Сделай Сам Свою Работу на 5

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса





Пояснительная записка

 

Рабочая программа разработана на основе нормативно-правовых документов:

1. Приказа Министерства Образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373;

2. Приказа Министерства Образования и науки России от 26.11.2010г. №1241;

3. Приказа Министерства Образования и науки России от 22.09.2011г. №2357;

4. Закона « Об Образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г №273 ФЗ ст.14,15 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

5. Учебного плана муниципального общего образовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Тубинский .

6. Методических рекомендаций: « Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплина( модуля) субъект Российской Федерации: республики Башкортостан» автор составитель С.С. Пичугин.

 

· Общая характеристика учебного предмета

 

Курс «Обучение грамоте» - первый этап в системе изучения русского языка и литературного чтения. В этот период начинается реализация положений системно-деятельностного подхода - основы федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:



учёт индивидуальных, возрастных и психологических особенностей обучающихся;

учёт различных видов деятельности учащихся и форм общения педагогов с детьми для решения целей образования и воспитания;

обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.

При обучении грамоте первоклассники овладевают первоначальными знаниями в об­ласти родного языка, обучаются чтению и учатся учиться.

 

При обучении грамоте первоклассники овладевают первоначальными знаниями в об­ласти родного языка, обучаются чтению и учатся учиться. Ценностным ориентиром курса обучения грамоте является его личностно-ориентированная направленность. Каждая учеб­ная задача представлена на разных уровнях сложности. Такое построение курса и процесса обучения приводит к формированию личностного смысла учения и развитию учебной моти­вации, что также является одним из важнейших требований федерального государственного образовательного стандарта. Важной особенностью построения курса и ещё одной его це­левой установкой является направленность работы не только на тренировку технической стороны чтения, но и на осознанность чтения, что позволяет заложить основы будущей чи­тательской компетентности.



В первом полугодии первого класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать, на уроках литературного слушания - слушать и воспринимать художественные произведения. Во втором полугодии первоклассники знакомятся с детскими книгами, получают начальные представления о литературоведческих понятиях (жанр, тема, фамилия автора, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение).

Основные цели изучения курса «Литературное чтение»:

- помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова;

- обогатить читательский опыт.

Задачи курса «Литературное чтение»:

- обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, по­нимание текста и специфики его литературной формы;

- научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

- систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользо­ваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмот­ровым);

- включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания ли­тературы как искусства слова;



- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответ­ствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее ус­ловия для формирования универсальных учебных действий.

Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он спосо­бен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т.д.); вос­создавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и,] наконец, воспроизводить текст, т.е. уметь рассказывать его в разных вариантах - подроб­но, выборочно, сжато, творчески, с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для | осуществления правильной читательской деятельности.

Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются сле­дующие:

1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины по­нимания учащимися текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

2. Система работы над навыками чтения.

3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школь­нику для освоения литературы как искусства слова.

5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соот­ветствующего их возрастным особенностям и уровню подготовки.

 

  • Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Каждая учеб­ная задача представлена на разных уровнях сложности. Такое построение курса и процесса обучения приводит к формированию личностного смысла учения и развитию учебной моти­вации, что также является одним из важнейших требований федерального государственного образовательного стандарта. Важной особенностью построения курса и ещё одной его це­левой установкой является направленность работы не только на тренировку технической стороны чтения, но и на осознанность чтения, что позволяет заложить основы будущей чи­тательской компетентности.

В первом полугодии первого класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать, на уроках литературного слушания - слушать и воспринимать художественные произведения. Во втором полугодии первоклассники знакомятся с детскими книгами, получают начальные представления о литературоведческих понятиях (жанр, тема, фамилия автора, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение).

Основные цели изучения курса «Литературное чтение»:

помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова;

обогатить читательский опыт.

Задачи курса «Литературное чтение»:

обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, по­нимание текста и специфики его литературной формы;

научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользо­ваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмот­ровым);

включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания ли­тературы как искусства слова;

расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответ­ствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее ус­ловия для формирования универсальных учебных действий.

Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он спосо­бен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т.д.); вос­создавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и,] наконец, воспроизводить текст, т.е. уметь рассказывать его в разных вариантах - подроб­но, выборочно, сжато, творчески, с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для | осуществления правильной читательской деятельности.

Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются сле­дующие:

Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины по­нимания учащимися текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

Система работы над навыками чтения.

Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школь­нику для освоения литературы как искусства слова.

Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соот­ветствующего их возрастным особенностям и уровню подготовки.

Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетен­ность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно реша­ются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читатель­ские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка - и труд, и творчест­во, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Читательское пространство фор­мируется произведениями для изучения на уроке, для дополнительного чтения, для само­стоятельного чтения по изучаемой теме или разделу.

 

· Место учебного предмета в учебном плане

На изучение программы в первом классе отводится по 4 часа на 33 учебных недель, всего132 часа в год.

 

· Результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и нацио­нальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского об­щества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ор­ганичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре дру­гих народов;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и разви­вающемся мире;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том чис­ле в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, со­циальной справедливости и свободе;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной от­зывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социаль­ных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материаль­ным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятель­ности, поиска средств ее осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные дейст­вия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наибо­лее эффективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуни­кационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, органи­зации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и по­знавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избира­тельности, этики и этикета;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в со­ответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое выска­зывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письмен­ной формах;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следствен­ных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности призна­вать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; из­лагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распре­делении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окру­жающих

формирование готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

 

Предметные результаты

понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства] сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений! о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; форми­рование потребности в систематическом чтении;

понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться спра­вочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

 

· Основное содержание учебного предмета

 

«Литературное чтение. Обучение грамоте»

Раздел программы Программное содержание Характеристика деятельности детей (универсальные учебные действия)
Слово и предложение
Предложение как объект изучения.     Слово как объект изучения. Предложение в речевом потоке. Работа с предложе­нием. Слово и предложение.     Слово как объект изучения, материал для анализа. Сло­во как единство звучания и значения. Активизация и расширение словарного за­паса. Выделять предложения из речевого потока: определять на слух границы предложения, обозначать каждое предложение полоской. Моделировать состав предложения в про­цессе дидактической игры. Выделять в предложении слова, изменять порядок слов в предложении. Составлять предложения с заданным сло­вом с последующим распространением предложений. Корректировать предложения, содержа­щие смысловые и грамматические ошибки. Определять количество слов в предложе­нии при четком произнесении учителем предложения с паузами между словами. Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа. Различать слово и предложение. Анализировать предложение: обозначать каждое слово предложения полоской. Объяснять различие между предметом и обозначающим его словом. Объяснять значение слова. Определять (находить) задуманное слово по его лексическому значению.
Фонетика
Звуки речи.   Гласные и соглас­ные звуки. Гласные звуки: ударные и безударные. Со­гласные звуки: твердые и мягкие, звонкие и глухие. Моделирование зву­кового состава слова.   Слог как минималь­ная произноситель­ная единица. Деле­ние слов на слоги. Определение места ударения. Единство звукового состава слова и его значения. Изо­лированный звук. Последо­вательность звуков в слове.   Особенность гласных звуков - отсутствие при произнесе­нии этих звуков преграды. Особенность согласных зву­ков - наличие при их произ­несении преграды. Различе­ние гласных и согласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков. Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных звуков. Качест­венная характеристика зву­ков (гласные, твердые и мягкие согласные).   Гласные звуки: ударные и безударные. Звонкие и глу­хие согласные звуки. Смыс­лоразличительная функция звонких и глухих согласных звуков. Действия контроля и самоконтроля в процессе моделирующей деятельно­сти. Слог как минимальная про­износительная единица. Слогообразующая функция гласных звуков. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Ударение. Ударный гласный звук в слове. Различать звучание и значение слова. Воспроизводить заданный учителем обра­зец интонационного выделения звука в слове. Произносить слово с интонационным выде­лением заданного звука без опоры на обра­зец произнесения учителя. Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова). Группировать (классифицировать) слова по первому звуку. Группировать (классифицировать) слова по последнему звуку. Подбирать слова с заданным звуком. Устанавливать количество и последова­тельность звуков в слове. Моделировать последовательность звуков слова с использованием желтых фишек. Сопоставлять слова, различающиеся од­ним или несколькими звуками. Устанавливать различие в произношении гласных и согласных звуков. Различать звуки: гласные и согласные, со­гласные твердые и мягкие. Объяснять (доказывать) выбор фишки при обозначении звука. Характеризовать заданный звук: называть его признаки. Моделировать звуковой состав слова: от­ражать в модели качественные характери­стики звуков, используя фишки разного цвета. Классифицировать звуки по заданному ос­нованию (твердые и мягкие согласные звуки; гласные - согласные и т.д.). Различать ударные и безударные гласные звуки. Различать звонкие и глухие согласные звуки. Анализировать предложенную модель зву­кового состава слова, подбирать слова, со­ответствующие заданной модели. Соотносить заданное слово с соответст­вующей ему моделью, выбирая ее из ряда предложенных. Подбирать слова, соответствующие задан­ной модели. Осуществлять развернутые действия кон­троля и самоконтроля: сравнивать постро­енную модель с образцом. Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Находить и исправлять ошибки, допущен­ные при проведении звукового анализа. Делить слова на слоги. Доказывать (объяснять) количество слогов в слове. Приводить примеры слов с заданным коли­чеством слогов. Анализировать слово: определять место ударения в слове. Подбирать слова с заданным ударным гласным звуком. Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения. Соотносить слова с соответствующими им слогоударными схемами. Приводить примеры слов по заданной слогоударной схеме. Контролировать этапы своей работы, оце­нивать процесс и результат выполнения за­дания. Находить и исправлять ошибки, допущен­ные при делении слов на слоги, в определе­нии ударного звука. Объяснять причину допущенной ошибки.
Графика
Звуки и буквы. По­зиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показа­тель твердости-мягкости согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я.   Буквы, обозначаю­щие согласные Звуки. Буква ь. Русский алфавит.   Звук и буква. Буква как знак звука. Буквы, обозначающие гласные звуки. Функции букв, обозначающих глас­ный звук в открытом слоге: обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость предшествующего согласного.   Функции букв е, ё, ю, я. Буквы, обозначающие со­гласные звуки. Одна буква для обозначения парных по твердости-мягкости соглас­ных звуков. Разные способы обозначения буквами звука [й']. Буква ь как показатель мяг­кости предшествующего со­гласного звука. Соотносить звук и соответствующую ему букву. Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) функцию букв, обозна­чающих гласные звуки в открытом слоге: показатель твердости-мягкости предшест­вующих согласных звуков и обозначение гласного звука. Обозначать гласные звуки буквами, выби­рая букву гласного звука в зависимости от твердости или мягкости предшествующего согласного. Соотносить звуко-буквенную модель (мо­дель звукового состава слова с проставлен­ными в ней гласными буквами) со словами -названиями картинок. Обозначать буквами е, ё, ю, я звук [й'] и последующие гласные звуки. Обозначать согласные звуки буквами. Объяснять выбор буквы для обозначения согласного звука. Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным при­знакам согласные звуки (с - з, ш - ж, с - ш, з -ж, р-л, ц-ч и т. д.). Дифференцировать буквы, имеющие опти­ческое и кинетическое сходство (о- а, и-у, п-т, л-м, х-ж, ш — т, в - <Э и т.д.). Клас­сифицировать слова в зависимости от спо­соба обозначения звука [й']. Объяснять функцию буквы ь. Осознавать алфавит как определенную по­следовательность букв. Воспроизводить алфавит. Восстанавливать алфавитный порядок слов.
Восприятие художественного произведения
Первоначальное знакомство с лите­ратурными жанра­ми. Малые фольк­лорные формы. Восприятие художественно­го произведения, читаемого взрослым или хорошо читающим одноклассником. Смысл воспринимаемого на слух литературного произведения. Знакомство с литературными жанрами: стихотворения, рассказы, сказки (народные и авторские). Знакомство с малыми фольклорными формами: загадки, пословицы. Воспринимать на слух литературные про­изведения. Осознавать смысл текста при его прослу­шивании. Различать стихотворения, рассказы, сказки.
Чтение
Слоговое чтение. Чтение слов, слово­сочетаний, предло­жений и коротких текстов. Осознан­ность и выразитель­ность чтения не­больших текстов и стихотворений. Способ чтения прямого сло­га: ориентация на букву, обозначающую гласный звук. Воспроизведение зву­ковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Отработка техники чтения: плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствую­щей индивидуальному тем­пу ребенка. Работа над осознанностью чтения. Читать слоги с изменением буквы гласного. Отрабатывать способ чтения прямых сло­гов с использованием пособия «окошечки». Читать слова, получающиеся при измене­нии гласной буквы. Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи. Устанавливать соответствие прочитанных слов с картинками, на которых изобжены соответствующие предметы Осознавать смысл прочитанного. Орфоэпи­ческое чтение. Орфографическое чтение слов, предложений, коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответ­ствии со знаками препинания. Два вида чтения - орфографическое и ор­фоэпическое. Орфоэпическое чтение как воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи с учетом орфоэпиче­ских правил при переходе к чтению целыми словами. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Отвечать на вопросы по содержанию про­читанного текста. Находить содержащуюся в тексте инфор­мацию. Определять основную мысль прочитанного произведения. Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Обсуждать прочитанный текст с однокласс­никами. Аргументировать свое мнение при обсуж­дении содержания текста. Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретировать информацию, пред­ставленную в тексте в явном виде. Интерпретировать информацию, пред­ставленную в тексте в неявном виде. Сравнивать два вида чтения - орфографи­ческое и орфоэпическое - по целям. Овладевать орфоэпическим чтением.
Развитие речи
Рассказы повество­вательного и описа­тельного характера. Рассказы по серии сюжет­ных картинок. Связный рас­сказ на основе прочитанных слов. Учебный диалог: «присвоение» (отнесение к себе)вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения необходимой информации. Культура речи: соблюдение норм русского литературно­го языка. Небольшие рас­сказы описательного и по­вествовательного характера на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблю­дений. Составлять текст по серии сюжетных кар­тинок. Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуника­тивной задачи. Осознавать недостаточность информации, задавать учителю и одноклассникам вопросы. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Формулировать и обосновывать собствен­ное мнение. Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания. Составлять небольшие описательные рас­сказы. Составлять небольшие повествователь­ные рассказы.

«Литературное чтение»

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.