Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕРЯ и Южнорусские миграционные волны 2 глава





 

Но самое интересное место, посещаемое не только туристами, но и многочисленными исследователями, самых различных направлений от уфологов и собирателей фольклора до ученых и историков находится неподалеку от села Городище на берегу Плещеева озера в нескольких километрах от Переславля-Залесского. Это - «Синь-камень». На вопрос, заданный местным жителям, чем он знаменит? Ответ всегда один – «Он исполняет желания».

Подъезжая к камню первым, что видит путешественник, это деревья украшенные разноцветными лоскутами ткани, а в последнее время по тибетской традиции и появившимися квадратными флажками с нанесенными на них молитвами, которые, как считают тибетские монахи, раскачиваясь на ветру, доносят до бога молитвы верующих. Священники ближайших монастырей не любят «Синь-камень» и категорически не рекомендуют туристам бывать около него, а тем более загадывать желания, но редко кто прислушивается к советам монахов. Даже собственная паства не редко отметив какой-либо праздник в Никитском монастыре идет продолжать гуляние к Синь камню. И если в современном Переславле – Залесском между духом живущим в Синь камне и монахами многочисленных монастырей существует временное перемирие, то в прежние годы, на протяжении целых столетий между ними шла ожесточенная война, с непременной победой древне славянского божества.



В древности камню поклонялись сначала меряне, а затем и многочисленные народы северных славян, считая камень посредником между людьми и Ярилой – одним из самых светлых и почитаемых славянами богов весны, плодородия и мужской силы. Не даром большинство городов на Руси имеют в своем названии приставку «Яр», а множество русских слов одноименный корень. Но в конце 9 века на Русь пришло христианство, которое огнем и мечом стало бороться с древней верой славян.

Печальная участь постигла и синь-Камень, его в 1152 году, в год официального основания Переславля – Залесского, скинули с горы, где он пролежал несколько тысяч лет. Однако местные жители не желая расставаться с любимым кумиром в отместку официальным властям подожгли город Клещин. По их мнению, Синь – камень обиды не простит, а все, что будет построено на вершине горы, ждет неминуемое разрушение. Силами княжеской дружины Юрия Долгорукого бунт подавили, но историю про Синь камень не забыли. Вскоре официальная власть смирилась, что жители Переславля и окрестных селений после служб в монастырях идут с требами к Синь камню. А история получила свое продолжение, когда в начале 13 века, на вершине Ярилиной горы, Александр Невский решил построить свою резиденцию, после этого она стала называться Александровой и сохранила свое название до сегодняшнего дня, хотя простые люди по прежнему именуют ее Ярилиной плешью. По началу работам мешала, какая то противоестественная сила, а когда они были закончены, резиденция постоянно подверглась различным разрушениям, то пожар, то ветер разрушали строение князя. Простояла резиденция очень не продолжительное время и была разрушена, а у подножия горы вдруг забил целебный источник.



В следующий раз боевые действия возобновились в начале 17 века, когда по приказу дьякона Семеновской церкви Ануфрия монахи выкопали большую глубокую яму и скинули в нее 12 тонный валун. И в этот раз местные жители с сарказмом не недовериям смотрели на действия монахов – всего через несколько лет камень чудодейственным образом преодолев несколько метров грунта и сам выбрался наружу. Недоумению монахов не было предела, а местные жители в который раз поверили в силу древнего божества и заспешили к нему с дарами и просьбами.

Целых 150 лет, после этого случая не решались монахи на следующий коварный ход и вот наконец зимой 1788 года у них созрел новый план - было решено перевезти камень на санях через озеро и заложить в основание Свято-Духовской церкви, запечатав его крестом. Но не тут то было. Как только груженые огромным валуном сани выехали на середину озера, лед проломился, а священный валун отправился на дно Плещеева озера. В этот момент произошло чудо: воды озера на миг стали прозрачными как воздух. А начиная со следующей весны и по сей день Плещеево озеро является одним из самых чистых в России. В самых глубоких местах озера в ясную погоду можно наблюдать, что происходит на его дне.



Однако и в это раз не долго находился Синь камень в изгнании, уже через год рыбаки стали рассказывать, будто Синь камень перемещается по дну, и точно, примерно через 68 лет после затопления в 1850 году валун выполз на берег около Александровой горы. Но на этом история не закончилась, из года в год камень продвигается в противоположную от озера сторону, неумолимо приближаясь к основанию Ярилиной плеши. В 50-х годах 20 века, как рассказывают очевидцы, подтверждая свои слова фотоснимками, он был на самом берегу озера, через 30 лет, от берега его отделяли 100 метров, а сейчас он находится на расстоянии не больше 300 метров от Александровой горы, неумолимо продвигаясь на свое историческое место обитания.

Ученые тоже не раз обращали внимание на уникальный валун, но были в своих оценках гораздо скромнее, чем краеведы. По их мнению камень действительно на протяжении нескольких тысячелетий находился на вершине горы, являясь святилищем Ярилы, бога весны и плодородия, а принесен был на гору ледником со скандинавского полуострова, в последствии он был сброшен с горы, и она стала называться Алекснадровой в честь Александра Невского не только родившегося в этих местах, но и некоторое время правившим Переяславским княжеством. Вес камня чуть больше 12 тонн, а состоит он из мелкозернистого кварцевого биотитового сланца. Перемещения же камня в земле и по дну озера обусловлены его пористым строением. Таково официальное мнение историков и геологов, исследовавших камень. Но, не все так просто, на самом деле, на ряду со стандартными для подобных камней характеристиками, ученые обнаружили повышенный радиоактивный фон около камня на 25-30% выше нормы, а почва под камнем и в сторону озера от него является менее плотной, чем это должно быть, что свидетельствует о бесспорном природном (не насильственным перемещением камня). Как ни странно, но многочисленные легенды, о происхождении и подвигах Синь камня оказались полностью подтверждены учеными. Единственное, что не возможно проверить – это исполнение камнем желаний, которые у него просят многочисленные паломники. Но этому есть косвенные подтверждения, как рассказывают местные жители, в славянские религиозные праздники около Синь Камня скапливается целая вереница дорогих машин с бизнесменами, желающих поблагодарить Синь-камень за исполненное желание.

Словно в подтверждение наших слов около года назад на вершине горы, рядом с крестом, воздвигнутым в честь Александра Невского, появился деревянный столб, с изображением Ярилы. И как по мановению волшебной палочки Переславль - Залесский стал преображаться буквально на глазах. По словам работника гостиницы «Переславль» в год после установления кумира, увеличился наплыв туристов, стал возрождаться химический комбинат Славич, город буквально обрел новое дыхание. Во время нашего исследования Переславля-Залесского нам повезло, ответить на наши вопросы согласился известный краевед, писатель, обладатель титула золотое перо России, автор Романа «Синь-камень» Владимир Звягирь:

Кор: Владимир, как давно Вы изучаете окрестности Плещеева озера и тайны с ним связанные

Владимир: Практически с самого детства. Меня всегда влекла таинственная глубина Плещеева озера, хотелось полностью познать информацию, накопившуюся в нем за века существования. Ведь вода способна накапливать информацию, а потом отдавать ее посвященным, а Плещеево зеро видело столько, что хватит не на одну книгу.

Кор: Скажите, по вашему мнению, Синь камень действительно исполняет желания?

Владимир: Не знаю, об этом лучше спросить у паломников приезжающих к нему, но по моему мнению, дух живущий в камне исполняет не сиюминутные желания, а мечты. Если человек действительно, о чем то, страстно мечтает, то ему нужно приложить к камню руки и задуматься о своей самой сокровенной мечте, то вскоре, обстоятельства могут сложиться так, что он действительно может осуществить свою мечту.

Кор: Интересно, а были ли известные исторические личности, обращавшиеся к камню с просьбами?

Владимир: Конечно, и далеко ходить не надо, практически весь эпос русских былин начинался здесь у Синь камня. Существует легенда, что именно здесь Илья МУРОМец получил свою силу от легендарного Святогора, которого от его мощи не могла носить даже мать сыра земля. Неизвестно кем был Святогор на самом деле, вполне, возможно, он был одним из последних представителей знаменитой гипербореской цивилизации, после катаклизма переселившись в эти места впрочем, все это лишь легенда. А вот основатель знаменитой троице Сергиевой Лавры преподобный Сергий Радонежский, один из величайших русских святых, действительно долгие годы жил в Переславле Залесском и разумеется, бывал на Синь камне. В то время его родители переехали жить из Ростовского княжества в современное Хотьково, а юного Фарфоломея, так до получения сана звали Сергия отправили учиться в Горицкий монастырь. Но тот поначалу не смог оправдать надежд родителей, учился довольно плохо, за что и был сослан на конюшни. И не то что бы он был нерадивым учеником, а просто не держались знания в его голове. И вот после долгих раздумий на Александровой горе около Синь камня, он вдруг начинает хорошо учиться, получает сан и уезжает в Радонеж работать священником в местный приход. Уже потом мы узнаем его как знаменитого русского старца и наставника Дмитрия Донского.

Кор: А какой ритуал надо провести, что бы желание, наиболее полно дошло до богов и исполнилось, около Синь Камня мы видели множество ленточек и лоскутов одежды, говорят, это паломники оставляют, чтобы желание скорее сбылось?

Владимир: Не совсем так, у древних славян действительно был обычай оставлять частичку самого себя на священном месте, но это было не часть одежды. Обычно оставляли локон волос. В то время и мужчины и женщины носили длинные волосы, считалось, что в них заключается сила и мудрость. Вот локоны своих волос обычно и оставляли древние славяне около Синь камня.

Кор: Спасибо за комментарий

 

Благословение царю

 

Однако если оторваться от жизни богов и спуститься на одну ступеньку ниже, к судьбам правителей России, исполняющих волю сначала славянских, а потом и христианских богов, удивляешься каким странным и чарующим образом переплелись они в истории этого небольшого по современным меркам города.

Оказывается, что все князья и цари, так или иначе сыгравшие решающую роль в становлении России, как крупнейшего государства в мире, большую или достаточно ощутимую часть своей жизни провели в Переславле-Залесском, а часть из них свой путь к русскому престолу начинала именно с Переславля-Залесского.

Первым из великих князей, кто поселился на берегу Плещеева озера, еще в старом Переславле был объединитель Киевского и Новгородского княжеств Ярослав Мудрый. Во время деления княжеств между своими многочисленными сыновьями Владимир креститель Руси послал своего сына Ярослава княжить в Ростов, находящийся всего в 60 километрах от Переславля, в то время это всего два конных перехода. Но Ярославу не очень нравился Ростов, будучи человеком образованным, он не мог не знать легенд о чудесном Синь камне и как рассказывают его биографы, часто бывал в Переславле, навещая чудесный валун. И вдруг после очередного посещения Переславля судьба великого князя делает резкий зигзаг, сначала он становится князем Великого Новгорода, второго после Киева города на Руси, а после смерти отца с легкостью покоряет Киев. Не вдаваясь в детали военных походов Ярослава можно сказать точно, после недолгого княжения в захолустном Ростове он первый кто смог объединить северную и южную Русь в одну страну, положив начало великому русскому государству. Не известно как повлиял на это Синь камень но одно можно сказать точно, уже будучи великим князем Ярослав после создания им на Руси первой библиотеки еще не раз приезжал к чудесному валуну, тем более что его имя и название города даны были в честь Ярилы.

Следующим из правителей Руси, кто прикоснулся к тайне Синь камня, становится Александр Невский. Из исторических хроник не известно точное место его рождения, хотя, учитывая тот факт, что его отец Юрий Всеволодович в момент рождения Александра правил Переславлем-Залесским, можно предположить, что родился великий князь недалеко от Спасо-Преображенского собора в княжеских хоромах. Княжить Александр начал так же как и его предшественник с Переславля-Залесского ничем особенным не проявляя себя. Но через несколько лет после принятия княжеского титула, странная сила потянула его к Синь – камню, даже резиденцию свою он повелел поставить на вершине Александровой горы. К сожалению, время в которое княжил Ярослав выдалось не спокойным и даже трагическим для Руси, после нашествия Батыя с севера Русь стаи тревожить немецкие и литовские рыцарские ордена. Некоторыми историками на полном серьезе рассматривается версия, что не соверши Александр Невский своего подвига на Неве и затем на Чудском озере не бывать Руси как единому государству. Очевидно, предвидя это, Александр обращается к ведунам Синь камня, с просьбой о помощи в ратных делах, по непроверенным данным, волхвы обещали помочь. И в этот момент его, как и Ярослава судьба забрасывает княжить в Великий Новгород где Невский поочередно одерживает две важнейших победы на немецкими рыцарскими орденами на Неве, а затем на Чудском озере. Но и тут не обошлось без Синь камня, существует легенда, что Александр Невский незадолго перед Ледовым побоищем на несколько дней возвращается в Переславль Залесский, где советуется с волхвами на Синь камне. После долгого разговора ведуны советуют князю, стоять на Вороньем камне и не отступать с него ни на шаг. Князь так и поступил. Не известно, что сыграло решающую роль в сражении полководческий талант Александра Невского, молитвы русских волхвов на Синь камне или отвага русских воинов, но победу князь одержал. После этого на Александровой горе было поставлена часовня, которая, к сожалению, не дожила до наших дней.

Следующие столетия жизнь Переславля Залесского течет относительно спокойно, он развивается и богатеет, Всеволод большое гнездо, получив титул Владимирского князя, даже не едет княжить во Владимир, столицу Руси, а остается жить в Переславле, делая его на короткое время столицей русского государства. Вокруг города он на девятиметровом валу возводит двойные стены с 12 башнями, в одной из которых был спрятан потайной колодец на случай осады города.

Однако невидимые покровители Руси не успокоились продолжая притягивать в Переславль-Залесский великий князей, которым было суждено самым коренным образом повлиять на истрию русского государства. Так в 16 веке в Переславль приезжает великий московский князь Василий 3 навестить своего друга и наставника, основателя Даниловского монастыря Даниила. Дело в том, что великий князь никак не мог родить наследника, развелся с первой женой, женился вторично и приехал просить благословение о рождении наследника. Даниил как мог, утешил князя, пообещав, что скоро у него и молодой жены Елены Глинской родится мальчик. Монах не обманул, через положенный срок на свет появился красивый и не в меру серьезный мальчуган, крестным отцом его стал Даниил. Это событие вряд ли попало бы в статью, если бы родившимся мальчуганом не был первый и самый жестокий самодержец России Иван Грозный. Вся дальнейшая жизнь Ивана 4 прошла под невидимым надзором Переславля Залеского и его тайных покровителей. Побеждая Казанское и Астраханское ханство, учреждая опричнину, создавая первые в России зачатки государственной машины управления, вводя первые указы, покоряя Сибирь, женясь и разводясь Иван Грозный постоянно приезжает в Переславль делая богатейшие подарки местным монастырям и не раз навещая Синь Камень. Даже наследник Ивана Грозного царевич Федор родился на въезде в современный Переславль-Залесский у деревни Собилки, сейчас в этом месте стоит часовня крест, первый архитектурный памятник на пути туристов в город. Это событие как нельзя лучше отразилось на судьбе царевича, в отличии, от других детей Ивана Грозного, он не только не утратил расположение отца, но даже взошел на престол после его смерти. Правил Федор не долго, но очень миролюбиво, за что получил прозвище Блаженного, единственным его достоинством стало то, что он основал большое количество новых русских городов.

И снова на полтора столетия в жизни Переславля Залесского наступает покой, пока весной 1688 года, высокий всадник не показался на берегу озера около села Веського. Осмотрев зоркими глазами синеву пробуждающегося водоема, всадник стремительно ускакал прочь. А спустя всего несколько месяцев Петр 1, а это был именно он, приступил к строительству своей потешной флотилии положившей начало русскому флоту. Правление Петра было для России как удар грома, но тем не менее, заслуги его велики, кроме пресловутого окна в Европу он создал сильнейший мире флот, а его талисман, первый корабль потешной флотилии до сих пор находится в музее Переславля Залесского в селе Веськово. Прямых свидетельств посещения Петром Синь камня нет, но начало его карьеры, царя реформатора началось именно с Переславля – Залесского, где он провел свою юность, создавая потешный флот. Примечательно и то, что проживал царь поочередно то в Никитском, то в Горицком монастырях, расположенных в непосредственной близости от Синь Камня. К сожалению одним из последних деяний Петра, стала церковная реформа, отменившая патриаршество на Руси, а фактически и само исконное православие, заменив его, на церковное министерство - синод. С этого момент духи Переславля перестали помогать Русским царям. Практически до свержения Романовых с престола, Россией правили чужеземные цари, не посещавшие сакральный город и таинственный Синь камень. Постепенно Переславль Залесский из центрального города Руси превратился в небольшой патриархальный городок. Но только на время, существует поверье, что как только потянуться люди в Переславль, как поедут правители поклониться Синь камню и древним монастырям, так воспрянет Россия. А пока духи озера, Синь камня, святые древних монастырей ждут своего часа и нового правителя России.

 

Существует несколько легенд о царе Берендее, его дворце, золотой карете.

В основном, это интерпретации поэтической легенды. Также существует ряд легенд о каменной бабе:

«Мать, по имени Рогнеда, идёт к озеру и ищет своего сына. Находит его утопленным. Проклинает озеро, за что превращается в каменную бабу, а озеро превращается в болото».

 

Согласно сказанию, сын Марьи-царицы, управлявшей «Берендеевым городком», утонул в озере. За это Марья-царица прокляла озеро: «Чтоб тебя мохом подернуло». «За это Бог наказал вдову Марью. Лишь только она произнесла слово проклятия, и озеро стало зарастать, сама превратилась в «каменную бабу»21.

По-видимому, данное произведение носило «дидактический» (о наказании за проклятие, брошенное в адрес «мифологического» пространства – озера22), с одной стороны, и «топонимический» (объяснение названия сакрального места) характер – с другой. Кроме того, предание о «царице Марье» связало различные исторические периоды (появления здесь болотистого места и возникновения деревенской святыни) единовременной фольклорной «ситуацией»23

,pПо рассказам местных жителей, записанным в первой трети XX в., камень имел «вид бабы по лицу и груди»24. По другим сведениям, на сером валуне размером «с русскую печь» выделялись грудь, две синих косы и лицо25. В 1919 г. переславский краевед М.И. Смирнов писал, что жительницы ближайших деревень «чтобы не заблудиться» в Берендеевом болоте, клали перед этим камнем ягоды и, «выворотивши наизнанку платье», «задом» уходили; «по другим поводам» к «Каменной бабе» приносили также хлеб26.

В приведенном свидетельстве любопытны две детали: приношение к камню ягод и хлеба и «перевернутое» поведение приходивших сюда людей. По нашему мнению, эти явления связаны с поверьями о таком представителе русской низшей мифологии как леший. Согласно народным верованиям, чтобы названный демонологический персонаж не «заводил» в лесу, рекомендовали вывернуть наизнанку одежду27; в некоторых случаях с целью «умилостивления» этого лесного духа приносили жертвы28.

Обращаясь к проблеме о возникновении «Каменной бабы», отметим, что, данный тип каменных статуй был

 

Материалы по народной культуре Ярославского Поволжья XIX-XX вв. показывают, что почитание камней могло иметь и иной характер. В этом отношении интересны сведения о валуне «Каменная баба» (в других вариантах «Синяя баба», «Синий камень»15), некогда располагавшемся в Берендеевом болоте около пос. Берендеево Переславского района Ярославской области16. По одному из преданий, этот камень «упал с неба»17.

 

В Берендеевом болоте есть вблизи Волчьих гор в пу- стоши Гридина Городица синий камень, или, как уверяют, каменная баба. Бабу эту решено было при постройке каменной церкви в селе Лаврове взять для фундамента, но вследствие большой тяжести увезти не удалось; тем не менее, будто бы при наваливании на подводу опрокинули её и часть отбилась. С тех пор, а было это лет 60—70 тому назад, виден только синий камень, один из множества валунов, принесённых в наш край в ледниковый период, ничем не напоминающий форму бабы. Несмотря на это, народ по-прежнему зовёт её синей или каменной бабой и чтит её совсем не простым камнем. Деревенские бабы, чтобы не заблудиться, когда собирают клюкву в Берендеевом болоте, кладут перед камнем ягоды и, выворотивши наизнанку платье, задом уходят от неё; бывают будтобы приношения сюда и подругим поводам, так чтовременами там можнонаходить, кроме ягод, и хлеб.

 

Интересно то, что более древние сказания переплетаются с более поздними. Несомненно, что на глазах людей озеро за 3 – 4 тысячи лет превратилось в топкое болото.

Именно эти легенды побудили ещё в конце восемнадцатого столетия некоторых исследователей к поискам городка на высокой горе. Подходящим ориентиром как раз и служила Волчья гора, которая была свободна от леса, и действительно здесь находились земляные валы, что подтвердили Д.И. Хвостов и А.А. Селиверстов.

В апреле 1848 года, в окрестностях Берендеева болота побывал А.Н. Островский, который от местных жителей также услышал много легенд и сказок. Персонажи их легли в основу пьесы-сказки «Снегурочка». Про местных жителей он говорил языком царя Берендея в третьем действии сказки:

«Народ великодушный
Во всём велик – мешать с бездельем дело
Всё станет он: трудиться, так трудиться,
Плясать и петь – так вдоволь до упаду.
Взглянув на Вас разумных оком, скажешь,
Что вы народ честной и добрый».

Еще раз побывал А.Н. Островский в 1868 году, когда в этих местах была построена железная дорога и станция Берендеево.

В 1926 году, по заданию областной газеты «Северный рабочий», на Берендеево приехал писатель М.М. Пришвин писать очерки о торфоразработках. И он услышал здесь разные легенды. О «берендеях» советского времени Пришвин написал в рассказах «Лесная капель», «Корабельная роща» и «Кладовая солнца». Ему так понравилась дикая красота этого края, что он, будучи почти семидесятилетним, в 1941 году поселился в усадьбе – музее.

«Ботик» на Плещеевом озере. В лихие годы войны он часто посещал окрестности Берендеева болота, много беседовал с местными жителями, охотился.

Часто здесь бывал переславский историк и краевед М.И. Смирнов, который также искал археологические объекты. Он открыл славянские курганы в деревнях Киучер и Василисино. Он надеялся обнаружить на Волчьей горе легендарный Гридин городок, но безуспешно. Все свои поиски он отразил в дневниковых записках. В них найдены записи поиска и каменной бабы.

Первое упоминание о каменной бабе относится к 1830 году в журнале «Пешеходцы от Москвы до Ростова».

В 1869 году ярославский краевед В.И. Лествицин в своих путевых заметках подтверждает нахождение таковой в окрестностях Берендеева болота.

В 1928 году, краевед Л. Гамельман так же предпринял поиски «бабы». Он не нашел её, зато записал рассказ слепого столетнего жителя села Чернецкого Ф.П. Щетинина, утверждавшего, что она раньше находилась у села Чернецкого, величиной была в печь, имела фигуру и лицо женщины. Во время постройки Северной железной дороги её разбили на куски и их уложили в основания железнодорожного моста через речку Трубеж. И он, якобы перевозил эти камни через болото.

В 1940 году Ярославский антирелигиозный музей предпринял попытку вновь отыскать каменную бабу, но опять безуспешно.

В 1960 году уже историк В. Сагетдинов осуществил поиски той же «бабы». И он её не нашел, но утверждал, что открыл капище с каменными фигурами.

В 1965 году Волчью гору посетили сотрудники Переславля-Залесского историко-художественного музея: К.И. Иванов, В.И. Панфилов, А.А. Зеленцов и С.Д. Васильев. Последний писал, что их разведкой обнаружены земляные укрепления городища.

В 1966-67 годах на Волчьей горе провел разведку археолог А.Л. Никитин [2].

Место нахождения каменной бабы, по утверждениям очевидцев, противоречивы. Кто-то видел её у подножия Волчьей горы, кто-то в местечке Глиняная пустошь, а другие – в окрестностях села Чернецкое. Старожилы утверждают, что она точно была лет 60 назад.

Нами также была проведена разведка на горе и её окрестностях. У подножья Волчьей горы, в песчаном карьере много внушительных размеров валунов. Некоторые по форме напоминают сидячих зверей или фантастических персонажей. Валуны синего цвета есть в глиняном карьере севернее Волчьей горы, а у села Чернецкое находится целое «кладбище» таких валунов. Совсем недавно мне сообщили о причудливом камне с очертаниями человеческого лица, который находится недалеко от села Багримово. В древности человек поклонялся таким камням, приносил им в жертву разные дары. И нет ничего удивительного, что отголоски славянских (языческих) ритуалов дошли до наших дней. До сих пор, иногда можно увидеть около таких валунов букетики цветов, ягоды, грибы или кусочки хлеба. Возможно, каменная баба, не что иное, как валун, по форме напоминающий женскую фигуру природного происхождения.

От западного склона Волчьей горы через заболоченную пойму реки Трубеж (Чернухи) была прослежена мусорно–лаговая дорожка; при чистке русла реки были найдены фрагменты чернолощеного кувшина 17 века и железный нож [11]. Возможно, эти находки являются подтверждением преданий о разбойниках, когда-то обосновавшихся здесь во времена правления Алексея Михайловича Романова. Этих разбойников ещё называли «гулящими людьми». Недовольные режимом правления государя и его вельмож, они сколачивали около себя шайки простых смердов и делали набеги на имения. Эти предания легли в основу некоторых глав книг А.П. Чапыгина «Гулящие люди» и упоминаются в повести А.К. Толстого «Князь Серебряный». Здесь уместно вспомнить, что в 1930 году жителем деревни Родионцево – Петровым, у себя в огороде во время посадки яблонь, в одной из выкапываемых ям, он нашел кольчугу [12].

В окрестностях Берендеева болота много старинных сёл и деревень.

О некоторых из них сохранились предания. Так о селе Давыдово говорится, что оно названо в честь дружинника Давыда, одного из немногих оставшихся в живых русских ратников, вступивших в неравную битву с передовыми отрядами монголов хана Батыя весной 1238 года. Деревенька Дубровка являлась имением князя Александра Ярославовича Невского. Здесь он охотился и сюда вместе с его братом Андреем, великим Владимирским князем, приезжала жена Андрея, приглянувшаяся Александру. Он подарил ей это имение, после чего оно стало именоваться её именем – Дубравкой.

Есть предание о победе русских воинов над поляками, которое подтверждено летописными сообщениями.

8 ноября 1612 года произошла битва на поле, расположенном между деревней Милославка и селом Давыдово, русских ополченцев и отрядом пана Сапеги. И там, где речка Ивановка впадает в Берендеево болото, переславские отряды под руководством воеводы Андрея Вильяминова разбили вражескую рать. Интересен топоним деревни Милославка, расшифровку которой дал А.Л. Никитин [6].

История населенного пункта Берендеево начинается с конца 19 века. Станция Берендеево была построена в 1866 году. По замыслам инженеров – строителей железная дорога должна была проходить не здесь, а западней и соединять Сергиев Посад и Переславль-Залесский. Но крупные фабриканты г. Александрова уговорили строителей провести железную дорогу через их город. И, чтобы связать дорогу с Переславлем-Залесским, была построена станция Берендеево с небольшим пристанционным посёлком (сейчас участок торфодобытчиков № 1). В то время, на месте будущего поселка, было несколько домов ямщиков, доставлявших на переславские фабрики сырье и забиравших оттуда готовую продукцию к железной дороге. Здесь же была церковь (в настоящее время восстановлена) и трактир «Голубой Дунай».

В 1918 году, в период экономического и энергетического кризиса, на Волчьей горе начинают сводить лес, строить рабочие бараки и разрабатывать торф. Условия торфодобычи были тяжелые – торф добывали в ручную: по колено в ледяной воде, лопатами резали куски и отвозили на деревянных тачках, потом складывали куски в штабеля. Когда доходили до повышенной влажности в торфе и пнистости, добычу здесь прекращали и переходили в другие места. Запасы торфа Берендеева болота, по оценкам Ленгипроторфа, были колоссальные [13] – 173,5 млн. кубических метров. Уже в 1938 году кусковым методом было добыто 70 тысяч тонн на сумму 246160 рублей курса рубля 1938 года. В начале 50-х годов на торфопредприятии приступили к более прогрессивному методу добычи торфа с применением электрических, а затем дизельных торфоуборочных машин. Разработки торфяника фрезерным способом, когда получали торфяную крошку, позволяло вскрывать большие площади Берендеева болота и вырабатывать торфяную залежь полностью, до слоёв сапропеля или озерного песка.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.