Сделай Сам Свою Работу на 5

Статические члены шаблонов класса





В шаблоне класса могут быть объявлены статические данные-члены. Каждый конкретизированный экземпляр имеет собственный набор таких членов. Рассмотрим операторы new() и delete() для шаблона QueueItem. В класс QueueItem нужно добавить два статических члена:

static QueueItem<Type> *free_list;

static const unsigned QueueItem_chunk;

Модифицированное определение шаблона QueueItem выглядит так:

#include <cstddef>   template <class Type> class QueueItem { // ... private: void *operator new( size_t ); void operator delete( void *, size_t ); // ... static QueueItem *free_list; static const unsigned QueueItem_chunk; // ...

};

Операторы new() и delete() объявлены закрытыми, чтобы предотвратить создание объектов типа QueueItem вызывающей программой: это разрешается только членам и друзьям QueueItem (к примеру, шаблону Queue).

Оператор new() можно реализовать таким образом:

template <class Type> void* QueueItem<Type>::operator new( size_t size ) { QueueItem<Type> *p; if ( ! free_list ) { size_t chunk = QueueItem_chunk * size; free_list = p = reinterpret_cast< QueueItem<Type>* > ( new char[chunk] );   for ( ; p != &free_list[ QueueItem_chunk - 1 ]; ++p ) p->next = p + 1; p->next = 0; }   p = free_list; free_list = free_list->next; return p;

}

А реализация оператора delete() выглядит так:

template <class Type> void QueueItem<Type>:: operator delete( void *p, size_t ) { static_cast< QueueItem<Type>* >( p )->next = free_list; free_list = static_cast< QueueItem<Type>* > ( p );

}



Теперь остается инициализировать статические члены free_list и QueueItem_chunk. Вот шаблон для определения статических данных-членов:

/* для каждой конкретизации QueueItem сгенерировать * соответствующий free_list и инициализировать его нулем */ template <class T> QueueItem<T> *QueueItem<T>::free_list = 0;   /* для каждой конкретизации QueueItem сгенерировать * соответствующий QueueItem_chunk и инициализировать его значением 24 */ template <class T> const unsigned int

QueueItem<T>::QueueItem_chunk = 24;

Определение шаблона статического члена должно быть вынесено за пределы определения самого шаблона класса, которое начинается с ключевого слово template с последующим списком параметров <class T>. Имени статического члена предшествует префикс QueueItem<T>::, показывающий, что этот член принадлежит именно шаблону QueueItem. Определения таких членов помещаются в заголовочный файл Queue.h и должны включаться во все файлы, где производится их конкретизация. (В разделе 16.8 мы объясним, почему решили делать именно так, и затронем другие вопросы, касающиеся модели компиляции шаблонов.)



Статический член конкретизируется по шаблону только в том случае, когда реально используется в программе. Сам такой член тоже является шаблоном. Определение шаблона для него не приводит к выделению памяти: она выделяется только для конкретизированного экземпляра статического члена. Каждая подобная конкретизация соответствует конкретизации шаблона класса. Таким образом, обращение к экземпляру статического члена всегда производится через некоторый конкретизированный экземпляр класса:

// ошибка: QueueItem - это не реальный конкретизированный экземпляр int ival0 = QueueItem::QueueItem_chunk;   int ival1 = QueueItem<string>::QueueItem_chunk; // правильно

int ival2 = QueueItem<int>::QueueItem_chunk; // правильно

Упражнение 16.7

Реализуйте определенные в разделе 15.8 операторы new() и delete() и относящиеся к ним статические члены screenChunk и freeStore для шаблона класса Screen, построенного в упражнении 16.6.

Вложенные типы шаблонов классов

Шаблон класса QueueItem применяется только как вспомогательное средство для реализации Queue. Чтобы запретить любое другое использование, в шаблоне QueueItem имеется закрытый конструктор, позволяющий создавать объекты этого класса исключительно функциям-членам класса Queue, объявленным друзьями QueueItem. Хотя шаблон QueueItem виден во всей программе, создать объекты этого класса или обратиться к его членам можно только при посредстве функций-членов Queue.

Альтернативный подход к реализации состоит в том, чтобы вложить определение шаблона класса QueueItem в закрытую секцию шаблона Queue. Поскольку QueueItem является вложенным закрытым типом, он становится недоступным вызывающей программе, и обратиться к нему можно лишь из шаблона класса Queue и его друзей (например, оператора вывода). Если же сделать члены QueueItem открытыми, то объявлять Queue другом QueueItem не понадобится.



Семантика исходной реализации при этом сохраняется, но отношение между шаблонами QueueItem и Queue моделируется более элегантно.

Поскольку при любой конкретизации шаблона Queue требуется конкретизировать тем же типом и QueueItem, то вложенный класс должен быть шаблоном. Вложенные классы шаблонов сами являются шаблонами классов, а параметры объемлющего шаблона можно использовать во вложенном:

template <class Type> class Queue: // ... private: class QueueItem { public: QueueItem( Type val ) : item( val ), next( 0 ) { ... }   Type item; QueueItem *next; }; // поскольку QueueItem - вложенный тип, // а не шаблон, определенный вне Queue, // то аргумент шаблона <Type> после QueueItem можно опустить QueueItem *front, *back; // ...

};

При каждой конкретизации Queue создается также класс QueueItem с подходящим аргументом для Type. Между конкретизациями шаблонов QueueItem и Queue имеется взаимно однозначное соответствие.

Вложенный в шаблон класс конкретизируется только в том случае, если он используется в контексте, где требуется полный тип класса. В разделе 16.2 мы упоминали, что конкретизация шаблона класса Queue типом int не означает автоматической конкретизации и класса QueueItem<int>. Члены front и back – это указатели на QueueItem<int>, а если объявлены только указатели на некоторый тип, то конкретизировать соответствующий класс не обязательно, хотя QueueItem вложен в шаблон класса Queue. QueueItem<int> конкретизируется только тогда, когда указатели front или back разыменовываются в функциях-членах класса Queue<int>.

Внутри шаблона класса можно также объявлять перечисления и определять типы (с помощью typedef):

template <class Type, int size> class Buffer: public: enum Buf_vals { last = size-1, Buf_size }; typedef Type BufType; BufType array[ size ]; // ...

}

Вместо того чтобы явно включать член Buf_size, в шаблоне класса Buffer объявляется перечисление с двумя элементами, которые инициализируются значением параметра шаблона. Например, объявление

Buffer<int, 512> small_buf;

устанавливает Buf_size в 512, а last – в 511. Аналогично

Buffer<int, 1024> medium_buf;

устанавливает Buf_size в 1024, а last – в 1023.

Открытый вложенный тип разрешается использовать и вне определения объемлющего класса. Однако вызывающая программа может ссылаться лишь на конкретизированные экземпляры подобного типа (или элементов вложенного перечисления). В таком случае имени вложенного типа должно предшествовать имя конкретизированного шаблона класса:

// ошибка: какая конкретизация Buffer? Buffer::Buf_vals bfv0;  

Buffer<int,512>::Buf_vals bfv1; // правильно

Это правило применимо и тогда, когда во вложенном типе не используются параметры включающего шаблона:

template <class T> class Q { public: enum QA { empty, full }; // не зависит от параметров QA status; // ... };   #include <iostream>   int main() { Q<double> qd; Q<int> qi;   qd.status = Q::empty; // ошибка: какая конкретизация Q? qd.status = Q<double>::empty; // правильно   int val1 = Q<double>::empty; int val2 = Q<int>::empty; if ( val1 != val2 ) cerr << "ошибка реализации!" << endl; return 0;

}

Во всех конкретизациях Q значения empty одинаковы, но при ссылке на empty необходимо указывать, какому именно экземпляру Q принадлежит перечисление.

Упражнение 16.8

Определите класс List и вложенный в него ListItem из раздела 13.10 как шаблоны. Реализуйте аналогичные определения для ассоциированных членов класса.

Шаблоны-члены

Шаблон функции или класса может быть членом обычного класса или шаблона класса. Определение шаблона-члена похоже на определение шаблона: ему предшествует ключевое слово template, за которым идет список параметров:

template <class T> class Queue { private: // шаблон класса-члена template <class Type> class CL { Type member; T mem; }; // ... public: // шаблон функции-члена template <class Iter> void assign( Iter first, Iter last ) { while ( ! is_empty() ) remove(); // вызывается Queue<T>::remove()   for ( ; first != last; ++first ) add( *first ); // вызывается Queue<T>::add( const T & ) }

}

(Отметим, что шаблоны-члены не поддерживаются компиляторами, написанными до принятия стандарта C++. Эта возможность была добавлена в язык для поддержки реализации абстрактных контейнерных типов, представленных в главе 6.)

Объявление шаблона-члена имеет собственные параметры. Например, у шаблона класса CL есть параметр Type, а у шаблона функции assign() – параметр Iter. Помимо этого, в определении шаблона-члена могут использоваться параметры объемлющего шаблона класса. Например, у шаблона CL есть член типа T, представляющего параметр включающего шаблона Queue.

Объявление шаблона-члена в шаблоне класса Queue означает, что конкретизация Queue потенциально может содержать бесконечное число различных вложенных классов CL функций-членов assign(). Так, конкретизированный экземпляр Queue<int> включает вложенные типы:

Queue<int>::CL<char>

Queue<int>::CL<string>

и вложенные функции:

void Queue<int>::assign( int *, int * ) void Queue<int>::assign( vector<int>::iterator,

vector<int>::iterator )

Для шаблона-члена действуют те же правила доступа, что и для других членов класса. Так как шаблон CL является закрытым членом шаблона Queue, то лишь функции-члены и друзья Queue могут ссылаться на его конкретизации. С другой стороны, шаблон функции assign() объявлен открытым членом и, значит, доступен во всей программе.

Шаблон-член конкретизируется при его использовании в программе. Например, assign() конкретизируется в момент обращения к ней из main():

int main() { // конкретизация Queue<int> Queue<int> qi;   // конкретизация Queue<int>::assign( int *, int * ) int ai[4] = { 0, 3, 6, 9 }; qi.assign( ai, ai + 4 );   // конкретизация Queue<int>::assign( vector<int>::iterator, // vector<int>::iterator ) vector<int> vi( ai, ai + 4 ); qi.assign( vi.begin(), vi.end() );

}

Шаблон функции assign(), являющийся членом шаблона класса Queue, иллюстрирует необходимость применения шаблонов-членов для поддержки контейнерных типов. Предположим, имеется очередь типа Queue<int>, в которую нужно поместить содержимое любого другого контейнера (списка, вектора или обычного массива), причем его элементы имеют либо тип int (т.е. тот же, что у элементов очереди), либо приводимый к типу int. Шаблон-член assign()позволяет это сделать. Поскольку может быть использован любой контейнерный тип, то интерфейс assign() программируется в расчете на употребление итераторов; в результате реализация оказывается не зависящей от фактического типа, на который итераторы указывают.

В функции main() шаблон-член assign() сначала конкретизируется типом int*, что позволяет поместить в qi содержимое массива элементов типа int. Затем шаблон-член конкретизируется типом vector<int>::iterator – это дает возможность поместить в очередь qi содержимое вектора элементов типа int. Контейнер, содержимое которого помещается в очередь, не обязательно должен состоять из элементов типа int. Разрешен любой тип, который приводится к int. Чтобы понять, почему это так, еще раз посмотрим на определение assign():

template <class Iter> void assign( Iter first, Iter last ) { // удалить все элементы из очереди   for ( ; first != last; ++first ) add( *first );

}

Вызываемая из assign() функция add() – это функция-член Queue<Type>::add(). Если Queue конкретизируется типом int, то у add() будет следующий прототип:

void Queue<int>::add( const int &val );

Аргумент *first должен иметь тип int либо тип, которым можно инициализировать параметр-ссылку на const int. Преобразования типов допустимы. Например, если воспользоваться классом SmallInt из раздела 15.9, то содержимое контейнера, в котором хранятся элементы типа SmallInt, с помощью шаблона-члена assign() помещается в очередь типа Queue<int>. Это возможно потому, что в классе SmallInt имеется конвертер для приведения SmallInt к int:

class SmallInt { public: SmallInt( int ival = 0 ) : value( ival ) { }   // конвертер: SmallInt ==> int operator int() { return value; }   // ... private: int value; };   int main() { // конкретизация Queue<int> Queue<int> qi;   vector<SmallInt> vsi; // заполнить вектор // конкретизация // Queue<int>::assign( vector<SmallInt>::iterator, // vector<SmallInt>::iterator ) qi.assign( vsi.begin(), vsi.end() );   list<int*> lpi; // заполнить список   // ошибка при конкретизации шаблона-члена assign(): // нет преобразования из int* в int qi.assign( lpi.begin(), lpi.end() );

}

Первая конкретизация assign() правильна, так как существует неявное преобразование из типа SmallInt в тип int и, следовательно, обращение к add() корректно. Вторая же конкретизация ошибочна: объект типа int* не может инициализировать ссылку на тип const int, поэтому вызвать функцию add() невозможно.

Для контейнерных типов из стандартной библиотеки C++ имеется функция assign(), которая ведет себя так же, как функция-шаблон assign() для нашего класса Queue.

Любую функцию-член можно задать в виде шаблона. Это относится, в частности, к конструктору. Например, для шаблона класса Queue его можно определить следующим образом:

template <class T> class Queue { // ... public: // шаблон-член конструктора template <class Iter> Queue( Iter first, Iter last ) : front( 0 ), back( 0 ) { for ( ; first != last; ++first ) add( * first ); }

};

Такой конструктор позволяет инициализировать очередь содержимым другого контейнера. У контейнерных типов из стандартной библиотеки C++ также есть предназначенные для этой цели конструкторы в виде шаблонов-членов. Кстати, в первом (в данном разделе) определении функции main() использовался конструктор-шаблон для вектора:

vector<int> vi( ai, ai + 4 );

Это определение конкретизирует шаблон конструктора для контейнера vector<int> типом int*, что позволяет инициализировать вектор содержимым массива элементов типа int.

Шаблон-член, как и обычные члены, может быть определен вне определения объемлющего класса или шаблона класса. Так, являющиеся членами шаблон класса CL или шаблон функции assign() могут быть следующим образом определены вне шаблона Queue:

template <class T> class Queue { private: template <class Type> class CL; // ... public: template <class Iter> void assign( Iter first, Iter last ); // ... };   template <class T> template <class Type> class Queue<T>::CL<Type> { Type member; T mem; };   template <class T> template <class Iter> void Queue<T>::assign( Iter first, Iter last ) { while ( ! is_empty() ) remove();   for ( ; first != last; ++first ) add( *first );

}

Определению шаблона-члена, которое находится вне определения объемлющего шаблона класса, предшествует список параметров объемлющего шаблона класса, а за ним должен следовать собственный такой список. Вот почему определение шаблона функции assign() (члена шаблона класса Queue) начинается с

template <class T> template <class Iter>

Первый список параметров шаблона template <class T> относится к шаблону класса Queue. Второй – к самому шаблону-члену assign(). Имена параметров не обязаны совпадать с теми, которые указаны внутри определения объемлющего шаблона класса. Приведенная инструкция по-прежнему определяет шаблон-член assign():

template <class TT> template <class IterType>

void Queue<TT>::assign( IterType first, IterType last )

{ ... }

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.