ИСТОРИЯ ХИМИИ И ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ ФАРМАЦИИ
А. Н. Шамин
(Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова)
В последние годы внимание к истории науки, медици-
ны и техники, а также к преподаванию этих дисциплин
резко повысилось. Особенно это заметно в странах Евро-
пейского Союза и Канады. Такой процесс отмечается и в
Соединенных Штатах, и в Японии.
Причины этого интереса находятся в экономической,
организационной и политической сферах и, в основном,
ускользают от внимания профессионалов – историков на-
уки. Этот интерес поддерживается и обеспечивается со-
всем иными кругами научных и практических работни-
ков. К ним относятся эксперты-аналитики, специалисты в
области экономики научно-технического прогресса, спе-
циалисты по менеджменту и маркетингу (особенно в
сфере высоких технологий), а также политологи – авторы
долгосрочных сценариев развития и определения страте-
гии развития крупнейших регионов. Этот интерес подо-
гревается также дискуссиями между «глобалистами» и
«антиглобалистами». Однако основная причина – появле-
ние новой концепции научно-технического развития (сме-
на концепции «перемещения центров научной активнос-
т и» [1] концепциями «доминирования евроцивилизации»
и «конкурентных научно-технических потенциалов» [2]).
Конкуренция научно-технических потенциалов в специфи-
ческой форме проявлялась в период существования двух
сверхдержав. Сейчас, безусловно, имеют место небе-
зуспешные попытки поколебать позиции Соединенных
Штатов. Явных успехов в конкурентной борьбе научно-
технических потенциалов достигла Япония. Прочные пози-
ции в ряде важных направлений начинает занимать Евро-
пейский Союз, по численности населения превзошедший
Соединенные Штаты. Введение «евро» создает новые ус-
ловия в этом соперничестве.
Среди причин, которые привели к тому, что страны
Европейского Союза и Япония стали догонять США в
ряде областей, экспертами была названа более высокая
общая культура молодых специалистов Европы и Японии.
Общая культура (в дополнение к профессиональной)
впервые оказалась включенной в число факторов соци-
ально-экономического развития.
Одним из эффективных приемов содействия росту об-
щей и профессиональной культуры сейчас признают зна-
комство с историей формирования научно-технических
потенциалов различных стран и регионов.
Такая постановка вопроса изменила характер интереса
к изучению истории науки, медицины и техники. Сейчас
все большее внимание начинают привлекать те направле-
ния, главной целью которых является комплексное изуче-
ние истории науки, медицины и техники, их структуры,
вопросы экономической и политической истории науки,
исторической географии науки и т.п. Часть этих проблем
была рассмотрена на предыдущей конференции, посвя-
щенной 90-летию Н.А. Фигуровского [3].
102 ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 2. ХИМИЯ. 2002. Т. 43. № 2
В связи с вышесказанным изменилась методология ис-
следований. Она обогатилась новыми подходами: практи-
ческое значение приобрело обучение тем методам иссле-
дования процессов формирования научно-технического
потенциала, которые относят к числу науковедческих [4].
Особое значение приобрели знания и умение применять
ряд специальных методов анализа, оценки, статистических
и квалиметрических методов, типов шкал для измерения,
пределов возможностей применения этих шкал для фор-
мализации и т.п. [5].
Научно-технический прогресс привел к возникновению
ряда проблем в системе образования. Эти проблемы но-
сят объективный характер и проявляются не только в на-
шей стране, но практически во всех развитых странах
мира. Прежде всего они обусловлены изменениями
структуры современного знания. Наиболее важными из
них являются три группы структурных изменений.
Во-первых, это интеграционные процессы в сфере ос-
новных естественных наук – физики, химии, биологии и
математики как метанауки. Во-вторых, это изменения со-
отношения между фундаментальными и прикладными на-
уками. И, наконец, это расширение сферы прикладного
знания, увеличение его значимости в общей системе зна-
ний. Особую роль в этих изменениях играет комплекс ме-
дико-биологических дисциплин, все чаще обозначаемых
сейчас как «физико-химическая биология», включающий
и фармацию как учебную дисциплину.
Дисциплинарная структура науки в практической (в том
числе и медицинской) сфере оказалась заменена матрич-
ной структурой. Основной массив востребованных знаний
стали составлять прикладные элементы науки, направлен-
ные на решение конкретных проблем, создание новых тех-
нологий. Нечто новое сегодня рождается, главным обра-
зом, за счет взаимодействия разных областей науки, когда
накопленные знания включаются в систему научно-техни-
ческого потенциала. Помимо прочего возник и такой фак-
тор, как технология научных исследований [6].
Преподаватели и студенты высшей школы, особенно
медицинских вузов, где интеграция знания играет решаю-
щую роль, должны иметь в своем распоряжении реаль-
ный механизм для решения задач классификации блоков
знания, далеко не всегда укладывающихся в границы клас-
сических наук.
Большие возможности предоставляет нам история на-
уки, в которой сейчас все чаще используют методы мно-
гофакторного анализа, включая метод структурного ана-
лиза фронта развития науки [7].
Эти проблемы могут быть отнесены к классическим
проблемам истории знания. История науки позволяет так-
же объяснить студентам возникновение иных структур и
ситуаций, относимых к сфере социально-экономической
истории общества. При этом с ее помощью возможно
преодоление ряда трудностей, связанных с отрицательным
воздействием специализации образования.
В современных условиях проблема специализации об-
разования приобрела одну особенность: знания, которые
используют для решения текущих проблем, определенные
практическими запросами человечества, группируются не
по дисциплинарному признаку. Сам по себе данный факт
не является чем-то принципиально новым. Подготовка в
высшей школе осуществляется именно в соответствии с
этим принципом. Несколько основополагающих предме-
тов, относящихся дисциплинарно к разным областям на-
уки, включаются в программу начальных курсов. Далее
на этой основе в соответствии с задачами будущей дея-
тельности подготавливаемого специалиста выстраивается
схема преподавания специальных предметов. Ее структу-
ра целиком и полностью обусловлена проблематикой
приложения этой специальности, а дисциплинарные свя-
зи образуют элементы каркаса этой структуры, т.е. свя-
зи преемственности между курсами. К сожалению, сту-
денты первого курса редко представляют себе структуру
собственной специальности. Это приводит к непонима-
нию ими места отдельных предметов в процессе ее ос-
воения, к их психологическому отторжению и, следова-
тельно, к выпадению важнейших областей из формируе-
мого массива знаний специалиста [8].
По сути дела, курсы истории науки, медицины и тех-
ники в высших учебных заведениях являются сейчас
единственными интеграционными курсами, где вся сфе-
ра изучаемого знания предстает в виде логически едино-
го целого.
Именно поэтому в мировой практике преподавание
истории науки, медицины и техники направлено на ре-
шение ряда воспитательных и практических задач. Полу-
ченные знания позволяют развить адаптивные возмож-
ности и профессиональную мобильность выпускников
вузов, без которых невозможно освоение высоких техно-
логий и эффективное функционирование инфраструкту-
ры современного общества.
Раньше можно было ограничить преподавание озна-
комлением учащихся с плоскостной «картой науки». Од-
нако этот подход стал вызывать возражения из-за того,
что он закономерно ведет к «дисциплинаризации», разоб-
щению отраслей знания. Сейчас наука, а точнее ее реаль-
ное восприятие студентами, предстает как структура, в
которую входят не только фундаментальные знания, но и
прикладные, а также те знания, которые необходимы для
обслуживания технологий (включая практическую меди-
цину и медицинские технологии). Именно эти знания ин-
тересуют учащихся в первую очередь. Однако они давно
утратили видимую связь с «базовыми знаниями» фунда-
ментальной науки. Стремительное развитие науки привело
к ускоренной смене не только промышленных технологий,
ВЕСТН____. МОСК. УН-ТА. СЕР. 2. ХИМИЯ. 2002. Т. 43. № 2 103
но и технологий научно-исследовательских (сейчас период
смены этих технологий и, соответственно, инструменталь-
ного оснащения, составляет в среднем около пяти лет).
Складывается парадоксальная ситуация: средняя и высшая
школа готовит учащихся к ситуации «сегодняшнего дня»,
которая закономерно изменится к тому моменту, когда
они школу покинут.
Все большее значение получает так называемая «тех-
нологическая инерция»: уже внедренные технологии по
ряду причин, среди которых не последнее место занима-
ют причины экономические, мешают внедрению новых
результатов и многих фундаментальных открытий.
Наконец, последнее – концепция «конца истории»,
выдвинутая в 1989 г. Френком Фукуямой, вызвала столь
много возражений, связанных в том числе и с ролью на-
учно-технического потенциала в гибели идеи «безальтер-
нативного» развития мира, что заставила гораздо более
серьезно задуматься не только о путях развития обще-
ства, но и об ограничениях, налагаемых на это развитие
природой [9].
В России в связи с вышесказанным возник ряд конк-
ретных задач, связанных с проблемой интеграции в совре-
менном обществе. Назову лишь одну из них – включение
в систему международных соглашений о нострификации
российских дипломов. Ратификация Государственной Ду-
мой РФ «Лиссабонского соглашения» сделала его соблю-
дение обязательным с 1 июля 2000 г. Главным следствием
этого является распространение на Россию ряда между-
народных стандартов и, следовательно, очень серьезная
работа по критическому анализу этих стандартов. Подоб-
ная работа сейчас наиболее активно ведется в странах Ев-
ропейского Союза, исторически опередивших Россию в
достаточно бездумном копировании опыта Соединенных
Штатов как наиболее передового. Это копирование в
странах Европы после 1945 г. было основано как на эко-
номической зависимости от США, так и на принятии те-
зиса «лучший военный потенциал победителя обеспечен
лучше обученными кадрами». Однако критическая оцен-
ка американских достижений в области образования стала
усиливаться после «технологического кризиса» в эконо-
мике Германии конца 60-х годов. Создание собственных
схем образования, часто с учетом консервативных кон-
цепций, вне мифа американского превосходства в этой
области происходит в условиях децентрализованного реги-
она без излишнего шума.
Сейчас во всем мире укрепляется концепция «личного
интеллектуального капитала», величина которого опреде-
ляет социальный статус человека, но сумма таких капита-
лов является важнейшим показателем благосостояния лю-
бого общества и любого государства. Эта концепция, гос-
подствовавшая в системах европейского образования на
протяжении двух прошлых веков, предусматривает обяза-
тельный механизм отбора лучших через экзаменацион-
ную систему [10].
Эти общие положения мы принимали во внимание при
подготовке курса истории фармации, читаемого в Москов-
ской медицинской академии им. И.М. Сеченова [11].
Усиление преподавания истории фармации явилось ре-
зультатом структурных изменений в промышленности
наиболее развитых стран. Прогресс в фармацевтической
сфере был обусловлен формированием высоких техноло-
гий, основанных на мощном развитии физико-химической
биологии. Однако этот процесс оказался неординарным
даже в сравнении с начавшимся ранее процессом появле-
ния высоких технологий в сфере электроники. Вложенные
в фундаментальные и прикладные исследования средства
окупаются гораздо быстрее и в боnльших масштабах. Кро-
ме того, они обеспечивают более устойчивый экономичес-
кий рост (даже колебания рынка ценных бумаг в 2001 г. не
отразились на индексах Доу-Джонса и NASDAQ;
NASDAQ Biotechnology был единственным индексом, де-
монстрировавшим рост на фоне общего падения).
Сфера распространения фармацевтической промыш-
ленности и связанных с ней областей медицины и науч-
ного приборостроения носит выраженный транснацио-
нальный характер при одновременном очень вниматель-
ном отношении к ключевым научным позициям ведущих
в этой области стран и фирм.
Преподавание истории фармации как области, развива-
ющейся в сфере взаимодействия биологии и медицины, с
одной стороны, и химии – с другой, опирается на накоп-
ленный опыт преподавания истории этих дисциплин. Од-
нако если история медицины и биологии носит для фар-
мации фоновый характер, история химии является основ-
ным стержнем курса – история фармации в течение
столетий представляла единое целое с историей химии.
Поэтому опыт, накопленный Н.А. Фигуровским в Мос-
ковском государственном университете им. М.В. Ломоно-
сова, имеет большое значение.
Однако в истории фармации есть ряд моментов, прин-
ципиально отличающих ее от истории химии. Эти момен-
ты связаны скорее с социальной историей фармации (как
сферой деятельности), нежели с когнитивной (как систе-
мы знаний). Вместе с тем объяснить их не опираясь на
данные когнитивной истории, в ряде случаев – истории
химии, в ряде – истории медицины или биологии, просто
невозможно [12, 13].
Приведем лишь два примера: проблемы регламентации
и кодификации фармацевтической деятельности. Первыми
правовыми актами, регламентирующими фармацевтичес-
кую деятельность, явились Арльский статут (1170) и от-
дельные разделы Статута Фридриха II Гогенштауфена
(1231–1240). Эти документы, а также другие, в основу ко-
торых легли эти Статуты, существенно повлияли на разви-
16 ВМУ, химия, № 2
104 ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 2. ХИМИЯ. 2002. Т. 43. № 2
тие профессии аптекарей. Основным в них было закреп-
ление своеобразной системы контроля за деятельностью
аптекарей и врачей с полным разделением этих профес-
сий. Это был первый случай установления контроля за
профессиональной деятельностью. Ничего подобного не
было в других химических профессиях (их деятельность
регламентировалась лишь как цеховая). Сложилась пара-
доксальная ситуация – как раз в то время, когда лабора-
тории аптек превратились в центры развития химии как
науки, аптекари были практически лишены возможности
сохранять свою деятельность в тайне. Это привело к
трансформации идеалов значительно раньше, чем возник-
ла иатрохимия. В недрах аптекарских лабораторий расцве-
ла идея о панацее как разновидности магистерия. Однако
плодотворным оказалось развитие не этой идеи, а пути к
химическому эксперименту, основанному на аптекарской
(не алхимической) рецептурной традиции.
Эта традиция была заложена работами по кодифика-
ции деятельности фармацевтов – появлением фармако-
пей. В рамках этого процесса в области фармации уже
в XII в. Николаем Препозитом Салернитанским была
введена система аптекарских мер и весов, причем на ос-
нове уникального «социального», а не естественнонауч-
ного эксперимента.
Создание фармакопеи было законодательным закреп-
лением рецептурной традиции, причем в то самое вре-
мя, когда в алхимии и иатрохимии процветал герме-
тизм, стремление зашифровать «тайные методы».
Эти примеры относятся к ранним этапам развития
фармации и химии. Однако в период становления науч-
ной химии эти связи оказались еще более социализиро-
ванными. Еще в эпоху Средневековья именно фарма-
цевтические промыслы дают нам первый пример ис-
пользования таможенной политики (а не просто
денежных сборов) в торговле квасцами, захват место-
рождений которых в Фодже был одной из скрытых це-
лей Крестовых походов. Меркантилизм и приоритеты в
государственной политике ряда стран (поощрение роста
населения, поддержка предпринимательства и, особен-
но, внешней торговли) привели к формированию пер-
вых шкал цен на химические товары. Именно этим
была стимулирована работа по классификации веществ
природного происхождения. Она была начата в сфере
фармакогнозии (фармацевтической ботаники) и привела
к появлению в XVII в. первой в истории науки государ-
ственной программы исследования химических веществ
( «Projet» Французской королевской академии наук по
изучению фармакологически активных веществ из коло-
ний), продолжавшейся более ста лет. Работа по созда-
нию первых печатных «Травников» – «Гербариев» при-
вела не только к накоплению знаний о веществах при-
родного происхождения, но и послужила основой для
эволюции книжной научной иллюстрации и предпосыл-
кой для работ К. Линнея, которые в свою очередь
были основой для первой доструктурной классифика-
ции органических веществ.
История химии помогает обрисовать когнитивные де-
тали этих изменений, но их фон и истинные закономер-
ности развития лежат в сфере истории фармации.
Однако наиболее важными являются этапы развития
фармации в XX в., когда происходит формирование
фармацевтической промышленности и исследования
органических веществ в значительной степени начинают
поддерживаться ее запросами. Именно в этот период
формируется современная структура фронта исследо-
ваний в области органической химии и происходит
процесс все большей коммерциализации исследований
в области тонкой органической химии за счет запросов
фармацевтической промышленности. Переход этих ис-
следований из университетских лабораторий в специа-
лизированные лаборатории химических и фармацевти-
ческих концернов на десятилетия вперед определяет со-
циальную историю химии.
Этот процесс, полностью включенный в историю фар-
мации, заслуживает особого внимания, так как в после-
дние десять лет ряд фармацевтических концернов в ре-
зультате слияний или экономической и производственной
экспансии вошел в первые два десятка крупнейших ком-
паний мира, опередив некоторые автомобильные или
электронные гиганты и даже нефтяные монстры.
Именно на этих исторических примерах удобно знако-
мить студентов с приемами аналитической и прогнозной
деятельности, включающей как когнитивные, так и соци-
ально-экономические элементы развивающегося знания.
В мировой практике это отражается не только в росте
числа кафедр или институтов истории науки, медицины и
техники в университетах и других высших учебных заведе-
ниях (примером последних является Академия Бундесвера
в Германии), но и изменением их интересов и, соответ-
ственно, названий. Появляются кафедры истории науки и
социополитики, истории и социальных или экономических
проблем медицины и т.п. В Соединенных Штатах число
таких кафедр и институтов приближается в сотне, около
ста функционирует в университетах и политехникумах Ев-
ропейского Союза и Швейцарии.
Характерно, что деятельность этих кафедр и институ-
тов все более опирается на существующие и создаваемые
вновь Музеи истории науки, медицины и техники [14]. Их
список открывает знаменитый «Deutsches Museum» в
Мюнхене. Сейчас подобные музеи не только весьма ди-
версифицированы, но их характер, подчиненность и меха-
низмы финансирования подчеркивают широкую заинте-
ресованность в их развитии. Небольшой по мировым
масштабам город Оттава имеет три огромных музея исто-
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 2. ХИМИЯ. 2002. Т. 43. № 2 105
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Добров Г.М. Наука о науке. Киев, 1966.
2. Шамин А.Н. История биологической химии. Институционали-
зация биохимии. М., 1994.
3. Шамин А.Н. // Труды юбилейных чтений, посвященных 90-ле-
тию со дня рождения Н.А. Фигуровского (1901–1986). М.:
ВИНИТИ, № 1805-В92 от 25.5.1992 (деп.).
4. Янч Э. Прогнозирование нучно-технического прогресса. М.,
1974.
5. Плэтт В. Информационная работа стратегической разведки.
М., 1958.
6. Кара-Мурза С.Г. Проблемы интенсификации науки. Техноло-
гия научных исследований. М., 1989.
7. Шамин А.Н., Назаров А.П., Шамин П.А. // Проблемы каче-
ства подготовки специалистов в медвузе XXI века. М.,
2000. С. 62.
8. Шамин А. Н., Назаров А.П. / Актуальные проблемы междис-
циплинарной интеграции в медицинском образовании: мето-
дология, технология и практика. М., 1999. С. 189.
9. Шамин А.Н. // Наука и безопасность России. М., 2000.
С. 344.
10. Логинов Б.В., Шамин А.Н., Апокин И.А. // Наука и иннова-
ции в период становления постиндустриального общества.
Материалы к III Международной Кондратьевской конферен-
ции, г. Кострома. 19–21 мая 1998 г. С. 29.
11. Шамин А.Н., Кривобокова С.С. Программа курса «История
фармации». М., 1999.
12. Шамин А.Н. История аптек и аптечного дела. Краткий курс
лекций. М., 2000.
13. Шамин А.Н. История фармацевтических фирм и произ-
водств. Краткий курс лекций. М., 2000.
14. Кривобокова С.С., Николаенко А.К., Назаров А.П. // Акту-
альные проблемы междисциплинарной интеграции в медицинс-
ком образовании: методология, технология и практика. М.,
1999. С. 190.
Поступила в редакцию 30.12.01
17 ВМУ, химия, № 2
рии науки и техники: огромный Музей цивилизации, рас-
положенный в самом престижном месте города, напро-
тив парламента, Музей науки и техники, представляющий
целый городок, и Музей авиации на одном из аэродро-
мов. Музеи содержат региональные власти (уникальный
по архитектуре и замыслу «Музей техники и труда»
земли Баден-Вюртемберг в Маннхайме в Германии), от-
дельные фирмы («Алиментариум» фирмы «Нестле» в
Веве, Швейцария; Музей стеклянных изделий и лабора-
торной посуды в Баккара, Франция), университеты, горо-
да, даже частные лица (музей авиации в Орегоне). Суще-
ствуют уникальные музеи, посвященные истории фарма-
ции (Музей фармации в Гейдельбергском замке). Их
широко используют в преподавании.
Особо нужно отметить усиливающуюся роль в препо-
давании истории науки Музеев высших учебных заведе-
ний и даже отдельных кафедр (примером последнего слу-
жит музей Института физической химии в Гейдельбергс-
ком университете, где работал Р. Бунзен, памятник
которому стоит напротив здания Института и как бы вхо-
дит в музейную экспозицию).
Работа по созданию подобных Музеев – учебных цен-
тров проводится и в России. В Московской медицинской
академии им. И.М. Сеченова работает музей с уникаль-
ными (федерального значения) коллекциями. Организован
музей в Российском университете транспорта, позволив-
ший сохранить в историческом помещении уникальное
оборудование, в том числе связанное с деятельностью хи-
мика И.А. Каблукова.
В процессе подготовки курса истории фармации нами
была осознана необходимость усиления интеграции по-
добных курсов как в рамках профильных специальностей,
так и в рамках общих курсов истории науки, медицины и
техники. Подготовка курса велась с учетом опыта прежде
всего европейских университетов и вызвала не только ак-
тивный интерес, но и была использована для отработки
требований к стандартным программам по историко-на-
учным и историко-медицинским специальностям.__
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|