Сделай Сам Свою Работу на 5

ФИЛОСОФИЯ ТВОРЧЕСТВА А.Н. СКРЯБИНА





В статье характеризуется философское мировоззрение великого русского композитора А.Н. Скрябина. Рассматриваются его онтологические идеи, эсхатологические мотивы в философии, концепция циклического развития Вселенной.

Анализируется концепция творчества и личности-творца. Суть ее заключается в том, что человек создан для творчества. Творя, он становится равным Богу по могуществу и побуждает Вселенную к переходу на более высокий уровень развития.

The philosophy of the great Russian composer A.N. Skriabin is described in the article. The analyze of his ontological ideas, eschatological theme, conception of the development in cycles of the Universe are presented.

The conception of the creation and the personality-creator are analyzed in the article too. The sense ofthat conception is every person was born for creation. When someone create he become as powerful as God and provoke the transformation of the Universe to higher level.

Одним из интереснейших этапов истории российской культуры был серебряный век, границы которого определены глубочайшими переме-

Александров Владимир Борисович –доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой культурологии и русского языка Северо-Западной академии государственной службы (Санкт-Петербург). Михайлова Любовь Евгеньевна –аспирантка кафедры гуманитарных наук Тверской государственной сельскохозяйственной академии (Тверь).



нами в общественной жизни, происходившими на рубеже веков. Это было время, богатое выдающимися достижениями, как в художественном творчестве, так и в области мировоззренческого поиска.

Серебряный век – время перелома в сфере фундаментальных жизненных смыслов, время новых духовных ориентиров, новых форм самореализации творческой личности.

В авангарде данного процесса находились представители художественной культуры, которые нередко выходили за рамки собственно художественного творчества в область глобальных философских обобщений.

Философские размышления деятелей Серебряного века дали интересные результаты, не потерявшие своего значения и в наши дни, как характерные для отечественной культурной традиции формы отклика на ценностный кризис, обусловленный наступлением жесткой технизированной социальной реальности.

Одним из выдающихся деятелей этой эпохи был А.Н. Скрябин, великий русский композитор. Его музыкальное творчество явилось ярким примером новой культуры начала XX в. Человек многогранного таланта и разнообразных интересов Скрябин был убежден, что художественное творчество должно быть так или иначе соотнесено с определенной концепцией мироздания. Это убеждение обусловило напряженную философскую рефлексию, целью которой было создание особого философского видения космоса, места и роли творца во Вселенной, отвечавшего его композиторскому самоощущению, пониманию смысла собственного творчества.



Найденные Скрябиным ходы мысли представляют интерес и в наши дни в контексте проблематики развития искусства, его роли в общественной жизни, взаимосвязи художника и социальной среды. К сожалению, философское творчество великого композитора изучено недостаточно, его идеи не включены в необходимой степени в контекст исторического процесса развития русской философии.

Основными интенциями, обусловившими философские размышления композитора, были принцип эксперимента как главного способа освоения и выражения окружающей действительности и идея духовного перерождения мира, в котором особая роль принадлежит художнику — творцу.

Акцентирование роли эксперимента в художественном творчестве является характерной чертой культуры Серебряного века. Многие исследователи данного периода подмечают, что отличительной особенностью художественного творчества этого периода стала своего рода «игра с действительностью», призванная найти наиболее точные и выразительные формы ее представления в художественном произведении через развитие и разнообразие субъективного начала в художественном творчестве [2, 31·



Музыкальное творчество Скрябина пронизано экспериментом. В поисках новых способов выражения он использовал разнообразные средства от импровизации до математических формализмов. Подобные, эксперименты имели четкую цель: изменение мира посредством творчества, достижение гармонии во всем [2, 4].

Его мечтой, как и многих деятелей культуры рубежа веков, была всеобщая эстетизация действительности, окружающей человечество. Достижение этой цели, полагал он, возможно лишь при условии синтеза разнообразных видов человеческой деятельности в некое единство.

Стремление синтезировать знания и умения из разных областей не только искусства, но и всей человеческой деятельности исследователи считают одной из характерных черт культуры Серебряного века. Скрябин воспринял эту идею и фактически посвятил всю свою жизнь ее реализации, сделав одной из ключевых в своем мировоззрении и композиторской деятельности.

Важнейшей темой в философских размышлениях Скрябина стала тема эволюции мира, разработка которой явилась своеобразной основой для построения его философской системы в целом. Сутью воззрений композитора-мыслителя является положение о том, что первоосновой бытия является Дух как творческий принцип. Он содержит в себе два противоположных начала: материальное и идеальное, которые в процессе развития бытия постепенно отделяются друг от друга. Когда их разъединение достигает кульминации, образуется материальный мир. Далее происходит обратный процесс: объединение, завершающееся дематериализацией, коллапсом материи, повторным соединением материи и идеи в Духе [3, 161].

Это движение, по мнению Скрябина, является циклическим, и процесс разъединения и последующего воссоединения материи и идеи в Духе – всего лишь одна из ступеней цикла. Несмотря на то, что развитие мира У Скрябина циклично, не следует думать, что все каждый раз возвращается на круги своя. «Завершение каждого цикла, воссоединение материи и Духа, – считал философ, — знаменует собой начало нового витка спирали более высокого уровня. Окончательная дематериализация, достижение кульминации, полного слияния – это скачок на следующую ступень развития» [3, 161]. Скрябин был уверен, что в материальном мире подобный скачок должен завершиться мировым катаклизмом, апокалипсисом. Философ считал подобный апокалипсис не концом всего, а одной из ступеней долгого процесса. За мировым катаклизмом последует рождение новой жизни, прохождение нового цикла.

Именно поэтому Скрябин понимал дематериализацию не как трагический финал мира, а как радостное событие, «всего лишь один виток

некоего цикла эволюции Вселенной» [3,162]. Мыслитель считал, что Дух после повторного объединения перемещается на следующую ступень развития, принадлежащую новому циклу.

Скрябин вывел общую тенденцию, согласно которой следует эволюция Вселенной. По его мнению, с каждым витком мир должен становиться все более гармоничным, совершенным, то есть, «одержимым Духом», и все в меньшей степени материальным. Мыслитель предложил общий вектор развития Вселенной – от состояния внутренней раздвоенности Духа к идеальному состоянию, когда противоречие, лежащее в основе Духа снимается и материя исчезает полностью.

Мыслитель полагал, что именно творческий процесс является основной силой, которая побуждает Вселенную эволюционировать. Поэтому конечной целью его размышлений являлось осмысление феномена творчества: природы, сущности и результата творческого процесса.

Анализируя концепцию творчества Скрябина, следует разделять введенные им условные понятия «творчества абстрактного» и «творчества конкретного». Под «абстрактным творчеством» мыслитель понимал деятельность субстанции, Духа как главного творческого принципа. С помощью этого вида творчества, согласно мнению философа, создается мир, который видит и представляет в своем творчестве художник.

Что касается «конкретного творчества», то оно трактуется Скрябиным как процесс, а не как состоявшийся факт. Философия «конкретного творчества» мыслителя содержит в себе три основных теории: теория собственно творческого процесса, теория «идеальной личности-творца» и теория «идеального произведения искусства».

Для Серебряного века характерно вообще наличие двух моделей творчества, одну из которых можно условно назвать религиозной (или тео-центрической), а другую – антропоцентрической. Согласно теоцентри-ческой модели творчества, человек-творец становился транслятором и реализатором божественных идей: бог внедрял идеи в человека, а тот, в свою очередь, бессознательно воплощал, овеществлял их. Эта модель практически полностью исключала самостоятельное значение сознания и воли личности творца из процесса творчества.

Приверженцы антропоцентрической модели, которая уходит корнями в эпоху Возрождения, связывали творчество в первую очередь с человеком. Личность-творец становилась для них главным объектом исследования. Философы, склонявшиеся к данной модели, не отрицали значения неких высших сил, но считали, что доля их участия в процессе развития человека минимальна. Так, по мнению мыслителей, человек обнаруживал свой дар, совершенствовал его и реализовывал себя в

твотчестве, преобразуя тем самым сознательное и бессознательное в «материю»·

В философии Скрябина можно обнаружить элементы обеих моделей творчества. Мыслитель обнаруживал истоки творчества, как в Боге, так и в человеке.

Черты религиозной трактовки творчества найдут отражение в его теории Духа как творческого принципа. По мнению мыслителя, Дух как творческий принцип присутствует во всем мире, все живые и неживые существа несут на себе его печать: «На всем была печать какого-то чудного, неведомого настроения. Казалось, что каждая травка, каждый цветок начинает понимать важность бытия, все замерло и с благоговейным вниманием прислушивалось к таинственному шепоту божественного вдохновения» [7, 24].

Согласно онтологическим воззрениям Скрябина, Дух вечен, его активность вне времени, поскольку даже после абсолютного конца эволюции, после исчезновения материи Дух останется. «Создания, вы одарены жизнью, но не думайте, что мир для вас, или что вы для него. Вас не было, а мир существовал, вас не будет, а мир будет существовать. Не пытайтесь же отделиться от того, чему всецело сами принадлежите, не пытайтесь постигнуть великую тайну бытия или завладеть миром, которым уже владеет мысль. И как ваше тело, которое составляло некогда частицу массы, будет поглощено этой массой, так ваша мысль, ваша душа будет поглощена мыслью творения» [7, 24-25].

Скрябин полагал, что миром владеет творческая мысль, творчество господствует над материей и является атрибутом божественного Духа. «Творческий принцип – вне времени и вне пространства, он живет во всем, мы принадлежим ему и вовлечены в контекст творческой активности», – утверждал философ [3, 128].

Согласно Скрябину, Дух также дает возможность творить человеку: он дарует человеку вдохновение, которое захватывает душу человека, побуждая его к творчеству. Скрябин считал, что «божественная игра» является основой, как миротворчества, так и художественного творчества [3, 31]. В игре Бога или Духа он видит источник происхождения и мира, и художественного творчества.

Приметы антропоцентрического понимания творчества обнаруживаются в теории Скрябина о личностной инициативе творения. Анализируя истоки творческого процесса, философ предположил, что творческая личность выступает в роли инициатора творческого порыва. Мыслитель утверждал, что началом творчества может стать само желание человека творить. Скрябин назвал это явление «волей к творчеству», «твор-

ческим духом»: «Создаем мир мы, нашим творческим духом, нашей волей, никаких препятствий для проявленья воли нет» [6, 34-35].

«Воля к творчеству», по мнению Скрябина, является эмоциональным всплеском, бурей чувств, которые должны в чем-то отразиться. Поэтому он также называл истоком творчества чувства человека: «Я весь -переживаемые мною чувства, и этими чувствами я создаю мир» [3, 1391]. Философ подобно субъективным идеалистам предполагал, что способен создать мир «игрою своего настроения, своей улыбкой, своим вздохом лаской, гневом, надеждой, сомнением» [3,139]. В отношении творчества Скрябин уравнивает человека-творца и Бога по могуществу.

Считая, что дар творчества дан человеку свыше [7, 24], Скрябин полагает, что только сам человек может его обнаружить (как желание творить) и раскрыть, развить. Скрябин наделял творчество таким чертами, как стихийность, величественность, переменчивость, связывая это с тем, что творчество является одним из атрибутов Бога или Духа [3, 170-186]. Творчество художника, по его мнению, — это субъективное отражение существующей реальности, а также ее пересоздание.

Творческий процесс начинается вдохновением, источником которого служат явления природы, реальные наблюдения, а также творчество другого человека. В период взлета творческой мысли может быть создана только канва, которая нуждается в тщательной отделке, где уже главную роль играет не вдохновение, а кропотливый труд, поиск совершенных форм. Основной целью творчества, по мнению мыслителя, должно стать создание «идеального произведения искусства». Идеальное произведение искусства представлялось философу чрезвычайно важным пунктом, необходимым для дематериализации и последующей эволюции мира.

Важнейшим отличием одного цикла эволюции Вселенной от другого, по мнению Скрябина, являлось появление в каждом цикле особого вида живых существ, «особой культуры». Этот вид существ отличался от прочих организмов, существующих в текущем цикле тем, что именно он осознавал в себе частицу Духа, творческого начала. Для мыслителя наличие такого вида существ имело определенную цель — своими усилиями, своей творческой энергией и сплоченностью помочь завершиться циклу Вселенной. Современное человечество — именно такой вид живых существ, не первый и не последний в эволюции.

Скрябин условно называл смену циклов сменой рас. Понятие «раса» для него в данном контексте имело теософский смысл. Под расой подразумевалась замкнутая, отдельная стадия развития определенного вида живых существ, осознающих Дух [6, 34-35]. Эти расы сменяли друг друга, и смена шла тогда, когда предыдущая раса полностью исчерпывал

свой потенциал: «Дух должен исчерпать свою творческую способность, то есть опьяниться своим творчеством, прежде чем вернуться в состояние покоя» [3, 162].

Поскольку на данный момент в мире существует «человеческая раса», именно человек, творческая личность правит миром как творение и «представитель» Духа в материальном мире [6, 34-35].

Качественные переходы, вселенские преобразования, о которых уже было сказано, совершаются под управлением единоличного художника-творца. Не Бог, а человек помогает движению Вселенной, только он способен довести цикл эволюции до конца.

Первоначально Скрябин полагал, что личность-творец единовластно изменяет мир своей любовью и волей, материализуя желания, он совершенствует все, что его окружает и, в конце концов, приводит Вселенную к кульминации, завершению еще одного цикла [12, 237-240]. Однако со временем философ приходит к выводу о невозможности изменения мира посредством желания одного человека и обращается к идее «коллективного разума». В записях, которые мыслитель вел на протяжении всей своей жизни, он называет все человечество в целом силой, помогающей Вселенной завершить новый виток [3, 192-194; 9, 207]. Вдохновленные творческой личностью, люди, по мнению мыслителя, становятся единым организмом, Сверхчеловеком, который и позволяет завершиться очередной ступени эволюции мира.

Однако для того чтобы стать единым целым, человечеству необходима творческая личность. Скрябин представлял процесс всеобщего объединения следующим образом: некто избранный, личность-творец, создает «идеальное произведение искусства», которое объединяет все человечество, «настраивает души в унисон». Однако, по утверждению мыслителя истинное «идеальное произведение искусства» может создать только «идеальная личность».

Взгляды Скрябина на личность художника-творца соответствуют воззрениям Серебряного века, хотя и имеют некоторые особенности. В своем анализе личности-творца мыслитель делает акцент на внутреннем индивидуализме. По мнению мыслителя, только человек, осознавший свой внутренний индивидуализм, воспринимающий себя практически ным Богу, может реализовать себя в творчестве.

А.Н. Скрябин считал необходимыми для личности следующие качества: универсальность, энциклопедичность, способность творить в разных сферах деятельности. Он определял «идеальную личность» формулой "философ — музыкант — поэт». По мнению Скрябина и других философов Серебряного века, личность, сочетающая в себе знания и умения

из нескольких областей человеческой деятельности, способная к синтезу и творчеству на грани этих областей, сродни титанам Ренессанса. Она могущественна настолько, что может претендовать на роль демиурга-творца, совершенствующего мир, продолжающего дело Бога. Только такая личность способна создать «идеальное произведение искусства».

Скрябин сам пытался соответствовать критериям идеальной личности[4, 3-4; 5, 5-6; 9, 208-221; 17,94-107]. Он выделялся из толпы внешностью, манерой поведения и общения, нешаблонностью мышления; проявил себя в философии, музыке, поэзии, даже механике; наконец, попытался создать «идеальное произведение искусства», которое послужило бы оправданием его философских взглядов. Воплощение своих теоретических построений, своей модели эволюции бытия явилось задачей его музыкального творчества. Вся жизнь мыслителя была посвящена созданию «идеального произведения искусства».

Теоретической основой идеального произведения должны стать философские убеждения личности-творца. Они могут быть выражены в авторском тексте, который будет сопровождать произведение и который станет направляющим вектором, исключающим разночтения и неправильные толкования. Основой для синтеза искусств мыслитель предлагает сделать музыку как искусство максимально нематериальное и эмоциональное [3: 156, 208, 325; 9, 134-135]. В мелодию должны вплестись свет, слово, жест, танец, архитектура, даже аромат.

Основную задачу «идеального произведения искусства» Скрябин видел в настройке всего человечества на одну волну, в создании условий для объединения человечества, чтобы потом общими усилиями творчества завершить цикл развития Вселенной. Произведением, которое объединит весь мир, по мнению Скрябина, должна была стать его «Мистерия». Оно должно было исполняться один раз и, по замыслу мыслителя, призвать человечество к воссоединению, восстановлению в памяти всего положительного, что было создано на протяжении его существования-В процессе прослушивания «Мистерии» должен произойти всеобшии подъем, «всплеск энергии, завершающийся экстазом и... смертью, дематериализацией, гибелью материального мира». «Мистерия» по замыслукомпозитора должна была стать настоящим идеальным произведением искусства, выполняющим свои функции и приводящим к «завершению мирового цикла, к выходу на новую ступень развития Вселенной».

На современном этапе идеи Скрябина получают новое развитие.·С одной стороны, становятся все более востребованными его практические достижения, в современном искусстве актуализируются идеи синтеза, сознательного отступления от канонов. В настоящее время в большей

степени разрабатывается идея слияния музыки и цвета/света (лазерные световые шоу, видеоклипы). «Погружение в эпоху», основанное на синтезе музыки, живописи, архитектуры и слова, современные методики единогласно считают наиболее продуктивным.

С другой стороны, идеи Скрябина о творческом принципе как основе Вселенной, о потенциале личности-творца, о преобразовательных возможностях произведения искусства актуальны как интересный теоретический поиск возможных путей преодоления духовных кризисов, весьма нередких в человеческой истории.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. М., 1987.

2. Кричевская Ю.Р. Модернизм в русской литературе: Эпоха серебряного века. М., 1994.

3. Материалы по истории русской музыки и литературы // Русские пропилеи. Т. 6. Ч. 2.

М., 1919.

4. Неменова-Лунц М.С. Из воспоминаний об А.Н. Скрябине // Искусство трудящимся. 1925. № 22.

5. Неменова-Лунц М. С. Памятные встречи со Скрябиным // Музыкальная жизнь. 1965. №10.

6. Оссовский A.B. Скрябин. (Характеристика творчества и личные воспоминания): Доклад 22.02.1941г. (стенограмма) ЛГАЛИ. Фонд 82, оп. 3, дело 129.

7. Письма АН. Скрябина [к Н.В. Секериной] / Ред. Л.Л. Сабанеев. М., 1923.

8. Письма А.Н. Скрябина к А.К. Лядову / Сост. A.B. Оссовский // Орфей. Книги о музыке. Кн. 1. СПб., 1922.

9.ПряшниковаМ.Н., Томпакова ОМ. Летопись жизни и творчества АН. Скрябина М., 1985.

10. Сабанеев Л.Л. Воспоминания о России. М., 2004.

11. Сабанеев Л.Л. Воспоминания о Скрябине. М., 1925.

12. Сабанеев Л.Л. Воспоминания о Скрябине. М., 2003.

13. Сабанеев Л.Л. Скрябин. М., 1922.

14. Сабанеев Л.Л. Скрябин. М.-Пг., 1923.

15. СабанеевЛ.Л. Скрябин. Пп, 1916.

16. Скрябин А.Н. Альбом / Сост. E.H. Рудакова. М., 1979.

17. Скрябин А.Н. Письма. М., 1965.

18. Скрябин А.Н., Беляев М.П. Переписка / Сост. и коммент. В.М. Беляева. Пг., 1922.

19. Скрябин A.C. Творчество, устремленное в будущее//Специалист. 1992. №4.

20. Ученые записки. Выпуск второй. М., 1995.

21. Ученые записки. Выпуск первый. М., 1993.

22. Ученые записки. Выпуск третий. М., 1993.

23. Ученые записки. Выпуск четвертый. М., 1993.

24. Шлецер Б.Ф. От индивидуальности к всеединству//Аполлон. 1916. №4/5.

25. Brent-Smith A. Some reflections on the work of Scriabin // Musical Times. 1926. LXVII.

26. SkriabinA. Notes et réflexions... Par Marine Scriabine. Paris, 1979.

ЛИЧНОСТЬ. КУЛЬТУРА. ОБЩЕСТВО. 2007. Вып. 4(39)

Л.Ю. БЕЛЯКОВА

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.