Сделай Сам Свою Работу на 5

Цитаты, афоризмы, пословицы





У цитат неважная репутация: ими злоупотребляют политики, лекторы.

Умелый лектор достигает успеха, во-первых, их нечастым ра­зумным использованием, во-вторых, их качеством, выбором: кры­латые слова, поэтические строки, афоризмы, информационно Насыщенные тексты, как правило, слушателями воспринимают­ся с удовлетворением.

8 ль,юв 209


Кстати, некоторые крылатые слова, пословицы, поговорки, реже — афоризмы бывают близки к тропам, так как несут в себе иносказание, второй план значения: прикованный Прометей; суд Соломона; прорубил окно в Европу; быть или не быть — таков во­прос; а воз и ныне там; цыплят по осени считают; Старость ухо­дит осторожно | И подозрительно глядит (А.С.Пушкин); Остро­умие это дерзость, получившая образование (Аристотель); Торо­пись медленно (Октавиан Август); Человек идет за своей тенью и Есть люди, у которых самые пороки милее и безвреднее, чем у иных — добродетели (В. О. Ключевский).

Многие люди коллекционируют крылатые слова, афоризмы, имеют дома словари афоризмов, собрания пословиц, фразеоло­гические словари. Это важное пособие в овладении речью, остро­умием, ораторским мастерством.



Несколько советов к использованию «не своих» изречений:

а) умеренность, уместность: не нагромождайте их в своей речи;

б) они должны облегчать, а не осложнять понимание;

в) не забывайте, что они действуют на эмоции, а не только на
интеллект;

г) всегда имейте в запасе несколько метких афоризмов, цитат,
крылатых выражений;

д) у слушателя не должно создаваться впечатление, что цити­
руемые тексты, обороты речи являются инородным телом в речи
говорящего: они должны органически врастать в собственную речь
оратора;

е) они уместны и в роли эпиграфа к письму, дневниковой
записи, рассказу, и в роли заключительного аккорда, и внутри
речи, особенно для снятия усталости и напряжения слушателей.

Глава 16. ПЕРЕЧНИ НАИМЕНОВАНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ

В РИТОРИКЕ

74. Жанры частных риторик, или видов красноречия

Академическое красноречие

1.Лекция университетская: обычно — составная часть лекци­
онного курса, читаемого студентам, аспирантам. Служит образ­
цом для других подобных выступлений в разных аудиториях, в
последние десятилетия — ив средних общеобразовательных У4"
реждениях.



2. Лекция разовая, просветительская — в клубе перед моло­
дежью, на предприятии перед специалистами и пр.

3. Доклад на научной конференции, в общении специалистов,
ученых, обычно вызывает обсуждение в дискуссиях, общении.


4. Доклад стендовый — на конференциях разных типов (конг­
рессы, симпозиумы, семинары и пр.); результаты исследования
демонстрируются на стенде, автор комментирует, отвечает на
вопросы.

5. Научный отчет по теме исследований, обычно письменный.

6. Рецензии на книги, статьи и пр., аналитические обобщаю­
щие отчеты, аннотирование, редактирование сборников статей и
пр.

7. Дипломное сочинение студента при завершении университе­
та, его публичная защита. Курсовые сочинения как подготовка к
диплому.

8. Диссертация — научный труд (магистерская, кандидатская,
докторская), публичная защита на диссертационном совете.

9. Научные труды: статья, тезисы доклада, монография.

 

10. Учебная литература для вуза: лекционные курсы, учебники
и пособия, практикумы, методические рекомендации и пр.

11. Научные дискуссии — на конференциях, защитах диссерта­
ций, в журналах и газетах и пр.

12. Консультации, индивидуальное общение студентов и про­
фессора. Семинары, обсуждения книг и пр.

13. Свободное общение студентов между собой и вне вуза.

Судебная риторика

1. Речи обвиняющей стороны.

2. Речи защищающей стороны.

3. Судебный процесс — дискуссия (дискуссия сторон, показа­
ния свидетелей, изучение документов следствия и пр.).

4. Протоколы и стенограммы, звукозаписи суда.



5. Процедуры следствия: допрос как специфическая форма диа­
лога; переписка; изучение документов и пр.

6. Слово подсудимого.

7. Процедура принятия решения суда, суда присяжных. Текст
приговора. Частные определения суда.

Примечание: в последние годы употребляется понятие «юри­дическая риторика», включающая в круг своей компетенции дея­тельность нотариусов, юристов на производстве, психологов и пр. В этих сферах формируются свои типы речей, диалогов, докумен­тов и пр.

Богословская риторика (христианская)

1. Проповедь — обычно в конце богослужения, панихиды, речи
Ка похоронах.

2. Молитва — раскрытие души, обращение к Богу.

3. Исповедь (таинство).

4. Беседы пастыря — священника с прихожанами, индивиду-

и соборная.


5. Общение миссионера со страждущими, больными, в заклю­
чении — с людьми, ищущими веры.

6. Катехизация: изучение основ богословия, Ветхого и Нового
заветов.

7. В истории раннего христианства — Послания, например св. Апо­
стола Павла римлянам, коринфянам.

8. В составе Библии: псалмы, притчи, песни, книги.
Напомним, что само Евангелие является произведением ора­
торства и содержит программу проповеди — гомилетики.

Политическое красноречие

1. Лозунги, призывы, тезисы, в которых сформулированы по­
зиции и программы политических партий.

2. Уставы и программные документы политических партий.

3. Речи политиков-ораторов на митингах, съездах, собраниях,
партийных съездах и конференциях.

4. Постоянная, регулярная политическая пропаганда и агита­
ция в прессе, по радио, телевидению, в Интернете и пр.

5. Дискуссии внутри партии или вне ее состава.

6. Агитационные мероприятия в предвыборные периоды и в
русле других кампаний.

7. Проекты в области законодательства, программы политиче­
ских движений в обществе, стране.

8. Дискуссионные речи в Государственной Думе и других орга­
нах в прениях, полемике, дискуссиях.

9. Активное участие в средствах массовой коммуникации, вла­
дение мастерством журналиста в прессе, на телевидении. Умение
побеждать в споре в крайне напряженных ситуациях.

 

10. Научно-политические произведения — статьи, книги, учеб­
ники политологии и пр.

11. Призывы, способные увлечь, поднять людей в экстремаль­
ных ситуациях.

Примечание: международная политика — в разделе «Дип­ломатия».

Военное красноречие

1. Боевой призыв, воодушевляющий, укрепляющий дух воинов.

2. Боевой приказ, письменный и устный.

3. Изучение и комментирование боевых уставов.

4. Военная пресса, радио, телевидение.

5. Учебная и просветительская деятельность среди военнослУ'
жащих.

6. Речи полководцев, командного состава в разных ситуациях
перед боем, в память погибших — над могилами, на торжествах
'побед.

7. Письма командира части семьям в мирное время, семьям
потибших в бою.


8. Военная наука и история, мемуары: статьи, книги, встречи ит.п.

Деловой мир, деловое общение

1. Деловые встречи, предложения, формулирование условий,
обсуждения.

2. Деловая переписка.

3. Служба экспертизы, анализа, маркетинга, менеджмента; со-
тветствующие материалы, документация.

4. Юридические документы: законы, кодексы законов, поста­
новления органов власти и др. Документация ведомства, фирмы
и пр.

5. Специальная, профессиональная, научная литература, жур­
налы, каталоги, проспекты, реклама, терминологические слова-
ои и справочники.

6. Организационная документация: планы, проекты, средства
соммуникации, связи, соответствующие кодовые системы и пр.

7. Планирование на перспективу.

8. Системы контроля, оценки эффективности.

Примечание: деловое общение выходит далеко за рамки тра­диционного общения, оно весьма динамично и во многом засек­речено (как, впрочем, и в политике, военном деле, дипломатии).

Педагогическая риторика

(в дополнение к академическому красноречию)

1. Коммуникативная деятельность учителя.

2. Учебные фреймы, сценарии.

3. Дискурс педагогический, его анализ.

4. Урок как сложное речевое управляемое действие, имеющее
когнитивную и активизирующую личность функцию.

5. Информативно-учебный диалог.

6. Речь учителя: целеполагающая, объяснительная, направляю­
щая поиск учащихся, обобщающая, оценочная, обогащающая
духовный мир учащихся, возбуждающая их интерес.

7. Педагогический познавательный диалог.

8. Этикетный диалог.

9. Дидактический спектакль.

 

10. Развернутые ответы учащихся, их рефераты, доклады.

11. Пересказы, изложения образцовых текстов.

12. Творческие работы: сочинения разнообразных типов и це­
лей.

13. Школьные газеты и журналы, переписка, дневники и пр.

14. Детское, юношеское литературное и ораторское творчество.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.