Сделай Сам Свою Работу на 5

Предмет и задачи методики преподавания русского языка 17 глава





Школьная практика и специальные исследования показали, что на реализацию в учебном процессе указанных выше исходных положений решающее влияние оказывают следующие факторы: правильность отбора комплекса знаний о языке как общественном явлении, четкость методологических позиций учителя в трактовке им основных языковых явлений и категорий, активизация познавательной деятельности учащихся, высокое качество фактического языкового материала, на базе которого изучается теория языка. Безусловно, каждый из названных факторов не существует в школьной практике изолированно друг от друга. Напротив, только их рациональное взаимодействие дает положительные результаты. Рассмотрим некоторые из них. Остановимся прежде всего на ознакомлении с языком как общественным явлением.

Социальная сущность языка проявляется в его коммуникативной функции. Для того чтобы способствовать отчетливому осознанию роли языка в жизни общества, во-первых, необходимо обеспечить в учебном процессе внимание к усвоению школьниками роли каждой языковой единицы в нашей речи. Коммуникативная функция языка познается учащимися в процессе осознания функции основных его единиц: фонемы, морфемы, слова, словосочетания, предложения и взаимоотношений менаду ними.



Во-вторых, на осознание учащимися коммуникативной функции языка положительное влияние оказывает коллективный поиск ответа на вопрос: «Какую роль выполняет язык в жизни каждого человека и общества в целом?» Постепенно от класса к классу ответ на данный вопрос углубляется и расширяется. Учащиеся находят в окружающей их жизни конкретные примеры для подтверждения своих мыслей о том, что язык необходим людям для совместной трудовой деятельности, для того, чтобы сообща познавать новое, создавать новые машины и т. д. С учетом возрастных возможностей учащихся они подводятся и к пониманию роли языка в становлении человека как человека. Труд и речь создали человека, выделили его из мира животных. Совершенствуя в процессе труда свою мыслительную деятельность и развивая одновременно речь, человек постоянно совершенствовал и совершенствует себя. Преобразуя окружающий мир, человек все дальше и дальше уходит в своем развитии, все богаче становится его язык. Общение с людьми, членами общества, совместный труд являются необходимыми условиями развития любого человека.



В-третьих, на формирование у младших школьников взгляда на язык как на общественное явление благотворное влияние оказывает доступное для них раскрытие «тайн» о происхождении языка, о появлении новых слов в языке. Учитель подводит школьников к пониманию того, что язык не придуман каким-то одним человеком специально. Он возник у первобытных людей из потребности договориться о совместных делах, т. е. возник в связи с трудовой деятельностью и развивался постепенно. В очень далекое от нас время в языке было всего несколько десятков слов: новые слова появлялись по мере того, как люди познавали окружающий их мир, создавали орудия труда, производили что-то и т. д. Предметам, их признакам, процессам, явлениям, действиям и многому другому, что существует вокруг нас, люди давали названия; так язык пополнялся и пополняется новыми словами.

В настоящее время словари русского языка содержат более 200 тысяч слов. В то же время на Земле есть племена, которые находятся на ранней стадии своего развития, и в их языке насчитывается около 200 слов.

Безусловно, о развитии языка, о жизни отдельных слов младшие школьники узнают постепенно в процессе изучения имен существительных, имен прилагательных, глагола, наречий. Большими возможностями в этом плане располагает раздел «Состав слова», изучая который учащиеся знакомятся с важным источником пополнения нашего языка новыми словами, а именно словообразованием1. Большинство новых слов, как известно, образуются на базе слов, уже существующих в языке, и создаются по тем моделям, которые присущи русскому языку (например: прилуниться по типу приземлиться, целинник по типу лесник, бульдозерист по типу тракторист, космодром по типу аэродром и т. д.). Появление в языке нового слова обычно влечет за собой появление целой группы однокоренных слов (например: пулемет, пулеметчик, пулеметный; радио, радист, радиолюбитель и т. д.).



В начальных классах не представляется возможным специальное изучение вопроса о развитии языка. Важно заложить фундамент научного взгляда на язык как на явление, развивающееся вместе с развитием общее. Поскольку лексическая сторона языка является наиболее подвижной в своем развитии, то на ее примере наиболее доступно раскрыть учащимся начальных классов связь развития языка с развитием общества.

Наблюдения учителя и учащихся над изменениями, которые происходят в лексическом составе языка, дают благодатный материал и для того, чтобы формировать у школьников материалистическое представление о познаваемости мира.

Исследование процесса усвоения языка младшими школьниками убеждает в том, что формирование основ научного взгляда на язык как на целостное, развивающееся явление способствует познанию его существенных связей. В частности, такой цели служит работа над осознанием учащимися связи между звуковой структурой слова и его лексическим значением, между морфемным составом слова и его лексическим значением, между грамматическими значениями слова и его принадлежностью к определенной части речи, между морфемным составом слов, типом его образования и принадлежностью к определенной части речи и т. п. Указанные связи являются частным проявлением более общих связей, характеризующих взаимодействие фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической сторон языка. Необходимо подчеркнуть, что осознание учащимися связей, характерных для языка, имеет большее значение не только с точки зрения овладения языком, но и в плане формирования мировоззренческих взглядов. Умение видеть явление во взаимосвязи составляющих его частей — основа диалектико-материалистического взгляда на мир.

В настоящее время вопросы усвоения младшими школьниками существенных связей, характерных для языка, оказались наименее разработанными методической наукой и в силу своей значимости требуют к себе особого внимания.

Необходимо подчеркнуть важность опоры на жизненную практику на разных ступенях познания языка учащимися. На жизненный опыт ребенка, на его речевую практику учитель опирается как на начальном этапе накопления фактов, необходимых для обобщений теоретического характера, так и на этапе применения знаний. Под влиянием обучения сама речевая деятельность учащихся претерпевает качественные изменения, она становится сознательной (сравните, например, уровни использования школьниками в своей речи имен прилагательных, глаголов, морфем слова и т. д. до и после изучения соответствующих программных тем).

Связь обучения языку с окружающей учащихся действительностью создает, таким образом, основу для понимания ими материальности мира. Одновременно решается одна из ведущих задач уроков русского языка — развитие у школьников умений верно наблюдать и точно передавать свои мысли в устной и письменной форме. При этом особого внимания требует от учителя формирование у учащихся умения мыслить диалектически.

Диалектичность мышления (в широком понимании) характеризуется умением видеть явления в развитии, всесторонне, в совокупности их существенных признаков, с учетом связей с другими явлениями и процессами. Такое качество мышления формируется у учащихся постепенно и, в свою очередь, включает овладение умениями добывать факты в процессе наблюдений, анализировать их и устанавливать связи между отдельными сторонами изучаемых явлений, сравнивать и обобщать. В последнее десятилетие учебная деятельность школьников все в большей степени носит поисковый характер. При изучении языка ведущим для младших школьников является не запоминание отдельных правил и определений, а целенаправленный анализ и синтез языкового материала, «созданного» самими учащимися на основе наблюдений над окружающей их жизнью или почерпнутого в готовом виде из литературных источников1. Активное участие в самом процессе установления существенных признаков изучаемых грамматических, словообразовательных, лексических понятий, сопоставление познаваемых фактов со сходными или противоположными (т. е. включение их в систему знаний), а также творческое применение изучаемых теоретических знаний в разнообразной речевой деятельности — все это создает предпосылки для развития у школьников умения мыслить диалектически. При этом одним из важных факторов является целенаправленное управление умственными действиями учащихся со стороны учителя, формирование у них общих методов решения орфографической, грамматической или лексико-стилистических задач.

Наконец, при решении вопроса о формировании у школьников основ научного мировоззрения в процессе обучения родному языку особую значимость приобретает материал, на базе которого изучается в школе русский язык. Фактическая сторона материала, его идейная направленность и художественная выразительность воздействуют на мыслительную и эмоциональную деятельность учащихся, расширяют их знания об окружающем мире, воспитывают интерес к языку и народу, создавшему его, повышают общий уровень развития учащихся и содействуют формированию их личностных качеств, их мировоззрения. В последние годы значительно возросли требования к содержанию материала, включенного в школьные учебники русского языка и учебные пособия для учителей. Основными критериями материала являются: познавательная ценность текстов и отдельных предложений, их лексико-стилистическая точность, разнообразие тематики, связь с разными сторонами жизни, идейно-тематическая направленность текстов, их доступность детям младшего школьного возраста и некоторые другие.

Итак, при формировании у младших школьников в процессе обучения русскому языку основ коммунистического мировоззрения решающее влияние оказывают следующие факторы: методологические позиции учителя, комплекс знаний о языке как развивающемся общественном явлении, которые усваивают учащиеся, способы познания, которыми они овладевают, познавательная, идейно-политическая и художественная ценность материала, на базе которого изучается язык.

Формирование у учащихся основ мировоззрения — проблема многоаспектная, и решается она всей системой учебно-воспитательной работы школы и вне ее.

Лингвистическая основа обучения младших школьников русскому языку с учетом взаимосвязи всех его сторон

Система изучения русского языка в школе как учебного предмета основывается на реально существующей в языке внутренней взаимосвязи всех его сторон: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Многоплановость и сложность связей между всеми сторонами языка, их диалектическое единство проявляется прежде всего в коммуникативной функции языка. Коммуникативная функция выступает как основное свойство языка, его сущность. Данную функцию выполняет каждый из компонентов языка, но осуществляет ее во взаимодействии с остальными.

Звуковая форма, которая свойственна любому слову, создает людям возможность для общения: слова физически воспроизводятся и воспринимаются.

Однако звуковой строй языка не существует сам по себе, подобно тому как форма немыслима без содержания. Не любой комплекс звуков, а лишь тот, который имеет определенный смысл, может служить целям коммуникации. В качестве такого звукового комплекса, как известно, выступает слово. Словарный состав языка, его лексика,— это своеобразный строительный материал, служащий для выражения мыслей.

Тем не менее, как бы ни был богат словарный состав языка, без грамматики, он мертв. Словарный состав языка сам по себе не выполняет коммуникативной функции. Для целей общения слова грамматически организуются, т. е. вступают в определенные отношения друг с другом в структуре целого предложения. Благодаря этому мысли получают стройную форму выражения. Роль грамматики как организующей части языка была определена еще М. В. Ломоносовым.

Своеобразие каждой из сторон языка проявляется в специфике языковых единиц. Для фонетики в качестве таких единиц выступают звуки речи, фонемы, для лексикологии — слово с точки зрения его семантического значения и употребления; для грамматики — слово в своих формах, а также словосочетание и предложение, для словообразования — морфема и слово со стороны его строения и способа образования.

С грамматической стороны слово, словосочетание и предложение имеют целый комплекс особенностей. Слово имеет свою морфемную структуру, свой тип словообразования, ему свойственны те или иные грамматические категории (падеж, род, число, лицо и др.), определенная синтаксическая роль. Словосочетание, так же как и слово, имеет формы словоизменения (изменяться может только стержневое слово или оба члена словосочетания). Предложение по своей структуре качественно отличается от слова: слово состоит из морфем, не обладающих самостоятельностью значения вне слова, составные компоненты предложения имеют самостоятельное лексическое значение, которое в составе предложения лишь уточняется. Предложение и словосочетание в качестве своего «строительного материала» используют слово, но их структура различна. Для предложения характерен еще ряд синтаксических особенностей, а также интонация законченности.

Итак, даже краткое рассмотрение специфики каждой из сторон языка подчеркивает сложность отношений между ними, их взаимопроникновение. В аналогичных сложных отношениях на ходятся и разделы языковедческой науки, изучающие соответствующие стороны языка.

Фонетика связана как с лексикологией,- так и с грамматикой. Звуки, фонемы, слоги существуют в языке не сами по себе, а в составе слова, обладающего определенным лексическим значением.

Связь фонетики с синтаксисом проявляется, в частности, в том, что каждое предложение имеет определенную интонацию. Комплекс слов, грамматически и семантически связанных, становится предложением только в условиях вполне определенной интонационной выразительности. При этом смысл предложения зависит от интонации, которую говорящий придает предложению. Интонация, таким образом, наряду с порядком слов,- использованием служебных слов, словоизменением, выступает как один из способов организации предложения.

Теснейшим образом связаны лексикология и словообразование: во-первых, как отмечают многие лингвисты, словарный состав языка пополняется в основном за счет образования новых слов по моделям слов, уже существующих в языке; во-вторых, лексическое значение производных слов базируется на вещественном значении производящих основ.

Морфология находится в тесной связи с лексикологией и словообразованием.

Морфология изучает в основном грамматические свойства слов. Однако грамматическое значение слова всегда выступает в единстве с лексическим, и каждое слово, таким образом, заключает в себе, с одной стороны, признаки, свойственные определенной лексико-грамматической группе, к которой данное слово относится, а с другой — у него есть свое лексическое значение. Вот это единство общего в слове изучается морфологией,— естественно, не в отрыве от лексики, а на ее базе.

Для слова характерен определенный морфемный состав, от которого зависит как лексическое значение слова, так и ряд его грамматических признаков: отнесенность к той или иной части речи, наличие категорий рода, числа, падежа (или лица) и др. При образовании новых слов любым способом (морфологическим, морфолого-синтаксическим, лексико-семантическим, лексико-синтаксическим) слово всегда «рождается» грамматически оформленным и имеющим свое лексическое значение. В языке каждая часть речи имеет характерные ей черты словообразования. Морфемный состав слов и способы образования новых слов изучает такой раздел науки, как словообразование, но делает это не изолированно от грамматики и лексикологии.

В разностороннюю связь вступают между собой морфология и синтаксис. Морфология, как отмечалось выше, изучает, главным образом, грамматические значения слов и формы их выражения, объектом изучения синтаксиса являются «способы организации слов в словосочетания и в предложения а также типы предложений, их значения и условия употребления» Объекты изучения в некоторой степени совпадают; слово изучается и в морфологии, и в синтаксисе, однако аспект изучения слова разный. В синтаксисе в центре внимания предложение; слово изучается в плане его смысловой и грамматической связи с другими словами, объединенными в словосочетание или предложение. В морфологии слово может изучаться и вне предложения; оно рассматривается с точки зрения соотношения с другими словами, входящими в ту же лексико-грамматическую группу или имеющими тот же тип склонения, спряжения и т. д. Но такой разный подход к слову в морфологии и синтаксисе не означает отсутствия точек соприкосновения. Напротив, они существуют в самой природе слова и предложения. Коммуникативную функцию предложение выполняет благодаря тому, что слова обладают системой словоизменения. Вся система формообразования и словоизменения изучается в морфологии, но поскольку свое применение она находит в предложении, то изучение правил сочетания слов относится к области синтаксиса. При установлении способов соединения слов в словосочетания учитываются морфологические свойства частей речи, входящих в словосочетание. Это один из частных случаев взаимосвязанности языковых явлений, изучаемых в морфологии и синтаксисе. Однако и данного конкретного примера, видимо, достаточно, чтобы подчеркнуть, что морфология и синтаксис, хотя и взаимообусловлены, но самостоятельны.

Приведенные положения определяют методику обучения русскому языку младших школьников с учетом внутрипредметных связей:

1. Исходя из того, что все стороны языка (лексическая, фонетическая, словообразовательная, грамматическая) взаимосвязаны между собой и в то же время каждой из них свойственны специфические черты, учащимся для сознательного владения языком необходимо усвоение особенностей каждой из сторон языка и связи между ними.

Система обучения русскому языку в I—III классах строится с учетом сущности связи между фонетикой, лексикологией, словообразованием и грамматикой. Данное положение реализуется как при определении последовательности изучения материала (порядок изучения разделов программы), так и в самом содержании обучения (органическая связь между разделами программы, обусловленная их лингвистическими особенностями).

2. Взаимодействие всех сторон языка проявляется в его коммуникативной функции: в целях общения слова как основные единицы языка должны быть правильно произнесены или написаны, одинаково поняты всеми людьми, говорящими на данном языке, грамматически правильно организованы в предложения

Учитывая это, для осознания младшими школьниками сущности связи произносительной, графической, лексической, словообразовательной и грамматической сторон языка необходимо изучение разделов программы осуществлять под углом зрения усвоения коммуникативной функции языка как ведущей, т. е. понимания роли каждой из сторон языка и их единства в процессе общения людей.

В этих целях при изучении фонетической стороны языка (раздел программы: «Звуки и буквы. Слоги. Ударение») большое место отводится уяснению школьниками единства смысловой и произносительной сторон слова и смыслоразличительной роли звуков.

При изучении раздела программы «Слово» основное внимание направлено на уяснение школьниками единства всех сторон слова: произношения, лексического значения, морфемного состава, совокупности грамматических признаков, образования, а также употребления в речи и написания. При этом учителю важно добиваться понимания учащимися как номинативной (назывной) функции слова, так и взаимодействия в слове его морфемного состава и лексического значения.

При изучении раздела «Предложение» ведущим направлением работы является раскрытие функции предложения как языковой единицы речи и формирование у учащихся умений сознательно пользоваться предложениями разной структуры в устной и письменной речи.

Взаимосвязанное изучение в школе всех сторон языка (произносительной, лексической, грамматической, словообразовательной) — ведущий методический принцип обучения русскому языку, реализация которого создает научную основу для осознания школьниками языка как явления сложного, развивающегося, имеющего существенные стороны, которые находятся между собой во взаимодействии.

Общая характеристика содержания начального обучения русскому языку

Содержание обучения русскому языку в средней общеобразовательной школе обусловлено прежде всего задачами, которые государство ставит перед ней на современном этапе развития социалистического общества. Задачи многогранны. Их решение направлено на умственное развитие школьников, идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание.

Обучение русскому языку своим конечным результатом имеет формирование у учащихся умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно высказывать свои мысли в устной форме и орфографически верно передавать их на письме.

Эта задача, специфическая для русского языка как учебного предмета, решается во взаимодействии с общеобразовательными задачами, направленными на формирование ученика как личности.

Содержание курса русского языка составляют знания: о звуковом строе русского языка и способах обозначения звуков в письменной речи (знания фонетические и графические); о способах словоизменения и соединения слов в предложения (знания грамматические: морфологические и синтаксические); о морфемном составе слов и способах образования слов (знания словообразовательные); о лексико-семантических группах слов (знания лексикологические); о принципах русского правописания и постановке знаков препинания (знания орфографические и пунктуационные). Указанные знания выступают в разных видах, главные из которых: а) грамматические, фонетические и словообразовательные понятия, б) графические, орфографические и пунктуационные правила.

Наряду со знаниями в содержание курса русского языка входят умения и навыки. Среди умений выделяются комплексы специальных для данной дисциплины умений: фонетических, графических, морфологических и др.

В процессе обучения языку проводится работа и над овладением учащимися умениями, которые являются общими для многих учебных дисциплин (межпредметные умения). В педагогике к межпредметным умениям относят анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификацию, сравнение и т. п.

Целенаправленная работа над формированием указанных умений позволяет школьникам быть активными в учебной деятельности, успешно овладевать знаниями. Специальные умения и межпредметные умения формируются не изолированно друг от друга, а в едином русле учебно-воспитательного процесса.

Круг знаний и формируемых у учащихся специальных умений очерчен школьной программой.

Для изучения в начальных классах отобраны знания, которые являются базовыми для сознательного владения языком и формирования графических и орфографических навыков. Из области фонетики и графики младшие школьники усваивают знания, позволяющие правильно представить звуковой состав слова, своеобразие гласных и согласных звуков, смыслоразличительную роль звука в слове, роль ударного слога, а также создают для учащихся возможность сознательно соотносить звуковую и графическую форму слова, писать слова, опираясь на слоговой принцип обозначения мягкости и твердости согласных и т. п. Из области морфологии также отобраны знания, имеющие большое практическое значение для осознанного владения словом, правильного употребления его.

Методика изучения основ фонетики и графики

Речевое развитие детей, их успешное обучение в школе находятся в определенной зависимости от правильной организации и содержания работы над элементами знаний из области фонетики и графики уже с первых дней учебы. Если у ребенка плохо развита способность слушать и слышать, различать и правильно пользоваться звуковыми средствами языка, т. е. у него недостаточно развит речевой слух, то, естественно, он будет испытывать трудности в общении (как при передаче своих мыслей, так и при восприятии чужих). Не случайно поэтому в методической литературе отводится большое место изучению фонетики и графики в I классе

Велика роль усвоения фонетических знаний в овладении младшими школьниками устной и письменной речью:

а) с опорой на фонетические знания первоклассники овладевают процессом чтения и письма в период обучения грамоте;

б) фонетические знания составляют основу правильного произношения слов (правильное произношение звуков, выделение ударного слога, соблюдение орфоэпических норм);

в) фонетические знания во взаимодействии с морфологическими и словообразовательными создают базу для формирования у учащихся ряда орфографических навыков, и в частности правописания проверяемых безударных гласных, парных глухих и звонких согласных в корнях слов;

г) фонетические знания необходимы для осознанного интонирования предложений, соблюдения логических ударений, пауз в структуре предложений и т. п.;

д) знание звукового состава слова важно для осознания его смысла и сознательного употребления в речи.

Так, разница между словами стоит и стоит, спала и спала, кружки и кружки передается только ударением; также с помощью ударения различаются формы слова: горы — горы, реки — реки. Умение различать мягкие и твердые согласные обусловливает различение лексического значения слова: лук — люк, угол — уголь, флаги — фляги./ рад — ряд и т. п. Различение слов кора — гора, игра — икра, плоты — плоды по смыслу связано с распознаванием детьми парных звонких и глухих согласных. Четкое представление звуковой формы слова необходимо школьникам, чтобы различать на слух, правильно произносить и употреблять такие слова как экскаватор, экскалатор, бидон, бетон и др.

Учитель постоянно (на уроках всех дисциплин) работает над четким и правильным произношением слов; часто в этих целях использует звуковой анализ слов: т-р-а-м-вай, х-и-щ-н-ы-й, т-р-а-м-п-л-и-н и др.

Согласно школьной программе, учащиеся начальных классов овладевают комплексом фонетико-графических умений: умениями распознавать звук и букву, звуки гласные и согласные, согласные парные по звонкости и глухости, непарные звонкие, непарные глухие, согласные парные по мягкости и твердости, всегда твердые и всегда мягкие, умениями делить слова на слоги, находить и выделять ударный слог, с помощью гласных букв правильно обозначать мягкие и твердые согласные на письме, пользоваться ь для обозначения мягкости согласных звуков и как разделительным.

Хотя до школы дети практически овладевают звуковым строем речи, но это не означает, что еще до специального обучения первоклассники в состоянии разделить слово на слоги, произнести последовательно каждый звук в слове. Необходима целенаправленная работа над формированием у первоклассников указанных выше умений, что, в свою очередь, предполагает овладение такими умственными операциями, как анализ, синтез, сравнение, классификация, а также усвоение некоторых элементов знаний о природе звуков, их взаимодействии в составе слов их своеобразии по сравнению с буквами и т. п.

Изучение фонетики и графики занимает центральное место в I классе, так как учащиеся овладевают процессом чтения и письма. Во II и III классах программа не включает новых сведений, однако фонетические знания вступают в новые связи и совершенствуются. Так, например, при формировании навыков правописания проверяемых безударных гласных в корнях слов происходит совершенствование умения распознавать в слово ударный слог, поскольку как в проверяемом, так и проверочном словах дети находят ударные и безударные слоги, выделяют корень. Совмещение двух действий (распознавание ударения в слове, нахождение корня) — более сложная деятельность, чем выполнение одного из них. Однако это благоприятная ситуация для развития умений делить слова на слоги, находить ударный, гласные и согласные звуки. Одновременно учащиеся убеждаются и в необходимости фонетических знаний для решения многих практических задач, в частности для правильного написания слова, его точного произношения, понимания лексического значения.

Ознакомление с особенностями звуков и букв, с гласными и согласными звуками.

В начальных классах школы не вводится определения звука, так как это довольно сложное понятие. Тем не менее необходимо создать правильное научное представление о звуке.

Ведущим приемом является наблюдение над произношением звуков в слове, над зависимостью звукового состава слова от его лексического значения: сом — сок, вол — вал, май — дай, будка — булка, лодка — ложка и т. п.

Работа над осознанием звукового состава слова начинается еще в период обучения грамоте.

Дети узнают, что произнесенное или услышанное слово состоит из звуков. Они учатся проводить звуковой анализ слова, т. е. делить слово на слоги, называть в определенной последовательности звуки, из которых состоит слово. Важно, чтобы учащиеся не подменяли звукового анализа буквенным (например, в слове гриб они должны назвать звуки гр'ип, в слове обувь — обуф').

Правильное представление звукового состава слова имеет большое значение как для формирования навыка письма (в частности, записи без пропуска и перестановки букв, обозначения мягкости согласных), так и для правильного произношения слов. Поэтому и в послебукварный период необходимо продолжать работу над усовершенствованием умения устанавливать последовательность звуков в слове, используя для этого, например, упражнения в звуковом анализе слова.

Как известно, звуки речи делятся на две большие группы: гласные и согласные.

При классификации звуков на гласные и согласные учащимися учитывается несколько признаков:

1) способ произношения (при произношении гласного звука воздух свободно проходит через полость рта; при произношении согласного звука воздух встречает преграду),

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.