Сделай Сам Свою Работу на 5

Б) Сатирическая, философская проблематика в творчестве Булгакова





Сатирическая проза Булгакова «быстрая», состоит из сцепления коротких остроумных фраз. Мастерство Булгакова-сатирика состоит в необыкновенном владении языком. Наблюдение за речью героев помогает увидеть и понять внутренний мир человека, а также является превосходным показателем отношения к герою автора. В глубине невероятно смешных историй «Собачье сердце» и «Роковые яйца» скрыты трагизм и грустные размышления о человеческих недостатках, об ответственности ученого и науки и страшной силе самодовольного невежества. Темы вечные, не утратившие своего значения сегодня. Герои Булгакова потрясают не только своей тупостью, серостью, бездуховностью. Люди ограниченные очень часто имеют необоснованные амбиции. Это люди с большой претензией, и масштаб их амбиций огромен. «Новый» социально-бытовой миропорядок изображается автором в стиле сатирического памфлета. Используя прием гротеска, Булгаков показывает примитивность и тупость серого общества, противопоставляя ему духовно богатых и ярких личностей. Наиболее распространённое политическое толкование повести «Собачье сердце» относит её к самой идее «русской революции», «пробуждения» социального сознания пролетариата. Шариков традиционно воспринимается как аллегорический образ люмпен-пролетариата, неожиданно для себя получившего большое количество прав и свобод, но быстро обнаружившего эгоистические интересы и способность предавать и уничтожать как себе подобных (бывший бездомный пёс поднимается по социальной лестнице, уничтожая других бездомных животных), так и тех, кто наделил их этими правами. При этом, необходимо отметить, что Клим Чугункин на самом деле является не пролетарием, а интеллигентом (зарабатывал музицированием в трактирах) и уголовником. Финал повести выглядит искусственно, без стороннего вмешательства судьба создателей Шарикова выглядит предрешённой. Считается, что в повести Булгаковым были предсказаны массовые репрессии 1930-х годов.



Наиболее ярко и полно Булгаков, как философ, раскрывается в своих поздних произведениях («Мастер и Маргарита»). Булгаков на ярких в художественном и философском отношении образах показывает подлинную и мнимую силу человека на земле, подлинную и мнимую свободу его духа. В философской трактовке романа выделяется основная идея — неотвратимости наказания за деяния. Не случайно сторонники этой трактовки указывают, что одно из центральных мест в романе занимают деяния свиты Воланда до бала, когда наказаниям подвергаются мздоимцы, распутники и прочие негативные персонажи, и сам суд Воланда, когда каждому воздается по вере его.



 

7.

 

За шестьдесят лет, прошедших после начала Отечественной войны, военная тема в нашей литературе претерпела интересную эволюцию. В первые послевоенные годы художественных книг о войне появлялось мало. Шел процесс осмысления происшедшего, освоения сложного материала. Непростыми были отношения писателя и цензуры. На первый план вышли документальные книги участников партизанского движения - П. Вершигоры, Д. Медведева, А. Федорова и др. Рядом с ними расположились художественно-документальные, как их тогда называли, произведения писателей на героическую тему: «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Чайка» Н. Бирюкова и т. п. Указание на документальность, как выяснилось позднее, не гарантировало от серьезных просчетов.
В период «оттепели» важным этапом в эволюции военной прозы был приход в литературу «поколения лейтенантов» - А. Ананьева, Г. Бакланова, Ю. Бондарева, В. Быкова, К. Воробьева. Все они прошли войну в младших офицерских чинах и в своих произведениях отталкивались главным образом отличных впечатлений.
Если вести речь не об идеологически законтрактованной литературе, то обращает на себя внимание примечательный факт: со страниц военной прозы 1970-х годов постепенно исчезают собственно военные реалии - все меньше описываются сражения, все реже стреляют, перестают грохотать разрывы бомб и снарядов - и все больше возникает внутренних психологических коллизий.
Эволюция современной военной прозы хорошо прослеживается на примере творчества В. Быкова: от «окопных» повестей типа «Мертвым не больно» (1966) к партизанским («Сотников», 1970; «Волчья стая», 1975) и через них к размышлениям о национальной трагедии белорусского народа («Знак беды», 1982; «Карьер», 1986; «Облава», 1989).
На современном этапе развития литературы вновь активизировался читательский интерес к документальным книгам о войне: вышли в свет мемуары многих прославленных полководцев Великой Отечественной. Подлинным событием явились произведения А. Адамовича - «Хатынская повесть» (1974), «Каратели» (1980), «Блокадная книга» (1977 - 1981), написанная совместно с Д. Граниным.
Документальное начало в конце 1970-х - начале 1980-х годов явно вытесняло художественное: желание знать правду все чаще брало верх. Такую правду, по распространенному заблуждению, могли открыть в первую очередь документальные произведения.
События 1985 г. изменили читательские предпочтения, и обнаружилось, что теперь военная проза - это не обязательно книги о Великой Отечественной. Нашла своих авторов война в Афганистане. С. Алексиевич создала свою знаменитую книгу «Цинковые мальчики», благодаря чеченским событиям, увы, не потерявшую актуальности. Как талантливые писатели со своим видением мира, оригинальным набором художественных средств заявили о себе О. Ермаков («Афганские рассказы», 1989) и Э. Пустынин (роман «Афганец», 1991).
В конце 1980-х - 1990-е годы стал возможным давно забытый, ранее фактически запрещенный сатирический подход к военной теме: «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» В. Войновича (1969 - 1979), «Русская книга о военных» В. Тучкова (1999).
В целом современная военная художественная и художественно-документальная проза, преодолевая трудности, связанные с цензурой, развивалась в русле традиций великого мастера батальных сцен Л.Н. Толстого. Его главный завет прозвучал в «Севастопольских рассказах»: «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда».



Вся история русской военной прозы в XX столетии есть драматическая история поисков правды и борьбы за истину.
В условиях тоталитарного идеологизированного общества военной прозе принадлежало особенное место. Ей отдавалось преимущество в планах литературно-художественных издательств и журналов. Она играла видную роль в системе всепроникающего военно-патриотического воспитания, - немаловажно и то, что в годы застоя 70% отечественной промышленности входило в ВПК, и миллионы людей были заняты в этой сфере. Однако нельзя только этим объяснять тиражи и широкое распространение военной прозы.
Подъем литературы о войне обозначился в конце 50-х годов. Это была «вторая волна» военной прозы. Ее приметами были: изображение будней войны во всем многообразии реалистических деталей, пристальный психологизм, изображение событий в их противоречивой сложности, восстановление имен и событий.
Главенствующий конфликт оставался тем же - столкновение советского народа с фашизмом. Но в литературу о войне стали входить новые конфликты и новые темы.
Тему людей в плену, окружении открыл С. Смирнов в документальной книге «Брестская крепость» (1964). Здесь раскрывались новые узловые проблемы: человек на пределе физической стойкости, бесчеловечность войны.
Появившуюся в конце 50-начале 60-х годов литературу о войне назвали «прозой психологического драматизма», Были опубликованы «Батальоны просят огня» Ю. Бондарева (1957), «Мертвые сраму не имут» и «Пядь земли» Г Бакланова (1961), повести В. Быкова «Журавлиный крик» (1960), «Убиты под Москвой» (1963) К. Воробьева.
Обозначились характерные черты новой прозы. Обычно центральным действующим лицом ее был молодой солдат или лейтенант. Дистанция между героем и автором минимальная. Изображению свойственна обнаженная достоверность.
Максимальная концентрированность действия проявлялась в том, что изображался один бой, одно подразделение в одной боевой ситуации. Такой подход к сюжету позволял высветлить драматизм человека на войне. Писатели стремились увидеть такие нравственные стороны бытия, которые не обнаруживаются в мирное время. Достоверная картина войны соединялась с напряженной духовной драмой.
Главным критерием ценности человека стало его поведение в бою.
Писатель создавал в широком смысле настроение военного сражения.
Получила особое развитие документальная проза о войне, существовавшая параллельно собственно художественной литературе. «Чистый», свободный от комментариев документ, композиционно оформленный в соседстве с другими документами, производил сильное впечатление на читателя. Из подобных «необработанных» документов-высказываний рядовых людей составилась книга А. Адамовича и Д. Гранина «Блокадная книга» (1979 - 1982).

Б.
В произведениях В.Быкова мало батальных сцен, эффектных исторических событий, но зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне. На примере самых стратегически незначительных ситуаций автор дает ответы на сложные вопросы войны. В отличие от таких наших писателей, как Стаднюк, Бондарев, Бакланов, Ананьев, которые ставят во главу угла своих произведений масштабные сражения и герои которых почти все из командного состава армии, Василь Быков строит сюжеты только на драматических моментах войны местного, как говорят, значения с участием простых солдат. Шаг за шагом, анализируя мотивы поведения солдат в экстремальных ситуациях, писатель докапывается до глубин психологических состояний и переживаний своих героев. Это качество прозы Быкова отличает и его ранние работы: "Третья ракета", "Альпийская баллада", "Западня", "Мертвым не больно" и другие.
В каждой новой повести писатель ставит своих героев в еще более сложные ситуации. Объединяет героев лишь то, что их действия нельзя оценивать однозначно. Например, в "Альпийской балладе" Быков описывает побег русского солдата из фашистского плена вместе с итальянкой Джулией. Здесь автор увлекается описанием внешних событий: побег, погоня, любовь, смерть героя и т.д. Но уже сюжет повести "Сотников" психологически закручен так, что критики сбились с толку в оценке поведения героев Быкова. А событий в повести почти никаких нет. Критикам было от чего растеряться: главный герой - предатель?! На мой взгляд, автор сознательно идет на размывание граней образа этого персонажа. Он не дает читателю возможности однозначно взглянуть на того или иного своего героя.
Сюжет повести прост: два партизана Сотников и Рыбак отправляются в деревню на задание - добыть овцу для пропитания отряда. До этого герои почти не знали друг друга, хотя успели повоевать и даже выручили друг друга в одном бою. Сотников не совсем здоров и вполне мог бы уклониться от в общем-то пустякового задания, но он чувствует себя недостаточно своим среди партизан и поэтому все же вызывается идти. Этим он как бы хочет показать боевым товарищам, что не чурается "грязной работы". Два партизана по-разному реагируют на предстоящую опасность, и читателю кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к совершению отважного поступка, нежели хилый и больной Сотников. Но если Рыбак, который всю свою жизнь "ухитрялся найти какой-нибудь выход", внутренне уже готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина: "Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть... Иначе, зачем тогда жизнь? Слишком нелегко достается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу".
В повести Быкова каждый занял свое место в ряду жертв войны. Все, кроме Рыбака, прошли свой смертный путь до конца. Рыбак встал на путь предательства только во имя спасения собственной жизни. Но характеры проявляются медленно. Рыбак ,по сути парень жизнелюбивый и не лишен положительных человеческих качеств. Он, например, делится с товарищем остатками пареной репы, отдает Сотникову полотенце, чтобы тот замотал им горло. Он предлагает больному Сотникову вернуться в отряд, и, наконец, когда во время столкновения с полицаями ему почти удается убежать, он все-таки возвращается назад, сообразив, что Сотников своей стрельбой прикрывает его отход.
Ситуация меняется после их ареста. Рыбак до последней минуты не верит, что из этой западни невозможно вырваться. Он решает потянуть время, сообщая на допросе только то, что немцам уже известно про партизанский отряд. Но Рыбак слишком прост для такой сложной игры с врагом, и, сам того не желая, он проговаривается, попав в искусно расставленную ловушку. С этого момента начинается его нравственное падение. Он понял окончательно, что остаться в живых он сможет, только предав товарищей по оружию. Для Рыбака процесс перехода в другое психологическое состояние проходит быстро и без мучений, так как он уже был внутренне к этому расположен. Рыбак, как всякий предатель, начинает жить по особым психологическим законам, исключающим все доброе и светлое, что было до этого момента в человеческой душе. В конце повести он становится палачом своего бывшего товарища.
Сотников, в отличие от Рыбака, сразу осознал безвыходность ситуации, но в последние минуты жизни он неожиданно утратил свою уверенность требовать от других того же, что и от себя. Рыбак стал для него не сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал чего-то. Сотников не искал сочувствия в глазах присутствующих при казни людей. Он не хотел, чтобы о нем плохо подумали, и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Рыбак извинился: "Прости, брат". Сотников бросил ему в лицо лишь фразу: "Иди ты к черту!"
В чем глубина творчества писателя Быкова? В том, что он и предателю Рыбаку оставил возможность иного пути даже после такого тяжкого преступления. Это и продолжение борьбы с врагом, и исповедальное признание в своем предательстве. Писатель оставил своему герою возможность покаяния, возможность, которую чаще дает человеку Бог, а не человек. Писатель, по-моему, предполагал, что и эту вину можно искупить. Папа Римский вручил В. Быкову за повесть "Сотников" специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, что в этом произведении усматривается общечеловеческое нравственное начало.
Творчество В. Быкова трагично по своему звучанию, как трагична сама война, унесшая десятки миллионов человеческих жизней. Но писатель рассказывает о людях сильных духом, способных встать над обстоятельствами и самой смертью. И сегодня, невозможно давать оценку событиям войны, тех страшных лет, не принимая во внимание воззрений на эту тему писателя В.Быкова.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.