ с экономической точки зрения

№№ Предложенное наименование группы расходов Код статьи (подстатьи) расходов Наименование статьи (подстатьи) расходов согласно Бюджетной классификации РФ Введенное обозначение группы
Текущие расходы Оплата труда и начисления на оплату труда РЭТ
Приобретение услуг
Обслуживание долговых обязательств
Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям
Безвозмездные и безвозвратные перечисления бюджетам
Социальное обеспечение
Прочие расходы
Увеличение стоимости материальных запасов
Увеличение задолженности по бюджетным кредитам
Уменьшение задолженности по бюджетным кредитам
Капитальные расходы Увеличение стоимости основных средств РЭК
Увеличение стоимости нематериальных активов
Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале

 

При распределении расходов бюджетов на текущие и капитальные использовались определения, содержавшиеся в действовавшем до 01.01.2008 года Бюджетном кодексе РФ[1].

Согласно статье 67 БК РФ (редакция от 02.11.2007), капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые предприятия, организации и учреждения в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

Согласно статье 68 БК РФ (редакция от 02.11.07) текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.



При группировке расходов в таблице 3 по функциональному признаку расходы распределялись между основными функциями территориальных органов власти.

Табл. 3. Группировка расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ с функциональной точки зрения

№№ Предложенное наименование группы расходов Код раздела (подраздела) Наименование раздела (подраздела) расходов согласно Бюджетной классификации РФ Введенное обозначение группы
Расходы на управление территорией Общегосударственные вопросы РФупр
1.1. Расходы на содержание органов власти и управления Функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления РФупр1
Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления
Функционирование Правительства Российской Федерации, высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций
Судебная система
Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора
Обеспечение проведения выборов и референдумов
Международные отношения и международное сотрудничество
1.2. Расходы на обслуживание долговых обязательств Обслуживание государственного и муниципального долга РФупр2
1.3. Прочие Международная экономическая и гуманитарная помощь РФупр3
Государственный материальный резерв
Фундаментальные исследования
Резервные фонды
Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов
Другие общегосударственные вопросы
Расходы на обеспечение безопасности, правопорядка на территории Национальная оборона РФбез
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
Расходы на межотраслевое и межтерриториальное перераспределение Национальная экономика РФрег
Жилищно-коммунальное хозяйство
Межбюджетные трансферты
Расходы социального характера Охрана окружающей среды РФсоц
Образование
Культура, кинематография и средства массовой информации
Здравоохранение и спорт
Социальная политика

 

Приведенные группы доходов и расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ используются при расчете бюджетных показателей.

Шаг 2. Расчет индивидуальных бюджетных коэффициентов для каждого субъекта РФ.

Для определения финансового состояния субъектов РФ предлагается использовать систему общепринятых[3], а также дополнительно разработанных специальных бюджетных коэффициентов. Все предложенные бюджетные коэффициенты отражают различные аспекты финансового состояния консолидированного бюджета субъекта РФ.

Для определения финансового состояния субъекта РФ предложены следующие группы показателей доходной и расходной частей бюджета.

К первой группе относятся коэффициенты, характеризующие степень реальной (де)централизации управления в сфере бюджетных доходов (группа коэффициентов финансовой (не)зависимости).

Коэффициент чистой финансовой независимости показывает, в какой части доходы консолидированного бюджета субъекта РФ (за исключением безвозмездных поступлений из федерального бюджета) формируются за счет поступлений из источников, установленных территориальными органами власти самостоятельно в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Коэффициент чистой финансовой независимости (Кчфн) определяется по формуле

Кчфн = (НДрм + НнД + БПтр)/ (ННнД + БПтр),

где

ННнД – налоговые и неналоговые доходы.

Коэффициент чистой налоговой независимости показывает, в какой части налоговые доходы консолидированного бюджета субъекта РФ формируются за счет поступлений по региональным и местным налогам. В числитель в данном случае помещаются только доходы по региональным и местным налогам. Это объясняется тем, что только по этим налогам территории сами устанавливают налоговые ставки и нормативы отчислений, действующие в пределах соответствующего территориального образования. Поэтому коэффициент является индикатором эффективности территориальной налоговой политики при прочих равных условиях.

Коэффициент чистой налоговой независимости (Кчнн) определяется по формуле

Кчнн = НДрм / НД.

Коэффициент прямой финансовой зависимости показывает вес финансовой помощи из федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета субъекта РФ. Коэффициент прямой финансовой зависимости характеризует соотношение величины именно принятых дотаций и субсидий (а не всех межбюджетных трансфертов из федерального бюджета) и общей суммы доходов консолидированного бюджета субъекта РФ. Это объясняется тем, что только финансовая помощь распределяется с учетом уровня бюджетной обеспеченности принимающей стороны. Объем субвенции определяется исключительно исходя из объема конкретных расходных обязательств. Отсюда следует, что объем полученных субвенций не зависит от финансового состояния территории, а значит не влияет на уровень ее финансовой самостоятельности.

Коэффициент прямой финансовой зависимости определяется по формуле

Кпфз = (БПдот + БПсубс)/ Д,

где

БПдот – финансовая помощь в виде дотаций;

БПсубс – финансовая помощь в виде субсидий;

Д – общая сумма доходов консолидированного бюджета субъекта РФ.

Коэффициент общей финансовой зависимости показывает соотношение величины налоговых доходов от федеральных налогов и сборов по установленным нормативам отчислений в бюджет субъекта РФ и местные бюджеты, финансовой помощи из федерального бюджета и общей суммы доходов консолидированного бюджета субъекта РФ. То есть коэффициент характеризует долю доходных поступлений, объем которых зависит от установленных федеральными органами власти нормативов отчислений по конкретным налогам и сборам и методик расчета и распределения межбюджетных трансфертов. Смысл коэффициента заключается в следующем. Чем выше значение коэффициента, тем в большей мере территориальные органы власти финансово зависят от решений, принимаемых Федеральным Центром в сложившейся системе межбюджетных отношений в данной стране.

Коэффициент общей финансовой зависимости определяется по формуле

Кофз = (НДф + БПдот + БПсубс)/ Д.

Показатель качества финансовой помощи определяет вес связанных перечислений от федеральных органов власти в общем объеме принимаемой от них финансовой помощи. Принимая дотации, регион не налагает на себя никаких дополнительных финансовых обязательств. Чтобы получить субсидию из федерального бюджета, субъект РФ должен обеспечить долевое софинансирование указанных Федеральным Центром расходных обязательств. Это условие является препятствием при получении финансовой помощи в виде субсидий для ряда регионов. Субсидии – это один из инструментов региональной финансовой политики, с помощью которого федеральные органы власти подталкивают регионы в первую очередь и в полном объеме финансировать приоритетные с точки зрения Центра расходы.

Чем выше значение коэффициента, тем в большей мере территориальные органы власти участвуют в реализации общегосударственной концепции финансирования ряда мероприятий на своей территории при прочих равных условиях. Причем участие осуществляется в активной форме: на каждый вложенный федеральными органами власти рубль территориальные органы вкладывают согласованное количество финансовых ресурсов из территориального бюджета. Невысокое значение коэффициента и тенденция его снижения означает, что регион все в большей мере выступает в роли пассивного получателя дотаций из федерального бюджета.

Показатель качества финансовой помощи определяется по формуле

Пкфп = БПсубс/ (БПдот + БПсубс).

Ко второй группе относятся коэффициенты, характеризующие направленность бюджетной политики территориальных органов власти в сфере бюджетных расходов.

Вес текущей части бюджета характеризует долю расходов консолидированного бюджета субъекта РФ, направленных на обеспечение текущего функционирования органов власти и управления, бюджетных учреждений, оказание финансовой поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики от общей суммы расходов консолидированного бюджета субъекта РФ. Чем выше значение коэффициента, тем большая часть всех расходов направляется на текущие нужды.

Вес текущей части бюджета определяется по формуле

Втчб = РЭТ/ Р,

где

РЭТ – текущие расходы;

Р – общая сумма расходов.

Коэффициент относительной стоимости содержания органов власти и управления показывает удельный вес расходов на организацию и реализацию государственного (и муниципального) управления на конкретной территории в общей сумме общественно полезных расходов. Чем выше значение коэффициента, тем дороже обходятся органы власти бюджету, тем меньшая часть мобилизованных в бюджет средств будет использована для предоставления гражданам государственных и муниципальных услуг.

Коэффициент относительной стоимости содержания органов власти (Ксовл) и управления определяется по формуле

Ксовл = РФупр1 / Р,

где

РФупр1 – расходы на содержание органов власти и управления.

Коэффициент социальной ориентированности бюджета показывает удельный вес расходов на образование, культуру, кинематографию, СМИ, здравоохранение и спорт, социальную политику, охрану окружающей среды в общей сумме расходов консолидированного бюджета субъекта РФ. Чем выше значение коэффициента, тем большее внимание оказывается территориальными органами власти предоставлению гражданам социальных общественных услуг.

Коэффициент социальной ориентированности бюджета (Ксо) определяется по следующей формуле

Ксо = РФсоц /Р,

где

РФсоц – расходы социального характера.

К третьей группе относятся коэффициенты, характеризующие соотношение элементов доходной и расходной части бюджета (группа коэффициентов бюджетной устойчивости).

Коэффициент собственной (чистой) налоговой устойчивости показывает степень покрытия текущих расходов территориальных органов власти доходами от региональных и местных налогов. Чем выше значение коэффициента, тем в меньшей степени территориальные органы власти зависят от других источников доходов при финансировании текущих расходов.

Коэффициент собственной (чистой) налоговой устойчивости (Ксну) определяется по формуле

Ксну = НДрм / РЭТ.

Коэффициент общей налоговой устойчивости, как и предыдущий, характеризует степень покрытия текущих расходов консолидированного бюджета субъекта РФ налоговыми доходами от региональных, местных и федеральных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ и местные бюджеты.

Коэффициент общей налоговой устойчивости (Кону) определяется по формуле

Кону = НД / РЭТ.

Коэффициент собственной финансовой устойчивости характеризует степень покрытия текущих расходов региональных и местных органов власти исключительно собственными доходами, то есть доходами от региональных и местных налогов, неналоговыми доходами и безвозмездными поступлениями от третьих лиц.

Решения федеральных органов власти относительно корректировки нормативов отчислений по федеральным налогам, объема перечисляемых межбюджетных трансфертов не оказывают влияние на величину этого коэффициента. Это связано с тем, что объем доходов от источников, рассматриваемых в качестве покрытия текущих расходов, прежде всего, зависит от эффективности доходной политики территориальных органов власти. Чем больше значение коэффициента, тем в меньшей степени уровень финансовой устойчивости конкретного субъекта РФ зависит от федеральных решений.

Коэффициент собственной финансовой устойчивостисобфу) определяется по формуле

Ксобфу = ИСД / РЭТ,

где

ИСД – исключительно собственные доходы.

Коэффициент текущей финансовой устойчивости характеризует степень покрытия текущих расходов региональных и местных органов власти налоговыми, неналоговыми доходами и безвозмездными поступлениями от третьих лиц. Коэффициент общей финансовой устойчивости рассчитывается по более мягкому критерию, нежели коэффициент собственной финансовой устойчивости. В данном случае дополнительно учтены доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ от федеральных налогов и сборов. Поэтому установленные федеральными органами власти нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов, а также их корректировка оказывают влияние на величину коэффициента текущей финансовой устойчивости.

Коэффициент текущей финансовой устойчивости (Ктфу) определяется по формуле

Ктфу = (ННнД + БПтр) / РЭТ.

Коэффициент совокупной финансовой устойчивости характеризует степень покрытия текущих расходов общей суммой доходов консолидированного бюджета субъекта РФ.

Коэффициент совокупной финансовой устойчивости (Ксовфу) определяется по формуле

Ксовфу = Д / РЭТ.

Коэффициент общего покрытия расходов характеризует степень покрытия общей суммы расходов региональных и местных органов власти доходами консолидированного бюджета субъекта РФ. Коэффициент показывает степень обеспеченности бюджетных обязательств региональных и местных органов власти всеми доходами консолидированного бюджета субъекта РФ.

Коэффициент общего покрытия расходов (Копр) определяется по формуле

Копр = Д / Р,

где

Р – общая сумма расходов.

Шаг 3. Расчет стандартизованных бюджетных коэффициентов для каждого субъекта РФ.

Стандартизация заключается в расчете степени отклонения величины j-го индивидуального бюджетного коэффициента, рассчитанного для i-го субъекта РФ, от величины j-го условно эталонного бюджетного коэффициента. Условно эталонный бюджетный коэффициент рассчитывается аналогично соответствующему индивидуальному бюджетному коэффициенту по сгруппированным доходам и расходам консолидированных бюджетов субъектов РФ по всем Федеральным округам. Формула для расчета стандартизованного бюджетного коэффициента зависит от характера влияния j-го бюджетного коэффициента на финансовое состояние i-го субъекта РФ.

В случае если увеличение j-го индивидуального бюджетного коэффициента означает улучшение финансового состояния субъекта РФ, то формула для расчета стандартизованного бюджетного коэффициента выглядит следующим образом:

СБКij = БКij / БКРФj,

где

СБКij – стандартизованный j-й бюджетный коэффициент для i-го субъекта РФ;

БКij – j-й бюджетный коэффициент для i-го субъекта РФ;

БКРФj – j-й условно эталонный бюджетный коэффициент.

В случае негативного влияния роста j-го индивидуального бюджетного коэффициента на финансовое состояние субъекта РФ формулу для расчета стандартизованного бюджетного коэффициента необходимо перевернуть:

СБКij = БКРФj / БКij.

Для стандартизации бюджетных коэффициентов используется среднее значение аналогичного показателя по РФ. Смысл перехода от индивидуальных бюджетных коэффициентов к относительным (стандартизованным) заключается в следующем.

В первую очередь это объясняется тем, что позволяет получить сопоставимые данные, пригодные для агрегирования вклада всех бюджетных коэффициентов.

Также это обусловлено тем, что первоначальные (индивидуальные) бюджетные коэффициенты учитывают влияние двух составляющих:

- компоненты, определяемой сложившейся в межбюджетных отношениях ситуацией, одинаковой для всех субъектов РФ;

- компоненты, которая зависит от ряда факторов, действующих в отношении конкретного субъекта РФ.

Поэтому при переходе от индивидуальных показателей к стандартизованным, можно с некоторой степенью погрешности исключить влияние сложившейся общей ситуации в области межбюджетных отношений в РФ и оставить только оценку вклада конкретного субъекта РФ.

Шаг 4. Расчет укрупненных стандартизованных показателей по каждой из трех групп стандартизованных бюджетных коэффициентов производится по формуле

УСПig = ∑CБКij,

где

УСПig – укрупненный стандартизованный показатель по g-й группе стандартизованных бюджетных коэффициентов, рассчитанный для i-го субъекта РФ (группа коэффициентов финансовой независимости при g=1; группа коэффициентов, характеризующих направленность бюджетной политики территориальных органов власти в области бюджетных расходов при g=2; группа коэффициентов бюджетной устойчивости при g=3).

Шаг 5. Расчет сводного стандартизованного показателя для каждого субъекта РФ осуществляется по формуле

ССПi = ∑УСПig,

где

ССПi – сводный стандартизованный показатель, рассчитанный для i-го субъекта РФ.

На базе предложенного метода расчета сводного стандартизованного показателя можно выделить три группы регионов, различающихся финансовым состоянием региональных и местных бюджетов:

- первая группа – наиболее финансово самостоятельные регионы, которые благодаря ряду факторов и особенностей обеспечивают основную часть доходных поступлений бюджетной системы РФ, то есть эти субъекты РФ обеспечивают бюджетные ресурсы, необходимые для осуществления межрегионального перераспределения;

- вторая группа – регионы с удовлетворительным финансовым состоянием региональных и местных бюджетов, однако, они в некоторой степени зависят от финансовой помощи из федерального бюджета;

- третья группа – регионы с неудовлетворительным финансовым состоянием территориальных и местных бюджетов, они ежегодно нуждаются в финансовой помощи из федерального бюджета в большей степени, нежели регионы второй группы.

Для оценки финансового состояния консолидированных бюджетов субъектов РФ была использована открытая отчетность Федерального казначейства РФ об исполнении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов


[1] Л.И. Якобсон [3, с. 258-262] подробно поясняет, что бюджетная самостоятельность территории определяется не только ее правом на свободное распоряжение имеющимися бюджетными средствами, но и степенью свободы при реализации доходной бюджетной политики. Экономист указывает на то, что безвозмездные перечисления из федерального бюджета и поступления от федеральных налогов и сборов в доходах территориальных бюджетов являются грантами, то есть это «некоторое поступление средств в территориальный бюджет, непосредственно обусловленное законным решением, принятым органом власти, не относящимся к данной территории». Поэтому относительно высокая доля федеральных трансфертов и поступлений от федеральных налогов и сборов в доходах консолидированного бюджета субъекта РФ свидетельствует об относительно слабой «гибкости и самостоятельности бюджетной политики», что снижает аллокационную эффективность.

[2] Здесь и далее под территориальными органами власти следует понимать органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления; под территориальными бюджетами – бюджеты субъекта РФ и местные бюджеты. Соответственно под территорией в данном контексте понимается субъект РФ.

[3] Существующие бюджетные коэффициенты приведены в Монографии Н.И. Яшиной [4]. К ним относятся бюджетные коэффициенты в рамках механизмов оценки финансовой устойчивости бюджетов, предложенные академиком Г.Б. Поляком; формирования системы показателей оценки результативности доходов и расходов бюджета, предложенные В.В. Ивановым и некоторые другие.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.