Сделай Сам Свою Работу на 5

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ АНАЛИТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ





В статье представлена социально философская аналитика педагогического насилия как профессиональной девиации в повседневной педагогической практике. Автор проводит категориальный анализ понятий «насилие» и «жестокое обращение с детьми», рассматривает основные формы проявления и факторы, способствующие возникновению этого феномена, а также их последствия, как для развития самого ребёнка, так и для общества.

In the article is represented a social philosophic analysis of pedagogical violence as a professional deviation of day-to-day educational work. The Author makes a categorical analysis of such concepts as "violence " and "child abuse", examines their main forms and factors that provoke this phenomenon. In the article consequences of child abuse for the children themselves and for the society are also analyzed.

В современных социально-философских учениях и социологических исследованиях наметилась тенденция к расширению круга изучаемых социальных «патологий» (нарушения прав личности, социальное неравенство, бедность, катастрофы, терроризм и др.)· «Роль мировоззренческого концепта, идентифицирующего проявления социального зла в цивилизации "позднего" модерна и общества постсовременного транзита, берет на себя эвфемизм "социальные девиации"» [2, 3].



Одной из наиболее остро ощущаемых социальных девиаций является насилие. Проблема насилия в обществе, и в частности, в отношении детей, широко освещается как в периодической печати, так и в научных публикациях. При анализе работ по данной проблематике нами установлено наличие различий в толковании основных понятий специалистами

Белякова Лариса Юрьевна –кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы Северо-Западной академии государственной службы (Санкт-Петербург).

разных исследовательских областей, как теоретиками, так и практиками. Это создает терминологическую путаницу, сложности формулировки понятийного аппарата этого явления, и как следствие, неоднозначности и расплывчатости понимания и трактовки основных терминов. Причинами такого положения являются, с одной стороны, научная новизна данного феномена, а с другой — опора подавляющего большинства теоретических и практических разработок на научные исследования зарубежных ученых. Для более серьезного теоретического осмысления данного социального феномена, проведения глубоких эмпирических исследований, законодательного регулирования и разработки профилактических программ необходим категориальный анализ терминов.



В отечественной литературе нами выявлено наличие в данном проблемном поле пяти основных понятий: насилие, жестокое обращение, плохое обращение, дурное обращение, злоупотребление правами, которые часто используются как синонимы. Это создает ситуацию понятийной загруженности. В англоязычной литературе такой проблемы не наблюдается, т.к. применительно к проблеме насилия в отношении детей используется только два понятия — child abuse и neglect (жестокое обращение и пренебрежение нуждами ребенка), обозначенные CAN и не требующие дополнительного содержательного уточнения. Авторы научных трудов не вправе подменять эти понятия их синонимами, например такими, как violence (насилие), maltreatment или mistreatment (дурное обращение), omission (упущение, оплошность) и др. [5, 144].

В зарубежных научных публикациях насилие определяется, прежде всего, как физическое принуждение, воздействие на организм человека. В частности в универсальном Оксфордском словаре английского языка, насилие – это «использование физической силы для нанесения телесных повреждений или разрушения...» [8].

Такое понимание насилия характерно для М. Вольфганга, Г. Грэхэма, Т. Гурра, Э. Гидденса, Д. Рише, Д. Харриса и др. Ряд авторов (X. Гирветц, Ш. Стэнадж, Н. Татт) считают насилием «действия индивидов или групп, которые нацелены на нанесение вреда другим», а также «поведение, наносящие вред другим» [5, 147].



Понятие «причинение вреда» рассматривается наиболее полно и подробно в юриспруденции. В описании конкретных проявлений вреда встречается как жестокое обращение с кем-либо, так и физические и моральные оскорбления, отказ человеку в помощи и эмоциональной поддержке в трудную минуту, повлекшее изменение здоровья и т.д.

В отечественной науке в настоящее время доминирует расширительное толкование насилия, и заслуга разработки и использования такого

подхода принадлежит юристам, которые, на наш взгляд, раньше других осознали наличие в содержании данного понятия физической и психологической составляющих.

Р. Бэрон и Д. Ричардсон провели глубокий анализа взаимосвязи наси лия и агрессии. По мнению авторов, агрессия является психологическим механизмом, «программным обеспечением» насилия. Насилие же выступает поведенческой характеристикой агрессии. Насилие всегда социально агрессия может быть детерминирована не только социальным окружением но и психическими и биологическими факторами. Авторами отмечается что агрессия может проявляться в двух формах: насильственной и ненаситъ ственной. Насильственная агрессия как форма поведения, направлена на причинение физического вреда, нанесение физической боли другому человеку. К ненасильственной агрессии относят вербальную и невербальную агрессию, содержащие угрозу физической расправы или демонстрирующие намерение совершить физическое насилие, которое называют психологическим (эмоциональным) насилием. Это, прежде всего оскорбление, унижение, запугивание действиями и жестами, т.е. причинение морального вреда без непосредственного физического контакта с телом человека [1,26].

В исследовании педагогического насилия для уточнения формулировки понятия среди многообразия трактовок мы выделили определение, которое дано A.A. Гусейновым. Насилие представлено автором как «такой тип человеческих, общественных отношений, в ходе которого одни индивиды и группы людей подчиняют себе других, узурпируют их свободную волю; это внешнее воздействие на человека и по преимуществу его физическое принуждение». Кроме того, оно интерпретировано исследователем как разновидность отношений господства, власти: «Власть есть господство одной воли над другой, применительно к человеческим отношениям ее можно определить как принятие решения за другого». Автор выделяет три основания насилия:

— во-первых, «оно может базироваться на реальном различии воль и тогда более зрелая воля естественным образом господствует над незрелой волей (пример, власть педагогов над детьми);

— во-вторых, она может иметь своим источником предварительный более или менее ясно выраженный договор, когда индивид сознательно отказываются от некоторых прав (власть руководителя или законно вы бранного правителя);

— в-третьих, власть может основываться на прямом физическом принуждении и тогда она выступает как насилие» [3].

В исследовании феномена насилия как ограничения возможностей и прав личности, свободы воли, на наш взгляд, необходимо обратится к

категориям «господство», «угнетение», «подавление», «принуждение», наказание». Однако более глубокое и всестороннее исследование данного феномена планируется представить в монографии.

Тема насилия против детей возникла в XIX в., прежде всего, в связи с жестоким обращением с детьми в семье. Исследования активно развивались в направлении гуманизации воспитания и образования. Представители разных направлений в педагогике активно выступали и выступают против физических наказаний детей. Начиная со второй половины XX в. появляются новые подходы к изучению данного явления. Так, в 1961 г. X. Кемпе (Henry Kempe) предложил свою концепцию «синдрома битых детей», где описал педиатрические, психиатрические и правовые аспекты насилия над детьми. Дальнейшее развитие эта концепция получила в работах Дж. Гарверино (James Garberino, концепция «синдрома детей, битых в психологическом смысле») и исследованиях Э. Трубе-Бе-кер (Elisabeth Trube-Becker). Важным в этих исследованиях является обращение к теме психологического насилия над детьми в семье и его последствий для дальнейшей судьбы ребенка [4, 244].

Насилие взрослого мира над детьми совершается вполне открыто. К сожалению, случаи жестокого обращения с детьми давно перестали быть единичными во всем мире. Россия не является исключением. Ежегодно от суицидов погибает примерно 2 тыс. детей и подростков, 50 тыс. уходят из семьи, 6 тыс. — из детских домов и интернатов; в общей сложности 25-26 тыс. несовершеннолетних ежегодно становятся жертвами преступных посягательств, из них около 2 тыс. погибают, 8—9 тыс. получают телесные повреждения [7, 68].

Усиление жестокости по отношению к детям в семье привело к тому, что этот феномен стал предметом изучения не только педагогов и психологов, но и криминологов, социологов, социальных работников и специалистов правозащитных организаций. В работах нынешнего века (Т.В. Шипунова, С.Л. Сибиряков, H.H. Демидов, П.В. Анисимов, Е.А. Костыря, O.A. Фомина и др.) отчетливо обозначена как актуальность указанной темы, так и основные направления ее развития. Первое состоит в изучении открытого и явного насилия против детей, второе — в анализе форм и причин неявного насилия, его последствий для развития ребенка и для формирования негативных явлений в социуме: ювенальной делинквентности, девиантности, агрессии и жестокости.

Направлением нашего исследования является изучение насилия над детьми, совершаемого педагогами в процессе профессиональной деятельности. Его практическое значение заключается в решении такой важной проблемы как ликвидация репрессивного начала в процессе образова-

ния и воспитания. Это явление требует рассмотрения в связи с разработкой гуманистической концепции образования.

Неявное, неочевидное насилие педагогов, которое зачастую воспринимается как легитимное, т.е. вполне одобряемое и повсеместно распространенное в современной социокультурной традиции, пока мало исследовано. Педагогическое насилие, его виды и формы пока не достаточно осознаны и не стали предметом широкой общественной дискуссии. Однако очевидно, что без такого обсуждения, без осознания глубинных механизмов воспроизводства жестокости в образовательных учреждениях вряд ли можно говорить о возможности понижения уровня социального насилия в отношении детей и обеспечении безопасного детства.

Для определения сути педагогического насилия, следует рассмотреть объем и содержание понятия, его генезис и направления научных исследований. Определение «педагогического насилия» автор предлагает унифицировать и рассматривать его в качестве универсального, которое можно использовать в науке и социальной практике исключительно по отношению к данному объекту и данному типу феномена насилия.

Мы предлагаем следующее определение: «педагогическое насилие» -это любые умышленные, повторяющиеся действия или бездействие по отношению к ребенку со стороны родителей, лиц, их заменяющих, в результате чего нарушается его здоровье и интеллектуально-эмоциональное благополучие или создаются условия, мешающие оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.

Итак, в определении имеем две взаимосвязанные части: описание действий, которые педагоги совершают по отношению к ребенку, и определение вреда, наносимого этими действиями. Первая часть указывает как на характер действий, которые совершаются по отношению к ребенку, так и на их активность. Например, когда педагоги преднамеренно наносят физические травмы, оскорбляют и растлевают ребенка – это активные действия. Если же они ничего не делают, чтобы обеспечить ребенку безопасное окружение, охрану жизни и здоровья, медицинскую помощь, образование, воспитание – это бездействие, которое в такой же степени наносит вред, как и побои.

Необходимо заметить, что в социальных и гуманитарных науках широко используется большое количество оценочных понятий, что нашло свое отражение и в педагогической действительности. Действия педагогов часто имеют моральные оценки в форме порицания или осуждения. Это можно наблюдать при оценке поведения педагога, которое заключается в безразличии к ребенку или депривации явной или скрытой. Довольно часто действия педагога нельзя охарактеризовать как жесто-

кое обращение, поскольку важнейшей особенностью является не объективная сторона, а психологический подтекст и контекст. Непреднамеренные неосторожные действия педагога, даже приведшие к самым тяжкимпоследствиям, не признаются жестокими, а относят к несчастным случаям. Понятие «педагогическая ответственность» весьма слабо разработано как с точки зрения права, так и педагогического менеджмента. В последние два года СМИ широко освещают случаи явного и грубого педагогического насилия. Примеры совершения «неявного» нерефлексируемого насильственного деяния, не имеющего целью причинение вреда, при котором происходит подмена целей средствами, остаются без внимания общественности. К ним можно отнести информационное и эмоциональное насилие. Дезориентация детей в социальном, политическом и культурном пространстве (вплоть до формирования дезориентирующего образа мира) становится вполне реальной опасностью для ребенка, посещающего образовательное учреждение.

Плохое обращение педагога с ребенком можно наблюдать как в процессе регламентированного педагогического взаимодействия, так и в процессе обычных межличностных отношений. В большинстве случаев определить, когда отношение педагога к ребенку стало меняться, не представляется возможным. Часто существенным признаком плохого отношения к ребенку со стороны педагога выступает именно контекст этих взаимоотношений. При этом отношения могут быть как оскорбительными, манипулятивными, отвергающими, уничтожающими, так и вполне внешне благополучными.

Согласно утверждениям Харта и его коллег (Hart, Germain, Brassard 1987), психологически жестокое отношение с ребенком принимает шесть основных форм.

1. Отвержение, т.е. отказ выполнять просьбы или удовлетворять потребности ребенка в форме, выражающей сильную неприязнь.

2. Отказ в эмоциональном отклике. Эта пассивная форма отказа ребенку в теплых чувствах, заключается в проявлении холодности, нежелании или неспособности ответить на предпринимаемые ребенком попытки общения.

3· Унижение, которое может выражаться в постоянном высмеивание ребенка, употреблении по отношению к нему обидных прозвищ, частых нападках на его достоинство, знания, умственные способности, результаты труда.

4. Запугивание прямое и косвенное, заключающееся в принуждении ребенка быть свидетелем публичных разбирательств и надругательств над другими детьми.

5. Изоляция: запрещение ребенку играть с другими или принимать участие в мероприятиях может быть формой психологического насилия.

6. Эксплуатация: использование невинности, доверия или слабости ребенка [4, 246].

Психологическая жестокость педагогов является настолько распространенной, что можно с полной уверенностью утверждать: ни один человек не вырастает без того, чтобы не испытать на себе – прямо или косвенно – какое-то из ее проявлений. Результатом является постоянно увеличивающееся число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Напряженность отношений между людьми при обучении в настоящее время наблюдается в школах во всем мире. А.Н. Поддьяков оценивает эту напряженность как сильную и очень сильную у 12% россиян и 15% американцев, как умеренную – у 49 и 54% соответственно, как слабую – у 33 и 39%. Отметили ее отсутствие 5% россиян и 2% американцев [6, 67].

Переживание неблагополучия в условиях школы, явившегося результатом педагогического насилия, приводит к таким весьма распространенным заболеваниям, как «школьный невроз», «школьная фобия», «ди-дактогения», «дидактогенные неврозы». Каждое из определений указывает на отдельные состояния школьников, характеризующиеся комплексом переживаний, ведущих к эмоциональной неустойчивости, лабильности и дезадаптации. Патология эта является следствием травм, получаемых при обучении, развивается и обостряется в процессе учебы, порождая учебную неуспеваемость, и в самых тяжких ее формах порождает отвращение к самому процессу учебы и отказ от нее. Эта патология либо спонтанно преодолевается, либо обрастает другими формами психической патологии и закрепляется на всю жизнь. Это привело к возникновению в медицине во второй половине двадцатого века клинического понятия, полностью относящегося к этой патологии – дидактогении, которая в силу ее слабой исследованности имеет совершенно неадекватное толкование, не соответствующее даже этому точно найденному понятию.

Под дидактогенией было предложено понимать вызванные нарушением педагогического такта воспитателя (учителя, тренера) негативные состояния учащихся, выражающиеся во фрустрации, страхах, подавленном состоянии и других проявлениях. Однако современные исследования специалистов в области неврозов привели к полному пересмотру сущности понятия дидактогениии замены его на понятие дидактопатия.

Дидактопатия — это психическое заболевание ребенка, подростка, взрослого человека, травмированного патогенными факторами учебного процесса, препятствующими освоению учебного материала, порождаю-

щими учебную неуспеваемость, блокирующими формирование и развитие познавательных способностей, либо поражающими уже сформировавшиеся познавательные умения и навыки, убивающими интерес к учебе вплоть до отвращения к ней, доходящего до полного отказа от учебы, до полной пораженности интереса к познанию.

Дидактогения имеет два источника – один, идущий от педагога, другой – от структуры образовательного процесса. Дидактогения, идущая от педагога, обусловлена тем, что данный педагог сам страдает дидактопатией и является ее ретранслятором. Педагогическая дидактопатия, являющаяся источником дидактогении в его педагогической деятельности, проявляется в неуверенности, в страхе данного педагога перед своим педагогическим общением с учащимися, в неспособности организации увлекательного для учеников учебного процесса, в патологическом отсутствии педагогического мастерства, травмирующего учащихся и обостряющего дидактопатию самого педагога. Основным источником дидактогении, идущим от структуры современного общеобразовательного процесса, является сохраняющееся несоответствие структуры образования закономерностям психического развития ребенка. Процесс развития идеологической и образовательной дезориентации способствует катастрофическому расширению дидактопатической патологии среди учащихся и педагогов.

Непроизвольное педагогическое насилие может быть вызвано барьерами в педагогическом взаимодействии, среди которых выделяют личностные, социально-психологические и физические. Среди личностных барьеров большую группу составляют так называемые барьеры неправильной установки сознания, т.е. стереотипы мышления, педагогические заблуждения, предвзятость, отсутствие эмпатии и т.д. К социально-психологическим — заниженная самооценка, снижение социального статуса. К физическим — синдром хронической усталости, который приводит к профессиональному выгоранию.

Очевидно, что исследования по теме «Педагогическое насилие» должны быть продолжены и включать изучение всех форм и видов насилия против детей, его причин, последствий, как для ребенка, так и для социума в целом. Дальнейшая разработка намеченных в исследовании профессионально-психологических, исторических, культурологических аспектов в педагогического насилия может способствовать созданию интегративной философско-социологической концепции педагогического насилия и в дальнейшем самостоятельного проблемного исследовательского направления. Предметом социологических исследований могло бы быть исследование степени готовности общества противостоять такому

насилию. Нам удалось обозначить лишь некоторые актуальные направления исследований, которые пока не получили необходимого развития в российской общественной мысли.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1999.

2. Волков Ю.К. Проблема социального зла в истории культуры и цивилизации. М., 2004

3. Гусейнов A.A. Понятие насилия // Философия. Наука. Цивилизация. М., 1999.

4. Мастера психологии. СПб., 2004.

5. Очирова A.B. К вопросу об анализе понятийного аппарата проблемы жестокого обращения с детьми в семье // Образование и насилие: Сб. ст. / Под ред. К.С. Пигрова. СПб 2004.

6. ПоддъяковА.Н. Противодействие обучению и развитию другого субъекта // Психологический журнал. 2004. № 3.

7. Шипунова Т.В. Агрессия и насилие как элементы социокультурной реальности // Социологические исследования. 2002. № 5.

8. Oxford Universal English Dictionary / Prepared by W. Little et. al. Vol. X. Oxford, 1990.

M.П. ВОЛКОВ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.