Сделай Сам Свою Работу на 5

Как завоевать слушателей?





Советы выступающему

Ораторское выступление и даже бытовое высказывание часто протекают в условиях далеко не идеальных. Призыв: «Граждане, послушайте меня!» порождает только равнодушие, безразличие (а бывает и хуже):

Только граждане не хочут слушать, Гражданам бы выпить и покушать...

(Е.Евтушенко)

Оратору приходится бороться не только за одобрение, но даже за элементарное внимание к его речи. Он покоряет слушателей и обаянием своей личности, и мастерством построения, силой сло­ва, и актуальностью призыва, и артистическими приемами... Не гнушайтесь советами, даже взятыми из книги Остера «Вредные советы», — современная аудитория ценит юмор.

Изучайте свою аудиторию, если возможно — заблаговременно: образовательный уровень, возрастной состав, прошлый опыт, убеж­дения, психологическое состояние в момент общения — возмож­но, они устали и им не до высоких материй. Привлеките внимание метким заголовком, шуткой, постановкой острого вопроса.

Не спешите выложить перед покупателем самый ценный свой товар: пусть ваша главная идея засияет не сразу, к ней вы подве­дете слушателей поэтапно, по логическим ступеням. Интерес к вашей речи должен нарастать постепенно, чтобы о вас не сказа-1и: начал он неплохо, но скоро выдохся. Держать аудиторию в напряженном ожидании нелегко, но хуже не замечать падения




внимания. Вводите яркое, необычное, способное возбудить инте­рес, восстановить внимание аудитории.

Люди ценят краткость и силу слова, но если выступление не может быть кратким (например, лекция), предусмотрите каждые 15 — 20 минут паузы — занимательные примеры, показ картин, шутки, краткие диалоги, даже анекдоты по близкой теме. Однаж­ды в Риме на соревновании ораторов возник спор, кто выразит свою мысль предельно кратко. «Ео rus», — сказал один («я еду в деревню»). — «I», — ответил другой («поезжай»).

Научитесь чувствовать время, в случае необходимости на ходу сокращать объем выступления; плохо, если вы скомкаете заклю­чительную часть, но еще хуже, если будете требовать дополни­тельного времени.

Всегда учитывайте мотивацию слушателя, она имеет шкалу, так как обычно слушают: по принуждению -> по обязанности, служебному долгу -> по собственному волевому усилию -> по ин­тересу, который зарождается, -> по интересу, который захваты­вает, —> по увлечению, с радостью.



Советы слушающему

Общение — двусторонний процесс: возможно, что слушаю­щий даже больше заинтересован в нем, чем говорящий. Результат высказывания может иметь следующие формы:

а) ответ или новое высказывание;

б) поступок, действие слушающего, вызванное воспринятым
высказыванием;

в) обогащение знаний, интеллекта, памяти слушающего.
Иными словами, слушающий — тоже активная личность и важ­
нейшая сторона общения.

1. Есть такое понятие «речевое ожидание», особый настрой слу­
шающего: направленность внимания -> одна из форм интереса ->
прогнозирование, как и на каком языке будет произнесено вы­
сказывание —> прогнозирование содержания речи. Если речь вне­
запна, речевое ожидание не успело сработать, акт общения мо­
жет не состояться.

2. Слушающий на основе речевого ожидания формирует свою
позицию к теме, содержанию того, что он слышит. Воспринятая
речь либо гармонирует с ожиданием, либо корректирует его вплоть
до противоположного.

3. Прежде чем обнаружить свою реакцию, слушающий выверя­
ет возможные варианты смысла услышанного (второй план зна­
чения, возможно скрытый).

4. Есть понятие «благодарный слушатель». Он не перебивает го­
ворящего, вежлив, внимателен, не затягивает ответа, не искажа­
ет сказанного, проявляет интерес. Но это не означает, что он так


же легко и быстро подчинится позиции говорящего, что выяс­нится позднее.

5. Слушатель в диалоге меняет свою роль: становится говоря­
щим. Мена не должна быть слишком поспешна; в то же время
ценится быстрота реакций.



6. Не исключена и такая реакция слушателей на прослушанную
речь: все встают и уходят. Это тоже результат произнесенной речи,
«обратная связь».

84. Риторический анализ текста

Один из главных методов изучения языка — языковой ана­лиз, впервые разработанный Ф. И. Буслаевым. Его разновиднос­ти: грамматический анализ, словообразовательный, фонетичес­кий, орфографический, анализ художественного текста и пр. Ри­торический анализ отличается своей многогранностью, так как охватывает целое произведение, устное или письменное, от ана­лиза дискурса (потока жизни, ситуации, породившей данное выс­казывание) до выбора слов. Примерный план анализа следую­щий.

1. Общая характеристика текста: устный или письменный, вид
красноречия — политическое, судебное, деловой документ, по­
этическое произведение.

2. Жанр и предметное воплощение: письмо, лекция, надпись
на стене, речь на митинге, телеграмма, спектакль, монолог в спек­
такле и т.п.

3. Характеристика содержания: жизнеописание, текст закона,
разговор друзей, рассказ о событиях, картина ландшафта (описа­
ние) и пр.

4. Анализ дискурса: ситуация жизни, события до и, возможно,
после, кто говорит, кому, с какой целью, при каких обстоятель­
ствах и пр.

5. Что известно об авторе, уровень его интеллекта, духовного
склада?

6. Кто предполагаемый адресат, на какой уровень восприятия и
понимания ориентировано высказывание и т. п.?

7. В каком стилистическом ключе построен текст (стиль, его
разновидность), какими средствами выражена стилистическая
принадлежность?

8. Композиция, построение речевого произведения, сюжетные
линии и пр.

9. Характеристика риторических средств: фигуры, тропы, фра­
зеология, афоризмы, монологи и диалоги, архаизмы, диалектиз­
мы и пр.

10. Соблюдение нормы культуры речи, требований литератур­
ного языка. Особенности авторского стиля речи.


11. Если возможно — сведения о восприятии текста, степени
его воздействия на читателей и слушателей, разночтениях, оцен­
ках, влиянии произведения на развитие науки, искусств, культу­
ры (театральные и кинематографические интерпретации, созда­
ние произведений живописи, использование сюжета или образов
другими авторами и пр.).

12. Ответ на три вопроса: что хотел сказать автор; что сказал;
что сказал ненамеренно? (Н. А. Ипполитова). (См. также с. 22 дан­
ной книги).

 

94. Подберите десять разных текстов. Устно потренируйтесь в их рито­
рическом анализе. Затем выберите один из текстов и выполните его пол­
ный анализ в письменном виде: получится связное сочинение типа ана­
лиза, или аннотации, или рецензии. Возможно, вам удастся озаглавить
его, отработать внутренние связи, ввести выразительные средства.

95. Представьте себя журналистом, оратором, адвокатом, премьер-
министром, театральным критиком, клоуном в цирке... Войдите в роль,
постарайтесь выполнить свои функции, как в ролевой игре. Повторяйте
это упражнение как можно чаще, сначала без свидетелей.

85. Самоконтроль и самооценка

Напомним, что любое сознательное действие начинается с мотивации, целеполагания и завершается контролем и оцен­кой.

Самоконтроль осуществляется самим автором по этапам под­готовки — от выбора темы до обратной связи. Особенно важно найти истоки неудач, понять, на какой ступени допущена ошиб­ка, каковы причины, пути исправления.

Что же касается оценки, то сам автор — самый строгий судья. Оценка дается сперва общая, синтетическая, — оценивается ре­зультат целого выступления, его эффективность. Бывает и так, что оратор недоволен собой, а слушатели заинтересовались, зна­чит эффективность высокая; хотя обольщаться все равно не сле­дует. Позже, на досуге, проводится анализ и автор оценивает свою речь в деталях. Ниже даются схемы того и другого.

Синтетическая оценка

1. Речь удалась, не удалась.

2. Контакт с аудиторией был, контакт был слабый, контакта
не было.

3. Оратора поняли, с ним согласились, его не поняли, с ним
не согласились.

4. Как оратор держался во время речи? В каком эмоциональном
состоянии он уходит с этой встречи, после этого выступления?


Аналитическая оценка

1. Как аудитория встретила оратора? — Доброжелательно, рав-
вдушно, безразлично, недоверчиво, неприязненно, с открытой

* враждебностью.

2. Как началась речь? Робел ли оратор или держался уверенно?
Вызвала ли вводная часть интерес, оживление, настороженность,
безразличие, неприятие?

3. Шел ли доклад по плану, укладывался ли оратор во време­
ни? Приходилось ли сокращать выступление, менять последова­
тельность? Если да, то почему?

4. Как можно охарактеризовать настроение аудитории на всем
протяжении речи: были ли признаки заинтересованности, какие
именно и усиливались ли они по ходу слушания? Когда появи­
лись признаки усталости слушателей или потери интереса и ка­
кие? Каковы были признаки непонимания или, наоборот, инте­
реса и увлечения?

5. Если аудитория реагировала отрицательно, как в целом, так
и по частям, то чем это могло быть вызвано?

6. Были ли у оратора ошибки, повторы, неудачные обороты
речи?

7. Как он сам оценивает выбор темы, ее раскрытие, свою пози­
цию, построение (композицию), начало, конец, логику, выво­
ды? Чем объяснить неудовлетворенность слушателей?

8. Как сам оратор оценивает работу механизмов речи, дыха­
ние, интонации, не было ли излишнего напряжения, вялости,
упрощения, фамильярности, свободно ли он держался, не зло­
употреблял ли жестами и мимикой?

Полезно послушать, что говорят слушатели — люди прямые, которые не станут золотить пилюлю.

96. Составьте для себя личную программу самообразования и само­воспитания, куда органически войдут риторика, культура речи, соци­альная активность и пр. В программе должны быть определены: цель как осознанный мотив, содержательная часть — теория, практика, обще­культурный компонент. Минимальный срок действия программы — один год.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.