Сделай Сам Свою Работу на 5

Аргументы шаблона для параметров-констант





Параметр шаблона класса может и не быть типом. На аргументы, подставляемые вместо таких параметров, накладываются некоторые ограничения. В следующем примере мы изменяем определение класса Screen (см. главу 13) на шаблон, параметризованный высотой и шириной:

template <int hi, int wid> class Screen { public: Screen() : _height( hi ), _width( wid ), _cursor ( 0 ), _screen( hi * wid, '#' ) { } // ... private: string _screen; string::size_type _cursor; short _height; short _width; };   typedef Screen<24,80> termScreen; termScreen hp2621;  

Screen<8,24> ancientScreen;

Выражение, с которым связан параметр, не являющийся типом, должно быть константным, т.е. вычисляемым во время компиляции. В примере выше typedef termScreen ссылается на экземпляр шаблона Screen<24,80>, где аргумент шаблона для hi равен 24, а для wid – 80. В обоих случаях аргумент – это константное выражение.

Однако для шаблона BufPtr конкретизация приводит к ошибке, так как значение указателя, получающееся при вызове оператора new(), становится известно только во время выполнения:

template <int *ptr> class BufPtr { ... };   // ошибка: аргумент шаблона нельзя вычислить во время компиляции

BufPtr< new int[24] > bp;

Не является константным выражением и значение неконстантного объекта. Его нельзя использовать в качестве аргумента для параметра-константы шаблона. Однако адрес любого объекта в области видимости пространства имен, в отличие от адреса локального объекта, является константным выражением (даже если спецификатор const отсутствует), поэтому его можно применять в качестве аргумента для параметра-константы. Константным выражением будет и значение оператора sizeof:



template <int size> Buf { ... }; template <int *ptr> class BufPtr { ... };   int size_val = 1024; const int c_size_val = 1024;   Buf< 1024 > buf0; // правильно Buf< c_size_val > buf1; // правильно Buf< sizeof(size_val) > buf2; // правильно: sizeof(int) BufPtr< &size_val > bp0; // правильно   // ошибка: нельзя вычислить во время компиляции

Buf< size_val > buf3;

Вот еще один пример, иллюстрирующий использование параметра-константы для представления константного значения в определении шаблона, а также применение его аргумента для задания значения этого параметра:

template < class Type, int size > class FixedArray { public: FixedArray( Type *ar ) : count( size ) { for ( int ix = 0; ix < size; ++ix ) array[ ix ] = ar[ ix ]; } private: Type array[ size ]; int count; };   int ia[4] = { 0, 1, 2, 3 };

FixedArray< int, sizeof( is ) / sizeof( int ) > iA{ ia );



Выражения с одинаковыми значениями считаются эквивалентными аргументами для параметров-констант шаблона. Так, все три экземпляра Screen ссылаются на один и тот же конкретизированный из шаблона класс Screen<24,80>:

const int width = 24; const int height = 80;   // все это Screen< 24, 80 > Screen< 2*12, 40*2 > scr0; Screen< 6+6+6+6, 20*2 + 40 > scr1;

Screen< width, height > scr2;

Между типом аргумента шаблона и типом параметра-константы допустимы некоторые преобразования. Их множество является подмножеством преобразований, допустимых для аргументов функции:

· трансформации l-значений, включающие преобразование l-значения в r-значение, массива в указатель и функции в указатель:

template <int *ptr> class BufPtr { ... };   int array[10];

BufPtr< array > bpObj; // преобразование массива в указатель

· преобразования квалификаторов:

template <const int *ptr> class Ptr { ... };   int iObj;

Ptr< &iObj > pObj; // преобразование из int* в const int*

· расширения типов:

template <int hi, int wid> class Screen { ... };   const short shi = 40; const short swi = 132;

Screen< shi, swi > bpObj2; // расширения типа short до int

· преобразования целых типов:

template <unsigned int size> Buf{ ... };  

Buf< 1024 > bpObj; // преобразование из int в unsigned int

(Более подробно они описаны в разделе 9.3.)

Рассмотрим следующие объявления:

extern void foo( char * ); extern void bar( void * ); typedef void (*PFV)( void * ); const unsigned int x = 1024;   template <class Type, unsigned int size, PFV handler> class Array { ... };   Array<int, 1024U, bar> a0; // правильно: преобразование не нужно Array<int, 1024U, foo> a1; // ошибка: foo != PFV   Array<int, 1024, bar> a2; // правильно: 1024 преобразуется в unsigned int Array<int, 1024, bar> a3; // ошибка: foo != PFV   Array<int, x, bar> a4; // правильно: преобразование не нужно

Array<int, x, foo> a5; // ошибка: foo != PFV



Объекты a0 и a4 класса Array определены правильно, так как аргументы шаблона точно соответствуют типам параметров. Объект a2 также определен правильно, потому что аргумент 1024 типа int приводится к типу unsigned int параметра-константы size с помощью преобразования целых типов. Объявления a1, a3 и a5 ошибочны, так как не существует преобразования между любыми двумя типами функций.

Приведение значения 0 целого типа к типу указателя недопустимо:

template <int *ptr> class BufPtr { ... };   // ошибка: 0 имеет тип int // неявное преобразование в нулевой указатель не применяется

BufPtr< 0 > nil;

Упражнение 16.3

Укажите, какие из данных конкретизированных шаблонов действительно приводят к конкретизации:

template < class Type > class Stack { };   void f1( Stack< char > ); // (a)   class Exercise { // ... Stack< double > &rsd; // (b) Stack< int > si; // (c) };   int main() { Stack< char > *sc; // (d) f1( *sc ); // (e)   int iObj = sizeof( Stack< string > ); // (f)

}

Упражнение 16.4

Какие из следующих конкретизаций шаблонов корректны? Почему?

template < int *ptr > class Ptr ( ... }; template < class Type, int size > class Fixed_Array { ... };

template < int hi, int wid > class Screen { ... };

(a) const int size = 1024;

Ptr< &size > bp1;

(b) int arr[10]; Ptr< arr > bp2;

(c) Ptr < 0 > bp3;

(d) const int hi = 40; const int wi = 80;

Screen< hi, wi+32 > sObj;

(e) const int size_val = 1024;

Fixed_Array< string, size_val > fa1;

(f) unsigned int fasize = 255;

Fixed_Array< int, fasize > fa2;

(g) const double db = 3.1415;

Fixed_Array< double, db > fa3;

Функции-члены шаблонов классов

Как и для обычных классов, функция-член шаблона класса может быть определена либо внутри определения шаблона (и тогда называется встроенной), либо вне его. Мы уже встречались со встроенными функциями-членами при рассмотрении шаблона Queue. Например, конструктор Queue является встроенным, так как определен внутри определения шаблона класса:

template <class Type> class Queue { // ... public: // встроенный конструктор Queue() : front( 0 ), back( 0 ) { } // ...

};

При определении функции-члена шаблона вне определения самого шаблона следует применять специальный синтаксис для обозначения того, членом какого именно шаблона является функция. Определению функции-члена должно предшествовать ключевое слово template, за которым следуют параметры шаблона. Так, конструктор Queue можно определить следующим образом:

template <class Type> class Queue { public: Queue(); private: // ... }; template <class Type> inline Queue<Type>::

Queue( ) { front = back = 0; }

За первым вхождением Queue (перед оператором ::) следует список параметров, показывающий, какому шаблону принадлежит данная функция-член. Второе вхождение Queue в определение конструктора (после оператора ::) содержит имя функции-члена, за которым может следовать список параметров шаблона, хотя это и необязательно. После имени функции идет ее определение;. в нем могут быть ссылки на параметр шаблона Type всюду, где в определении обычной функции использовалось бы имя типа.

Функция-член шаблона класса сама является шаблоном. Стандарт C++ требует, чтобы она конкретизировалась только при вызове либо при взятии ее адреса. (Некоторые более старые компиляторы конкретизируют такие функции одновременно с конкретизацией самого шаблона класса.) При конкретизации функции-члена используется тип того объекта, для которого функция вызвана:

Queue<string> qs;

Объект qs имеет тип Queue<string>. При инициализации объекта этого класса вызывается конструктор Queue<string>. В данном случае аргументом, которым конкретизируется функция-член (конструктор), будет string.

Функция-член шаблона конкретизируется только при реальном использовании в программе (т.е. при вызове или взятии ее адреса). От того, в какой именно момент конкретизируется функция-член, зависит разрешение имен в ее определении (см. раздел 16.11) и объявление ее специализации (см. раздел 16.9).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.