Сделай Сам Свою Работу на 5

Предмет и задачи методики преподавания русского языка 7 глава





Пишут учащиеся в тетрадях и на доске. Очень существенным является вопрос о разлиновке тетрадей. И в нашей стране и за рубежом использовались в разное время самые разнообразные способы разлиновки тетрадей для обучения первоклассников: от совершенно гладкой бумаги, лишенной какой-либо разлиновки, до тройной линии с густой наклонной сеткой. В настоящее время в школе приняты тетради с двумя линиями: Соответствующим образом подготавливается и классная доска, которая используется в I классе. В тетрадях с двумя линейками дети пишут в течение всего первого года, а со II класса переходят на одну линию.

Ведение тетради воспитывает у детей аккуратность, они привыкают оставлять поля, соблюдать строчку, выдерживать одинаковые размеры букв, тщательно, симметрично располагать текст на строчках, ясно и четко выделять заголовки, рационально использовать пространство листа.

Школьник заводит две тетради: в одной выполняются работы текущего дня, а другая находится на проверке у учителя. На обложке тетради делается надпись: «по письму» (во втором полугодии — «по русскому языку»). В тетради имеется листок промокательной бумаги, он подкладывается во время письма под руку, чтобы не пачкалась бумага. Учитель делает записи в тетрадях учащихся красными чернилами, отчетливо, по образцам прописей. Записи учителя в детской тетради — это исправления, замечания, а если нужно (при индивидуализированном подходе) — задания и образцы прописей букв, их сочетаний.



Согласно современным образцам-шрифтам, дети обучаются наклонному письму под углом в 65° к строке. Наблюдения показали, что именно такой наклон благоприятствует скорописи. Такой наклон при письме определяется самим механизмом движения пишущей руки, а также наиболее удобным положением тетради на парте, на столе. Письмо с наклоном затрудняет некоторых учащихся. Многие пишут перпендикулярно строке; некоторые делают наклон неодинаково, в их тетрадях буквы «падают». Поэтому учитель должен объяснить детям, чем отличается наклонное расположение букв от прямого.

Обучая детей наклонному письму, учитель с первых дней в школе следит, чтобы тетрадь на парте лежала под углом в 25°, чтобы в ходе письма кисть находилась в одном и том же положении относительно предплечья, а движение руки по строке обеспечивалось сгибанием руки в локтевом суставе и в плече. При этом правая рука свободно движется по листу, а левая лежит на листе, придерживая его. Тетрадь на парте лежит так, чтобы начало строки приходилось на середину груди пишущего. По мере заполнения страницы, тетрадь продвигается вверх, но начало заполняемой строки по-прежнему находится напротив центра груди пишущего.



Велика роль доски в обучении письму. На черном или темно-коричневом фоне доски учитель и дети пишут, как правило, белым мелом (для подчеркивания и выделения букв, слогов используются цветные мелки). В I классе на доске делается разлиновка, которая совпадает с разлиновкой страницы в тетради. Нередко бывает, что на доске школьники пишут хуже, чем в тетрадях, так как у них быстро устает поднятая рука, они плохо придерживаются строки, буквы оказываются разной величины. Поэтому приходится специально обучать детей письму на доске, в том числе и в индивидуальном порядке, после уроков. В период обучения грамоте не рекомендуется вызывать детей для письма на доске образцов букв, так как эта задача для них непосильна. Образцы пишет учитель.

В период обучения грамоте наблюдения учителя за правильной посадкой, за положением тетради, за тем, как школьник держит ручку (тремя пальцами), каков наклон ручки (она должна быть направлена концом в правое плечо пишущего), за правильным положением рук, головы, ног, за расстоянием между тетрадью и глазами пишущего, за линией спины — задача огромной важности, от ее решения зависит очень многое в дальнейшем обучении письму, а также и в здоровье ребенка, в развитии его осанки, зрения.



Помимо общих правил письма, в школе соблюдаются еще некоторые гигиенические требования соответствие парты росту и пропорциям тела ученика, во избежание нарушений осанки. Парта подбирается в соответствии с существующими нормативами, по фабричному номеру (по маркировке). Расстояние от первой парты до доски — не менее 2 м, от последней парты — не более 8 м. Свет падает с левой стороны сидящих учеников. Освещенность на поверхности парты — 75—80 люксов. У доски должны быть дополнительные светильники с отражателями. Высота доски нижнего края — 85 см от пола, доска матовая.

Бумага в тетради матовая, белая, цвет обложки и промокательной бумаги мягкий голубой, желтый, розовый или фиолетовый, цвет чернил обеспечивает контрастность изображения.

Продолжительность непрерывного письма в период обучения грамоте не должна превышать пяти минут. После каждого «сеанса» письма дети должны переменить форму деятельности и обязательно посмотреть вдаль, например на доску.

Строгое соблюдение организационных и гигиенических требований к обучению письму обеспечит не только эффективность обучения и работоспособность учащихся на уроках, но и их правильное физическое развитие, их нормальное зрение, правильную осанку.

Приемы обучения письму букв. Типичные графические ошибки учащихся.

Дети усваивают написание каждой буквы на отдельном уроке. Огромная роль в обучении письму принадлежит анализу буквы, ее графические составных элементов, сравнению букв по составу и начертанию. Необходимо развить у детей аналитическое видение формы букв.

Хотя буквы русского письменного алфавита и не могут быть «расчленены» на какое-то количество строго определенных элементов, тем не менее часто повторяющиеся элементы могут быть выделены: это палочка короткая в букве п и длинная в букве р, палочка с закруглением внизу — элемент букв и, ш; прямая с петлей в буквах у, д; о в а л и полуовал в буквах о, с, палочка с двумя закруглениями — внизу и вверху в букве г, малая петля в буквах ц и щ.

В системе обучения грамоте детей обычно выделяется несколько уроков, специальная цель которых — обучение письму важнейших элементов: палочек, закруглений, петель, овалов.

В дальнейшем элементы каждой новой буквы выделяются до ее письма,— в этом и состоит аналитический подход. Он дает основу для конструктивного письма новых букв: учащиеся как бы сами «открывают» способ написания буквы, конструируют новую букву, пишут ее. Конечно, подлинного конструирования нет, учитель лишь создает такую иллюзию у детей, приучая их к самостоятельности, к поиску, к творчеству.

Например, дети уже умеют писать букву а, и им нужно научиться писать букву д. Они сами подходят к способу письма буквы д: нужно у буквы а оставить полуовал, а палочку с загибом заменить на длинную палочку (черту) с петлей внизу. Движение руки при написании буквы д такое же, как и при письме буквы а.

При обучении письму очень важна работа над формой букв, над расположением их деталей, которые взрослый человек обычно не замечает. Недооценка работы над формой буквы приводит к трудноисправимым графическим ошибкам, а в дальнейшем — к неправильному становлению почерка ученика. Что же здесь имеется в виду?

Какое расстояние нужно оставлять между словами? (Примерно равное букве и строчной.) На каком месте должно быть пересечение петли у букв г/, д? (На нижней строке.) На какой высоте следует начинать поперечное соединение у буквы м? (На середине строки, если пишут по двойной разлиновке.) На какой высоте следует соединять буквы мил? (Примерно треть высоты буквы.) Какой высоты должно быть нижнее закругление у буквы в? (Примерно две трети высоты буквы). Какой высоты должна быть петля у буквы е? (Чуть больше половины высоты буквы.) И т. д.

Такая методика обучения письму букв в целом может быть определена как аналитико-синтетическая. В практике она обычно используется в сочетании с подражанием образцу: копированием прописей, многократным переписыванием буквы, слова.

Каковы же типичные ошибки в написании букв у первоклассников? Могут быть выделены более или менее устойчивые типы графических ошибок, которые встречаются, кстати, не только в I классе, но и позднее.

1. Нарушение наклона в 65°. Как правило, нарушение наклона приводит к непараллельности элементов букв и даже элементов одной буквы и часто сопровождается искривлением элементов.

Как видно из приведенных примеров, нарушения параллельности нередко приводят к искажению других элементов, например петли у букв у и д: Эта группа ошибок исправляется с помощью специальных упражнений на выработку правильного наклона, с опорой на дополнительную косую разлиновку тетради.

2. Ошибки, связанные с нарушением пропорций: вертикальных — неодинаковая высота букв или их частей; горизонтальных — неодинаковая ширина букв и их элементов.

3. Искажение овалов, полуовалов и других пропорций между частями букв (увеличенные или уменьшенные элементы букв).

4. Пропуск элементов отдельных букв или замена элементов букв: вместо м — л, вместо д — а.

Для успешного преодоления ошибок письма очень важно разобраться в их причинах в каждом отдельном случае, выбрать для исправления ошибки соответствующий прием. В данной классификации графических ошибок учтена эта задача: ошибки группируются по порождающим их причинам. Преодоление ошибок первой группы требует отработки прямых параллельных линий с нужным наклоном к строке в 65°. Исправление ошибок второй группы требует развития глазомера, без чего невозможно соблюдение пропорций. Третья группа ошибок требует работы над кривыми линиями, над изгибами и закруглениями, над плавностью движения руки. Наконец, ошибки четвертой группы связаны с нарушениями внимания.

Конечно, могут быть и другие причины ошибок, общие для всех их типов, например: недостаточная координированность движений руки пишущего, неправильное положение тела при письме, плохая освещенность или плохое зрение, механические помехи (плохое перо1 неровная бумага или вернее неровная поверхность стола под бумагой) и т. п. Не следует забывать и о таких ошибках письма, которые нельзя определить как графические: несоблюдение строчки, переписывание через линию полей, непропорционально большие (или маленькие) интервалы между словами, недописывание строки и пр. Часты ошибки в соединениях элементов, содержащих, закругления букв.

Учителю необходимо хорошо знать, какие именно ошибки может дать написание той или иной конкретной буквы и сразу при обучении ее письму предупреждать возможные ошибки. Например, типичные ошибки при письме буквы П заглавной:

а) элементы не параллельны, закругление второго вертикального элемента начато слишком высоко;

б) верхний элемент горизонтальной касается вертикальных элементов, «лежит» на них;

в) верхний элемент не горизонтален, а написан с наклоном.

Типичные ошибки при письме буквы х, заглавной и строчной:

а) недостаточная округлость полуовалов;

б) полуовалы закруглены чрезмерно;

в) неровные, неодинаковые закругления, несимметричны части;

г) между полуовалами оставлен промежуток — они не слиты.

Элементы орфографии в период обучения грамоте

Орфография — это система правил, обеспечивающая единообразие письменной передачи речи. Всякое нарушение орфографической нормы потенциально может привести и к искажению мысли. Поэтому борьба за орфографическую грамотность учащихся — это борьба за точность языка, за правильность выражения мысли, за безошибочность в общении между людьми.

В школе у детей формируется орфографический навык, основы этого навыка закладываются в период обучения грамоте, одновременно с формированием навыка графического. Однако число правил, которыми руководствуются первоклассники, еще невелико. В период обучения грамоте школьники учатся:

а) соотносить букву и звук — сначала в позициях, где написание не расходится с произношением, а затем и в простейших случаях несовпадения буквы со звуком (слабые позиции гласных и согласных);

б) раздельно писать слова, т. е. средствами письма выделять слова как смысловые единицы;

в) переносить слова со строки на другую строку — на основе слогоделения, однако с учетом некоторых ограничений (например, не переносить и.не оставлять на строке одну букву);

г) употреблять заглавную букву в начале предложения, а также в именах людей и в кличках животных.

Как видим, в этот период дети работают по орфографии главным образом на фонетической (соотнесение звуков и букв, перенос слов по слогам) и на семантической основе (раздельное написание слов, заглавные буквы). Морфологический принцип русского правописания лишь начинает вступать в свою роль; дети лишь практически, на основе сопоставлений подготавливаются к выделению морфем в таких простейших случаях, как сад — сады, дома — дом, и провеять на этой основе правописание гласных и согласных.

Поскольку главное место в орфографической работе принадлежит фонетическим и смысловым факторам, то методические приемы, выбираемые учителем, должны им соответствовать: это звукобуквенный анализ и синтез, составление слов на наборном полотне, отчетливое проговаривание слов и другие приемы анализа и синтеза, упоминавшиеся выше, и смысловой анализ слов, предложений, глубокое понимание всего того, что дети пишут, над орфографией чего работают. И та, и другая работа проводится на уроках чтения и письма не только в тех случаях, когда слова и предложения предназначаются для записи.

Дети в период обучения грамоте пишут еще очень медленно, и орфографическая работа поэтому выходит за рамки одной лишь письменной работы. Она включает в себя наблюдения над читаемыми словами, особенно над теми, написание которых расходится с произношением. Очень важно, чтобы дети как можно раньше осознали разницу между произношением и письмом,— например, дети говорят не []эво], а его, не [што], а что. Если у школьника вырабатывается убежденность в идентичности звука и буквы, то в дальнейшем, когда появится множество слов с безударными гласными и с звонкими и глухими согласными в конце и в середине, он неизбежно будет допускать ошибки.

В период обучения грамоте у детей формируются элементарные навыки самопроверки. Они сличают написанное с текстом образца или проговаривают. Самопроверка опирается на слуховой и речедвигательные факторы.

Уже в период обучения грамоте практикуются три вида письма: списывание, диктант и творческое письмо, т. е. сочинение. Наиболее важным — как с точки зрения задач развивающего обучения, так и для орфографических целей — является последнее, т. е. письмо слов и предложений, взятых из рассказов самих учащихся. Однако следует подчеркнуть, что в любом виде письма обязателен подготовительный этап, обеспе чивающий, во-первых, безусловное понимание значения того, что пишут, и, во-вторых, звукобуквенного состава того, что будут писать.

Подготовительная перед письмом работа, а также систематически проводимая самопроверка, наблюдение над орфографией читаемых текстов постепенно формируют орфографическую зоркость — залог высокой грамотности, необходимое условие орфографического самоконтроля.

Период обучения грамоте является необходимым звеном в системе орфографической работы в средней школе, звеном, подготавливающим детей к новым формам — к специальным орфографическим упражнениям, к решению орфографических задач на основе простых и сложных правил, к усвоению традиционных написаний, исключений из правил и т. д.

Развитие речи учащихся на уроках письма.

В конечном счете школьное обучение языку должно обеспечить речевые навыки, как устные, так и письменные. Сегодняшний первоклассник впоследствии окажется перед необходимостью написать письмо, оформить документ, составить отчет, сочинение, доклад, лекцию, вести дневниковые записи, цеховой журнал и т. п. Списывание и тем более письмо под диктовку не будет занимать в дальнейшем значительного места в его жизни. Следовательно, эти виды письменной работы временные, преходящие, служащие лишь учебным целям, и их роль в жизни школьника будет сокращаться. Иное дело — творческое письмо: его сфера будет постоянно расширяться в школе и тем более после ее окончания.

Очень важно, чтобы с первых шагов обучения письму дети осознали эту форму деятельности людей как письменную передачу своих мыслей. Поэтому нужно, чтобы первые слова, написанные детьми, были взяты из их же живой речи, из их рассказов, составленных ими предложений; могут быть использованы для этой цели отгадки к загадкам, слова к картинкам и т. п.

Списывание и диктант, как формы учебного письма, включаются в круг работы школьников на втором этапе — после письма творческого. Тогда и сами эти виды письменных упражнений будут проходить на более высоком уровне осознанности, при более высокой познавательной активности учащихся. Так, дети составили рассказ по картине на странице 15 «Букваря», озаглавили его «Маша и ее мама», на уроке письма они пишут первое в своей жизни слово — мама.

Дети играют, надувают разноцветные шары, составляют о них предложения и рассказики, а на уроке письма, вспоминая эти игры, пишут слово шары. И это для них — сочинение, творческое письмо.

Творческое письмо в период обучения грамоте настолько просто и естественно, что практически оно проводится на каждом уроке, ежедневно. От записи отдельных слов дети переходят к письму предложений: Мурка лакала молоко (по картинке на стр. 43 «Букваря»), В саду липа (из рассказа по прогулке, к стр. 45 «Букваря») и т. д. В ноябре — начале декабря дети записывают связные тексты из двух-трех предложений, из пяти-десяти слов.

Трудность таких «сочинений» состоит в том, .чтобы в предложении, выбранном для письма, не было неизученных букв: роль учителя, в частности, состоит в том, чтобы помочь детям в выборе именно таких слов и предложений.

Названные виды письменных работ обеспечивают связь развития устной и письменной речи.

Нужно, чтобы творческое письмо было не эпизодическим, а проводилось постоянно, постепенно усложняясь. Во втором полугодии I класса оно перерастает в сочинение и изложение. Систематическое проведение творческих письменных упражнений предупреждает возникновение «психологического барьера» на пути к самостоятельному письму, который нередко возникает у тех учащихся, которые начинали учиться только путем списывания. Письменное выражение собственных мыслей в таких случаях представляется детям чем-то чрезвычайно трудным, сложным, ответственным. Опыт показывает, что дети, начавшие обучаться письму посредством творческих упражнений и в системе, к концу I класса пишут сочинения объемом 30—35 слов; у них лучше формируется языковое чутье, а следовательно, и навык правописания.

Задания

1. Докажите необходимость единства обучения чтению и письму. В чем на практике состоит это единство?

2. Охарактеризуйте основные особенности современных шрифтов-прописей.

3. Укажите основные приемы обучения письму и дайте им оценку с точки зрения познавательной активности школьников и их самостоятельности в учебном труде.

4. Объясните причины основных ошибок письма первоклассников (в начертании букв, в соединениях и пр.).

5. Укажите возможности творческого письма в период обучения грамоте.

УРОКИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Требования к урокам чтения и письма.

Выше, в предыдущих главах, были рассмотрены общие задачи обучения грамоте по аналитико-синтетическому звуковому методу, основные приемы работы, виды заданий, упражнений, наглядных пособий и прочих дидактических материалов.

Тема «Урок» обобщает все сказанное ранее: являясь основной формой обучения, урок вбирает в себя все богатство методических средств. Разнообразие уроков в период обучения грамоте очень велико, однако могут быть выделены и общие основные требования ко всем, урокам чтения или письма и их отдельные типы. В пределах этих общих требований и типов выработанных длительной практикой и проверенных теоретически, осуществляется творчество учителя — в организации активной познавательной деятельности учащихся, в формировании навыков чтения и письма, в развитии их мышления и речи, их интересов и склонностей.

Требования к урокам по методике обучения грамоте могут быть разделены на общедидактические и специальные.

Общедидактические требования:

а) воспитывающий характер урока, ясность воспитательной цели данного урока; какие нравственные качества будут развиваться на данном уроке;

б) ясность учебной цели урока: что нового дети узнают, чему научатся, какие навыки и умения будут развивать, какова стадия развития этих умений и навыков, какова будет степень самостоятельности детей на уроке, каков будет уровень их познавательной активности, их мыслительного развития, какова будет степень завершенности темы и т. п.;

в) преемственность и перспективность урока, его связь с предыдущими и последующими уроками, его место в цепи уроков по данной теме, по данному разделу программы;

г) разнообразие выбираемых на урок методических средств и приемов работы, вариативность работы над материалом, зависимость выбора методических средств от характера материала и задач обучения, доступность методики — ее занимательный и игровой характер;

д) организация всех учащихся на работу в соответствии с их возможностями, на достаточно высоком уровне их знаний, умений и их мыслительного развития; дифференцированный и индивидуализированный подход к учащимся в процессе урока; наличие обратной связи (от учащихся — к учителю) на всех этапах урока;

е) обучение учащихся приемам умственного труда («учить учащихся учиться»), тем умениям, которые являются необходимым условием успешного обучения в школе;

ж) обязательны также некоторые другие дидактические требования — научность, доступность материала и т. п.

«Урок — более или менее законченный отрезок, или «клеточка», педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке»,— писал М. Н. Скаткин. Тем более это же можно сказать в данном случае о методике преподавания родного языка.

Специфика предмета «русский язык» на уроках выражается в следующих конкретно-методических требованиях:

а) неотъемлемым условием всякого урока русского языка является забота учителя о речевой среде: на уроке звучит правильная с литературной точки зрения, выразительная, образная, точная, логичная речь, т. е. произведения писателей — мастеров художественного слова, звукозаписи из фонотеки; на уроке царит атмосфера культуры речи. Все, что вывешивается в классе и в школе на стенах, на досках, безусловно грамотно, образцово и по содержанию, и по оформлению; каждый урок воспитывает «языковое чутье», любовь к родному языку, к живому, яркому выразительному слову;

б) на каждом уроке как чтения, так и письма обязательно должна иметь место работа по развитию речи учащихся: обогащение, уточнение и активизация словаря, составление и анализ предложений, работа над словосочетанием, устное рассказывание, пересказ, чтение наизусть, драматизация и т. п.; чаще всего эти виды работы тесно переплетены с другими — со звуковым анализом и синтезом, с чтением, письмом и т. д.;

в) на каждом уроке чтения и письма необходимыми элементами являются также разнообразные приемы звукового и буквенного анализа и синтеза — подготовка к чтению или, особенно, письму, а также самостоятельные упражнения;

г) непосредственная работа по формированию умений и навыков чтения и письма должна занимать на уроках преобладающее место — примерно 2/3 урока по времени; это значит, что на уроках чтения нужно, в основном, читать, на уроках письма — писать (в объем понятия «читать» входит подготовительная работа перед чтением, а также анализ содержания прочитанного, т. е. работа над сознательностью чтения; это же можно сказать и о понятии «письмо»);

д) на каждом уроке чтения и письма используется образцовый языковой материал — наряду с текстами «Букваря», составленными, как правило, искусственно (из тех слов, которые первоклассники в состоянии прочесть), для устной работы берутся тексты К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, Е. Чарушина и других любимых детских писателей; так осуществляется связь классного чтения с внеклассным, чтения со слушанием;

е) уроки чтения и письма преемственно связаны и представляют собой неразрывное единство: урок чтения подготавливает школьников к уроку письма, а урок письма служит продолжением предшествующего урока чтения (в расписании уроков соблюдается такая последовательность).

Используются также все те формы работы, которые описаны выше, т. е. все богатство и разнообразие методических средств, имеющихся в методическом арсенале современной школы.

Таковы общие основные требования к урокам. Эти требования могут рассматриваться одновременно как критерии оценки спланированного или проведенного урока и как примерная «схема» анализа урока, после его посещения и протоколирования (или анализа плана, конспекта предстоящего урока).

Типы уроков чтения и письма.

В соответствии с изложенными выше задачами и требованиями, уроки должны быть разнообразны. Какой-либо схематизм в построении уроков, несомненно, приносит вред, тогда как разнообразие развивает гибкость мышления, повышает интерес к учебной деятельности.

В период обучения грамоте уроки различаются по следующим признакам: а) по основному предмету обучения — уроки чтения и уроки письма; б) по времени, по периодам и этапам обучения — уроки в добукварный период, на первом, втором и третьем этапах букварного периода, в послебукварный период; в) по наличию или отсутствию новой темы на данном уроке — уроки изучения новой буквы и нового звука, письма новой буквы и уроки, на которых новая буква не вводится.

Таким образом, на каждом временном этапе (кроме добукварного и послебукварного периода) проводятся уроки четырех основных типов: уроки чтения и уроки письма, на которых есть новая тема — новые звук и буква; и уроки чтения и уроки письма, на которых нет новой темы — новых звука и буквы.

В конце первого и второго этапов букварного периода и в конце всего букварного периода проводятся, кроме того, уроки обобщающего повторения, а в конце послебукварного периода — праздник «Прощание с букварем».

Специальных уроков проверочного типа и уроков развития связной речи (сочинения и изложения) в период обучения грамоте не проводится. Выявление знаний, их проверка осуществляется в процессе всей работы на уроке, развитие речи также органически вплетается в уроки чтения и письма; что же касается руководства внеклассным чтением учащихся, то для этой цели выделяется один раз в неделю (обычно — субботу) фрагмент урока продолжительностью в 20 минут.

Продолжительность уроков в добукварный период — 35 минут, в остальное время — 45 минут. Дети семилетнего возраста не владеют еще устойчивым вниманием, поэтому в структуре урока предусматриваются: во-первых, смены видов умственной деятельности и, во-вторых, паузы: физкультурные паузы продолжительностью в две-три минуты, минутки юмора, загадок, «распевки» и т. п. Второе особенно важно на уроках письма, где, в общем, работа всегда однообразнее и потому для большинства детей утомительны.

Рассмотрим примерные возможные варианты уроков указанных выше типов.

Урок в добукварный период. 3-й урок по «Букварю» (подготовка к чтению и письму).

Тема: «Составление предложений по сюжетной картинке (6-я стр. «Букваря» — уборка моркови). Деление предложений на слова, подсчет слов».

Цель урока:

а) воспитание и развитие: прививать уважение к труду, показать радость труда, его плоды; связать с жизнью самих детей; развивать эстетическое восприятие картины жизни сельских школьников; развивать наблюдательность, развивать речь;

б) познавательная деятельность: рассматривание картины, выделение ее темы (о чем картина?) и некоторых деталей, составление рассказа по вопросам и — в порядке эксперимента — без вопросов, выделение слов как смысловых и интонационных единиц речи, словарная работа, развитие фонематического слуха.

Оборудование урока. «Буквари» с закладками, указка, карандаши (простые и цветные), тетради — у учащихся; кадоскоп (или эпидиаскоп, или иная проекционная аппаратура), экран 2,5 м, доска, мел различной окраски, книжки для дополнительного чтения; овощи — морковь, лук, огурец, репа и т. п.

Построение (ход) урока.

1. Хоровое чтение стихотворения, заученного на предыдущем уроке, в детсаде, дома (4—8 строк). Индивидуальное чтение этого же стихотворения, отработка интонации.

Драматизация-диалог: «Терем-теремок» (прорепетирован заранее). (Не более 8 мин.)

2. Рассматривание картины на странице 6 «Букваря» и ее же на экране. Беседа по вопросам к картине (примерно 10 вопросов: Кого видите...? Что делают. ..? Где...? Что видите там? Что здесь? и т. д.). Выбор лучших предложений. (10—12 мин.)

3. Физкультминутка. (2 мин.) Загадки. (2 мин.)

4. Анализ трех предложений: выделение слов, подсчет слов, отчетливое произношение отдельных слов; хоровое произношение — скандирование (подготовка к слогоделению). (8 мин.)

5. Рассматривание предметных картинок «Овощи» на странице 6 «Букваря», а также самих овощей, если они есть на уроке. Называние их, обобщение словом овощам (Морковь, лук, репа, огурец — это овощи). Выделение признаков: какого цвета морковь? (Морковь красная и т. д.). (5—8 мин.)

6. Заштриховка контуров овощей (показ с помощью кадоскопа) по раздаточному материалу. Рисование контуров овощей.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.