Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 11. МАТЕРИАЛЫ К РАЗДЕЛУ «ИНВЕНЦИЯ»





50. Тема и ее выбор

Толкование термина тема:

1. Предмет высказывания, речи, литературного произведений определяет содержание, мысленную основу речи.


2. Тот элемент предложения, высказывания, который опреде­ляет данное, уже известное, в отличие от нового, сообщаемого о теме, называется ремой. Одна тема может иметь разветвленную, обширную рематическую часть.

В первом разделе (каноне) классической риторики — инвен­ции (в русских переводах — «изобретение») такая последова­тельность: выбор темы —» сбор материала —» мысленная основа речи —> позиция автора.

Деление тем: широкая тема —> узкая —» подтема -» микротема (дальнейшему делению не подлежит). Пример сужения и суборди­нации тем:

Подтема — «Смутное время»; уже — «Минин и Пожарский».

Микротема — «Подвиг Сусанина», еще уже — «Опера "Жизнь за царя"».

Соотнесение темы и заглавия:
Тема Заглавие

Будни войны «Дни и ночи» К. Симонова

Респрессии 30-х годов «Реквием» А.А.Ахматовой

Победа над собой «Прекрасная Адыгене»

В. Солоухина
Крестьянские дети «Крестьянские дети»

Н.А.Некрасова

Жестокость подавления Поль- «За что?» Л. Н. Толстого ского восстания в 1830 г.



21. Расскажите, как возникли заглавия трех произведений литературы
по вашему выбору (например, «Защита Лужина» В. Набокова или «Иди­
от» Ф. М.Достоевского). Укажите функции заглавия.

Приведите три своих примера несовпадения заглавия и темы (в их формулировках).

Придумайте несколько заглавий к одной из тем: «Весна»; «Выбор профессии»; «Мой любимый писатель». Дайте обоснование выбора, ука­жите свой замысел, жанр предполагаемого сочинения.

Примеры мотивов и критериев выбора темы:

1. Учебные мотивы студента: логика изучаемого предмета, что
студент считает важным, задание профессора и т.п.

2. Мотивы, идущие от ситуации и цели предстоящего сочине­
ния: чисто информационные цели; цель — заинтересовать слуша­
телей; цель — агитационная, цель убеждения; цель -*- побуждение
собеседников к поступку, действию.

3. Мотивы личные: духовные запросы личности, «духовная жаж-
Да», «стяжание духа»; планы жизни, мечты, увлечения.

22. Ниже дан перечень тем по разным предметам знания. Вам пред­
лагается: 1) осмыслить эти темы, оценить их с точки зрения своих
возможностей, готовности к выступлению с докладом, к сочинению;
*) из каждого раздела выбрать по одной теме для углубленной работы




над нею; 3) по одной из тем, по вашему свободному выбору, подгото­вить доклад или сочинение, выступить с ним публично, затем дать са­моанализ и сделать самооценку (мотивированную, разумеется, по кри­териям).

Примерыдля выбора(они ориентированы на возможности сту­дентов):

История

1. Распространение христианства на Руси (до 988 г. и после).

2. Афины, Аттика, Спарта.

3. Александр Македонский как личность.

4. Россия и Америка, XIX в.

5. Варфоломеевская ночь, причина и последствия.

6. Роль Новгорода в становлении государственности Руси.

7. Рим и Европа, 1-е тысячелетие.

8. В.О. Ключевский как историк.

Народы мира

1. Современная Россия как многонациональное государство.

2. Русско-германские культурные связи.

3. Призвание варяжских князей: исторический парадокс или
обычное явление в истории?

4. Народы Индии.

5. Нивхи.

6. Жизнь Арапа Петра Великого.

7. Судьбы народов Поволжья.

Путешествия

1. Восхождение на Фудзияму.

2. Из Петербурга в Москву — из Москвы в Петербург.

3. Русская литература «хожений».

4. Путешествия Николая Рериха.

5. Космические путешествия — наше будущее?

6. В глубины океана.

7. Туризм на рубеже веков.

Человек

1. Человек прошлого — человек будущего.

2. Гуманизм как философское учение и как социальная прак­
тика.

3. Что я понимаю под богатством духовного мира человека?

4. Действительно ли человек — венец природы?

Психология

1. Психология личности.



2. Л. С. Выготский: воображение и творчество.

3. Современные теории бессознательного.
I. Психология нравственности.


Язык

1. Языки мира: судьбы языков.

2. Язык и речь — две стороны единого предмета.

3. Теория билингвизма.

4. Очерк семиотики.

5. Русский язык в славянском мире.

6. Стилистика.

7. Механизмы восприятия и понимания речи.

Логика

1. Аристотель — автор «Логики».

2. Структура доказательства, ошибки в доказательстве.

3. Культура мышления.

4. Логика и грамматика.

Жизнь выдающихся людей

1. Трагедия Жанны д'Арк.

2. Владимир Соловьев — мыслитель и поэт.

3. Императрица Екатерина II.

4. Альберт Швейцер.

5. Семья Цветаевых в русской культуре.

6. Жизнь и смерть Иоанна Крестителя.

7. Леонардо да Винчи.

Литература и искусство

1. Архитектура — «застывшая музыка».

2. Споры о телевидении.

3. Литература эллинского периода.

4. Лев Толстой.

5. Волшебный мир балета (Майя Плисецкая).

6. Роль литературы в становлении норм языка (на примере Рос­
сии).

7. «Гомер был слеп, но даль времен ясней, чем зрячий, ви­
дел он».

8. Музыка и язык.

Образование и наука

L. Образовательная система Великобритании.

2. Перспективы генетики.

3. Проблемы одаренных детей.

4. Какое обучение можно считать развивающим?

5. Рентабельность образования в широком социальном смысле.

6. Гуманитарные науки в высшей школе.

7. Крупнейшие университеты Европы.

Закон

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.


2. Законы нравственные и юридические.

3. Русский юрист А. Ф. Кони.

4. Первые юридические акты на Руси.

5. Преступление и наказание — «Преступление и наказание».

Деловой мир

1. Рентабельность наукоемкого производства.

2. Есть ли предел роста урожайности сельхозкультур?

3. Современный аэропорт.

4. Торговые пути Древней Руси.

5. Что такое Единая энергетическая система?

6. Экологические перспективы Европы.

П олитика

1. Политическая партия — ее статус, права, функции.

2. Экономика и политика.

3. У. Черчилль.

4. Монархии современной Европы.

5. Роль СМИ в современном обществе.

6. Мир и война.

Семья

1. Предки и потомки А. С. Пушкина.

2. Проблема отцов и детей.

3. Мемуарная литература XIX в.

4. Портрет конкретной современной семьи в России.

Духовный мир личности

1. Нравственность: социальный и личностный аспекты.

2. А. Ф.Лосев: жизнь и мировоззрение.

3. Нагорная проповедь Иисуса Христа.

4. Н. Бердяев «Царство Кесаря».

5. Ценностные ориентации молодежи в России на рубеже веков.

6. К. Д. Ушинский о роли родного языка в духовном мире чело­
века.

23. Самостоятельно составьте подобную тематику по вашим личным интересам, увлечениям (не более 10 тем).

51. Источники материала и его накопление

Источники непосредственного Источники опосредованного
опыта (познания): опыта:

1. Опыт текущей жизни. 1. Системы образования.

2. Целенаправленные наблю- 2. Печатное слово: книги, жур-
дения, записи, ведение днев- налы, справочники, словари и
ников и пр. пр.


3. Научный эксперимент по ме- 3. СМИ.

■юдологии, принятой в той или 4. Музеи, выставки, заповедни-
иной науке. ки, памятники архитектуры и

4. Участие в экспедициях, науч- пр.

ных и социальных программах. 5. Информационные системы

5. Креативные источники: во- типа Интернета,
ображение, интуиция, творче­
ство.

Оценочный аспект:непосредственный опыт ценнее в том отно­шении, что пережит автором, субъектом, окрашен эмоциями, актуален.

Опосредованный опыт объективнее, он обычно многократно проверен, нередко — строгими логическими методами, признан всеми или многими, проверен практикой; при издании книг про­водится жесткая экспертиза.

В бытовых ситуациях предпочтительнее опыт первой группы, но в общественной жизни преобладает опыт второй группы; так, в дипломном вузовском сочинении на основе опыта второй груп­пы обязателен и опыт первой группы в виде проектирования, конструирования, составления проекта, какой-то разработки (на­пример, в строительном вузе — проектирование одной из опор моста, обоснование всех расчетов, вычерчивание узлов и дета­лей).

В создании текстов автор придерживается разумного соотно­шения, гармонии своего собственного и заимствованного мате­риала. Это соотношение определяется разными факторами, на­пример жанром сочинения или устного выступления. Так, в дру­жеском письме или в дневнике наверняка будет преобладать ма­териал опыта первой группы, в лекции профессора — материал опыта второй группы, в реферате свое мнение выразится лишь в умении кратко передать чужое и не исказить при этом.

Приемы накопления и упорядочивания материала:

1. Знания накапливаются всегда, впрок, причем наиболее ин­
тересное запоминается целенаправленно, записывается. Это от­
носится не только к фактам и обобщениям, но и к датам, име­
нам, числовым данным, афоризмам.

2. Выбор темы в какой-то мере определяется тем материалом,
Которым автор уже располагает. Когда же тема выбрана и осмыс­
лена, автор «вживается» в нее, постоянно мысленно возвращает­
ся к ней, иногда что-то записывает.

3. Успеху способствует предварительный набросок плана, со­
ставленный на ранних этапах подготовки выступления — докла­
да, написания статьи и пр. В дальнейшем процессе план уточняет­
ся и детализируется.

На начальных этапах сбора материала намечаются основные Разделы и стержневые идеи замысла предстоящей речи.


4. Накопляемый материал всегда должен быть избыточен-
лишнее отсекается на более поздних этапах.

5. При избытке материала успешнее протекает процесс его от­
бора, систематизации, выделение главного и второстепенного
размещение фактов, примеров, аргументов, оживляющих текст и
возбуждающих внимание аудитории.

6. Накопление материала рассчитывается так, чтобы иметь за­
пас времени: не исключено, что на продвинутых этапах подго­
товки доклада часть материала отметается по неубедительности,
легковесности, тогда как нужны неопровержимые доказатель­
ства.

7. О композиции речевого выступления будет сказано в следу­
ющей главе. Но и на этапах подбора материала необходимо уже
«видеть» свой доклад в единстве его частей. Так, вялая и невыра­
зительная завершающая часть может испортить впечатление даже
заинтересованной аудитории.

8. Должен быть приготовлен иллюстративный материал: экран­
ные пособия, таблицы, схемы, плакаты, диаграммы, картины,
книги, звукозаписи. Полезно с первых же шагов сбора материала
начать накопление языковых средств: слов, оборотов речи, обра­
зов^ сравнений, примеров, цитат; делать прикидки оживляющих
эпизодов, риторических вопросов, обращений, шуток, если по­
зволяет стилистическая норма в данном жанре.

Надо знать и свои возможности, ибо многих начинающих ора­торов подводит преувеличенная надежда на свою способность им­провизации. Все должно быть подготовлено мысленно, проверено и перепроверено.

Следует также изучать черновики писателей, ученых, обще­ственных деятелей: наброски планов, поправки — зачеркнутые строки и тексты. Такие материалы сохраняются в музеях, архивах, они также публикуются в академических изданиях сочинений наи­более прославленных авторов.

Работе над темой, материалом уделяли внимание все риторы, особенно в ситуациях увлечения внешней красотой речи, ее укра­шениями в ущерб весомости содержания.

Топика. «Общие места»

Не только в наши дни, но и в XIX в. само понятие «общее место» уже имело дурную репутацию как нечто шаблонное, мно­го раз уже встречавшееся, избитое.

Но в классической риторике, особенно у Аристотеля, «общие места» ценились высоко как способы изобретения содержа­ния речи. Само слово изобретение указывает на творческий харак­тер инвенции. «Общие места» использовали М.В.Ломоносов, Н.Ф. Кошанский, но подверг беспощадной критике В. Г. БелиН-


ский, он писал: «Риторика даст... волшебные вопросы: кто, что, где, когда, как, почему, на которые стоит только ответить, что-бУ по всем правилам науки молоть вздор о том, чего не знаешь» (Белинский В. Г. Сочинения. — М., 1995.— Т. 8. — С. 512).

Однако подобные вопросы действительно могут оказаться по­лезными. Ознакомление с топами (топиками) как логическими формами мышления может помочь в построении мысли и текста. Но современные авторы учебных пособий по риторике Д. Н. Алек­сандров, Л. А. Введенская, Н. А. Безменова, Ю. В. Рождественский и др. топику не излагают, и лишь А. К. Михальская в книге «Осно­вы риторики. Мысль и слово» отводит топам («смысловым моде­лям») более 30 страниц.

Формы мышления, сопоставимые с топами античных риторов, в наши дни включаются в некоторые курсы логики в ранге поня­тий самого широкого обобщения. Многие топы могут создавать пары, они удобны в симметричном расположении материала:

Род и вид: лиственные деревья липа, береза.

Целое и часть: дерево корни, ствол, ветви.

Причина и следствие: (примеры подберите сами). Сходство и различие: (примеры)

Действия и страдания: в первом случае субъект воздействует

на объект, во втором случае они ме­няются местами.

Сопоставление и противопоставление: (примеры)
Общее и частное: (примеры)

Количество и качество (количественная оценка чего-либо —

качественная оценка). Примеры единичных «общих мест»: Имя, наименование Место Время

Признаки и свойства Обстоятельства Определение Пример

И многое другое.

Использовались вспомогательные вопросы (кроме названных В. Г. Белинским): с чьей помощью (что-то сделано)? С какого по какое время? При каких условиях, обстоятельствах? и пр.

Предполагалось использование топов и при «изобретении», Мысленном составлении текста, его редактировании и оценке: не Пропущено ли что-то важное, не нарушена ли последовательность, логика, все ли обосновано и связано.

Топы выполняют организующую функцию: помогают в состав­лении плана, организации наблюдений, сборе и организации Материала, его отборе.


Естественно, что такая система «опор» наиболее уместна в со­здании текстов делового и научного стилей.

24. В «Кратком руководстве к красноречию» М.В.Ломоносова или в
книге А. К. Михальской «Основы риторики. Мысль и слово» найдите ма­
териал о топике. Из числа топов, которые не упомянуты в данной чита­
емой вами книге, выберите 2—3 таких, которые вас заинтересуют.

25. Дайте к 2 — 3 выбранным вами топам свои пояснения по следую­
щей схеме:

применение топа в вашем сочине-

Топ Р Р' нии, устном высказывании на конк-

описание

ретную тему.

Пример реализации (изобретения содержания) темы «Жизнь рас­тений»:

подробное описание жиз-

деревья, кустарники, тра- _ _

тт _ ни грибов, примеры наб-

Целое и части вы, мхи, грибы, водорос- ^^ ^^ миц£_

лия и пр.

53. Возбуждение интереса слушателей (Практические советы)

Независимо от размеров высказывания в нем всегда так или иначе отражается личность говорящего, пишущего. Она проявля­ется в выборе предмета речи, темы, отборе фактов и аргументов, т. е. в содержании; в цели, которую слушающий осознает, а также в построении текста, в отборе слов, интонациях, жестах, мими­ке, позах.

Замысел автора, его позиция определяются разными фактора­ми: его убеждениями, политическими взглядами, опытом жизни, уровнем образования, нравственным обликом. Оратор, писал Цицерон, только тогда заслуживает доверия слушателей, когда он собственными поступками доказал верность своим идеям.

Интерес, внимание и доверие слушателей зависят от степени искренности оратора (эффективное начало), доминанты лично­сти как устойчивой неосознанной линии поведения (интуитивное начало), осознанной намеренной линии поведения (начало, под­чиненное самоконтролю).

Для человека, о котором можно уверенно сказать, что это лич­ность, важны все три линии: личность не может не иметь доми­нанты, так же как и не может не владеть самоконтролем.

Вышеназванные условия завоевывают аудиторию и отдельного слушателя. Общение с безличностью не вызывает интереса.

Кстати, контакт зависит и от расположения людей — участий' ков диалога: наилучшее общение проходит в свободном кружке,Б

1:


удобной позе; наихудшее — оратор на трибуне, слушатели в уд­линенном зале.

Плохо, если оратор не знает своих слушателей: возраста, про­фессии, интересов, уровня образованности, а также того, в ка­ком состоянии они находятся в момент общения: усталые или отдохнувшие, охотно пришли на лекцию или вынужденно.

Если все же субъект речи вынужден обстоятельствами к обще­нию, то ему следует до начала разговора по существу проявить инициативу знакомства, сказать хотя бы два слова о себе. Этого требует не столько риторика, сколько этика.

Необходимо знать также зал или комнату: какова акустика зала, будет ли микрофон (он отрицательно сказывается на контакте), существуют ли помехи (например, трамвай под окном), сколько будет слушателей: если много, — будет уместнее лекция, если мало, то лучше непринужденная беседа.

В любом случае инициатор общения должен позаботиться, чтобы начало его речи возбудило если еще не интерес слушателей, то хотя бы их внимание. И все дальнейшее общение он организует по восходящей, чтобы интерес не угасал, а разрастался. Здесь ора­тор, или лидер беседы, как режиссер в театре: плох тот спек­такль, в котором актеры все свое мастерство израсходовали в пер­вом акте... К третьему акту зал опустеет.

Слушателей может заинтриговать полемическое начало, ссыл­ка на телепередачу или на газетную статью; житейское, персони­фицированное начало; поэтическое начало; начало в форме диа­лога; постановка острого, жизненно важного вопроса (быт, эко­логия, политика и пр.).

Признаки усталости или понижения интереса слушателей по­буждают оратора оживить свою речь:

а) примерами — они обращены к чувственному познанию и
дают передышку интеллекту;

б) вопросами, обращенными к слушателями, — они их акти­
визируют;

в) шуткой — она вызывает улыбку, снимает усталость, воз­
буждает эмоции.

Если лектор заметил усталость, он может сократить лекцию, снять самый трудный материал.

Но возможна и такая ситуация: автор израсходовал свой заго­товленный материал слишком рано: нечем заполнить время. Сле­довательно, говорящий должен иметь резерв материала, который Пригодится не только для заполнения вакуума, но и для ответов На вопросы, а также для свободной беседы с заинтересованными слушателями.

Опытный оратор знает, что последние слова в лекции, докла­де, беседе запоминаются и придают окраску всему выступлению. Поэтому надо иметь на всякий случай 2—3 варианта концовки.


Резервный материал особенно важен в дискуссии, полемике: ваш противник выложил все свои аргументы, и тут вы вводите свой резерв.

26. Заведите тетрадь — копилку полезных советов. Но будьте требова­
тельны и осторожны: избегайте софизмов, хитростей, а особенно — лжи.
Пусть это будут советы, направленные на понимание людей, уважение к
ним, достижение добрых отношений.

27. Составьте схему — модель всего раздела «Инвенция» от Аристоте­
ля до неориторики.

Не забудьте, что содержание этого раздела (как, впрочем, и последу­ющих) адресовано лишь одной стороне акта общения — лицу говоряще­му, пишущему.

Но неориторика, которая включает в сферу своих интересов и вторую сторону акта, не дает этому лицу никаких преимуществ.

Постарайтесь это отразить в вашей модели.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.