Сделай Сам Свою Работу на 5

ИСТОРИЯ ХИМИИ И ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ ФАРМАЦИИ





А. Н. Шамин

(Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова)

В последние годы внимание к истории науки, медици-

ны и техники, а также к преподаванию этих дисциплин

резко повысилось. Особенно это заметно в странах Евро-

пейского Союза и Канады. Такой процесс отмечается и в

Соединенных Штатах, и в Японии.

Причины этого интереса находятся в экономической,

организационной и политической сферах и, в основном,

ускользают от внимания профессионалов – историков на-

уки. Этот интерес поддерживается и обеспечивается со-

всем иными кругами научных и практических работни-

ков. К ним относятся эксперты-аналитики, специалисты в

области экономики научно-технического прогресса, спе-

циалисты по менеджменту и маркетингу (особенно в

сфере высоких технологий), а также политологи – авторы

долгосрочных сценариев развития и определения страте-

гии развития крупнейших регионов. Этот интерес подо-

гревается также дискуссиями между «глобалистами» и

«антиглобалистами». Однако основная причина – появле-

ние новой концепции научно-технического развития (сме-

на концепции «перемещения центров научной активнос-



т и» [1] концепциями «доминирования евроцивилизации»

и «конкурентных научно-технических потенциалов» [2]).

Конкуренция научно-технических потенциалов в специфи-

ческой форме проявлялась в период существования двух

сверхдержав. Сейчас, безусловно, имеют место небе-

зуспешные попытки поколебать позиции Соединенных

Штатов. Явных успехов в конкурентной борьбе научно-

технических потенциалов достигла Япония. Прочные пози-

ции в ряде важных направлений начинает занимать Евро-

пейский Союз, по численности населения превзошедший

Соединенные Штаты. Введение «евро» создает новые ус-

ловия в этом соперничестве.

Среди причин, которые привели к тому, что страны

Европейского Союза и Япония стали догонять США в

ряде областей, экспертами была названа более высокая

общая культура молодых специалистов Европы и Японии.

Общая культура (в дополнение к профессиональной)

впервые оказалась включенной в число факторов соци-

ально-экономического развития.



Одним из эффективных приемов содействия росту об-

щей и профессиональной культуры сейчас признают зна-

комство с историей формирования научно-технических

потенциалов различных стран и регионов.

Такая постановка вопроса изменила характер интереса

к изучению истории науки, медицины и техники. Сейчас

все большее внимание начинают привлекать те направле-

ния, главной целью которых является комплексное изуче-

ние истории науки, медицины и техники, их структуры,

вопросы экономической и политической истории науки,

исторической географии науки и т.п. Часть этих проблем

была рассмотрена на предыдущей конференции, посвя-

щенной 90-летию Н.А. Фигуровского [3].

102 ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 2. ХИМИЯ. 2002. Т. 43. № 2

В связи с вышесказанным изменилась методология ис-

следований. Она обогатилась новыми подходами: практи-

ческое значение приобрело обучение тем методам иссле-

дования процессов формирования научно-технического

потенциала, которые относят к числу науковедческих [4].

Особое значение приобрели знания и умение применять

ряд специальных методов анализа, оценки, статистических

и квалиметрических методов, типов шкал для измерения,

пределов возможностей применения этих шкал для фор-

мализации и т.п. [5].

Научно-технический прогресс привел к возникновению

ряда проблем в системе образования. Эти проблемы но-

сят объективный характер и проявляются не только в на-

шей стране, но практически во всех развитых странах

мира. Прежде всего они обусловлены изменениями

структуры современного знания. Наиболее важными из



них являются три группы структурных изменений.

Во-первых, это интеграционные процессы в сфере ос-

новных естественных наук – физики, химии, биологии и

математики как метанауки. Во-вторых, это изменения со-

отношения между фундаментальными и прикладными на-

уками. И, наконец, это расширение сферы прикладного

знания, увеличение его значимости в общей системе зна-

ний. Особую роль в этих изменениях играет комплекс ме-

дико-биологических дисциплин, все чаще обозначаемых

сейчас как «физико-химическая биология», включающий

и фармацию как учебную дисциплину.

Дисциплинарная структура науки в практической (в том

числе и медицинской) сфере оказалась заменена матрич-

ной структурой. Основной массив востребованных знаний

стали составлять прикладные элементы науки, направлен-

ные на решение конкретных проблем, создание новых тех-

нологий. Нечто новое сегодня рождается, главным обра-

зом, за счет взаимодействия разных областей науки, когда

накопленные знания включаются в систему научно-техни-

ческого потенциала. Помимо прочего возник и такой фак-

тор, как технология научных исследований [6].

Преподаватели и студенты высшей школы, особенно

медицинских вузов, где интеграция знания играет решаю-

щую роль, должны иметь в своем распоряжении реаль-

ный механизм для решения задач классификации блоков

знания, далеко не всегда укладывающихся в границы клас-

сических наук.

Большие возможности предоставляет нам история на-

уки, в которой сейчас все чаще используют методы мно-

гофакторного анализа, включая метод структурного ана-

лиза фронта развития науки [7].

Эти проблемы могут быть отнесены к классическим

проблемам истории знания. История науки позволяет так-

же объяснить студентам возникновение иных структур и

ситуаций, относимых к сфере социально-экономической

истории общества. При этом с ее помощью возможно

преодоление ряда трудностей, связанных с отрицательным

воздействием специализации образования.

В современных условиях проблема специализации об-

разования приобрела одну особенность: знания, которые

используют для решения текущих проблем, определенные

практическими запросами человечества, группируются не

по дисциплинарному признаку. Сам по себе данный факт

не является чем-то принципиально новым. Подготовка в

высшей школе осуществляется именно в соответствии с

этим принципом. Несколько основополагающих предме-

тов, относящихся дисциплинарно к разным областям на-

уки, включаются в программу начальных курсов. Далее

на этой основе в соответствии с задачами будущей дея-

тельности подготавливаемого специалиста выстраивается

схема преподавания специальных предметов. Ее структу-

ра целиком и полностью обусловлена проблематикой

приложения этой специальности, а дисциплинарные свя-

зи образуют элементы каркаса этой структуры, т.е. свя-

зи преемственности между курсами. К сожалению, сту-

денты первого курса редко представляют себе структуру

собственной специальности. Это приводит к непонима-

нию ими места отдельных предметов в процессе ее ос-

воения, к их психологическому отторжению и, следова-

тельно, к выпадению важнейших областей из формируе-

мого массива знаний специалиста [8].

По сути дела, курсы истории науки, медицины и тех-

ники в высших учебных заведениях являются сейчас

единственными интеграционными курсами, где вся сфе-

ра изучаемого знания предстает в виде логически едино-

го целого.

Именно поэтому в мировой практике преподавание

истории науки, медицины и техники направлено на ре-

шение ряда воспитательных и практических задач. Полу-

ченные знания позволяют развить адаптивные возмож-

ности и профессиональную мобильность выпускников

вузов, без которых невозможно освоение высоких техно-

логий и эффективное функционирование инфраструкту-

ры современного общества.

Раньше можно было ограничить преподавание озна-

комлением учащихся с плоскостной «картой науки». Од-

нако этот подход стал вызывать возражения из-за того,

что он закономерно ведет к «дисциплинаризации», разоб-

щению отраслей знания. Сейчас наука, а точнее ее реаль-

ное восприятие студентами, предстает как структура, в

которую входят не только фундаментальные знания, но и

прикладные, а также те знания, которые необходимы для

обслуживания технологий (включая практическую меди-

цину и медицинские технологии). Именно эти знания ин-

тересуют учащихся в первую очередь. Однако они давно

утратили видимую связь с «базовыми знаниями» фунда-

ментальной науки. Стремительное развитие науки привело

к ускоренной смене не только промышленных технологий,

ВЕСТН____. МОСК. УН-ТА. СЕР. 2. ХИМИЯ. 2002. Т. 43. № 2 103

но и технологий научно-исследовательских (сейчас период

смены этих технологий и, соответственно, инструменталь-

ного оснащения, составляет в среднем около пяти лет).

Складывается парадоксальная ситуация: средняя и высшая

школа готовит учащихся к ситуации «сегодняшнего дня»,

которая закономерно изменится к тому моменту, когда

они школу покинут.

Все большее значение получает так называемая «тех-

нологическая инерция»: уже внедренные технологии по

ряду причин, среди которых не последнее место занима-

ют причины экономические, мешают внедрению новых

результатов и многих фундаментальных открытий.

Наконец, последнее – концепция «конца истории»,

выдвинутая в 1989 г. Френком Фукуямой, вызвала столь

много возражений, связанных в том числе и с ролью на-

учно-технического потенциала в гибели идеи «безальтер-

нативного» развития мира, что заставила гораздо более

серьезно задуматься не только о путях развития обще-

ства, но и об ограничениях, налагаемых на это развитие

природой [9].

В России в связи с вышесказанным возник ряд конк-

ретных задач, связанных с проблемой интеграции в совре-

менном обществе. Назову лишь одну из них – включение

в систему международных соглашений о нострификации

российских дипломов. Ратификация Государственной Ду-

мой РФ «Лиссабонского соглашения» сделала его соблю-

дение обязательным с 1 июля 2000 г. Главным следствием

этого является распространение на Россию ряда между-

народных стандартов и, следовательно, очень серьезная

работа по критическому анализу этих стандартов. Подоб-

ная работа сейчас наиболее активно ведется в странах Ев-

ропейского Союза, исторически опередивших Россию в

достаточно бездумном копировании опыта Соединенных

Штатов как наиболее передового. Это копирование в

странах Европы после 1945 г. было основано как на эко-

номической зависимости от США, так и на принятии те-

зиса «лучший военный потенциал победителя обеспечен

лучше обученными кадрами». Однако критическая оцен-

ка американских достижений в области образования стала

усиливаться после «технологического кризиса» в эконо-

мике Германии конца 60-х годов. Создание собственных

схем образования, часто с учетом консервативных кон-

цепций, вне мифа американского превосходства в этой

области происходит в условиях децентрализованного реги-

она без излишнего шума.

Сейчас во всем мире укрепляется концепция «личного

интеллектуального капитала», величина которого опреде-

ляет социальный статус человека, но сумма таких капита-

лов является важнейшим показателем благосостояния лю-

бого общества и любого государства. Эта концепция, гос-

подствовавшая в системах европейского образования на

протяжении двух прошлых веков, предусматривает обяза-

тельный механизм отбора лучших через экзаменацион-

ную систему [10].

Эти общие положения мы принимали во внимание при

подготовке курса истории фармации, читаемого в Москов-

ской медицинской академии им. И.М. Сеченова [11].

Усиление преподавания истории фармации явилось ре-

зультатом структурных изменений в промышленности

наиболее развитых стран. Прогресс в фармацевтической

сфере был обусловлен формированием высоких техноло-

гий, основанных на мощном развитии физико-химической

биологии. Однако этот процесс оказался неординарным

даже в сравнении с начавшимся ранее процессом появле-

ния высоких технологий в сфере электроники. Вложенные

в фундаментальные и прикладные исследования средства

окупаются гораздо быстрее и в боnльших масштабах. Кро-

ме того, они обеспечивают более устойчивый экономичес-

кий рост (даже колебания рынка ценных бумаг в 2001 г. не

отразились на индексах Доу-Джонса и NASDAQ;

NASDAQ Biotechnology был единственным индексом, де-

монстрировавшим рост на фоне общего падения).

Сфера распространения фармацевтической промыш-

ленности и связанных с ней областей медицины и науч-

ного приборостроения носит выраженный транснацио-

нальный характер при одновременном очень вниматель-

ном отношении к ключевым научным позициям ведущих

в этой области стран и фирм.

Преподавание истории фармации как области, развива-

ющейся в сфере взаимодействия биологии и медицины, с

одной стороны, и химии – с другой, опирается на накоп-

ленный опыт преподавания истории этих дисциплин. Од-

нако если история медицины и биологии носит для фар-

мации фоновый характер, история химии является основ-

ным стержнем курса – история фармации в течение

столетий представляла единое целое с историей химии.

Поэтому опыт, накопленный Н.А. Фигуровским в Мос-

ковском государственном университете им. М.В. Ломоно-

сова, имеет большое значение.

Однако в истории фармации есть ряд моментов, прин-

ципиально отличающих ее от истории химии. Эти момен-

ты связаны скорее с социальной историей фармации (как

сферой деятельности), нежели с когнитивной (как систе-

мы знаний). Вместе с тем объяснить их не опираясь на

данные когнитивной истории, в ряде случаев – истории

химии, в ряде – истории медицины или биологии, просто

невозможно [12, 13].

Приведем лишь два примера: проблемы регламентации

и кодификации фармацевтической деятельности. Первыми

правовыми актами, регламентирующими фармацевтичес-

кую деятельность, явились Арльский статут (1170) и от-

дельные разделы Статута Фридриха II Гогенштауфена

(1231–1240). Эти документы, а также другие, в основу ко-

торых легли эти Статуты, существенно повлияли на разви-

16 ВМУ, химия, № 2

104 ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 2. ХИМИЯ. 2002. Т. 43. № 2

тие профессии аптекарей. Основным в них было закреп-

ление своеобразной системы контроля за деятельностью

аптекарей и врачей с полным разделением этих профес-

сий. Это был первый случай установления контроля за

профессиональной деятельностью. Ничего подобного не

было в других химических профессиях (их деятельность

регламентировалась лишь как цеховая). Сложилась пара-

доксальная ситуация – как раз в то время, когда лабора-

тории аптек превратились в центры развития химии как

науки, аптекари были практически лишены возможности

сохранять свою деятельность в тайне. Это привело к

трансформации идеалов значительно раньше, чем возник-

ла иатрохимия. В недрах аптекарских лабораторий расцве-

ла идея о панацее как разновидности магистерия. Однако

плодотворным оказалось развитие не этой идеи, а пути к

химическому эксперименту, основанному на аптекарской

(не алхимической) рецептурной традиции.

Эта традиция была заложена работами по кодифика-

ции деятельности фармацевтов – появлением фармако-

пей. В рамках этого процесса в области фармации уже

в XII в. Николаем Препозитом Салернитанским была

введена система аптекарских мер и весов, причем на ос-

нове уникального «социального», а не естественнонауч-

ного эксперимента.

Создание фармакопеи было законодательным закреп-

лением рецептурной традиции, причем в то самое вре-

мя, когда в алхимии и иатрохимии процветал герме-

тизм, стремление зашифровать «тайные методы».

Эти примеры относятся к ранним этапам развития

фармации и химии. Однако в период становления науч-

ной химии эти связи оказались еще более социализиро-

ванными. Еще в эпоху Средневековья именно фарма-

цевтические промыслы дают нам первый пример ис-

пользования таможенной политики (а не просто

денежных сборов) в торговле квасцами, захват место-

рождений которых в Фодже был одной из скрытых це-

лей Крестовых походов. Меркантилизм и приоритеты в

государственной политике ряда стран (поощрение роста

населения, поддержка предпринимательства и, особен-

но, внешней торговли) привели к формированию пер-

вых шкал цен на химические товары. Именно этим

была стимулирована работа по классификации веществ

природного происхождения. Она была начата в сфере

фармакогнозии (фармацевтической ботаники) и привела

к появлению в XVII в. первой в истории науки государ-

ственной программы исследования химических веществ

( «Projet» Французской королевской академии наук по

изучению фармакологически активных веществ из коло-

ний), продолжавшейся более ста лет. Работа по созда-

нию первых печатных «Травников» – «Гербариев» при-

вела не только к накоплению знаний о веществах при-

родного происхождения, но и послужила основой для

эволюции книжной научной иллюстрации и предпосыл-

кой для работ К. Линнея, которые в свою очередь

были основой для первой доструктурной классифика-

ции органических веществ.

История химии помогает обрисовать когнитивные де-

тали этих изменений, но их фон и истинные закономер-

ности развития лежат в сфере истории фармации.

Однако наиболее важными являются этапы развития

фармации в XX в., когда происходит формирование

фармацевтической промышленности и исследования

органических веществ в значительной степени начинают

поддерживаться ее запросами. Именно в этот период

формируется современная структура фронта исследо-

ваний в области органической химии и происходит

процесс все большей коммерциализации исследований

в области тонкой органической химии за счет запросов

фармацевтической промышленности. Переход этих ис-

следований из университетских лабораторий в специа-

лизированные лаборатории химических и фармацевти-

ческих концернов на десятилетия вперед определяет со-

циальную историю химии.

Этот процесс, полностью включенный в историю фар-

мации, заслуживает особого внимания, так как в после-

дние десять лет ряд фармацевтических концернов в ре-

зультате слияний или экономической и производственной

экспансии вошел в первые два десятка крупнейших ком-

паний мира, опередив некоторые автомобильные или

электронные гиганты и даже нефтяные монстры.

Именно на этих исторических примерах удобно знако-

мить студентов с приемами аналитической и прогнозной

деятельности, включающей как когнитивные, так и соци-

ально-экономические элементы развивающегося знания.

В мировой практике это отражается не только в росте

числа кафедр или институтов истории науки, медицины и

техники в университетах и других высших учебных заведе-

ниях (примером последних является Академия Бундесвера

в Германии), но и изменением их интересов и, соответ-

ственно, названий. Появляются кафедры истории науки и

социополитики, истории и социальных или экономических

проблем медицины и т.п. В Соединенных Штатах число

таких кафедр и институтов приближается в сотне, около

ста функционирует в университетах и политехникумах Ев-

ропейского Союза и Швейцарии.

Характерно, что деятельность этих кафедр и институ-

тов все более опирается на существующие и создаваемые

вновь Музеи истории науки, медицины и техники [14]. Их

список открывает знаменитый «Deutsches Museum» в

Мюнхене. Сейчас подобные музеи не только весьма ди-

версифицированы, но их характер, подчиненность и меха-

низмы финансирования подчеркивают широкую заинте-

ресованность в их развитии. Небольшой по мировым

масштабам город Оттава имеет три огромных музея исто-

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 2. ХИМИЯ. 2002. Т. 43. № 2 105

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Добров Г.М. Наука о науке. Киев, 1966.

2. Шамин А.Н. История биологической химии. Институционали-

зация биохимии. М., 1994.

3. Шамин А.Н. // Труды юбилейных чтений, посвященных 90-ле-

тию со дня рождения Н.А. Фигуровского (1901–1986). М.:

ВИНИТИ, № 1805-В92 от 25.5.1992 (деп.).

4. Янч Э. Прогнозирование нучно-технического прогресса. М.,

1974.

5. Плэтт В. Информационная работа стратегической разведки.

М., 1958.

6. Кара-Мурза С.Г. Проблемы интенсификации науки. Техноло-

гия научных исследований. М., 1989.

7. Шамин А.Н., Назаров А.П., Шамин П.А. // Проблемы каче-

ства подготовки специалистов в медвузе XXI века. М.,

2000. С. 62.

8. Шамин А. Н., Назаров А.П. / Актуальные проблемы междис-

циплинарной интеграции в медицинском образовании: мето-

дология, технология и практика. М., 1999. С. 189.

9. Шамин А.Н. // Наука и безопасность России. М., 2000.

С. 344.

10. Логинов Б.В., Шамин А.Н., Апокин И.А. // Наука и иннова-

ции в период становления постиндустриального общества.

Материалы к III Международной Кондратьевской конферен-

ции, г. Кострома. 19–21 мая 1998 г. С. 29.

11. Шамин А.Н., Кривобокова С.С. Программа курса «История

фармации». М., 1999.

12. Шамин А.Н. История аптек и аптечного дела. Краткий курс

лекций. М., 2000.

13. Шамин А.Н. История фармацевтических фирм и произ-

водств. Краткий курс лекций. М., 2000.

14. Кривобокова С.С., Николаенко А.К., Назаров А.П. // Акту-

альные проблемы междисциплинарной интеграции в медицинс-

ком образовании: методология, технология и практика. М.,

1999. С. 190.

Поступила в редакцию 30.12.01

17 ВМУ, химия, № 2

рии науки и техники: огромный Музей цивилизации, рас-

положенный в самом престижном месте города, напро-

тив парламента, Музей науки и техники, представляющий

целый городок, и Музей авиации на одном из аэродро-

мов. Музеи содержат региональные власти (уникальный

по архитектуре и замыслу «Музей техники и труда»

земли Баден-Вюртемберг в Маннхайме в Германии), от-

дельные фирмы («Алиментариум» фирмы «Нестле» в

Веве, Швейцария; Музей стеклянных изделий и лабора-

торной посуды в Баккара, Франция), университеты, горо-

да, даже частные лица (музей авиации в Орегоне). Суще-

ствуют уникальные музеи, посвященные истории фарма-

ции (Музей фармации в Гейдельбергском замке). Их

широко используют в преподавании.

Особо нужно отметить усиливающуюся роль в препо-

давании истории науки Музеев высших учебных заведе-

ний и даже отдельных кафедр (примером последнего слу-

жит музей Института физической химии в Гейдельбергс-

ком университете, где работал Р. Бунзен, памятник

которому стоит напротив здания Института и как бы вхо-

дит в музейную экспозицию).

Работа по созданию подобных Музеев – учебных цен-

тров проводится и в России. В Московской медицинской

академии им. И.М. Сеченова работает музей с уникаль-

ными (федерального значения) коллекциями. Организован

музей в Российском университете транспорта, позволив-

ший сохранить в историческом помещении уникальное

оборудование, в том числе связанное с деятельностью хи-

мика И.А. Каблукова.

В процессе подготовки курса истории фармации нами

была осознана необходимость усиления интеграции по-

добных курсов как в рамках профильных специальностей,

так и в рамках общих курсов истории науки, медицины и

техники. Подготовка курса велась с учетом опыта прежде

всего европейских университетов и вызвала не только ак-

тивный интерес, но и была использована для отработки

требований к стандартным программам по историко-на-

учным и историко-медицинским специальностям.__

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.