Сделай Сам Свою Работу на 5

Методика развития вибрато





На духовых инструментах не принято ставить вибрато подобно амбушюру или дыханию. Объясняется эта особенность не только недостаточной изученностью физиологии духового вибрато, но, в большей мере, тем, что вибрато как исполнительский навык является одним из наиболее ярких проявлений субъективно-творческого начала в исполнительском искусстве, и грубое вмешательство в эту сферу извне способно привести к нежелательным последствиям. А это означает, что настоящее художественное вибрато может возникнуть только в процессе становления молодого музыканта из его внутренних устремлений, из его субъективного восприятия мира музыкальных образов. Поэтому правильно этот вопрос может быть решен лишь в том случае, если педагог вместо стремления навязать ученику собственное вибрато, поможет ему выработать личное отношение к этому выразительному средству. В таких условиях решающее значение должно принадлежать творческой интуиции учащегося, которая, разумеется, испытывает постоянное активное воздействие и поддержку со стороны педагогов.
Проблема вибрато возникает перед молодым музыкантом не с первых дней его занятий на инструменте. Ей предшествует известный «довибрационный» период, длительность которого во многом определяется индивидуальными качествами учащегося, достигнутыми им успехами. За это время получают окончательное оформление амбушюр и дыхание. Звук приобретает необходимое качество, ровность и интонационную чистоту. Учащийся овладевает плавным, эластичным legato, осваивает искусство мягкого извлечений звуков и динамические средства; расширяется общий и музыкальный его кругозор, формируется музыкальный вкус и правильные эстетические представления, развиваются элементы самостоятельного музыкального мышления. Вот тогда-то проблема вибрато как одно из ярких средств художественной выразительности приобретает всю свою актуальность.
В некоторых случаях учащийся к этому времени интуитивно постигает сущность и технику вибрато, и педагогу остается только внимательно следить и осторожно подправлять самостоятельные усилия молодого музыканта. Но очень часто в подобных случаях педагог сталкивается с необходимостью стимулировать интуицию учащегося, целеустремленно активизировать его творческие искания. Какими же методическими средствами, необходимыми для достижения этой цели, располагает музыкальная педагогика?
Прежде всего педагог должен позаботиться о том, чтобы интуитивные поиски ученика обязательно освещались хотя бы некоторым общим знакомством с природой, сущностью и назначением вибрато. В этом случае самостоятельные усилия молодого музыканта, приобретая сознательность и целеустремленность, значительно быстрее приведут его к желаемой цели. Однако главными рычагами в руках педагога оказываются следующие три положения музыкальной педагогики, являющиеся обязательным условием успешного овладения данным исполнительским навыком:
1 – четкое формирование в сознании учащегося правильной слуховой цели;
2 – всемерное развитие внутренней слуховой потребности в вибрато;
3 – всемерное развитие неустанного исполнительского самоконтроля.
Большая внутренняя потребность в сочетании с четкими и правильными слуховыми представлениями о цели и неустанным слуховым самоконтролем, как правило, оказывается достаточной для того, чтобы учащийся по истечении некоторого срока самостоятельно постиг физиологическую суть вибрато, наиболее близкого его музыкальной индивидуальности и наиболее соответствующего особенности строения его организма.





Решающее значение для ясного и четкого определения звуковой цели и развития внутренней слуховой потребности в вибрато имеет систематическая работа над высокохудожественными произведениями певучего характера. Стремление раскрыть их содержание, постоянная необходимость в выразительном, насыщенном пении на инструменте ставит перед учащимся насущную задачу: выявить и овладеть соответствующими выразительными средствами, в том числе и вибрато. Успехи ученика, стремящегося овладеть выразительным вибрато, во многом будут определяться качеством его звука. Выработав красивый, сочный, свободно льющийся звук, нетрудно ощутить и физиологию правильного вибрато. Последнее в этом случае будет как бы естественно выливаться из большой певучести и качественного звучания.
В большинстве случаев приведенный выше комплекс методических средств оказывается достаточным для того, чтобы молодой музыкант интуитивно постиг физиологию правильного вибрато. Но в некоторых случаях ученику, несмотря на четкую слуховую цель, верные слуховые представления и большое желание овладеть вибрато, никак не удается усвоить ощущение правильно вибрирующего звука. Старая духовая школа, рассматривающая вибрато как врожденный фактор, полагала, что такому ученику ничем помочь нельзя. Однако развивающаяся методика преподавания вскоре показала несостоятельность этой точки зрения. Профессор Московской консерватории Р. Терехин разработал методику развития вибрато, позволяющую всякому музыканту-духовику овладеть этим важным исполнительским средством. В основу своей методической системы Р. Терехин положил периодические толчки выдоха. Упражняться в последовательных толчках выдоха следует вначале на продолжительных звуках среднего регистра. Вздох спокойный и глубокий, звучание свободное. Толчки выдоха производятся на каждую четверть медленно и энергично.
Пример 37.
Повторять упражнение следует на всех звуках среднего регистра. Усвоив воспроизведение медленных, энергичных толчков выдоха, можно перейти к более быстрым, сохраняя тот же диапазон.
Пример 38.
Необходимо разнообразить ритм движения для того, чтобы пульсация вибрато не была впоследствии связана с каким-то определенным ритмическим рисунком, чтобы у учащегося не выработалась привычка акцентировать одни и те же доли такта. Порядок чередования различных ритмов может быть произвольным.
Пример 39.
В процессе овладения толчками выдоха внимание должно быть привлечено к сохранению их периодичности в быстром движении. Необходимо не только придерживаться указанного в нотах ритмах движения, но и соблюдать равномерность в усилении и ослаблении толчков, то есть стараться, чтобы они были одинаковыми. Лишь в результате длительных упражнений удается достичь равномерной пульсации.
После усвоения толчков выдоха на отдельных звуках следует упражняться в переходах с одного звука на другой.
Пример 40.
В дальнейшем количество таких толчков на каждом звуке и постепенное увеличение скорости будут зависеть от успехов учащегося. При этом важно соблюдать ритм движения и одинаковую силу толчков выдоха.
Следующий этап – исполнение несложных мелодий.
Пример 41.
После того как толчки выдоха будут освоены в среднем регистре, нужно переходить к подобным же упражнениям в верхнем регистре. В этом регистре толчки дыхания затруднены ввиду большого напряжения губ. Чтобы заставить их следовать колебаниям воздуха, нужны большие усилия, чем в среднем регистре. Нижний регистр также требует особого внимания. Ввиду небольшого напряжения губ при извлечении звуков нижнего регистра неумело регулируемые толчки выдоха могут привести к слишком широким колебаниям.
Переход от толчков к вибрато заключается в том, что при постепенном увеличении частоты толчков незаметно для учащегося появляется автоматизм, который и знаменует возникновение настоящего вибрато. Если раньше каждый толчок сознательно контролировался, то теперь колебания групп мышц становятся непроизвольными, совершаются как бы сами собой. Совершить такой «скачок» помогают не только упражнения в толчках выдоха, но и правильные слуховые представления учащегося о новом приеме.
Перейдя от упражнений в толчках выдоха к исполнению несложных мелодий с вибрато, а позднее и пьес, учащийся обязательно должен контролировать характер звучания. Здесь особенно необходим слуховой контроль, помогающий определить качество вибрато и соответственно изменять его. Естественно, что первые попытки не могут сразу дать совершенного результата. В это время вибрато может прерываться, иногда чувствуется его недостаточность, часто оно не подчиняется воле исполнителя. Однако в процессе систематических упражнений техника дыхательных толчков постепенно развивается, обеспечивая звука естественное, хорошо управляемое вибрато.
Недостатки вибрато могут проявиться и у студентов вузов. В таких случаях следует вернуться к упражнению в толчках выдоха и работать над отдельными звуками до тех пор, пока полностью не разовьется подвижность мышц. Иногда в подобных случаях целесообразно временно отказаться от игры вибрато с тем, чтобы избавиться от неправильных привычек. Когда неправильные рефлексы сотрутся, можно вновь приступать к работе над вибрато, налаживая новые правильные автоматизмы.
В 2002 г. в г. Сиетл (США) проходила конференция духовиков, на которой обсуждались вопросы духового вибрато. Методика вибрато, предлагавшаяся участниками конференции, несколько отличается от методики Р. Терехина. Согласно рекомендациям конференции оптимальная частота диафрагмального вибрато должна соответствовать триолям в темпе М: 80-100. М 100-104 будет соответствовать мольто вибрато. Вибрато не должно быть очень глубоким. В основе вибрато должны лежать не толчки брюшного пресса, а плавные динамические волны: cresc. – dim. Волны лучше начинать не с подъема, а со спада, т.е. сначала dim.,потом cresc. Овладеть основами диафрагмального вибрато помогает следующее упражнение: Темп М: 48. На каждую четверть в этом темпе сначала исполняют одно cresc. – dim., потом – 2, 3, 4, 5, 4, 3, 2, 1.
Интересную методику диафрагмального вибрато содержит готовящаяся к изданию «Школа для флейты» профессора Российской музыкальной академии им. Гнесиных В. Кудри. Рекомендуем ознакомиться с ней всем интересующимся этим видом вибрато.
Методика, изложенная выше, позволяет постичь технику диафрагмального вибрато. Для овладения же элементарным колебанием ротового вибрато можно предложить ученику следующее упражнение. Взяв на инструменте какой-нибудь звук среднего регистра, он должен с помощью колебаний нижней челюсти создавать толчки дыхания, возникающие в полости рта. Последующая работа над ротовым вибрато полностью совпадает с изложенными выше этапами работы над диафрагмальным вибрато.
Для овладения элементом ротоглоточного вибрато необходимо вовлекать колебания большие массы воздуха, включающие в себя не только полость рта, но и глотку. В глубоком ротоглоточном вибрато колебания нижней челюсти незначительны. Овладеть элементарным колебанием такого вибрато помогают упражнения в чередовании гласных: и – а- и – а – и – а… Первые упражнения проводятся без инструмента, последующие переносятся на инструмент.
В некоторых случаях можно предложить ученику следующий вспомогательный прием, облегчающий постижение вибрато. Он основан на том, что некоторые виды духового вибрато имеют точки соприкосновения с губным свистом. Овладев крупновибрирующим губным свистом, учащийся может уловить те ощущения, которые окажутся полезными в его работе над исполнительским вибрато.
Пальцевое вибрато создается колебаниями правой руки (вперед – назад). Их частота и размах должны соответствовать эстетическим нормам и содержанию исполняемого произведения.
Кулисное вибрато возникает вследствие колебаний кисти и запястья правой руки тромбониста. Томи Дорси, виртуозно владеющий этим вибрато, рекомендует придерживаться следующих правил:
1) прежде чем применить кулисное вибрато, звук должен быть выстроен интонационно очень чисто;



2) правая рука должна двигаться вверх и вниз в пределах и не более 2,5 см;

3) правую руку следует держать твердо, но запястье при этом должно быть свободным;
4) по возможности следует избегать 1-ой позиции;

5) применяйте вибрато только на выдержанных звуках;

6) никогда не играйте губное вибрато совместно с использованием кулисного вибрато;

7) не играйте вибрато в громкой динамике.
В качестве, вспомогательного средства для овладения вибрато мы предлагаем использовать специально сконструированное «электроакустическое устройство». Устройство позволяет преобразовать музыкальные звуки в изображения, возникающие на кране индикатора кривых. Таким образом, появляется возможность наблюдать и контролировать звучание не только посредством слуха, но одновременно и зрительно, что в еще большей мере заостряет слуховой контроль исполнителя на конкретно обнаруженных недостатках. Зная, какой формы должны быть изображения при высококачественном проявлении любого из элементов исполнительской техники, учащийся может тренировать навык до тех пор, пока не приблизит его к образцовому (визуальному) эталону.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.