Сделай Сам Свою Работу на 5

Разрешение имен в области видимости класса

Конечно, имена, используемые в области видимости класса, не обязаны быть именами членов класса. В процессе разрешения в этой области ведется поиск имен, объявленных и в других областях. Если имя, употребленное в области видимости класса, не разрешается именем члена класса, то компилятор ищет его в областях, включающих определение класса или члена. В этом подразделе мы покажем, как разрешаются имена, встречающиеся в области видимости класса.

Имя, использованное внутри определения класса (за исключением определений встроенных функций-членов и аргументов по умолчанию), разрешается следующим образом:

1. Просматриваются объявления членов класса, появляющиеся перед употреблением имени.

2. Если на шаге 1 разрешение не привело к успеху, то просматриваются объявления в пространстве имен перед определением класса. Напомним, что глобальная область видимости – это тоже область видимости пространства имен. (О пространствах имен речь шла в разделе 8.5.)

Например:

typedef double Money; class Account { // ... private: static Money _interestRate; static Money initInterest(); // ...

};

Сначала компилятор ищет объявление Money в области видимости класса Account. При этом учитываются только те объявления, которые встречаются перед использованием Money. Поскольку таких объявлений нет, далее поиск ведется в глобальной области видимости. Объявление глобального typedef Money найдено, именно этот тип и используется в объявлениях _interestRate и initInterest().

Имя, встретившееся в определении функции-члена класса, разрешается следующим образом:

1. Сначала просматриваются объявления в локальных областях видимости функции-члена. (О локальных областях видимости и локальных объявлениях говорилось в разделе 8.1.)

2. Если шаг 1 не привел к успеху, то просматриваются объявления для всех членов класса.

3. Если и этого оказалось недостаточно, просматриваются объявления в пространстве имен перед определением функции-члена.

Имена, встречающиеся в теле встроенной функции-члена, разрешаются так:

int _height;   class Screen { public: Screen( int _height ) { _height = 0; // к чему относится _height? К параметру } private: short _height;

};



В поисках объявления имени _height, которое встретилось в определении конструктора Screen, компилятор просматривает локальную область видимости функции и находит его там. Следовательно, это имя относится к объявлению параметра.

Если бы такое объявление не было найдено, компилятор начал бы поиск в области видимости класса Screen, просматривая все объявления его членов, пока не встретится объявление члена _height. Говорят, что имя члена _height скрыто объявлением параметра конструктора, но его можно использовать в теле конструктора, если квалифицировать имя члена именем его класса или явно использовать указатель this:

int _height;   class Screen { public: Screen( long _height ) { this->_height = 0; // относится к Screen::_height // тоже правильно: // Screen::_height = 0; } private: short _height;

};

Если бы не были найдены ни объявление параметра, ни объявление члена, компилятор стал бы искать их в объемлющих областях видимости пространств имен. В нашем примере в глобальной области видимости просматриваются объявления, которые расположены перед определением класса Screen. В результате было бы найдено объявление глобального объекта _height. Говорят, что такой объект скрыт за объявлением члена класса, однако его можно использовать в теле конструктора, если квалифицировать оператором разрешения глобальной области видимости:

int _height;   class Screen { public: Screen( long _height ) { ::_height = 0; // относится к глобальному объекту } private: short _height;

};

Если конструктор объявлен вне определения класса, то на третьем шаге разрешения имени просматриваются объявления в глобальной области видимости, которые встретились перед определением класса Screen, а также перед определением функции-члена:

class Screen { public: // ... void setHeight( int ); private: short _height; };   int verify(int);   void Screen::setHeight( int var ) { // var: относится к параметру // _height: относится к члену класса // verify: относится к глобальной функции _height = verify( var );

}

Обратите внимание, что объявление глобальной функции verify() невидимо до определения класса Screen. Однако на третьем шаге разрешения имени просматриваются объявления в областях видимости пространств имен, видимые перед определением члена, поэтому нужное объявление обнаруживается.

Имя, встретившееся в определении статического члена класса, разрешается следующим образом:

1. Просматриваются объявления всех членов класса.

2. Если шаг 1 не привел к успеху, то просматриваются объявления, расположенные в областях видимости пространств имен перед определением статического члена, а не только предшествующие определению класса.

 

Упражнение 13.18

Назовите те части программы, которые находятся в области видимости класса.

Упражнение 13.19

Назовите те части программы, которые находятся в области видимости класса и для которых при разрешении имен просматривается полная область (т.е. принимаются во внимание все члены, объявленные в теле класса).

Упражнение 13.20

К каким объявлениям относится имя Type при использовании в теле класса Exersise и в определении его функции-члена setVal()? (Напоминаем, что разные вхождения могут относиться к разным объявлениям.) К каким объявлениям относится имя initVal при употреблении в определении функции-члена setVal()?

typedef int Type; Type initVal();   class Exercise { public: // ... typedef double Type; Type setVal( Type ); Type initVal(); private: int val; };   Type Exercise::setVal( Type parm ) { val = parm + initVal();

}

Определение функции-члена setVal() ошибочно. Можете ли вы сказать, почему? Внесите необходимые изменения, чтобы в классе Exercise использовался глобальный typedef Type и глобальная функция initVal().

Вложенные классы A

Класс, объявленный внутри другого класса, называется вложенным. Он является членом объемлющего класса, а его определение может находиться в любой из секций public, private или protected объемлющего класса.

Имя вложенного класса известно в области видимости объемлющего класса, но ни в каких других областях. Это означает, что оно не конфликтует с таким же именем, объявленным в объемлющей области видимости. Например:

class Node { /* ... */ }   class Tree { public: // Node инкапсулирован внутри области видимости класса Tree // В этой области Tree::Node скрывает ::Node class Node {...};   // правильно: разрешается в пользу вложенного класса: Tree::Node Node *tree; };   // Tree::Node невидима в глобальной области видимости // Node разрешается в пользу глобального объявления Node Node *pnode;   class List { public: // Node инкапсулирован внутри области видимости класса List // В этой области List::Node скрывает ::Node class Node {...};   // правильно: разрешается в пользу вложенного класса: List::Node Node *list;

};

Для вложенного класса допустимы такие же виды членов, как и для невложенного:

// Не идеально, будем улучшать class List { public: class ListItem { friend class List; // объявление друга ListItem( int val=0 ); // конструктор ListItem *next; // указатель на собственный класс int value; }; // ... private: ListItem *list; ListItem *at_end;

};

Закрытым называется член, который доступен только в определениях членов и друзей класса. У объемлющего класса нет права доступа к закрытым членам вложенного. Чтобы в определениях членов List можно было обращаться к закрытым членам ListItem, класс ListItem объявляет List как друга. Равно и вложенный класс не имеет никаких специальных прав доступа к закрытым членам объемлющего класса. Если бы нужно было разрешить ListItem доступ к закрытым членам класса List, то в объемлющем классе List следовало бы объявить вложенный класс как друга. В приведенном выше примере этого не сделано, поэтому ListItem не может обращаться к закрытым членам List.

Объявление ListItem открытым членом класса List означает, что вложенный класс можно использовать как тип во всей программе, в том числе и за пределами определений членов и друзей класса. Например:

// правильно: объявление в глобальной области видимости

List::ListItem *headptr;

Это дает более широкую область видимости, чем мы планировали. Вложенный ListItem поддерживает абстракцию класса List и не должен быть доступен во всей программе. Поэтому лучше объявить вложенный класс ListItem закрытым членом List:

// Не идеально, будем улучшать class List { public: // ... private: class ListItem { // ... }; ListItem *list; ListItem *at_end;

};

Теперь тип ListItem доступен только из определений членов и друзей класса List, поэтому все члены класса ListItem можно сделать открытыми. При таком подходе объявление List как друга ListItem становится ненужным. Вот новое определение класса List:

// так лучше class List { public: // ... private: // Теперь ListItem закрытый вложенный тип class ListItem { // а его члены открыты public: ListItem( int val=0 ); ListItem *next; int value; }; ListItem *list; ListItem *at_end;

};

Конструктор ListItem не задан как встроенный внутри определения класса и, следовательно, должен быть определен вне него. Но где именно? Конструктор класса ListItem не является членом List и, значит, не может быть определен в теле последнего; его нужно определить в глобальной области видимости – той, которая содержит определение объемлющего класса. Когда функция-член вложенного класса не определяется как встроенная в теле, она должна быть определена вне самого внешнего из объемлющих классов.

Вот как могло бы выглядеть определение конструктора ListItem. Однако показанный ниже синтаксис в глобальной области видимости некорректен:

class List { public: // ... private: class ListItem { public: ListItem( int val=0 ); // ... }; };   // ошибка: ListItem вне области видимости

ListItem:: ListItem( int val ) { ... }

Проблема в том, что имя ListItem отсутствует в глобальной области видимости. При использовании его таким образом следует указывать, что ListItem – вложенный класс в области видимости List. Это делается путем квалификации имени ListItem именем объемлющего класса. Следующая конструкция синтаксически правильна:

// имя вложенного класса квалифировано именем объемлющего List::ListItem::ListItem( int val ) { value = val; next = 0;

}

Заметим, что квалифицировано только имя вложенного класса. Первый квалификатор List:: именует объемлющий класс и квалифицирует следующее за ним имя вложенного ListItem. Второе вхождение ListItem – это имя конструктора, а не вложенного класса. В данном определении имя члена некорректно:

// ошибка: конструктор называется ListItem, а не List::ListItem List::ListItem::List::ListItem( int val ) { value = val; next = 0;

}

Если бы внутри ListItem был объявлен статический член, то его определение также следовало бы поместить в глобальную область видимости. Имя этого члена могло бы выглядеть так:

int List::ListItem::static_mem = 1024;

Обратите внимание, что функции-члены и статические данные-члены не обязаны быть открытыми членами вложенного класса для того, чтобы их можно было определить вне его тела. Закрытые члены ListItem также определяются в глобальной области видимости.

Вложенный класс разрешается определять вне тела объемлющего. Например, определение ListItem могло бы находиться и в глобальной области видимости:

class List { public: // ... private: // объявление необходимо class ListItem; ListItem *list; ListItem *at_end; };   // имя вложенного класса квалифицировано именем объемлющего класса class List::ListItem { public: ListItem( int val=0 ); ListItem *next; int value;

};

В глобальном определении имя вложенного ListItem должно быть квалифицировано именем объемлющего класса List. Заметьте, что объявление ListItem в теле List опустить нельзя. Определение вложенного класса не может быть задано в глобальной области видимости, если предварительно оно не было объявлено членом объемлющего класса. Но при этом вложенный класс не обязательно должен быть открытым членом объемлющего.

Пока компилятор не увидел определения вложенного класса, разрешается объявлять лишь указатели и ссылки на него. Объявления членов list и at_end класса List правильны несмотря на то, что ListItem определен в глобальной области видимости, поскольку оба члена – указатели. Если бы один из них был объектом, то его объявление в классе List привело бы к ошибке компиляции:

class List { public: // ... private: // объявление необходимо class ListItem; ListItem *list; ListItem at_end; // ошибка: неопределенный вложенный класс ListItem

};

Зачем определять вложенный класс вне тела объемлющего? Возможно, он поддерживает некоторые детали реализации ListItem, а нам нужно скрыть их от пользователей класса List. Поэтому мы помещаем определение вложенного класса в заголовочный файл, содержащий интерфейс List. Таким образом, определение ListItem может находиться лишь внутри исходного файла, включающего реализацию класса List и его членов.

Вложенный класс можно сначала объявить, а затем определить в теле объемлющего. Это позволяет иметь во вложенных классах члены, ссылающиеся друг на друга:

class List { public: // ... private: // объявление List::ListItem class ListItem; class Ref { // pli имеет тип List::ListItem* ListItem *pli; }; определение List::ListItem class ListItem { // pref имеет тип List::Ref* Ref *pref; };

};

Если бы ListItem не был объявлен перед определением класса Ref, то объявление члена pli было бы ошибкой.

Вложенный класс не может напрямую обращаться к нестатическим членам объемлющего, даже если они открыты. Любое такое обращение должно производиться через указатель, ссылку или объект объемлющего класса. Например:

class List { public: int init( int ); private: class List::ListItem { public: ListItem( int val=0 ); void mf( const List & ); int value; }; };   List::ListItem::ListItem { int val ) { // List::init() - нестатический член класса List // должен использоваться через объект или указатель на тип List value = init( val ); // ошибка: неверное использование init

};

При использовании нестатических членов класса компилятор должен иметь возможность идентифицировать объект, которому принадлежит такой член. Внутри функции-члена класса ListItem указатель this неявно применяется лишь к его членам. Благодаря неявному this мы знаем, что член value относится к объекту, для которого вызван конструктор. Внутри конструктора ListItem указатель this имеет тип ListItem*. Для доступа же к функции-члену init() нужен объект типа List или указатель типа List*.

Следующая функция-член mf() обращается к init() с помощью параметра-ссылки. Таким образом, init() вызывается для объекта, переданного в аргументе функции:

void List::ListItem::mf( List &i1 ) { memb = i1.init(); // правильно: обращается к init() по ссылке

}

Хотя для доступа к нестатическим членам объемлющего класса нужен объект, указатель или ссылка, к статическим его членам, именам типов и элементам перечисления вложенный класс может обращаться напрямую (если, конечно, эти члены открыты). Имя типа – это либо имя typedef, либо имя перечисления, либо имя класса. Например:

class List { public: typedef int (*pFunc)(); enum ListStatus { Good, Empty, Corrupted }; //... private: class ListItem { public: void check_status(); ListStatus status; // правильно pFunc action; // правильно // ... }; // ...

};

pFunc, ListStatus и ListItem – все это вложенные имена типов в области видимости объемлющего класса List. К ним, а также к элементам перечисления ListStatus можно обращаться в области видимости класса ListItem даже без квалификации:

void List::ListItem::check_status() { ListStatus s = status; switch ( s ) { case Empty: ... case Corrupted: ... case Good: ... }

}

Вне области видимости ListItem и List при обращении к статическим членам, именам типов и элементам перечисления объемлющего класса требуется оператор разрешения области видимости:

List::pFunc myAction; // правильно

List::ListStatus stat = List::Empty; // правильно

При обращении к элементам перечисления мы не пишем:

List::ListStatus::Empty

поскольку они доступны непосредственно в той области видимости, в которой определено само перечисление. Почему? Потому что с ним, в отличие от класса, не связана отдельная область.



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.